быть добрым значит бороться со злом
6. 5. Как бороться со злом, надо ли с ним бороться
6.5. КАК БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ И НАДО ЛИ С НИМ БОРОТЬСЯ?
Л. Н. Толстой прав вообще, в общем контексте жизни. Жизнь в большинстве случаев нормальна, т. е. люди, как правило, не делают друг другу ничего плохого по злому умыслу. Поэтому зацикленность человека на теме борьбы со злом не вполне нормальна.
Человек, тратящий все свои силы на борьбу со злом, живет негативной, отрицательной жизнью, вынужден отказываться от простых человеческих радостей, от любви, творчества, вообще лишает себя нормальной жизни. Он живет как бы со знаком минус.
Такая жизнь может быть оправдана только в очень немногих случаях, например, если она продиктована профессией (уголовный розыск, обвинение в суде. ) или конкретными обстоятельствами борьбы с вопиющей несправедливостью.
Лучший способ борьбы с болезнями — не лечиться от них, а предотвращать, не допускать их, вести здоровый образ жизни. Лучший способ борьбы со злом — не допускать его в принципе, предотвращать его. Толстовское «непротивление злу насилием» основано на убеждении, что человек по своей природе добр и если совершает зло, то большей частью не по злому умыслу.
Ясно теперь, что если И. А. Ильин и прав со своим антитезисом (о сопротивлении злу силою), то лишь в отдельных случаях. Что говорить, ведь злодеи все-таки есть и с ними как-то надо бороться. (Только в этих случаях можно оправдать сентенцию «добро должно быть с кулаками»).
————————
Человек, делающий зло другим, прежде всего наносит вред себе, точнее, себе как человеку вообще, как общественному существу, причастному к жизни человеческого общества.
Всякие оправдывающие аргументы, вроде “другие делают зло и я буду” (“если другие делают зло, то почему я не могу делать зло?”), “мне плохо и пусть страдают другие”, “мне наплевать на других” и т. п., при внимательном рассмотрении не выдерживают критики.
Ведь они основаны на том, что нет человеческого общества, что люди — это шайка грызущихся друг с другом, воюющих друг с другом (по известному древнеримскому «человек человеку волк» или по гоббсовской формуле «война всех против всех»).
Вся история человечества свидетельствует против такого взгляда на отношения людей.
Во-первых, рост народонаселения. Люди плодятся и размножаются.
По данным науки в начале верхнего палеолита (полмиллиона лет назад) было максимум 100 тыс. человек; в начале неолита — 1 млн человек; в начале новой эры — 200 млн человек; к 1200 г. — 400 млн человек; в начале 17 века — 500 млн человек; в 1800 г. — 600 млн человек; в середине 19 века — 1 млрд человек; в 1890 г. — 1,6 млрд человек; в 2011 г. — 7 млрд человек. Прогноз на середину XXI века — 12-15 млрд человек.
Если бы люди постоянно враждовали, убивали друг друга, то их численность должна была уменьшаться. (Это, кстати, и происходит в отдельных случаях, когда вражда-война преобладают, одерживают верх в отношениях между людьми, народами, странами).
Во-вторых, рост продолжительности жизни. Первобытный человек жил в среднем не более 30-и лет. Сейчас продолжительность жизни во всем мире выше 50-и лет, а в наиболее развитых странах выше 70-80-и лет. Рост средней продолжительности жизни свидетельствует о том, что люди направляют усилия не на уничтожение друг друга, а на взаимную поддержку.
В-третьих, прогресс материальной и духовной культуры. Вражда и война всегда сопровождаются разрушениями, уничтожением культурных ценностей. Разрушения могут быть весьма значительными и даже превышать созидательные усилия людей. А что мы видим в общем и целом? — Безусловное преобладание созидания над разрушением.
Люди строят, производят сельскохозяйственные и промышленные продукты, изобретают, открывают новое, творят искусство. И делают они это в большинстве случаев совместно, сотрудничая и кооперируясь, оказывая друг другу поддержку-помощь. Даже если они соревнуются-конкурируют (в экономике, в спорте, на выборах и т. д.) — это не вражда-война, а борьба, ведущая к более высоким достижениям, способствующая развитию-прогрессу жизни.
Если созидание преобладает над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше.
О БОРЬБЕ ДОБРА СО ЗЛОМ (ПО ПОВОДУ РЕКЛАМЫ ОЧЕРЕДНОГО БЛОКБАСТЕРА «ЗОЛОТОЙ КОМПАС» В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НТВ)6-17 декабря 2007 г.
Как меня утомляют эти бесконечные фильмы на тему борьбы добра со злом! Такое впечатление, что добро никогда не побеждает, а зло никогда не терпит поражение. Мучительное переживание одного и того же, как в дурном кошмарном сне.
Не в ту сторону направляется мысль человека!
Борьба предполагает так или иначе победу одного над другим. Иначе это не борьба. Победа добра над злом в отдельно взятом фильме — это хорошо. Но когда мы видим бесконечную череду фильмов с одним и тем же сюжетом: борьбой добра со злом, то вроде бы и нет победы добра. В каждом следующем фильме зло, побежденное в предыдущем фильме, оказывается вновь могущественным, т.е. возрождается как птица Феникс. Так где же победа добра над злом?! Нет ее! Значит, нет и борьбы добра со злом!
(Добро побеждает зло. Еще Ролан Быков в фильме «Айболит 66» говорил — «Что ж оно побеждает, побеждает, да никак не победит?»).
Значит, врут кинематографисты. Они вроде бы против зла, а на поверку упиваются им, демонстрируют его во всей «красе», утверждают его неизбывность, неустранимость, смакуют сцены жестокости, насилия, убийства.
Нечто подобное мы можем наблюдать в проповедях религиозных деятелей. Вот наглядный пример: митрополит Кирилл (с февраля 2009 г. — патриарх Московский и всея Руси) сказал в телепередаче «Слово пастыря» 21 июня 2008 г., что «история есть борьба Бога с дьяволом или, говоря мирским языком, добра со злом».
Представители христианской религии часто представляют жизнь человека и человечества как арену борьбы Бога с дьяволом или добра со злом. Получается, люди только тем и заняты, что участвуют в борьбе Бога с дьяволом или добра со злом. Какая у них незавидная участь быть марионетками в руках этих кукловодов и, говоря по-простому, вечно находиться в пекле драки между силами добра и зла, не будучи субъектами этой драки! (Почти как в украинской поговорке «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат»).
Кстати, митрополит Кирилл не замечает явной несуразности своего утверждения. Ведь если история есть борьба Бога с дьяволом, а по смыслу она нескончаемая, то где же победа Бога над дьяволом (или добра над злом)? Совершенно очевидно, что борьба, любая борьба рано или поздно оканчивается, завершается победой одной из сторон. Не бывает борьбы без победы одной стороны и поражения другой.
Конечно, можно представить, что борьба Бога с дьяволом является затяжной и длится много тысяч лет, начиная с грехопадения первых людей (Адама и Евы) и до наших дней. Но ведь логика борьбы требует развязки и не где-нибудь в неопределенном будущем, а в конкретном сейчас. Иначе у людей не будет надежды на победу: она (эта победа) всё отодвигается и отодвигается в будущее, никогда фактически не наступая. Это как в дурном сне: ты догоняешь кого-то или убегаешь от кого-то — и это мучительно долго тянется вплоть до тяжелого, безрадостного пробуждения.
Вновь и вновь повторяющиеся сюжеты борьбы добра со злом помимо всего прочего уводят нас от реальных проблем жизни, связанных большей частью с ее продолжением и совершенствованием, с тем, что можно назвать проблемами внутри добра, с его деланием, развитием и умножением. Ведь не существует всегда равного себе добра. Оно может быть больше или меньше, того или иного качества, направления. Здесь гигантское поле для размышлений, познания и действия. Например, нуждающемуся в еде можно дать рыбу, а можно дать удочку для ловли рыбы.
Или можно заниматься благотворительностью, социальными программами, а можно оказывать благодеяния людям-человечеству путем открытий, изобретений, лучшего менеджмента, вообще творческой деятельности. Можно думать о благе-добре в пределах взаимоотношений с отдельными людьми, а можно думать также в масштабе целых групп людей, слоев, народов, наций, всего человечества и даже жизни вообще.
Отдельная группа проблем связана с принципом «не навреди». Он действует не только в медицинской практике, но и вообще в жизни, в любой сфере человеческих взаимоотношений. Как не допустить зло по неосторожности или по недомыслию? Здесь нет борьбы добра со злом, но есть проблема недопущения зла, своеобразной моральной профилактики.
Во всех этих случаях есть конфликт мотивов, интересов — весьма благодатная почва для разработки литературных, кинематографических и иных сюжетов.
_____________________________
Нужно также иметь в виду: само выражение «борьба добра со злом» волей-неволей направляет нашу мысль на то, что «добро должно быть с кулаками» (так говорил поэт М.Светлов). А этот путь-посыл весьма скользкий, если не сказать больше. Вместо того чтобы делать добрые дела, человек, выступающий от имени Добра и борющийся со Злом, должен всё время «тренировать» свои кулаки, совершенствовать бойцовские качества…
Примеры сочинений по направлению «Добро и зло»
Подборка различных сочинений, написанных по направлению «ДОБРО И ЗЛО». Выбирайте любое, читайте, ориентируйтесь на примеры. Раздел будет пополняться, сохраните ссылку!
Добавлены примеры сочинений с экспертной оценкой и комментариями (указаны ошибки). Все примеры вы сможете скачать в конце страницы в формате PDF.
Обсудить сочинения вы можете в комментариях ниже.
(Автор сочинения – Раевская Евгения Алексеевна)
В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлению доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим… Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабости? Разве доброта не может быть проявлением силы характера человека, переступившего через свою гордыню? На мой взгляд, проявление доброты требует определенных усилий, любви к ближнему, готовности пожертвовать чем-либо ради другого, (ПУНКТУАЦИОННАЯ) и отнюдь не является признаком слабости характера.
Существует множество примеров, когда человек проявляет милосердие даже несмотря на суровые обстоятельства. «Уроки Французского» В. Распутина заставляют читателя понять, что доброта требует готовности человека к самопожертвованию, преодолению трудностей и помощи ближнему. Автор показывает, что учительница играет с мальчиком в азартные игры на деньги, чтобы не задеть его гордость, помогает ему справиться с трудностями военного времени (ФАКТИЧЕСКАЯ). Даже когда героиню увольняют с работы, (ПУНКТУАЦИОННАЯ) и в жизни появляются новые трудности, она продолжает отправлять любимому ученику посылки и подарки. Бесспорно, поступки Лидии Михайловны были вызваны не слабостью характера, а внутренней духовной стойкостью, способностью проявлять милосердие даже в таких обстоятельствах.
Еще один пример проявления доброты, несмотря на все препятствия и трудности, мы можем найти в произведении М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов пережил ужасы войны, остался без семьи и друзей, разбитый и отчаявшийся. И вопреки всем обстоятельствам, находит возможность призреть беспризорного мальчика, такого же одинокого и несчастного, как он сам. К сожалению, не каждый человек, оказавшись в бедственное положение (ГРАММАТИЧЕСКАЯ), находит силы и средства для помощи ближнему.
Таким образом, проявление доброты следует считать признаком силы, а не слабости характера человека. Ведь (РЕЧЕВАЯ) для свершения добрых поступков необходимо обладать способностью и желанием помочь другому несмотря на мнение окружающих, жизненные трудности, собственную гордыню и страх. Доброта делает этот мир лучше, и поэтому нельзя относится к милосердию как к недостатку и проявлению слабохарактерности.
Требования
Критерии
Итог: сочинение получает «зачет: 5/5»
Что такое доброта? Направление: добро и зло
(Автор сочинения – Ширпужев Кирилл Андреевич)
Каждый по-своему понимает доброту. Для кого-то это безвозмездная помощь другим, а для другого (ПУНКТУАЦИОННАЯ) умение понять и поддержать человека. Несмотря на то, что каждый имеет общее представление о доброте, вопрос требует более глубокого размышления, чем просто общие фразы. Так что же такое доброта?
Прожив хоть (РЕЧЕВАЯ) и небольшой промежуток времени, я неоднократно встречался с проявлением доброты: помощь, сочувствие, умение выслушать и поддержать человека и не оставить его в трудной жизненной ситуации. И каждый раз, когда я вижу добрых людей, у меня возникает вопрос: какая сила движет человеком, который совершает добрые дела? Силы могут быть разные: желание получить выгоду, самоутвердиться или другие личные интересы, но самая главная, (ПУНКТУАЦИОННАЯ) движущая сила, (ПУНКТУАЦИОННАЯ)- это доброта. Именно она побуждает человека сделать доброе дело и не задумываться о наградах, она же может и призвать человека к самопожертвованию ради счастья других. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. К примеру, Данко – герой из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот персонаж горел настолько сильным желанием (РЕЧЕВАЯ) помочь людям и сделать доброе дело, что пошёл на самопожертвование ради их спасения. В тот момент он не думал о себе, он видел измученных и уставших людей, которые застряли (РЕЧЕВАЯ) в непроходимом лесу, и именно его доброта и смелость спасла им жизнь. Также из этого аргумента можно сделать вывод о том (ГРАММАТИЧЕСКАЯ), что доброта – это в какой-то степени проявление смелости, ведь (РЕЧЕВАЯ) хотеть сделать добро и делать добро – это разные понятия. Для второго ещё необходима смелость, которая поможет проявить себя и перейти через порог стеснений и страха. (РЕЧЕВАЯ)
В качестве второго аргумента обратимся к произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Маленький принц является ярким примером проявления доброты (РЕЧЕВАЯ), не смотря на то, что добро проявляется по отношению к цветку. (РЕЧЕВАЯ) Этот персонаж ухаживает за розой, защищает её от ветра и просто с ней разговаривает. Делает он это бескорыстно, не смотря на то, что роза ведёт себя гордо. Даже оказавшись на другой планете, принц думает и переживает о своей розе. Это ли не доброта? Если нет, то тогда что? Умение заботиться, несомненно, один из факторов доброты, который помогает не бросить того, кто нуждается в поддержке и помощи.
Все приведённые аргументы убеждают нас в том, что доброта – это самопожертвование, умение заботиться и думать о других, понимать их и сопереживать им, а также, доброта – это желание помочь другим, облегчить их страдания и сделать жизнь счастливее.
Требования
Критерии
Итог: сочинение получает «зачет: 5/5»
Кого можно назвать добрым человеком?, ДОБРО И ЗЛО
(Санатулина Арина Фяридовна)
Добро и зло – это вечная проблема и вечный вопрос человечества (РЕЧЕВАЯ). Эти понятия порой так сильно смешиваются в человеке, что порой (РЕЧЕВАЯ) невозможно понять (ПУНКТУАЦИОННАЯ) какое определение играет главенствующую роль (РЕЧЕВАЯ). Кого же можно назвать добрым человеком?
Ответ на этот вопрос хорошо прослеживается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я считаю, что примером по-настоящему доброго человека в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри. Этот человек считает всех людей добрыми, радуется каждой в жизни мелочи. Он помог Левию Матвею стать мягче, сделал его добрее. Даже когда Понтий Пилат приговорил его к смерти, Иешуа счел его добрым человеком и не злился на Пилата. В этом человеке нет зла, он видит в мире только добро и совершает только добро.
Другим героем романа является Понтий Пилат. Я думаю, что этого человека нельзя назвать добрым. Прокурор (ФАКТИЧЕСКАЯ) приговорил невинного человека, Иешуа Га-Ноцри, к смерти, чтобы не разгневать общество и первосвященника. Пусть Понтий Пилат и раскаялся в своем действии позже и покарал Иуду, подставившего (РЕЧЕВАЯ) Иешуа, его нельзя назвать добрым человеком, поскольку главенствующую роль его характера (РЕЧЕВАЯ) занимает трусость, страх быть отвергнутым и смещенным с поста прокурора, если он освободит Иешуа.
Роман Михаила Булгакого показывает нам действия двух эпох. Иешуа и Понтий Пилат являются героями одной эпохи, но среди людей другой эпохи тоже находятся добрые люди, например, Маргарита. Она является очень добрым персонажем, например, заботится о мастере, несмотря на то, что он просит ее уйти. Она также разрешает своей служанке быть свбодной, что тоже является поступком доброго человека.
Таким образом, подводя итоги (РЕЧЕВАЯ), хочется сказать, что добрый человек – это человек, который не только совершает добрые поступки, но и не боится отвечать за них. Добрый человек с удовольствием заботится о ближнем, как, например, Иешуа о Левии Матвее, а также совершает правильные с моральной точки зрения действия.
Требования
Критерии
Итог: сочинение получает «зачет: 5/5»
Кого можно назвать добрым человеком?
(Смирнова Анастасия Викторовна)
В жизни мы встречаем разных людей. К счастью, добрых людей намного больше, чем злых. Доброта может проявляться по разному: в поступках, действиях, а иногда и бездействиях.
Существуют и другие аргументы, которые подтверждают мою точку зрения. Так, в рассказе «Дурачок», автором которого является Н.С. Лесков, говорится о Паньке, который вовсе и не дурачок, а наивный человек, которому все интересно. Паньку все осуждают за то, что он в их понимании глуповат. Петька, который был пастухом, заснул в поле, и его заслужено хотели отхлестать розгами, но Паньке стало жалко Петьку. Панька попросил, чтобы его отхлестали за Петьку. Люди не поняли этот поступок и в очередной раз посмеялись над Панькой. Но ведь (РЕЧЕВАЯ) в этом и заключается добрый поступок. Таким образом, Паньке стало жалко Петьку (ПУНКТЦАЦИОННАЯ) и он получил наказание за него, но ведь (РЕЧЕВАЯ) на это пойдет не каждый. Только поистине добрые люди смогут помочь другим в трудную минуту.
Завершая своё сочинение, хочу сказать: делайте хорошие поступки, помогайте людям, которые нуждаются в помощи, оставайтесь добрыми. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»,-говорил Антон Павлович Чехов.
Требования
Критерии
Итог: сочинение получает «зачет: 5/5»
Внеклассное тренинговое занятие «Добро и зло в противоречии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внеклассное тренинговое занятие для учащихся 5-х классов.
Тема : «Добро и зло в противоречии».
Цель : формирование чётких представлений о добре и зле; показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…».
Развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать их чувства, мотивы их поведения;
Развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделатьдобро.Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
«Ни один злой человек не бывает счастлив» Ювенал
«Жизнь злых людей полна тревог» Дени Дидро
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Платон
-поступай во благо другого
Доброта-сочувствие, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим людям. С.И.Ожегов
Добро – всё положительное, полезное, хорошее
Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому-либо
Добронравие – хороший нрав
Добросердечность – доброе, ласковое сердце
Добряк – добрый человек
Сопереживание – сочувсвие другому человеку
Зло – всё то, что губит душу человека, способствует собственной деградации
1. Упражнение-приветствие. (3-5 мин.)
Дети берут кристаллы какого-либо цвета и садятся в круг. А сейчас давайте на минутку закроем глаза и подумаем о чём-нибудь очень хорошем. А теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу (обязательно от души). Когда вы улыбаетесь ваши лица светятся счастьем, добротой. А значит здесь собрались добрые люди. Давайте попробуем сейчас поделиться с другими хорошим настроением. Упражнение «Комплимент».
-Что для вас было приятнее говорить комплимент или слышать комплимент в свой адрес.
При входе вы все выбрали кристалл определённого цвета и сейчас мы разделимся на группы по цвету кристалла.
2.Ход занятия. (45-50 мин.)
1)Наше занятие мне хотелось бы начать словами стихотворения Ю.Друниной.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
2)- О чём это стихотворение?
— Какова его основная мысль?
— Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
– Как вы понимаете, что такое добро?
(Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго)
(Далее словарная работа. Синонимический ряд и родственные слова.)
3)Добру всегда противостоит зло.
Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
Постарайтесь вспомнить ситуации из жизни или из литературных произведений связанных с этим понятием.
У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.
Дети зачитывают своё мнение.
4)Вспомните пословицы и поговорки о добре. (Ребята называют пословицы)
-От добра, добра не ищут.
-Нет худа без добра.
— Красота до вечера, а доброта на века.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
— Делай другим добро, будешь сам без беды.
— Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
— Без добрых дел нет доброго имени.
— Доброе слово и железные ворота открывает.
-Доброе слово и кошке приятно.
5)У вас на столах лежат листочки с ситуациями. Как бы вы поступили в них?
— Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.
— В классе есть новенький мальчик, которого не понимают и отвергают. Что бы вы посоветовали ребятам этого класса?
— Через 2 дня контрольная работа. Лучший друг Кости по болезни пропустил эту тему и не готов к контрольной. Как поступить Косте?
6)- Что значит быть добрым человеком?
— Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Сейчас каждая группа получит задание.
1 группа-объяснит, что такое пассивная доброта, 2 группа- активная доброта, 3 группа – созидательная доброта.
7) Послушайте притчу. (Помни добро и забывай зло.)
-Почему зло нужно забывать, а добро помнить?
-Какой человек способен это сделать? (добрый)
8) Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (Записываем на доске).
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
9) А сейчас возьмите свои кристаллы. Подумайте какие добрые дела в жизни вы уже совершили и запишите их на кристаллах.(Кто хочет зачитывает вслух).
А теперь давайте положим наши «добрые дела» в наш ларец «Добрых дел».Посмотрите как он наполнился. Давайте и дальше совершать добрые дела, чтобы на Земле было как можно меньше зла, несчастных людей.
Быть добрым – это не значит всё прощать. Быть добрым значит бороться со злом. Спешите делать добро, а не ждите когда его за вас сделают другие.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Но зло твориться без труда – добро творить трудней.
Рождает зверя зверь, рождает птица птицу,
От доброго-добро, от злого –зло родится …
А сейчас давайте вернёмся в круг и подведём итог нашего занятия.