быть грубым значит забывать собственное достоинство

Чернышевский Николай Гаврилович

Русский писатель, критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы «Что делать?», «Пролог» (незавершенный), повести «Алферьев», «История одной девушки», цикл «Мелкие рассказы», пьесы, работы по эстетике и по истории литературы, в том числе «Эстетическое отношение искусства к действительности», «Критический взгляд на современные эстетические понятия», «Возвышенное и комическое», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Сочинения и письма Н. В. Гоголя», «Об искренности в критике», «Бедность не порок», «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Губернские очерки Щедрина», «Русский человек на randez-vous», «Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского», философские работы и др.

Без грамматики никому нельзя обойтись.

Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком.

В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь.

В повестях и рассказах — Пушкина, Лермонтова, Гоголя общее свойство — краткость и быстрота рассказа.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

В чем разумность уважения к ученым? В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.

Важнейший капитал нации — нравственные качества народа.

Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине.

Где нет жизни — нет идеи; где нет бесконечного разнообразия — нет жизни.

Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития.

Гипотезы, даже ошибочные, имеют и хорошую сторону: они возбуждают деятельность мысли.

Голодный человек, конечно, не может чувствовать себя хорошо; но и сытый человек не чувствует себя хорошо, когда вокруг него раздаются несносные для человеческого сердца стоны голодных.

Господствует мелочная погоня за эффектностью отдельных слов, отдельных фраз и целых эпизодов, расцвечивание не совсем натуральными, но резкими красками лиц и событий.

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

До Пушкина ещё никто не писал таким лёгким и живым языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть, ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями. И необходимейшею подготовкою для возможности приобретать его должны быть усердные занятия французским, немецким и английским языками.

Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни.

Есть люди, которым всякое правдивое слово кажется жестким, как бы оно ни было умеренно.

Живой человек не может не иметь сильных убеждений. Не проводить убеждений могут только те, которые не имеют их: а не иметь убеждений могут только люди тупые или люди бессовестные.

Заботьтесь о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова.

Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно.

Истина только потому и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи.

Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Каждый отдельный человек — должник общества за свое умственное развитие.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность.

Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собою, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Ложные по своей основной мысли произведения бывают слабы даже и чисто художественном отношении.

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

Любить умеет не только тот, кто любит кричать о своей любви; у умного человека чувство выражается и словом и делом, у иного только делом, и, может быть, тем сильнее, чем молчаливее.

Мы судим о книге по самой книге, а не по выставленному на ней имени.

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.

Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него. Испортишь дело — выйдет мерзость.

Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна.

Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.

Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

Ныне довольно много найдется людей, не считающих эстетику наукой, заслуживающей особенного внимания.

Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях.

Особенно сходны все хорошие книги в том, что непременно возбуждают в читателе желание думать о том, что справедливо, прекрасно и полезно для людей.

От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, — снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.

Отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения.

Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы — пустота и ничтожность перед чувством сыновней любви и благодарности.

Ошибки людей сильного ума тем именно и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.

По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение — только напрасная трата времени.

Поэт не знает основательно жизни и сердца человеческого: это знание достигается только глубоким изучением философии.

Право жить и быть счастливым — пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.

Практика — великая разоблачительница обманов и самообольщений…

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.

Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.

Природа и жизнь производят прекрасное, не заботясь о красоте: она является в действительность без усилия и, следовательно, без заслуги в наших глазах, без права на сочувствие, без права на снисхождение.

Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его состоит в успехах и развитии знаний.

Противник, не церемонящийся относительно деликатности своих слов дает право отвечать ему таким же образом.

Пуста и бесцветная жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.

Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.

Расточительность сама в себе носит предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Русский публике нравится та манера писать прозой, которой держался Пушкин. Он любил в прозе простоту, чуждался витиеватости.

Самую жалкую фигуру представляют не те люди, которые имеют ошибочный образ мыслей, а те, которые не имеют никакого определенного, последовательного образа мыслей, которых мнения — сбор бессвязных обрывков, не клеящихся между собой.

Семейная любовь — самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека.

Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием.

Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.

Смешное пробуждает в нас чувство собственного достоинства.

Советую… совершенно легко читать книги по крайней мере на трёх важнейших языках ученой деятельности: английском, французском и немецком.

Стройные и сознательные убеждения развиваются в человеке не иначе, как или под влиянием общества, или при помощи литературы.

Сущность поэзии в том, чтобы концентрировать содержание; разведение водой убивает ее.

Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости.

Труд доктора — действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот.

Труд есть деятельность мозга и мускулов, составляющая природную, внутреннюю потребность.

У каждого хорошего писателя бывает свой собственный слог.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.

Ученый должен искать истину, ценить ее дороже своих личных желаний или отношений.

Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели.

Характер человека всего больше выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.

Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов.

Честность только в личных делах, не сопровождаемая никакими определенными понятиями об общих вопросах народного лага, приносит слишком мало пользы обществу.

Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды.

Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь: неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

Язык Гоголя в наше время образцовый русский язык, что лучше Гоголя никто не писал прозою по-русски.

Ясное в подлиннике должно быть ясно и в переводе…

Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов

Источник

Быть грубым значит забывать собственное достоинство

«В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком».

Идея создания «Словаря афоризмов русских писателей» принадлежала видному лингвисту, лексикографу — профессору Александру Николаевичу Тихонову. Он же возглавил и авторский коллектив, подготовивший объемный материал, часть которого вошла в настоящий словарь.

К нашему глубокому сожалению, Александр Николаевич Тихонов ушел из жизни, когда редакционная работа над словарем продолжалась.

Издатель выражает благодарность одному из авторов словаря — кандидату филологических наук Анжелике Викторовне Корольковой, которая после безвременной кончины проф. Тихонова А. И. завершила подготовку словаря к изданию.

ПРИРОДА АФОРИЗМОВ. СЛОВАРЬ АФОРИЗМОВ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Последнее десятилетие ознаменовалось особым вниманием к афоризмам и афористике, хотя интерес к меткому слову вообще существовал у человечества с древнейших времен. (Самым древним памятником афористики считается древнеегипетское «Поучение Кагемни», около 2900 г. до н. э.!) Библиотека афористической литературы огромна, и она значительно расширилась в последнее время, причем за счет большого количества словарей и энциклопедий. Казалось бы, лексикографическая обработка афоризмов должна внести некоторую упорядоченность в теорию афоризмов. Но все происходит как раз наоборот. Многочисленные лексикографические работы сомнительного качества только усиливают хаос в этой области лингвистики. Ни в одном подобном издании мы не нашли описания принципов вычленения афоризмов из художественных и иных текстов; нет и определения афоризма как отдельной семантической единицы. В некоторых изданиях такого рода, иногда весьма самонадеянно названных энциклопедиями, есть и явные ошибки.

Остается масса вопросов даже относительно самого термина — «афоризм». Однако в общей лингвистике и литературоведении не вызывает сомнения существование особых авторизированных высказываний (изречений), которые по традиции именуются афоризмами.

Определение афоризма содержали самые старые словари русского языка, например «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: «Афоризм — короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и рассуждении; отрывочное, но полное по себе положение». В словаре М. И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» термин «афоризм» объясняется следующим образом: «Краткие, отдельные изречения, отрывочные, без внутренней связи между собою».

В настоящее время в литературоведении афоризмом принято считать краткое изречение, в котором в лаконичной, художественно заостренной форме излагается обобщенная мысль. Так данный термин трактуется, например, в Литературном энциклопедическом словаре. Там же совершенно справедливо утверждается, что афоризм выявляет общее и типическое в действительности. С точки зрения литературоведения афоризм включает в себя максимы (афоризмы морального содержания) и сентенции (афоризмы без имени автора), апофтегмы (афоризмы, приписываемые определенному автору), хрии (афоризмы определенного лица в определенных условиях). Дополним эту классификацию таким жанром, как гномы (нравоучительные изречения в стихах, особенно популярные в Древней Греции и восточных культурах). В «Поэтическом словаре» Квятковского афоризмом называется «изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль». Это же определение повторяется во многих толковых словарях современного русского языка.

В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой нет определения афоризма, но в некоторых словарных статьях, например, синонимически сближаются термины афористический, гномический (принадлежащий гноме) и пр.

Общеизвестно, что при анализе афоризма можно установить текст, из которого он извлечен, и автора — создателя данной фразы.

Афоризмы хотя и считаются литературным жанром, но не содержат художественного образа. Главное в них — мысль, парадоксальная, противоречивая, раскрывающая некоторую относительность общепринятых истин. Афоризмы чаще всего извлекаются из художественных текстов (намеренно или нет), но и в этом случае они иллюстрируют не индивидуальные переживания персонажа, а содержат мысли, имеющие всеобщий смысл. Таким образом, афоризмы практически не зависят от широкого контекста. (В некоторых случаях они могут составлять отдельные книги, как, например, у Козьмы Пруткова, Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера или Лихтенберга). Афоризмами не могут считаться высказывания персонажа, если они явно противоречат целостному миропониманию автора.

Проблема вычленения афоризма из контекста продолжает оставаться дискуссионной, так как пока нет ясности в вопросе о формальных признаках афоризма.

Однако некоторые признаки афоризма можно считать вполне определенными и не вызывающими особых разногласий ученых. Достаточно часто афоризмы тяготеют к ритмической упорядоченности и имеют закрепленный порядок слов, являются структурно замкнутыми с синтаксической точки зрения. (Особенно ярко это проявляется в поэтических афоризмах.).

Афоризм — это высказывание вполне устойчивой формы и представляет собой единое неделимое целое. В их состав нельзя ввести какие-либо компоненты, как нельзя произвольно извлечь из них что-либо, не изменив при этом смысла фразы, т. к. афоризм представляет собой суждение.

Постоянно вызывает вопрос объем высказывания, при котором оно является афоризмом. Афоризм обычно включает в себя от одного до трех предложений разного типа. При большем объеме — это афористическое высказывание, которое отличается от афоризма лишь длиной фразы.

Вне афористики остаются фразеологические (устойчивые) обороты, пословицы и поговорки, а также парадоксы, каламбуры, эпиграммы и др.

Цельность афоризмам придает широкое использование тропов и стилистических фигур, таких как анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, различные параллелизмы и др.

Анафора представляет собой повтор слов или группы слов в начале смежных фраз. Например: Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И. С. Тургенев).

Эпифора, наоборот, представляет собой повтор слов или группы слов в конце смежных фраз. Например: Не верьте словам ни своим, ни чужим, а верьте делам и своим и чужим. (Л. Н. Толстой).

Большая часть афоризмов построена на антитезе, где используются антонимы как общеязыковые, так и контекстуальные. Например: Где слабый ненавидит — сильный уничтожает. (А. С. Грин).

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа от читателя или собеседника. Например: Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль? (А. С. Пушкин).

Использование стилистических фигур и тропов не только укрепляет структуру афоризма, но и обуславливает его эмоциональную действенность и оригинальность.

Афоризмы отличают концептуальная цельность, смысловая законченность, а также понятийная завершенность. Отдельным афоризмам свойственна определенная экспрессивность, что зачастую объясняется очень личным характером афоризма, выражающего чувства автора. Истинно глубокие патриотические чувства прослеживаются во всех афоризмах, посвященных Родине:

Россия — это пароход, потерпевший в море крушение. Мы должны спасти гибнущую страну и самих себя. Довольно розни и вражды. (Артем Веселый).

Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. (В. Г. Белинский).

Что такое родина? Это — весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это — прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер… (А. Н. Толстой).

Источник

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Дидактический материал

Г. В. АРЖАНИКОВ,
г. Котовск, Тамбовская обл.

Устные тренировочные упражнения

Упражнение № 1. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

Упражнение № 2. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире.

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Упражнение № 3. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)
6. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
8. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
9. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
10. Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
11. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
12. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)

Упражнение № 4. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

Упражнение № 5. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

Упражнение № 6. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

Упражнение № 7. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему в них отсутствует тире перед словом это.

Упражнение № 8. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире.

1. Ты каждой дыре гвоздь. (Н.Кузьмин)
2. Один болван, а другой дурак, и оба шуты гороховые. (Э.Ожешко)
3. Вы стреляный воробей. (Г.Федосеев)
4. В этом городе южном я маленький школьник. (С.Липкин)
5. Ты мой дядюшка, я твой племянник. (Сказка)
6. Дружба крепче багдадской стали. (Пословица)
7. Ах, годы детства сладки до дрожи. (А.Марков)
8. И место у тебя неприятное такое. (Н.Лесков)
9. Знаешь ли ты, что вся эта земля по-настоящему твоя? (Н.Гоголь)

Упражнение № 9. Выразительно прочитайте предложения. Чем обусловлена в них постановка тире между подлежащим и сказуемым? Можно ли считать пунктуационной ошибкой отсутствие тире в этих предложениях при написании диктанта?

1. Меня война в себя впитала, я – сын ее. (Р.Рождественский)
2. Ты – явь, не греза. Свой облик помни. Ты – слиток света. Умам – звено. (А.Хамардюк)
3. Ты – мука моя, ты вся – неизвестность. (А.Марков)
4. Стоит у окна всадник. Конь – вороной, сабля – светлая, папаха – серая, а звезда – красная. (А.Гайдар)
5. Но большинство озер – черные. (К.Паустовский)
6. Глаза – голубых цветов голубей. (Э.Асадов)
7. Честь не дано сто раз приобретать. Она – одна. (Э.Асадов)

Упражнение № 10. Потренируйтесь в выразительном чтении следующих предложений. Продиктуйте их так, чтобы одноклассники обязательно поставили авторское тире. На какой член предложения будет приходиться логическое ударение?

1. Земля моя, милая матерь! Я больше не воин, я – пахарь, я – сеятель, я – ваятель, я весь для работы распахнут. (В.Боков)
2. Да, я – россиянка, он – белорус. (Е.Шевелева)
3. Я весь – порыв, я весь – обрыв, и я – нежней свирели. (К.Бальмонт)
4. Ты – мое солнце, ты – моя жизнь. Ты – смысл моего существования. Заклинаю тебя, скажи: ты любишь меня? (И.Сургучев)
5. Скамейки – полосатые, как зебры. Занавес – похожий на фартук маляра. (А.Рыбаков)

Упражнение № 11. Прочитайте внимательно следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Какой вывод можно сделать?

Упражнение № 12. Попарно прочитайте следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Чем обусловлено отсутствие/наличие тире в этих примерах?

Упражнение № 13. Выразительно прочитайте предложения. Укажите, какие тире обязательны в примерах, а какие – факультативны. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Любить иных – тяжелый крест. (Б.Пастернак)
2. Ты – это ключ к загадкам бытия. Ты сам – загадка и ее разгадка. (В.Сидоров)
3. А творчество – второе имя жизни. (В.Сидоров)
4. Любовь и мудрость – вот закон Вселенной, через любовь – спасенье человека. Чрез мудрость – возвышение его. (В.Сидоров)
5. Мир велик, а родина – одна! (Э.Асадов)
6. Твоя пустыня – как вулкан потухший, как буря, задремавшая в песке. (Д.Ковалев)
7. Ты – созидатель всяческих преград, я – разрушитель всяческих препятствий. (В.Сидоров)
8. Все это для поэта – путы. Его пророческий рожок – стихи. Они – его оружье. (А.Марков)
9. Топ да топ от кустика до кустика – неплохая в жизни полоса. (Н.Рубцов)
10. Древко копья из кедра, оно – как сталь. (И.Бунин)

Упражнение № 14. Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Есть ли пунктуационные ошибки? Аргументируйте свой ответ.

1. Потерять свободу – то же, что лишиться здоровья. (В.Гроссман)
2. Для самих туркмен пески – то же, что леса для северного человека. (Н.Тихонов)
3. Иной-то князь в своем уделе то же, что боярин в вотчине. (Э.Зорин)

Упражнение № 15. Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Можно ли считать ошибкой отсутствие тире в 1–4-м предложениях? Нужно ли тире в 5-м предложении? Почему?

1. Все-таки какое счастье иметь приют в такую непогоду! (Г.Федосеев)
2. Какое большое счастье от шума дождя вставать, в знакомые двери стучаться, свои для друзей открывать! (В.Соколов)
3. Какое счастье быть всегда самим собой! (Ю.Жадовская)
4. Как хорошо, какое счастье участвовать в решающей битве за родину! (В.Гроссман)
5. Какое счастье – к отчему крыльцу нести в себе вину, а не обиду! (Б.Чичибабин)

Упражнение № 16. Сравните пунктуацию в приведенных ниже парах предложений. В каких из них знаки препинания расставлены в соответствии с правилами?

1. Лес и брат мой, и сестрица, глушь – сама родная мать. (М.Чернолусский) – Сон в походе – и лекарь, и диспетчер. (Г.Федосеева)
2. Ваш взор то солнца луч, а то мороз, но одинаково достигший цели. (В.Шершеневич) – И небо от края до края – то кровь, то лиловая тьма. (В.Луговской)

Упражнение № 17. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

1. Слова их то плети, то хитрые сети. (Э.Асадов)
2. Красногорское – село большое. (П.Васильев)
3. Спрятать старость – возможное ль дело? (М.Джалиль)
4. Сказка – таинство жизни и песни подруга, жить без сказки – что постную кашу жевать! (Н.Грибачев)
5. Мне пир как похмелье, минута что год, и хлеб словно камень, и хмель не берет. (Б.Ручьев)
6. Парчой обтянутые кресла – точь-в-точь кровавая заря. (А.Марков)
7. Человек с погибшей совестью уже никто. Не человек! (Э.Асадов)
8. Любовь есть мудрость сердца твоего. А мудрость есть любовь ума и духа. (В.Сидоров)
9. По годам я давно уж маршал, а судьбой навсегда солдат. (С.Орлов)
10. Война – потоки крови, и море слез – война, война – пожар багровый, проверка душ она. (А.Марков)

Упражнение № 18. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

Письменные тренировочные упражнения

Упражнение № 19. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

Упражнение № 20. Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

Упражнение № 21. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

Упражнение № 22. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1. Для медведя кустарник его дом. (Г.Федосеев)
2. Зерно провеянное это частица щедрости земной. (С.Смирнов)
3. Стоять молча значит показать свою нерешительность. (А.Аросев)
4. Человек этот охотник. (Е.Салиас)
5. Великое несчастье неумение переносить несчастье. (Бион)
6. Упрямство вовсе не твердость характера а слабость или просто боязнь нового неведомого. (В.Кожевников)
7. Луна словно репа а звезды фасоль. (А.Прокофьев)
8. Не золотое но славное времечко белая зимушка наша зима! (С.Викулов)
9. Что человеку надо? Вот вопрос, доселе не имеющий ответа. (Н.Грибачев)
10. «Один в поле не воин» устаревшая пословица. (Из газеты)

Упражнение № 23. Прочитайте предложения. Выпишите лишь те, в которых есть авторские (факультативные) знаки препинания. При переписывании расставьте знаки в соответствии с изученными правилами.

1. Она – бригадир, ее дело – лес сажать. Эти леса ей и дом, и работа, и отдохновение от трудового дня. (Из газеты)
2. Жить без друзей – все равно что не жить. (И.Шаферан)
3. Нет, поэзия – вовсе не вздохи, а согласье высоких идей. (В.Широков)
4. Мне в России жить – словно с милой быть, а о счастье петь – как по Волге плыть. (В.Сорокин)
5. Гнезда – больше не жилье, не жильцы в них больше птицы. (В.Боков)
6. Я не злющая оса, не хитрющая лиса, я – росинка-слезонька, из лесу березонька! (О.Фокина)
7. Трава-то от дождей – словно тесто от дрожжей: вытянулась вдвое! (О.Фокина)
8. Ощущение неволи – это как удушье. (В.Ажаев)
9. И под платочком темным седина – как белый отблеск встреченных березок. (А.Романов)
10. Наблюдать животных в их естественных условиях, да еще таких чудесных прыгунов, как снежные бараны, поистине большое удовольствие! (Г.Федосеев)

Упражнение № 24. Прочитайте предложения. Выпишите лишь те, в которых есть авторские (факультативные) знаки препинания. При переписывании расставьте знаки в соответствии с изученными правилами.

Упражнение № 25. Перепишите, расставляя знаки препинания. Какое предложение лишнее в этом упражнении? Почему?

1. Нам твердыня это имя. (А.К. Толстой)
2. Факты это воздух ученого. (И.Павлов)
3. Солнечный круг небо вокруг это рисунок мальчишки. (Л.Ошанин)
4. Но молчание это неслышный разговор между сидящими у костра. (В.Песков)
5. Большая воля это стержень души характера судьбы. (Л.Татьяничева)

Упражнение № 26. Перепишите, вставляя недостающие знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Почему?

1. Небо, вымытое ливнем, чистое стекло. (Н.Зарьян)
2. Молчанье, исторгающее мысли, вот лучший способ нашего общенья. (В.Сидоров)
3. Жить таким образом, как мы до сих пор жили, это безумие. (А.Писемский)
4. Талант, говорят, это дарование. (О.Горчаков)
5. А время, коль хотите, это древо познания добра и зла. (В.Сидоров)
6. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет. (К.Паустовский)
7. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего. (М.Горький)
8. Географы, как я замечал, всегда странные люди. (М.Пришвин)
9. Дубава, кажется, друг Корчагина. (Н.Островский)
10. После школы печать, несомненно, первый учитель языка. (К.Федин)

Упражнение № 27. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания. Графически обозначьте грамматические основы предложений. В чем их синтаксическое своеобразие?

1. Решиться значит победить слова, достойные мужчины. (Д.Кугультинов)
2. Пуля дура штык молодец это не изречение. (В.Чукреев)
3. Не жалей себя это самая гордая самая красивая мудрость на земле. (М.Горький)
4. «Крутится вертится шар голубой» глупая песенка из позабытых. (С.Орлов)
5. Свобода это когда забываешь отчество у тирана. (И.Бродский)
6. Юность это когда безмерно довольны судьбой это время когда не пугают тревоги. Юность это когда остаемся мы самими собой а потом оставляем себя на житейской дороге. (В.Фирсов)

Упражнение № 28. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания. Графически обозначьте грамматическую основу предложений. В каких из них обратный порядок слов? Влияет ли инверсия на постановку тире между главными членами?

1. Славное место эта долина! (М.Лермонтов)
2. Горница эта с освещенными окнами прихожая. (Е.Салиас)
3. Рядовые эти молодые люди, красивые чисто одетые и щеголеватые с виду. (Е.Салиас)
4. Вероятно, прекрасная страна эта Россия. (И.Сургучев)
5. Удивительно гостеприимный народ эти итальянцы! (Э.Войнич)
6. Ужасные бестии эти азиаты! (М.Лермонтов)
7. О, какой же беззаботный пройдоха этот ветер, свистящий в уши! (В.Александровский)
8. Священное право всякого народа иметь своих героев святых и подлецов. (В.Гроссман)
9. Нелегкая задача запереть шоссе удержаться устоять против ударного кулака немцев. (А.Бек)
10. В снег такое наслаждение слушать длинные умные рассуждения. (Б.Пастернак)

Упражнение № 29. Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.

1. Молодость – это мечта. Это – вера. Это – тяготение к подвигу. Это – лирика и романтика. Это – большие планы на будущее. Это – начало всех перспектив. (Н.Хикмет)
2. Вечер был серый, тихий. Небо, как могильный свод; Нева. как темное-темное зеркало; весь город в тумане-точно призрак или сновидение. (Д.Мережковский)
3. Неудачи – что камень на шее. (А.Нурпеисов)
4. Исчислять татарскую силу – что ковшами вычерпывать Волгу. Воздвигать для пришельцев преграду – что плотину строить для ветра. (Ю.Вронский)
5. Сказать печальную и обидную правду о друзьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага. (М.Горький)
6. Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они – воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран. (И.Гончаров)
7. Впрочем, жизнь всегда – за что-то бой. (Э.Асадов)
8. Находить примеры или самим создавать их – очень увлекательное занятие. (К.Паустовский)
9. Июнь в Норильске – ранняя весна. (Д.Кугультинов)
10. Одуванчик мне брат, а еще молочай и цикорий. Сердце радо ромашке простой. (Б.Чичибабин)

Исправлено ____ ошибок.

Упражнение № 30. Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.

1. Наконец-то нашел я прекрасный цветок. Это–сердце твое. (С.Рустам)
2. Зло – есть неволя, а добро – свобода. (С.Липкин)
3. Здесь, в северном крае, ненастье частый гость. (Г.Федосеев)
4. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – благое начало, соловьиная проза, пророческий стих. (Б.Чичибабин)
5. Что и говорить, девушка – чудо, но ведь и парень-то не промах! (А.Нурпеисов)
6. Ум без книги, что птица без крыльев. (Пословица)
7. «Б» – буква, бьющая барабанным боем. (В.Кубанев)
8. Снег, ручьи и незабудки – вот три возраста весны. (И.Лысцов)
9. Развлечение это – пустая трата времени.
10. Незамутненные глаза – что роднички на зорьке. (А.Марков)

Исправлено ____ ошибок.

Упражнение № 31. Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.

1. Паденье неизменный спутник страха, и самый страх есть чувство пустоты. (О.Мандельштам)
2. Книга для ума что теплый дождь для всходов. (Пословица)
3. Над совхозом полная луна, как медаль на гимнастерке неба. (Э.Асадов)
4. Искра смеха – будто лучик света! (Э.Асадов)
5. Говорят: «Лиха беда – начало!» (Э.Асадов)
6. Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний. (Ю.Гагарин)
7. Седина. Это надгробные свечи, вспыхивающие в волосах. (А.Аросев)
8. Храброму – и метель колыбель. (В.Каменский)
9. На морозе даже маленькая рана беда. (В.Барановский)
10. Дерзанье юности и мудрость зрелых лет – таков источник мировых побед. (Г.Кржижановский)

Исправлено ____ ошибок.

Упражнение № 32. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.

Упражнение № 33. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.

1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
2. Человека считают царем природы не случайно.
3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
4. Степа был квадратный и неторопливый парень.
5. И в мире старцу утешеньем бывает природа, мудрость и покой.
6. Шум ветра, рокот мотора стали привычными звуками для туристов.
7. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
8. Маленькая собачка до старости щенок.
9. Хозяин в поле трактор.
10. Сказка песенке сестра.
11. Смелость силе воевода.

Упражнение № 34. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым не нужно было ставить тире.

1. Капля – это вовсе не капля, а прозвище восьмидесятилетнего старика. (М.Алексеев)
2. Привыкнуть к морозам, к ветрам, к долгой полярной ночи – это уже немало. (В.Песков)
3. Рана, перелом, ожог, ушиб – это всегда больно. (С.Долецкий)
4. Любому хорошему делу задумка – начало. (Э.Зорин)
5. Надежда – свет дневной во тьме ночной, опора сильных и бессильных сила. (К.Кулиев)
6. Как бы ни опасен был зверь, река – надежная защита от него. (А.Субботин)
7. Шлагбаум – тесаный жираф. (С.Орлов)

Упражнение № 35. Закончите пословицы, расставив в них знаки препинания.

1. Ненависть плохой.
2. Добрый друг.
3. Хлеб. а водица.
4. Детишек воспитать.
5. Дрова сечь.
6. Жизнь прожить.

Для справок: не поле перейти; не курочек пересчитать; не жалеть плеч; ценный клад на свете; советчик; батюшка, матушка.

Упражнение № 36. Допишите подлежащее в каждое предложение, расставьте недостающие знаки препинания.

Для справок: охота, Тобольск, Пушкин, молодость, дятел, Япония, напрасный труд, тяжелый труд.

Упражнение № 37. Выпишите вначале предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, а затем – оставшиеся. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Не сила хитрость, а каменные стены рушит. (А.Субботин)
2. Не сознаваться в своих поступках значит увеличивать их. (Л.Толстой)
3. Пять тысяч лет непостижимо огромный срок. (В.Песков)
4. Для смерти война праздник помешать ей веселиться большое дело.
5. Как трубы наши глотки, и как басы у нас баски. И словно скрипки мелодичные девчонок наших голоски. (Б.Куликов)
6. Рыбак-любитель, понятно, не добытчик. Он знаток ценитель и ревнитель родной природы. (Из газеты)
7. Побеждать глупейшее занятие. Не победить а убедить вот что достойно славы. (В.Гюго)
8. Людская молва что морская волна. (Пословица)
9. Дорога эта большак с телеграфными столбами по обочине и густой лесополосой по другой стороне. (Е.Носов)
10. Услуга в дружбе вещь святая. (И.Крылов)
11. Рабья трусость человека чувство ль? (Г.Абашидзе)
12. Млечный Путь будто русло речное. (В.Боков)
13. Не зверь в зверях еж, не птица в птицах нетопырь. (П.Мельников-Печерский)
14. Восход и закат словно в кузне посменные два кузнеца. (А.Кешоков)
15. Лес и зимой не сирота. (Пословица)
16. Здесь люди с природой пока что родня. (Б.Шишаев)

Упражнение № 38. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки.

1. Требовать благодарности глупость (не) быть благодарным подлость. (В.Ключевский)
2. Упасть (не) беда беда (не) подняться. (Пословица)/
3. Я (не) варяг, чтоб жить круша. Крушить (не) мой удел. (В.Кузнецов)
4. Добро есть свет а тьма источник зла. (С.Липкин)
5. Горе на двоих (пол)горя радость на двоих две радости. (Пословица)
6. Народов пр_знанья ему (не) хвала народов проклятья ему (не) упреки. (Д.Веневитинов)
7. Мшанский район лес да болота; в реках и речушках вода как густо заваре_ый чай. (В.Курочкин)
8. У Жоржа и милость (не) справедливость. (Е.Салиас)
9. (Н_) чего (не) уметь как души (не) иметь. (П.Елфимов)
10. Улика (то) эта (не) улика вот что требуется доказать. (Ф.Достоевский)

Упражнение № 39. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки.

1. Скверная эта штука (не)проше_ый гость в небе. (Е.Носов)
2. Башмаки на струга_ой подметке рукавиц затрепа_ая пара ж_сткая брезентовая куртка вот и все богатство сталевара. (М.Матусовский)
3. Мир это шелест листов и листьев мир это ш_рох колес и колосьев мир это ярость косы и кисти мир это яркость проспектов и просек. (В.Кочетков)
4. Культура (не) роскошь (не) украшение жизни а главнейшее условие ее. (Ф.Роскольников)
5. Горш_к котлу (не) товарищ. (Пословица)
6. Обязанность старшего брата сестру от ошибок беречь. (С.Наровчатов)
7. Речи как мед а дела как полынь. (Пословица)
8. Поговорить с Кириллом все равно что подставить свое лицо под тихую ласку легкой отеческой руки. (А.Аросев)
9. (Не) щадный гнев ему вожатый ему сопутник звук булатный. (Е.Ростопчина)
10. То, что я сделал, к тебе спеша, (не) одолженье а долг. (М.Луконин)

Упражнение № 40. Проверьте по контрольному шифру, как вы усвоили тему.

1 – нужно тире
2 – не нужно тире

1. Пять тысяч награда не малая. (А.Кешоков)
2. Быть человеком значит быть свободным. (С.Липкин)
3. У тебя брошка вроде как пчелка. (А.Чехов)
4. Освобождение себя от труда есть преступление. (Л.Толстой)
5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок неплохой и рубака искусный. (Миртемир)
6. Прекрасный день тридцатое апреля. (Е.Долматовский)
7. Безволие никчемность родная сестра подлости. (В.Сухомлинский)
8. Да, мелеющее море что выгоревшее пастбище. (А.Нурпеисов)
9. Слезы в горе не грех. (Э.Ожешко)
10. Кроить не шить, после не распорешь. (Пословица)

Контрольный шифр: 1.122.111.221 (I вариант); 2.211.212.112 (II вариант).

Контрольные тексты

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Дятел – сын леса. Лес без дятла как поле без жаворонка, как море без чайки. Вся жизнь дятла проходит в лесу. Там его гнездо, там его «кузница», его «барабан» и «питьевое колечко».
«Кузница» – это щель в коре. В нее дятел втыкает шишку и разбивает чешуйки носом. А языком, длинным и липким, ловко выуживает из-под чешуек семена. «Питьевое колечко» – это ряд дырочек на березе, колечком вокруг ствола. Дятел пробивает дырочки носом и слизывает языком сладковатый сок. А «барабан» и есть барабан. Это крепкий сухой сучок. Дятел так быстро бьет в него носом, что получается громкая звонкая трель.
Кузнец, кольцевальщик и барабанщик! А еще и лесной хирург. Выстукает больное дерево, выслушает; клювом дырочку пробьет и вытащит языком вредного короеда или заболонника. Так и работает языком и носом. Но и это еще не все! Дятел еще и строитель. И строит он жилье не только для себя, а для многих жителей леса.

Примечание: предупредить учеников о постановке кавычек и точки с запятой в этом тексте.

Байкал – неповторимое творение природы. Глубина его – тысяча шестьсот двадцать метров. Озеро может вместить в свою котловину всю воду Балтийского моря, девяносто два Азовских и двадцать три Аральских. Для заполнения впадины озера все реки земного шара должны «работать» почти целый год.
Такой водоем – ценность мирового значения. Его надо беречь. Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины, а берега – от завалов и захламлений. Площадь водоохранной зоны – десятки тысяч квадратных километров.
Велика научная ценность Байкала. В озере обитают тысяча восемьсот различных животных и растений. Три четверти из них встречаются лишь в Байкале. Это озеро – природный музей. На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники.
Байкал – наша национальная гордость. Уберечь его от экологической катастрофы – дело чести всех россиян.

В голубой пелене неба плывут шесть лебедей. Но никто из охотников не стреляет в них. Каждого охватывает огненная жажда солнца, лета, сочной травы. С этими лебедями кончена зима. Восемь-девять месяцев мороза, снега, сумерек; сполохи неба, окоченелые пальцы, замерзающий на бровях пот – вот что такое зима здесь.
Птица же для колымчан – это весна. А весна – ежегодные трудности. С осени главная еда, конечно, рыба. К концу зимы она кончается. Вот почему весенние дни самые трудные, томительные, длинные. Приходится перебиваться кое-чем. А выручает охота. Птица весной – вот главное питание и единственное лакомство одновременно.
Осенью и зимой колымчане промышляют белую куропатку волосяной петлей. Куропатка прыгает в кустах, попадает в петлю и, не переставая идти вперед, душит себя. Но куропатка – мелкая птица. Мяса в ней на гроши, мало подспорья мужику от куропатки. Поэтому бить ее из ружья – значит даром заряд тратить. Настоящая птица – утка, гусь, лебедь. Охота на них начинается весной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *