Брахма спит и видит сон
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Сон Брахмы
Acid_Nebula все записи автора Путешествуя по Интернету, нашла замечательное эссе. Думаю, его автор Анна Филимонова не будет против, если я помещу его в наше сообщество.
хм, интригующе.
только я раз я мыслю, то врядли существую во сне.
но все равно, интересная идея, грустная и дезнадежная 😉
Erdaewen, а мысли наши тоже ему снятся)))
Согласна, идея немного грустная, но одновременно окутанная ореолом какой-то романтики и даже духовности. Раз всё это нематериально.
отречься от желаний и заполнить себя пустотой
и беречь жизнь мельчайшего жучка
— бессмыслица при буквально понимании
и проповедовании буддизма
это эссе идет на поводу буквализмов
и поэтому ничего не проясняет а запутывает наше понимание
таинственность и поэтична и приятна
но не всегда продуктивна
люблю ваш сумрак неизвестный
и ваши тайные цветы
о вы поэзии прелестной
благословенные мечты
он обладал ясным видением мира
т.е. он был в состоянии просветления
буддистского. дзеновского и христианского
почему бессмысленно проповедовать буквально пустоту
и отрицание желаний?
тогда ясно что надо очиститься
от заблуждений и ложных желаний
видеть мир ясно и конечно сберечь
большую жизнь маленького жучка
так и сон Брахмы не надо понимать буквально
речь идет о скрытых процессах познания
на лицо есть поток слов что я пишу по этому поводу
— но как он рождается?
это ощущения смутные для сознания
я думаю Будда хорошо разбирался в индуизме
но пришел сказать свое слово
Библия может и хороша.
— но пришел Христос и сказал свое слово
это были важнейшие обобщения
ничего не имею против потоков энергии
если они разумны и целесообразны и следуют природе
но это ошибки симптоматические
и их тем более надо изучать
чтобы не повторять.
ну на яблоне есть пара гнилых яблок
а все дерево цветет урожаем
приходит Сталин и Чикотило
и объявляют половину яблони гнилой
и уничтожают
ничего общего. с вирусами
(это действия вопреки действительности)
нельзя же природные процессы
путать с ошибками которые совершает
больная личность в планетарном масштабе
в будущем будут распознавать эти психические отклонения
и держать под контролем.
люди учатся медленно
но все-таки научились лучину
заменять лампочкой
мы на пороге когда генетически уже можно будет видеть
таки болезненные отклонения в психике
как у тиранов и маньяков
но из них (из подобных явлений)
делают массовое производство
(публичные дома и шоу-бизнес. голливуды и пр.)
и это совсем плохо.
и к природе никакого отношения не имеют.
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, может быть, Вы и правы. Говорят же: «Это неестественно». Но здесь. какой-то парадокс: откуда же взялась неестественность, неприродность внутри Вселенной, которая и есть Природа. Я сама этого до конца не понимаю. Я вижу, что, например, автомобиль, загрязняющий воздух выхлопными газами, неприроден. Но ведь сделан он руками и мозгом человека, вышедшего из Природы.
Я бы скорее это назвала, не ошибкой, а «изнанкой» Природы, что ли.
я предлагаю неприродным называть то
что болезненно и не содействует развитию
=================================
как же можно любовь к женщине
Чикатило при помощи ножа
считать природным механизмом?
это даже смешно рассматривать с точки зрения эволюции
это ни малейшего не имеет к ней отношения
это выпадение из природы
такова же роль и сына сапожника Джугашвили
в его странной любви к своему отчеству
такова же роль и сына сапожника Гитлера
в его болезненной любви к своему отечеству
это все ошибки воспитания
обреченные и на самоуничтожение
и на уничтожение окружающей жизни вообще
Робин Гуд вступил в противоречие с общественным устройством
показывая его несовершенство
когда неравенство социальное или юридическое
следует исправлять
ошибки в пробах
— конечно допустимы и это и есть совершенствование
но это ошибки и пробы здоровых особей
а не болезненно обреченных
сон вещь созидательная.
поэтому я думаю что и сны Брахмы
— созидательны
а мне тоже нравится Ваше упорство
— только оно и позволяет все разобрать поподробнее
а не прыгать по верхам
Брахма спит и видит сон
© Олард Диксон, 2016. Все права защищены
© ООО Книжное издательство «София», 2017
Олард Эльвиль Диксон – писатель, путешественник, исследователь шаманизма, автор около 20 книг о традиционных верованиях народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, посвященный шаман, действительный член Организации тувинских шаманов Республики Тыва РФ «Дунгур» («Бубен»). Руководитель многих этнографических экспедиций в Сибирь, Центральную Азию и на Крайний Север. Проводил исследовательскую работу в Таиланде (магические татуировки Сак Янт), на Кубе (религия Сантерия у народа лукуми-йоруба), в Перу (шаманские церемонии индейцев шипибо-конибо), а также в Мьянме (Бирме), Лаосе и Камбодже (традиции «волшебных» снадобий в народных верованиях). Специалист по символизму иконографии Ваджраяны и буддийской живописи тханка. Эксперт в области измененных состояний сознания. Преподаватель тувинского горлового пения хоомей, йоги сновидений и практик традиционного шаманизма. Художник-косторез, режиссер, музыкант, поэт. Участник, лауреат и дипломант многих международных этнографических фестивалей и художественных выставок, ТВ-проектов, документальных фильмов, научных конференций и конгрессов.
Как не спать наяву и быть осознанным во сне
Интервью с Олардом Диксоном
– Сон – это реальность или фантазии ума?
– Прежде всего нужно уточнить, что есть реальность. То, что мы видим, чувствуем, переживаем, – это реальные чувства или кажущиеся? Если мы считаем их реальными, то и во сне все они проявляются в той же мере, а иногда даже обострены. Именно поэтому мы не различаем, что пребываем в сновидении, когда в нем действительно находимся; для физиологии все, что происходит с нами, – реально. И напротив, если наши религиозные или философские описания мира признают его иллюзорность – например, если мы физики или буддисты, – то и сновидения в этом контексте будут рассматриваться как движение ума, иллюзорные образы. Это вопрос отношения к жизни.
– Зачем нужно осознавать свои сны?
– Можно сказать: «Ну как же?!», начать перечислять гениальные открытия, сделанные в сновидении, имена писателей, музыкантов и художников, которые нашли сюжеты для своих произведений во сне, но я этого делать не буду. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что он риторичен: зачем нужна жизнь, в чем ее смысл. Сон – лишь неотъемлемая ее часть, треть жизни. Лично я не могу позволить себе выбросить эту часть из восприятия. Нам всем отведено лишь несколько десятков лет в этой форме, и мы не можем ими разбрасываться.
– А когда пришло это понимание?
– Это было первое осознанное сновидение? Сколько лет вам тогда было?
– Думаю, что нет, не первое. Это было, скажем так, запомнившееся сновидение, о котором я понял, что это сон. Первая запись чего-то необычного, происходившего со мной, была сделана в 1978 году и рассказывает о событиях, имевших место двумя годами ранее. Но она относится не совсем ко сну, а к сноподобному онейроидному состоянию. Дело было в Западной Белоруссии, в глухой деревне Савичи Могилевской области. Я увидел в огороде огромную жабу, которая хотела меня проглотить, а потом бабушка провела ночью ритуал в бане, заговаривала «семью идолами за семью колодцами». Я тогда в школу еще не ходил, а как научился излагать свои мысли на бумаге – мне восемь лет было, – так и записал. Хотя я еще до конца и не понимал важность момента, но о чем-то таком, вероятно, догадывался.
– Большинство в это время еще в игрушки играют…
– Я тоже играл… и записывал мысли в тетради. Начал с продолжения истории о приключениях Винни Пуха. Это моя первая книжка, которую я снабдил иллюстрациями от шоколадных оберток – были раньше такие, с кадрами из мультфильма. Потом увлекся этнографией, переписывал книги из библиотеки, которые хотел иметь, сам делал к ним рисунки. Целая полка таких рукописных книг у меня была. Каждая состояла из нескольких сшитых тетрадей в общем кожаном переплете. В декабре 1979, как сейчас помню, перед Новым годом, заинтересовался йогой. Тогда в журнале «Наука и жизнь» вышла статья Бахура «Секреты йогов»[1], предварявшая целую серию очерков Воронина о хатха-йоге[2], издававшуюся в течение всего последующего года. Для меня это был целый непознанный мир! На картинке был изображен улыбающийся обнаженный йог в позе лотоса; попробовал – получилось, ногу закинул за голову – и так хорошо. Так и пошло, благо – лес через дорогу от дома. Мне девять-десять лет было. Забирался подальше, раздевался догола – сейчас это можно назвать «превосходящим поведением» в практике йоги сновидений – и занимался пранаямами, асанами.
– Как к этому относились окружающие, были ли столкновения, ведь это советские времена?
«Все мы лишь сон Брахмы»
Саша, дамы хотят чуда
— В Индии я провожу как минимум три месяца каждый год и это продолжается уже не первое десятилетие. Я летал по ней на самолете, путешествовал на машине с дипномерами, ездил на поезде классом для простонародья, ходил пешком. Индия очень разная, в ней есть место и высокодуховным центрам с библиотеками, где древние знания хранятся записанными еще на пальмовых листьях, и краям, где живут людоеды. Там я тоже был. Оттуда родом индийские леворадикалы, обычное дело: мама с папой людоеды, а сын образованный революционер. В Индии есть все. Это страна, нашпигованная всеми пластами истории и всеми религиями.
— А что-то общее у индийцев есть?
— Любовь к мистике. В Индии ты на каждом шагу можешь найти собеседника на тему есть ли бог и в чем смысл жизни. Опять-таки ты можешь в этой стране получить глубинные знания, философскую систему. А можешь фокусы, шарлатанство, обрывки каких-то практик в яркой упаковке. Смотря что тебе надо. Я сам возил в Индию людей и видел, как это бывает. Например, в 93 году я провез друга по крупным тибетским монастырям, мы хотели изучить Книгу Мертвых. У друга тогда убили сына, Илью Медкова, самого молодого миллионера России. Отец пытался что-то для себя понять, искал объяснений и успокоения. И мы получили доступ к очень серьезной литературе, мало какому иностранцу дано такое узнать. С другой стороны, я возил группы, где на лицах написано большими буквами желание обмануться. И эти люди тоже получали, что хотели. Помню, была группа, самостоятельные образованные дамы: психотерапевты, банкирши. Руководитель группы просил: «Саша, дамы хотят чудес. Устрой встречу со святым». А мы в гималайских горах. «Ты что, Толя, говорю, где я его возьму?». «Это твои проблемы». Остановились в Дхарамсале, у резиденции Далай-ламы, и я отправился искать местного махатму. Смотрю: идет дедуля, тюрбан, белая одежда, чистенький такой и с кружкой металлической значит, прервал уже суетные отношения с миром, живет на подаяние. Махатма это вроде звания, великая душа. И что важно он говорит на хинди, там же масса диалектов. Мы столковались: я дал ему пятьсот рупий, попросил группу благословить.
Повел его в автобус. Он помахал руками благословил. Но не ушел, достал малу четки и протянул одной из женщин. Она дала ему зачем-то 100 долларов и в экстазе: «Я чувствую, это все теплое, это все светит, какая энергетика! Это же настоящий святой!». Смотрю, старец еще четки вынимает и еще, и еще. К нему руки тянутся со стодолларовыми купюрами. А четки не кончаются! Индийское чудо. Я думаю: господи, боже мой. Их там было 26 человек, все купили и всем мало, старец по-прежнему четки вынимает, доллары берет. Толя говорит тихо: «Саша, останови его». Я старцу на хинди: «Хватит, ты получил свое». А он вроде и не слышит. Я повысил голос: «Выкину тебя сейчас из автобуса! Не имеешь права этим заниматься!». И тут происходит самое интересное. Дед поворачивается и важно говорит: «А я имею право. У меня сертификат!». Я говорю: покажи. Он достает из недр одежды бумажку, на которой по-английски от руки написано «Сертификат». И ниже: «Свами такой-то инициировал такого-то на то, что он может творить чудеса». Вместо подписи жирный отпечаток большого пальца. Анекдот! Я говорю: ты понимаешь, что у людей не хватит денег на обратные билеты? Сейчас полицию вызову и тебя арестуют». Старик сразу испарился. А женщины надулись.
Двинулись мы дальше. Я объявляю: «Раз вы на меня обиделись, я вас накажу. Сейчас я тоже покажу чудо: отключу ваши мобильные телефоны!» Наговорил им с три короба про энергию, которую на это чудо потрачу, сказал, что от такого напряжения можно даже умереть. У них лица серьезные, жмут на кнопки телефоны немы. Полтора часа мы ехали по горам в полной тишине, дамы подавлены, я не ожидал такого эффекта. Через 50 километров говорю: «Ладно, больше на вас не сержусь. Да и сил у меня уже мало. Включаю вам мобильники!» И телефоны зазвонили. Они так обрадовались, словно папуасы концу солнечного затмения.
— А как вы это сделали?
— Там «мертвая зона» была. Ни одной антенны. Я же по этой дороге сколько раз уже ездил
Пролетая над гнездом Саи-бабы
— Индией я заболел в далекой юности, прочитав Джавахарлара Неру. Это перевернуло мое сознание. Я поступил в Институт восточных языков, не предполагая, что это заведение, скажем так, со специфическим уклоном. В результате весь курс ездил на стажировку в Индию, не пускали только меня и одну девушку, которая тоже имела привычку говорить, что думала, она потом стала женой мэра Панамы. Но мистика началась уже в те годы! Люди, от которых я никак не ожидал помощи, помогли мне поехать в Индию.
Страна мне сразу понравилась невероятно. Любой русский должен себя чувствовать там свободно, потому что вокруг полно разгильдяев, как в России. Но есть два отличия. Индийцы не пьют, климат не позволяет. Зато будучи постоянно при солнце, они очень оптимистичны. Нищий просит у тебя денежку с улыбкой, и даже если ты отказываешь, это не повод, чтобы он перестал улыбаться. Какой-то поток жизни, который изливается из них бесконечно. И ты видишь, как все это сверкает, переливается, пузырится. Другое отличие: даже от последнего бомжа не пахнет. Вот он стоит в рубище, аж тело насквозь светится, а запаха нет. Потому что моется не один раз на дню и тряпки свои стирает.
— Ажиотаж среди европейцев вокруг индийских гуру на ваших глазах зародился?
Второй раз я видел Саи-бабу уже как обычный паломник, правда, у меня была машина с дипномером. Я наблюдал эту массовку, орущую толпу из европейцев, где каждый смотрел на Саи-бабу с благоговением, глазами умоляя выбрать, выбрать, выбрать именно его из этой толпы и лично благословить. Это был какой-то немыслимый экстаз и обожание. И я так понял, что судьба белой нации на исходе. И судьба христианской культуры под огромной угрозой.
— Саи-баба заурядный шарлатан?
— Я бы сказал, фокусник. И незаурядный. Только очень целеустремленная личность могла создать такую Систему: хорошо отлаженную, со сбором информации через разветвленную сеть собственных гостиниц. Задача любого создателя Системы будь то секта, учение или движение чтобы в тебя истово поверили женщины. Обычно это экзальтированные особы, истерички, кликуши, неважно, за ними подтянутся женщины поприличней, а те уже обработают своих мужей, родственников, коллег по работе. А если не обработают, то просто отодвинут их в сторону. У меня был знакомый еврей из Львова, который уехал в Штаты, стал миллионером. И вдруг его жена увлеклась Саи-бабой. Она поставило его фото в спальне и смотрела, не отрываясь. Даже сексом заниматься перестала. Вдруг выяснилось, что она тайно перевела на счет Саи-бабы два миллиона. Еврей кричал: «Что, этому вонючему негру!», хотя Саи-баба не негр. А потом эта женщина сбежала к своему кумиру в Индию, муж поехал ее искать. Мы с ним ходили по берегу моря и разговаривали как могло такое произойти! Он был на грани. Позже я узнал, что до жены он так и не добрался сошел с ума.
Каждый гуру должен учитывать роль женщин в своей Системе. Ошо Раджниш это недооценил, и все кончилось крахом. Любимая ученица, секретарь, его правая рука Шила Ма Ананд сделала заявление прессе о его финансовых махинациях, назвала наркоманом и аферистом. Ошо унижал ее сильно, вот она и отомстила. Все рухнуло в три минуты просто. А у него была империя! Я встречался с Ошо Раджнишем в его лучшие времена. Его поселок Раджнишпурам в Штатах, в Орегоне, был доходнейшим коммерческим предприятием, народ валом валил, особенно молодежь, потому что он никого не напрягал, даже посвящение давал сходу. Он придумал так называемую «динамическую медитацию», в которой намешал много всего от дзен-буддизма, суфизма, учений Кришнамурти и Гурджиева.
— Чем же эти гуру взяли Запад?
— Они сообразили, что медитацию можно продавать как товар. Беда современного западного человека в том, что у него глаза разбегаются на все, и мысли разлетаются в разные стороны, он не может сконцентрироваться на основном смысле своей жизнедеятельности. С одного автобуса на ходу в другой можно и под колеса попасть. Медитация дает возможность понять, куда вы должны въехать со своим умом, способностями, со своей кармой, дхармой и пр. Махариши Махеши Йоги, который тоже эту проблему углядел, преподнес Западу свою трансцендентальную медитацию и заработал миллиарды. У него люди в позе лотоса запрыгали, как блохи. Не Махариши эту методику придумал, но он обернул ее в правильную упаковку и сумел продать в таких масштабах. Открыл клиники по всей Европе, многие россияне там лечатся, Галина Волчек, другие деятели культуры.
— Каков Махариши вблизи?
— Индийский вариант Распутина, только маленького роста. Глаза пронзительные. И большая любовь к диктатуре. Например, он заявляет, что духовную власть на Земле последние сорок лет держит он, Махариши, а политическую Кастро. Поэтому он Кастро очень уважает и намерен отправить к нему тысячу пандитов, чтобы они в Гаване пели священные мантры. Это была публичная речь в его центре в Голландии, я в этот момент смотрел на ребят, которые в империи Махариши отвечают за финансы, у них был очень кислый вид. Оборот у империи 4 миллиарда, но им все равно жалко! Он и для нас расстарался. Была идея Примакова создать Союз евразийских государств, который не давал бы янки вмешиваться не в свои дела. Махариши оплатил самолет на 200 мест его переоборудовали так, чтобы комфортно могли чувствовать себя 25, со спальными местами, с рабочими кабинетами. И мы облетели Юго-Восточную Азию, встречались с премьер-министрами и другими официальными лицами. Правда, из этой идеи так ничего и не вышло.
— Вам в шкуре гуру побыть не хотелось?
— Не приведи господь! Я ведь почти что был. Повел одну экспедицию в долину Кулу. Сначала они цветы стали мне каждое утро преподносить, букетиками порог уставлять. А потом уже прану начали брать у ног у моих будто я святой. Ну, знаете, когда уважают гуру, то наклоняются к нему и ладонью касаются его ступней ног это прана называется. Таким образом уважение выказывают мол, черпаем у тебя энергию. Но я это дело сразу пресек.
У Пушкина весь путь гуру очень точно сформулирован: «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано до звезды, в порабощенные бразды бросал спасительное семя, но потерял я только время, благие мысли и труды». А дальше самое главное: «Паситесь мирные народы, вас не разбудит честь и клич. К чему стадам дары свободы! Их должно резать или стричь». Вот резать мирные народы это негуманный путь, это то, к чему сегодня исламские фундаменталисты призывают. А стричь гуманный. Гуру как раз на этом пути. Если овцы есть, чего же их не стричь-то?
Я работал с разными гуру и знаю когда человек начинает заниматься этим, он моментально теряет чувство юмора, творческая искра пропадает. А я в свои 65 лет хочу по-прежнему писать стихи, любить красивых женщин. И совсем не хочу манипулировать людьми. Манипуляции страшны тем, что им надо подчинить всю свою жизнь, надо все время этому качество давать применение. Поэтому человек, который манипулирует, он все время в жутком напряжении. Я наблюдал и Ошо Раджниша, и Махариши Махеши Йоги и Шри Шри Равишанкара нынешнего они все время в напряжении, следят, чтобы их функционеры смуту не затеяли, потому что внутри таких движений появляются всегда какие-то партии, секты, которые хотят отделиться и угробить своего учителя.
Уже не говорю о том, какая это ответственность быть живым богом. Люди на тебя перекладывают все свои болезни, ты должен решать их мелкие и большие проблемы. И это такой груз, что думаешь: а нужны мне эти миллиарды?
В Шамбалу за Камасутрой
— Как сами индийцы относятся к своим землякам идолам Запада? Они тоже им поклоняются?
— Индийцы этих «святых», разводящих европейцев на деньги, насмешливо называют джет-гуру, то есть, реактивный гуру. По индийской кастовой системе эти люди, которым фанатичные поклонники готовы ноги омывать, отнюдь не стоят на высокой ступени. Это совсем не высокоученые брахманы, как логично было бы подумать. Обычно джет-гуру из касты земледельцев, торговцев. Что не мешает им иметь миллионы. В Индии есть, например, такая подкаста «дом», одна из низших, в нее входят люди, которые занимаются кремацией трупов. Это не могильщики, потому что в Индии нет могил, там тела сжигают и пепел бросают в священную речку. Так вот, эти крематоры очень богатые люди, потому что им достаются все ценные украшения с умершего человека. Их «царь» мультимиллионер. Но он не может жениться на девушке из более высокой касты. Каста дело святое.
— Но это же бред! Двадцать первый век на дворе.
— А кто в этой кастовой системе иностранцы?
— Они вне касты. Как неприкасаемые. Поэтому обмануть их совсем не грех. Индийцы по отношению к нам порой редкие жулики: обирают, обманывают, мошенничают. И при этом сами наивны, как дети. Я повез как-то в Индию группу российских литераторов. Среди них был писатель Леонид Юзефович. А Леонид я сразу обратил внимание ну просто вылитый Сатья Саи-баба, но не тот фокусник, который разводит под этим именем европейцев на деньги сегодня, а подлинный, средневековый суфий из Шадри Сатья Саи-баба, его изображение есть в долине Кулу на доме, стоящем около серных источников.
Показал я литераторам место, где йоги висят голышом вниз головой, каждый на одной ноге, похожие вместе на гроздь винограда. Неудивительно они там обкуренные висят. Потом повел группу к стене с изображением: «Леонид, вставайте рядом со своим средневековым двойником!» Он встал. Индусы сбежались все в отпаде, огромная толпа. Глазеют на Юзефовича. Говорю своим несите карамель, у кого есть. Притащили килограммов пять. И я: «Леонид, раздавайте! Вы же явление давно умершего святого». И пошло Юзефович леденцы горстями раздает, индусы у него прану уже берут и бегут звать соседей. Как дети. Был бы на месте Юзефовича аферист и часть денег, которые текут сегодня с Запада на Восток, повернули бы свое направление
— Что ищут в Индии россияне, которых вы сейчас туда возите?
— Обычно это очень богатые люди, которым я не могу отказать по каким-либо причинам. Да разное ищут. Недавно возил туда двух жен очень богатых новых русских. Обе надумали в Индии изучать Камасутру. Теоретически они еще в России подготовились и рассчитывали на практику. Им требовался, так сказать, источник практического знания. Ну источник я им не нашел. Я им объяснил: ваши мужья меня потом прибьют просто. Они сначала были разочарованы, а потом сублимировали свой сексуальный интерес в шопинг. Одна купила себе качели из серебра за сорок тысяч долларов. И столько же заплатила на таможне.
Часто люди, которых я везу в Индию, крупные бизнесмены, политики, актеры и писатели. Вот сейчас я отправлюсь туда в компании с Михаилом Задорновым. Что они хотят? Да чтобы всякие джет-гуру им лапшу на уши не вешали. Они не мистики, нет, просто им интересна другая культура.
— А Шамбалу никто из них не хочет поискать?
— Вход в Шамбалу находится в 28 километрах от поместья Рерихов в Кулу. Так утверждал Николай Константинович. Но обычно те, кто едут ее искать, делают это с помощью конопли, потому что в тех краях центр не только высокой духовности, но и наркобизнеса. Так что Шамбала пока обходится без визитеров.
— За что вас рериховцы не любят и грязью через СМИ неустанно поливают?
— Я дал интервью «Аргументам и фактам», где прямо сказал, что Рерихи работали на советскую разведку. Потому что я был в их доме, смотрел бумаги и увидел странные вещи. Замечания Юрия Николаевича, судя по почерку, о том, в каких ущельях лучше расположить дивизию, в каких долинах большой отряд, чтобы спастись от налетов вражеской авиации. Это конец 20-х 30-е годы кому могло предназначаться? Он вел топографический дневник, где фиксировал грузоподъемность мостов, вычислял, какая бронированная техника может по ним пройти. Я тогда подумал: что-то странное, стал заниматься этим глубже и понял, что он работал на советское правительство. И когда впервые публично об этом сказал: ой, что началось: что я мерзавец, клеветник. А сейчас на эту тему уже много книг вышло.
Пиарщица Индии духа
— Вы написали не одну книгу о Блаватской. Кто она, с точки зрения ученого?
— Образованная женщина с несчастной личной судьбой. Отчасти наша Новодворская, если говорить о любви к эпатажу, хотя политически она очень сильно отличалась от Новодворской. Своими философско-религиозными взглядами Блаватская подтачивала основы православия и при этом клялась в верности этому православию и батюшке-царю. Что сделала Блаватская? Она сумела собрать воедино весь мистический мусор, который находился в разных частях Европы и Америки, и соорудить из этого мусора нечто монументальное, вроде пирамиды.
— Блаватская сама понимала, что сделала из философий мира попсню?
— Не думаю. Вы к ней так строги, а представьте то время, позапрошлый век. Россия, страна помещиков, их женам не все же капусту квасить или смотреть, как крепостные в поле работают. Хотелось чего-то нового, к звездам поближе, но не каждая дама будет сидеть в телескоп смотреть, скучно это! И тут такой бестселлер появляется «Из пещер и дебрей Индостана», где ярким красочным языком очень доступно про мистическую Индию. Это ж можно обсуждать в гостях, на эту тему бесконечно фантазировать. Блаватская враз стала знаменитостью.
— Но ведь в своих книгах она откровенно врала?
— Как ученый, я более сдержан в оценках. Врала, но не сильно. Это уже позже она разошлась вовсю, когда статьи в «Люцифер» писала. Да, Блаватская не брезговала мистификацией, не стеснялась выглядеть в глазах других лгуньей, мошенницей и психопаткой. Вся жизнь этой фантастической женщины состояла из сплошных парадоксов и несуразностей. Дважды была замужем, имела любовников и даже внебрачного сына, однако, когда ей было уже за пятьдесят, клятвенно уверяла, что является девственницей. Похоже, граница между реальностью и нереальностью для нее была достаточно условной.
Отсюда нашумевшая история с письмами «махатм». Они стали появляться во множестве в годы, когда Блаватская жила в Индии. В них говорилось о карме, космической энергии, реинкарнации, важнейших понятиях индуизма. Однажды такое послание обнаружил на своем столе редактор бомбейской газеты «Пайонир». Потом их стали находить при «таинственных обстоятельствах» близкие в Елене Петровне люди. В ее присутствии письма буквально сыпались с потолка. Причем эти «гималайские махатмы» изъяснялись почему-то исключительно на английском, которым Блаватская неплохо владела. Позже за дело взялись эксперты и тут же обнаружили чисто русский характер переноса английских слов. Однако Елена Петровна никогда не чувствовала сильных угрызений совести в связи с обличающими ее фактами.
Подбирая материалы к своей книге о Блаватской, я некоторое время работал в ее бывшем поместье в Адьяре недалеко от Мадраса. В подвале архив, огромное количество книг на русском языке, которые она туда привезла потрясающая литература, но вся в плесени, приходилось работать в перчатках. Там я особенно ощутил сложность дела, за которое взялся. Ведь при всей противоречивости натуры Блаватской нельзя не признать, что во многом благодаря ей слово «Индия» отзывается в русском человеке тягой к неведомому и доверием к чуду.
Все мы сон Брахмы
— Так существует ли настоящая мистическая Индия? И если да, то что это такое?
— Конечно, существует. Но мало кто знает, какова она, потому что нет другой такой страны, где существовал бы столь колоссальный разрыв между религиозной философской теорией и практикой. Ведь первое, что видит там приезжий, даже если он настроен искать глубины такую пестроту, что глазам больно. Кукольный театр из 300 миллионов богов: это последние данные, на компьютере подсчитано. И у каждого бога свои ритуалы, от кровавых до наркотических. Нужно иметь огромное терпение, чтобы счистить всю внешнюю позолоту и обнаружить, что такие разные индийские религии имеют одну общую идею. Очень простую. Душа каждого человека атма в конечном счете сливается с мировой душой. Происходит освобождение мокша. Это цель и смысл жизни.
Кому интересно, он может вдаваться в детали. Например, что с точки зрения индийца все мы люди и наша земная жизнь это только сновидения бога Брахмы. Но каждый может выскочить из этого сна в реальность с помощью медитации, когда открываются немыслимые потенциалы в сознании, ты столько всего видишь и слышишь. Индусы убеждены: все, что рождает человеческий разум, существует во вселенной. Все ужастики, все фильмы, все эти образы, которые придуманы из головы. Мы рождаем чудищ, а дальше они существуют, хотим мы того или нет. Наш мозг он же связан с вселенной и создан вселенной, она оказывает на нас воздействие, а она бесконечна. Так думали еще древние индусы и к этому пришел в ХХ веке академик Вернадский, который предложил гипотезу о ноосфере информационном поле вокруг Земли, куда уходят все наши мысли. Даже не гипотезу это просто гениальная догадка, тезисы, которые занимают полторы странички текста.
— Я их примиряю в своем сознании. Потому что в конечном счете они об одном и том же. Да, христианство отрицает нет бесчисленных реинкарнаций, есть одно-единственное воскрешение. И эта иудейско-греческая традиция противоречит индусской традиции. Полностью. Абсолютно. Но что такое воскрешение? Это возвращение энергии живым существам, которые давно не имеют тела, истлело оно, а сами они непонятно кто и непонятно где. Теперь представим себе такую вещь. Человечество исчерпало свои земные ресурсы, ничего нет болше. Вот эта ноосфера, она тогда заработает. Потому что там же находится энергия наши мысли, наши желания, наши образы. Это и будет «воскрешение из мертвых» по христианству, по индуизму, по Вернадскому, по всем религиям мира.
Все сходится! Только азбука разная, язык разный, а смысл тот же самый. Все религии мира толкуют об одном и том же: что есть микрокосм и есть макрокосм, есть индивидуальная душа и есть мировая душа, и они обязательно сольются. Поэтому я так легко вошел в мистический мир Индии. Я, как и индийцы, верю, что история человечества насчитывает значительно большее количество времени, чем мы себе представляем. Человечество было когда-то единым, его духовная элита обменивалась знаниями, которые давались сверху под влиянием определенных космических процессов. Индийцы эту связь макрокосма и микрокосма поняли так давно, что она отражена еще в их Ведах. И ощущают ее ежеминутно. Эту глобальность, это звездное небо, которое раскрывается в любой хижине, когда они жарят лепешки.
Лина Дорн, Журнал « Патрон »