быль что такое для детей

Быль что такое для детей

Смотреть что такое «быль» в других словарях:

быль — быль, и … Русский орфографический словарь

быльё — Былие, быльё. Необходимо сразу же отметить, что принципы гнездования, применявшиеся в первых трех томах нашего Словаря [семнадцатитомного академического «Словаря современного русского литературного языка». Л. А.], были мало продуманы и иногда не… … История слов

БЫЛЬЁ — БЫЛЬЁ, былья, ср. (устар.). Трава. Теперь только в выражении: быльём поросло забыто. «Было и прошло и быльём поросло.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЫЛЬЁ — БЫЛЬЁ, я, ср., собир. (обл.). Трава, стебли травы. • Быльём поросло что (разг.) было давно и окончательно забыто. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

быльё — быльё, былья, былья, былей, былью, быльям, быльё, былья, быльём, быльями, былье, быльях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

быль — Быля, быль вельможа, боярин (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Не боися быля се бо… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

быльё — быльё, я; быльём поросло … Русское словесное ударение

БЫЛЬ — БЫЛЬ, были, жен. 1. То, что было (в поговорках). Были молодцу не укор. 2. Рассказ о действительном происшествии; ант. небылица (устар.). «И к былям небылиц без счету прилыгал.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЫЛЬ — БЫЛЬ, и, жен. 1. То, что было в прошлом (устар.). Б. молодцу не укор (укора) (посл.). 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Рассказывают и б. и небыль. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

быльё — быльё, я (быльём поросл о) … Русский орфографический словарь

Источник

Быль что такое для детей

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Перекликается с теримином «городская легенда» (калька с англ. urban legend ).

Содержание

История

Термины «быличка» и «бывальщина» стали известны в народе не позднее, чем в XIX веке. Слово «быличка» было подслушано братьями Б.М. и Ю.М.Соколовыми у белозерских крестьян и введено в научный оборот.

Более полное изучение быличек началось со второй половины XX в. Э.В.Померанцева предложила чёткое разграничение терминов «быличка» и «бывальщина»: «термин «быличка» соответствует понятию суеверный меморат… От бывальщины, досюльщины, предания, т.е. фабулата…быличка отличается…бесформенностью, единичностью, необобщённостью». [2]

Жанры

В настоящее время нет классификации, которая учитывала бы все особенности суеверных меморатов. Исследователи предлагают различные подходы к изучению данного жанра. Как правило, разнообразный по тематике репертуар быличек и бывальщин фольклористы делят на ряд тематических циклов, где в свою очередь выделяют группы суеверных меморатов. Так, Э.В.Померанцева предлагает классифицировать былички на рассказы:

-о домашних духах (о домовом, баеннике, овиннике, хлевнике),

Другие исследователи предлагают, что бывальщины по жанрам можно разжелить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т.д., но такое деление было бы очень условным. В любой группе бывальщин могли оказаться элементы соседней группы и даже не одной, а нескольких, реалистические образы могли чередоваться с фантастическими, поскольку все зависело от таланта рассказчика, обстоятельств во время импровизации и от состава слушателей.

Содержание

Немаловажную роль при записи быличек имеет не только их тематика, но и ситуация, в которой они рассказаны, и личность повествователя.

Добавляя к реальным фактам нечто свое, образное, фантазируя и сочиняя, они постепенно и сами начинали верить в то, что рассказывали. После нескольких повторений фантастический образ закреплялся, становился для импровизатора как бы реально случившимся фактом.

В отличие от преданий бывальщина жила ровно столько, сколько минут ее рассказывали, но тот или иной сюжет или ход мог всплыть по любому поводу и в любом месте. Кочующие сюжеты теряли, однако, свою прелесть.

По пристрастиям, по преобладанию бытового материала не всегда можно было угадать профессиональную принадлежность рассказчика. Так, сюжет о собаке, оставленной охотником один на один с медведем, мог родиться и в среде, далекой от охоты. Большое число бывальщин создавалось на основе видений, так называемой блазни. Поблазнило — значит показалось, померещилось, случилось нечто сверхъестественное, нездешнее. Бытовые детали таких видений бывают настолько реалистичны, точны и образны, что не верить в рассказ очень трудно. Бывали, с другой стороны, и вполне документальные, невыдуманные бывальщины, пульсирующие у самой кромки фантастического, потустороннего. Если в этом смысле вспомнить литературу, то рассказ И.С.Тургенева «Стучит» — лучший пример. Будучи сам полностью реалистом, писатель как бы оставляет возможность и фантастического толкования обстоятельств: читатель-скептик услышит в тургеневском рассказе стук обычной телеги, а читатель с фантазией — грохот дьявольской колесницы. Кстати, в большой группе народных фантастических бывальщин как раз и используется сюжет с лошадьми, то скачущими в пределы потустороннего, то угоняемыми нечистым, отбирающим вожжи у пьяных возниц и т.д.

Почти все сюжеты гоголевских «Вечеров» да и сам образ рыжего малороссийского пчеловода очень близки русскому Северо-Западу. Таких пасечников кое-где на Севере можно встретить еще и теперь. Родство гоголевских историй с северными бывальщинами удивительно. Вспомним рассказ о дочери сотника и ее мачехе. Страшная кошка с воем исчезла, когда падчерица ударила ее отцовской саблей. Мачеха появляется наутро с завязанной рукой. Тема оборотня с подобным сюжетом звучит и во многих северных бывальщинах, но вместо мачехи может быть колдун, вместо кошки — волк, а сабля может стать хлебным ножом или серпом. Интересно, что в таких рассказах вовсе не каждый раз добрые силы побеждают и торжествуют, хотя нравственная направленность всегда ясна и определенна. У мужика, который в молодости сбросил церковный колокол, начинают сохнуть руки, изменивший своей невесте парень “сгорает” от вина, спивается до смерти и т.д.

Художественная сила народных бывальщин достигает своих пределов как раз на неуловимых стыках реального и фантастического. Плясали, плясали девицы с какими-то уж очень нахальными чужаками, и вдруг один наступил девушке на ногу. Но поскольку каждая деревенская девушка знает разницу между копытом и человеческой ногой, она тут же сообразила, что это за чужаки. В других случаях ничего вроде бы сверхъестественного не происходит, например, дедушка-странник, которого пустили ночевать, накормили и напоили, в благодарность за все это увел из дома всех тараканов. А то вдруг женщина никак не может затопить печь поутру, и выясняется, что причина тому некий ночной грех. Фривольность многих бывальщин нейтрализуется общей нравственной интонацией. Так, оказалось, что неверный муж, взявший у жены деньги на прелюбодейство, имел дело не с бобылкой-соседкой, а со своей же супружницей. Утром, хвалясь перед ним заработком, жена приговаривает: «Сено продадут, дак еще дадут».

Военный фольклор также богат короткими занимательными рассказами. Чудесные истории с часовыми, стоящими на посту, рассказы о нечистой силе, противостоящей солдатской хитрости, перемежаются здесь подлинными эпизодами и интересными случаями, которыми изобиловал фронтовой и солдатский быт. [3]

Источник

„Быль для детей” Стихотворение

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было всё для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих
Ничего!

Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдётся в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.

Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны.
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.

Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько вёрст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!

Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днём и ночью
В шахтах уголь достаёт,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню куёт».

Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придёт,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!

Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят
Может армия набраться
Офицеров и солдат.

Облаками пыль клубится
Над дорогой фронтовой.
Что невесело вам, фрицы?
Что поникли головой?
Вы не ждали, не гадали
Ни во сне, ни наяву
Только так, как мы сказали,
Попадёте вы в Москву.

Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
— Далеко ли до Берлина?
Вам кричат с грузовиков.

Облаками пыль клубится.
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут.
Пыль. Пыль. Пыль. Пыль.
Продолжаю детям быль!

Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.

Спать легли однажды дети
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!

Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.

Как на улицах Берлина
В час боёв нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына
Русский сын и сын грузина
Водрузили красный флаг.

От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у тёплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.

Говорит сосед соседу:
— Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек
Танек, Манек, Федек, Гришек
Я опять учить начну!

— Ну, а я домой приеду,
Говорит сосед соседу,
После фронта отдохну,
Поношу ещё с недельку
Гимнастёрку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!

— А по мне колхоз скучает,
Третий с полки отвечает,
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю всё минутки
Скоро, скоро ли домой!

День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков.

И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.

Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Красной Армии солдат!

Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.

Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!

Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди.

За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!

Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!

Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.

Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна

Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.

Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!

Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счёт ведёт полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!

Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.

Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин
Все народы, как один!

Их не мало соберётся,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей.

С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.

Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идёт,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живёт!

Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
На родной своей земле!

Источник

Урок литературного чтения «Быль для детей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературного чтения во 2 «Б» классе МБОУ СОШ №13

Разработал учитель начальных классов Хатламаджиян М.М.

УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема: С.Михалков «Быль для детей».

Цели урока:
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2013; рабочая тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2014;
Звуковой ряд: аудиозапись голоса Левитана о начале войны, 1 куплет песни «Священная война», песня «День Победы». Зрительный ряд: портрет С.В. Михалкова;

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент
Учитель:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти,
Прочти, пожалуйста, прочти,
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно сесть и почитать!

Учитель: Зачем человеку нужно чтение?
Ответы учащихся.

УУД на данном этапе: Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

II. Актуализация знаний
1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела.
Задание: Прочтите отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром правого столбика. Вспомните автора и название произведения.

Левый столбик
1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

2) При солнышке тепло –
При матери добро.

3) Малиночка сладенька,
Спи, доченька, маленька.
Берёзонька, скрип, скрип,
А доченька, спит, спит…

4) Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали
Своими руками
Себе на потеху
И внукам на память.

рассказ
народная сказка
пословица
стихотворение
народная песня

4 – рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»;
5 – стихотворение В. Солоухин «Деревья».

Учитель: Что объединяет эти произведения?
Учащиеся: Произведения о семье, раздел «Семья и я».
3. Выразительное чтение стихотворения В. Солоухина «Деревья» (стр.90).
Учитель: Прочитайте стихотворение, которое готовили дома.
(3-4 человека читают произведение. Учащиеся анализируют чтение своих одноклассников: дают советы, пожелания)

УУД на данном этапе:

Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности.

К: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Л: применять навыки сотрудничества..

П: анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения.

III. Речевая разминка
Работа по развитию четкости произношения слов и предложений, смыслом пословицы.

Учитель: Прочтите пословицу: про себя.
Береги землю родимую, как мать любимую!
Учитель: Что прочитали?
Учащиеся: Пословицу.
Учитель: Объясните смысл пословицы.
— Прочитайте по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.
Учитель: Определите тему пословицы.
Учащиеся: О Родине.
Учитель: Как по-другому можно назвать родимую землю?
Учащиеся: Родина, Россия, Отчизна, Отечество.

УУД на данном этапе:

Р: формулирование темы после обсуждения.

К: умение слушать собеседника.

V. Работа над новым материалом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.

Учитель: С каким произведением познакомимся? Прочтите на стр.91 фамилию автора
Учащиеся: Сергей Михалков
Доска: Портрет Михалкова

Имя С.В. Михалкова известно читателям всего мира – и детям и взрослым. Он является автором слов Гимна России. Всем известны такие произведения как “Дядя Стёпа”, “А что у вас?”, “Мы с приятелем вдвоём”. (Выставка книг С. Михалкова).

Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением.

— Прочитайте название произведения

Учащиеся: «Быль для детей».

Учитель: Что такое быль?
Учащиеся: Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.
Учитель: Как вы думаете, о чем оно?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

УУД на данном этапе:

Р: готовность к чтению.

К: понимать на слух текст стихотворения, построение речевых высказываний.

П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения.

.2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: знакомство с произведением.

1. Первичное чтение текста (Читает учитель)

Учитель: В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте.

2. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Что слушали? Какое произведение по жанру?
Учащиеся: Стихотворение.
Учитель: Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
— Какие чувства испытали?

3. Словарная работа:
Доска: советские люди, фронт, рейхстаг.

— О каком советском народе идет речь?
— Прочитайте первую подсказку (стр. 93.)
(До 1991 года Россия назвалась СССР,
Советские люди – народ, который жил в Советском Союзе.)

Фронт – место военных действий.

Рейхстаг – главное место в Берлине

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение слов по слогам, целыми словами, хором)
Читают по указке учителя хором с доски:

5. Работа над содержанием стихотворения.

Учитель: Сколько частей в были? (3)
Учитель: Прочтем вступление

1) Подготовка к выразительному чтению 1 части.
— Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)
Вопросы:
— Когда началась война?
— Кто дал немецким войскам приказ?
— При помощи каких слов автор передаёт своё отношение к народу?
— Выполни задание 1. (стр.93 учебника)
— Как встали русские полки? (И от моря и до моря встали русские полки)
Учитель: В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить и уничтожить её культурные ценности. На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.
2) Подготовка к выразительному чтению второй части стихотворения. Ответ на второй вопрос к тексту.
Учитель: Прочтите «жужжащим чтением вполголоса». С кем сравнивает наш народ автор?
Учащиеся: С богатырями.

Учитель: «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»
Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ
Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.

Учитель: Для чего нужны эпитеты?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

— Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)
— Ответьте на 2 вопрос учебника.
— О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)

Учитель: 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года навеки останутся в памяти людей. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.

3) Подготовка к выразительному чтению третьей части стихотворения.
Учитель: Прочтите про себя 3 часть. О чем она?
Учащиеся: О Победе.
Учитель: И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.
Учитель: Ответьте на 3 вопрос.
— Воспользуйтесь второй подсказкой (стр. 93 учебника)
— С какой интонацией нужно читать каждую часть?
Учащиеся: 1 часть- с тревогой, 2 часть- с гордостью, 3 часть – с восхищением, радостью, торжественно.

4) Выразительное чтение.

УУД на данном этапе:

П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме.

К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать.

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу

3 этап. Работа с текстом после чтения.

2. Моделирование обложки. (1 ученик у доски)
(Жанр – стихотворение, тема: о Родине)

3. Конкурс пословиц.
Учитель: Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читали в начале урока к этому произведению?
— Какие вы знаете пословицы о Родине?
Учащиеся называют пословицы
• Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
• Для родной Отчизны не жаль и жизни.
• Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
• Что мир строит, то война разрушает.
• Сражайся смело за родное дело.
• От Родины теплом веет.
• Первое дело в жизни служить Отчизне.

УУД на данном этапе:

П: умение осуществлять анализ объектов поэтического произведения.

К: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства.

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.

VI. Обобщение по теме урока.
Учитель: Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну.
Учащиеся: Ветераны.
Учитель: С каждым годом их остается все меньше и меньше. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле. Давайте попробуем представить май 1945 года и переживём этот день с теми, кто принёс нам Победу. Какие чувства вы испытали? (Звучит песня “День Победы”)

з) Работа в рабочей тетради (с. 50)

— Прочитайте слова, которые подчеркнули.

Учитель: На классном часе вы рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, ветеранах войны. Сегодня мы начинаем составлять «Книгу памяти». Мы поместим фотографии ветеранов и сообщения о них. Эту работу мы продолжим и на следующих уроках.

УУД на данном этапе: Л: проявлять уважение к ветеранам ВОВ.

VII. Домашнее задание.
Стр. 91-93. выразительное чтение.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— С каким произведением познакомились?
— Кто его автор?
— О чём оно? Почему автор назвал его былью?
— Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Что вы не знали, а теперь знаете?
— Какие задания показались вам наиболее интересными?
— Спасибо вам, ребята. Берегите себя и своих близких.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *