быть чувственным значит быть страдающим

Быть чувственным значит быть страдающим

Аромат эманации мыслей

Составитель Олег Сергеевич Кривченко

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Если люди на протяжении тысячелетий твердят слова, которых не понимают, может их голова правильно работать?

Николай Николаевич Вашкевич

Чем тоньше мысль, тем изысканней её аромат.

А можно ли адекватно понять язык и слово, передать мысли? Вот, например, три перетекающих тезиса о языковых понятиях. Никола де Шамфор в XVIII веке отметил, что:

– «Человек, которому кажется, что он очень ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идёт от мысли к словам, а слушатель от слов к мысли».

Очевидно, исчерпывающе сформулированное понятие – это длительный итерационный цикл: мысль-слово-мысль. Но и это не вся проблема. Вот, что добавил Жиль Делёз в XIX веке:

– «Выражаемое не совпадает со своим выражением, а скорее лишь содержится в нём, сохраняя свою самобытность. Смысл – это всегда двойной смысл».

Продолжил огорчать Александр Гарриевич Круглов в XX веке:

– «Если убрать терминологическую путаницу из умов, мы упрёмся в различия самих душ».

Тем не менее, в слово приходится вникать, и процесс этот не простой, говорит Антуан де Ривароль:

– «Мои обязанности по составлению Словаря французского языка наводят меня на мысль о враче, который вынужден анатомировать свою возлюбленную».

«В науке каждая новая точка зрения влечёт за собой революцию в её технических терминах» – заметил Фридрих Энгельс. А почему бы не предположить, что прояснение смысловой наполненности понятий, терминов, категорий, идиом не поможет уточнению, и даже возникновению неожиданных точек зрения? И как тут не вспомнить об известной результативности магических заклинаний.

Не научно? Тогда обратим внимание на зарождающуюся, под аккомпанемент истеричной иронии, – Симию. («Симия – это наука о сокрытых значениях слов, управляющих физической реальностью. Она изучает причинные связи между знаками и вещным миром». Вашкевич Н. Н.)

Вспоминаете?! «В начале было Слово…» Евангелие Иоанна 1.1.

Цифра, за цитатой автора, – установленный год его рождения.

Источник

Быть чувственным значит быть страдающим

СМЫСЛИ. Домашняя Настольная Книга. Том II

© Сост. Дмитрий Жуков, 2017

Юрий Левит – российский автор.

Хорошая жена – спутник, посредственная – попутчик, плохая – конвой.

Левкипп из Абдеры или Милета (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.

Ни одна вещь не возникает без причины, но все происходит из основания и в силу необходимости.

Габриэль Жан Батист Вильфрид Эрнест Легуве (14 февраля 1807 – 14 марта 1903) – французский прозаик и драматург, член Французской академии.

Воспитание – это наука, научающая наших детей обходиться без нас.

Рукава засучить еще не значит коров подоить.

С соседом дружи, но плетня не снимай.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (21 июня (1 июля) 1646 – 14 ноября 1716) – немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук.

Вечный мир возможен только на кладбище.

Все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают.

Для того, чтобы мир сохранил божественную гармонию, человек не должен изменять себе – иначе реальность в ответ начнет изменять ему.

Доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным.

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.

Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье. Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека.

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.

Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям.

Мышление есть только внимание к тому, что происходит в нашей душе.

Настоящее чревато будущим и обременено прошедшим.

Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам – это и есть счастье.

Премудрость должна создавать многообразие: умножать количество вещей одного и того же рода, как бы ни были они благородны, было бы переизбытком и в то же время скудостью.

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.

Вильям-Эдвард-Гартполь Лекки (26 марта 1838 – 22 октября 1903) – ирландский историк, публицист и политический теоретик.

Что порок часто является освободителем духа, это один из наиболее унизительных, но вместе с тем неоспоримых исторических фактов.

Станислав Лем (12 сентября 1921 – 27 марта 2006) – польский писатель, сатирик, философ, фантаст и футуролог. Автор фундаментального труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.

Безвкусица – всегда подражание чему-то такому, что некогда излучало сияние подлинности, а после копировалось и вылизывалось, пока не опустилось на самое дно.

В космосе ничего не пропадает.

В отличие от романа, история человечества категорических завершений и «окончательных развязок» не знала и, смею надеяться, знать не будет.

Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать.

Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства.

Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться.

Человек – существо, которое охотнее всего рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается.

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.

Роберт Лембке (17 сентября 1913 – 14 января 1989) – журналист и телеведущий.

Быть пессимистом хорошо потому, что пессимисты редко разочаровываются.

Единственная отрасль экономики, в которой большая часть руководящих постов занята женщинами, это супружество.

Историки знают, как много героических поступков было совершено ввиду отсутствия других альтернатив.

Образованный дурак еще более несносен, чем необразованный.

Порядок – это хаос, к которому привыкли.

Способности начальника оцениваются по его способности оценить способности своих подчиненных.

Часто бывает полезнее знать многих, чем многое.

Франсуа Эли Жюль Леметр (27 апреля 1853 – 4 августа 1914) – французский критик, член французской академии, глава «импрессионистской школы».

Снобизм – это смесь почти трогательной покорности ума и самого потешного тщеславия.

Пьер Эдуар Лемонте (14 января 1762 – 26 июня 1826) – французский писатель, член Законодательного собрания и французской академии.

Мудрец не раскаивается, а исправляется; народ не исправляется, а раскаивается.

Никто не способен так важничать, как дурак, умеющий молчать.

Равнодушные люди очень легко делаются неумолимыми.

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) (22 апреля 1870 – 21 января 1924) – российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Энгельс Фридрих

Книга «Из ранних произведений (1835 – 1844)»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Когда действительный, телесный человек, стоящий на прочной, хорошо округлённой земле, вбирающий в себя и излучающий из себя все природные силы, полагает благодаря своему отчуждению свои действительные, предметные сущностные силы как чужие предметы, то не полагание есть субъект: им является субъективность предметных сущностных сил, действие которых должно поэтому быть тоже предметным. Предметное существо действует предметным образом, и оно не действовало бы предметным образом, если бы предметное не заключалось в его существенном определении. Оно только потому творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами и что оно с самого начала есть природа. Таким образом, дело обстоит не так, что оно в акте полагания переходит от своей «чистой деятельности» к творению предмета, а так, что его предметный продукт только подтверждает его предметную деятельность, его деятельность как деятельность предметного природного существа.

Мы видим здесь, что последовательно проведённый натурализм или гуманизм отличается как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их истиной обоих. Мы видим в то же время, что только натурализм способен понять акт всемирной истории.

Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т.е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы; но эти предметы суть предметы его потребностей; это – необходимые, существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы. То, что человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо, означает, что предметом своей сущности, своего проявления жизни он имеет действительные, чувственные предметы, или что он может проявить свою жизнь только на действительных, чувственных предметах. Быть предметным, природным, чувственным – это всё равно, что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой, чувством для какого-нибудь третьего существа. Голод есть естественная, природная потребность; поэтому для своего удовлетворения и утоления он нуждается в природе вне его, в предмете вне его. Голод – это признанная потребность моего тела в некотором предмете, существующем вне моего тела и необходимом для его восполнения и для проявления его сущности. Солнце есть предмет растения, необходимый для него, утверждающий его жизнь предмет, подобно тому как растение есть предмет солнца в качестве обнаружения животворной силы солнца, его предметной сущностной силы.

Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть природное существо, оно не принимает участия в жизни природы. Существо, не имеющее никакого предмета вне себя, не есть предметное существо. Существо, не являющееся само предметом для третьего существа, не имеет своим предметом никакого существа, т.е. не ведёт себя предметным образом, его бытие не есть нечто предметное.

Непредметное существо есть невозможное, нелепое существо [Unwesen].

Представьте себе такое существо, которое и само не есть предмет и не имеет предмета. Подобное существо было бы, во-первых, единственным существом, вне его не существовало бы никакого существа, оно существовало бы одиноко, одно. Ибо, как только я приму, что вне меня имеются предметы, что я существую не один, мне придётся признать, что я – нечто другое, некая другая действительность, чем предмет вне меня. Стало быть, для этого третьего предмета я – другая действительность, чем он, т.е. я – его предмет. Таким образом, существо, не являющееся предметом другого существа, предполагает, что не существует ни одного предметного существа. Как только я имею какой-нибудь предмет, этот предмет имеет меня своим предметом. А непредметное существо, это – недействительное, нечувственное, только мыслимое, т.е. только воображаемое существо, продукт абстракции. Быть чувственным, т.е. быть действительным, это значит быть предметом чувства, быть чувственным предметом, т.е. иметь вне себя чувственные предметы, предметы своей чувственности. Быть чувственным значит быть страдающим.

Поэтому человек как предметное, чувственное существо есть страдающее существо; а так как это существо ощущает своё страдание, то оно есть существо, обладающее страстью. Страсть – это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека.

Но человек – не только природное существо, он есть человеческое природное существо, т.е. существующее для самого себя существо и потому родовое существо. Он должен проявить и утвердить себя как родовое существо и в своём бытии и в своём знании. Таким образом, подобно тому как человеческие предметы не являются природными предметами в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе, так и человеческое чувство, как оно есть непосредственно, в своей непосредственной предметности, не есть человеческая чувственность, человеческая предметность. Ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом. И подобно тому как всё природное должно возникнуть, так и человек имеет свой акт возникновения, историю, которая, однако, отражается в его сознании и потому в качестве акта возникновения является сознательно снимающим себя актом возникновения. История есть истинная естественная история человека. – (К этому надо ещё вернуться.)

В-третьих, так как это полагание вещности есть само только видимость, такой акт, который противоречит сущности чистой деятельности, то оно должно быть снова снято, а вещность должна подвергнуться отрицанию.

К пунктам 3, 4, 5, 6-му. – 3) Это отчуждение сознания имеет не только отрицательное, но и положительное значение, и 4) оно имеет это положительное значение не только для нас, или в себе, но и для него самого, для сознания. 5) Для сознания отрицание предмета, или упразднение предметом самого себя, приобретает положительное значение благодаря тому (или оно сознаёт это ничтожество предмета благодаря тому), что оно отчуждает само себя, ибо в этом отчуждении оно знает себя как предмет, или предмет как само себя, в силу нераздельного единства для-себя-бытия. 6) С другой стороны, здесь заключён вместе с тем и второй момент, именно – что оно в такой же степени сняло и вобрало обратно в себя это отчуждение и эту предметность и, следовательно, в своём инобытии как таковом всё же находится у себя.

Мы уже видели, что присвоение отчуждённой предметной сущности, или упразднение предметности, выступающей под определением отчуждения, – которое должно развиваться от безразличной чуждости до действительного враждебного отчуждения, – имеет для Гегеля вместе с тем, или даже главным образом, значение упразднения самой предметности, ибо для самосознания предосудительным моментом и отчуждением является не этот определённый характер предмета, а самый его предметный характер. Поэтому предмет есть нечто отрицательное, само себя упраздняющее, есть ничтожество. Это ничтожество предмета имеет для сознания не только отрицательное, но и положительное значение, ибо ничтожество предмета есть именно самоутверждение непредметности, абстракции, его самого. Для самого сознания ничтожество предмета имеет положительное значение потому, что оно знает это ничтожество, предметную сущность, как своё самоотчуждение, знает, что это ничтожество существует только благодаря его самоотчуждению…

Источник

Быть чувственным значит быть страдающим

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Ключевая потребность — выразить свои тонкие и особые впечатления от мира и при этом стать понятым и поддержанным.

Уникальной особенностью Художника является особенно чувствительная нервная система и психика. Он — как «принцесса на горошине» из сказки Андерсена — способен почувствовать «горошину» через множество перин, то есть способен слышать, видеть, ощущать многое из того, что недоступно большинству людей. Тонко чувствуя мир и находя в нем никому не ведомые грани, Художник зачастую пытается передать свои впечатления людям, выражая их через различные виды искусства. Именно поэтому среди представителей этого типа характера так много людей искусства и творческих профессий: художников, поэтов, композиторов, скульпторов, дизайнеров, музыкантов.

Уникальные творческие способности к искусствам являются сильной стороной людей типа Художник.

С другой стороны, эта особенность, чувствительность психики, имеет и слабую сторону: подверженность частым и сильнейшим стрессам, склонность к переживаниям более сильным, чем на самом деле требует ситуация, приступы ипохондрии и депрессии, часто — склонность к химическим зависимостям (алкоголю, наркотикам).

Две фазы эмоционального состояния — маниакальная и депрессивная — свойственны человеку типа характера Художник. В маниакальной фазе Художник внезапно срывается с места, ставит перед собой самые недостижимые цели и спешит реализовать их любой ценой. Следом за маниакальной наступает депрессивная фаза, когда человек решает, что никому не нужен, и впадает в угнетенное, подавленное состояние. В депрессивном состоянии Художник безразличен ко всему, что происходит вокруг, хандрит, выглядит болезненно, страдает и переживает. Интересно, что, находясь в депрессивном состоянии, Художник совершенно не хочет выходить из него, производя впечатление эмоционального мазохиста: он пытается получить удовольствие от чувства одиночества, находя в нем философско-экзистенциальное прозрение. Результатом такого прозрения при наличии соответствующего уровня одаренности могут стать созданные талантливым Художником выразительные произведения искусства.

Цель Художника — понять свою степень одиночества; в зависимости от настроения — убедиться и доказать себе, что его или «снова бросили одного, никому не нужного и не интересного», или все-таки не забыли и вовлекли в общий процесс. Эта цель является источником как жизненных успехов, так и неудач Художника. Стремление убежать от одиночества стимулирует его делать успешную карьеру. Кроме того, в подавленном состоянии у человека типа характера Художник может обостряться творческая чувствительность, вследствие которой он создает уникальные произведения искусства (среди Художников множество великих настоящих профессиональных художников, поэтов и музыкантов). С другой стороны, маниакальная фаза настроения Художника может привести к разрушительным последствиям.

Манера поведения и внешность: преобладающий пессимизм (периодически проявляющийся в тяжелой иронии), резкие перепады настроения от крайней грусти и подавленности к активному воодушевлению и жажде деятельности.

Художник часто бывает незаметен, невзрачен, сливается с окружающей средой, ничем не выделяясь на фоне других людей.

Несколько нервозен, порывист, временами резок в движениях и суждениях. Со стороны Художник кажется очень чувствительным, ранимым и невротичным человеком. Зачастую он заядлый курильщик с хрипловатым тихим голосом, холодными руками, частым кашлем, склонностью к хандре и регулярным простудным заболеваниям. Одевается неброско и незаметно, предпочитает темные цвета. Часто выбирает для одежды серый цвет.

В маниакальной фазе:

Художник доволен, когда общество принимает его, вовлекает в свои дела и задачи.

Художник недоволен, когда общество отвергает его, игнорирует и не обращает внимание, оставив в одиночестве. Здесь как реакция и форма защиты наступает депрессивная фаза.

В депрессивной фазе все происходит наоборот:

Художник доволен, когда общество отвергает его. Именно тогда он, как в теплое вязкое болото, погружается в чувство одиночества. В этом состоянии он страдает и творит.

Художник недоволен, когда общество пытается нарушить его одиночество, принять и вовлечь в свой социальный процесс. «Дайте же мне пострадать!» — готов воскликнуть он. Именно поэтому выводить такого человека из состояния депрессии бывает крайне трудно.

Слова и выражения, часто употребляемые Художником: «Вы все равно меня не поймете», «Все бесполезно!», «Я никому не нужен», «Мне ничего от вас не нужно», «Меня ничего в этой жизни не интересует».

Самое главное для человека этого типа — определить степень своего одиночества и испытать глубокие, сильные чувства. Такую склонность можно назвать «чувственный алкоголизм».

Художники любят придумывать себе причины для страданий.

Отсюда — появление сверхценных идей о необходимости спасать человечество или поднимать культуру страны. Безответная любовь и страдания от нее долгие годы без признаний и попытки как-то воплотить ее в реальной жизни — типичные проявления типа характера Художник.

Когда Художник чем-то недоволен, он впадает в депрессивное состояние. Проявления — от полного телесного окаменения до тихих слез.

Примеры людей типа характера Художник. Тип характера Художник лежит в основе традиционных представлений о русском характере, в котором сочетание безудержного веселья и классической русской тоски приводят «русского героя» к неожиданным философским прозрениям и экзистенциальным открытиям. Склонность к тоске и унынию традиционно связывается с глубиной и непредсказуемостью характера, что обычно и приписывается типу характера Художник.

Знаменитые высказывания великих Художников

«В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким».

«Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови».

«Если бы Лаура была женой Петрарки, разве он писал бы ей сонеты всю свою жизнь?»

«Если бы называть все вещи их настоящими именами, сам Цезарь устыдился бы своей славы».

«Из всех тропинок, ведущих к сердцу женщины, жалость — самая короткая».

Писательница Ж. Санд:

«Одинокий представляет собою только тень человека, а кто не любим, тот везде и среди всех одинок».

Общественный деятель С. Шамфор:

«В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?»

«Одиночество — вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека».

«Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни».

Скульптор, живописец и поэт Микеланджело:

«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».

Основоположник научного материализма К. Маркс:

«Быть чувственным значит быть страдающим».

В классической литературе тип Художник всеобъемлюще представлен во всех пьесах А. П. Чехова: «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Иванов», «Три сестры». В этих произведениях страдающие представители русской интеллигенции и аристократии раскрывают читателю этот тип характера со всех сторон: от депрессивной (когда впадают в самобичевание и доходят до суицида) до маниакальной (когда вдруг проникаются совершенно утопической идеей типа «мы будем много работать, и тогда начнется новая, счастливая жизнь») фазы. А. П. Чехов очень точно и тонко отражает все детали характера типа Художник: сомнения, депрессию, энтузиазм, прозрения и гениальные духовные озарения.

Произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» демонстрирует нам классическую проблему представителя типа характера Художник, которым является Раскольников: он совершает преступление в маниакальной фазе, но в наступившей затем депрессивной сталкивается с рядом тяжелых внутренних конфликтов, которые перерастают в конфликты внешние.

В классической драматургии тип характера Художник представлен персонажем Пьеро: вечный «неудачник», печальный, одинокий и никем не понятый, грустный и всегда влюбленный безответно.

Трагедия — вот театральный жанр, где тип характера Художник становится центральным персонажем. Только такие типичные представители этого типа характера, как Гамлет, король Лир и другие, глубоко трагические герои У. Шекспира, способны отразить витающее в воздухе эпохи трагическое переосмысление бытия и неизбежность рокового смертельного конца.

Крайняя психиатрическая форма проявления типа характера Художник: маниакально-депрессивный психоз, когда и маниакальная, и депрессивная фазы обострены до патологического уровня и грозят социально опасными действиями (насилие) или глубокой депрессией вплоть до суицида.

Профессии, в которых Художник будет успешен: художник, музыкант, композитор, писатель, поэт, сценарист, звукорежиссер, искусствовед, а также специалист любого интеллектуально-духовного направления, связанный с творчеством и поиском.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *