боровичи церковь парковая телефон
УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР г. БОРОВИЧИ
Сайт создан по благословению преосвященнейшего Ефрема епископа Боровичского и Пестовского
11 сентября 2017 года
Поделиться:
С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО! СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ АЛЕКСАНДРЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Поделиться:
8 сентября 2017 г.
8 сентября 2017 г. по благословению Преосвященнейшего Ефрема епископа Боровичского и Пестовского, благочинный Боровичского Округа протоиерей Иоанн Мороко провел учредительное Приходское собрание прихода храма святых первоверховных Апостолов Петра и Павла д. Пирус Боровичского благочиния.
На собрании, в котором приняли участие, клирик кафедрального Успенского собора диакон Константин Рыбак и местные православные жители деревни, был озвучен Устав РПЦ, а также вопросы по восстановлению храма.
В с. Речка протоиерей Иоанн посетил строительство нового храма во имя Преображения Господня.
Поделиться:
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царем Иродом Антипой — сыном Ирода Великого, отдавшем приказ об избиении вифлиемских младенцев.
В темнице св. Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но ему не хотелось при гостях изменять своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а та отнесла ее своей матери Иродиаде.
По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Сохранилось предание, что Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37—41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст.ст.).
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст.ст.).
Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./
Темже за истину пострадав, радуяся,/
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/
вземлющаго грех мира//
и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи
глас 5
Предтечево славное усекновение/
смотрение бысть некое Божественное,/
да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./
Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/
не закон бо Божий, ни живый век возлюби,//
но притворный, привременный.
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/
и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.
Успенский кафедральный собор (Боровичи)
Успенский кафедральный собор был построен на городском кладбище в 1798-1800 годах. Храм был закрыт в 1941 году, в 1944 возвращен верующим. В 1960 вновь закрыт, занят под ЗАГС. Вновь открыт в 1990, отремонтирован, устроен придел Иоанна Кронштадтского.
Содержание
История [ править ]
На самой окраине города Боровичи, на небольшом пригорке, в слободе Коленица, под конец 18 столетия появилось Успенское кладбище. Именно на месте расположения этого кладбища в 1798 году было начато возведение каменной церкви, которую в 1800 году освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении 1839-1840 годов в храме было выстроено два придела с престолом в честь Воскресения Христова и Воздвижения Животворящего и Честного Креста Господня – оба придела были украшены с наружной стороны при помощи колонн и портиков. Со стороны запада к церкви был пристроен притвор с колокольней. В течение 1901 года неподалеку от храма была выстроена из красного кирпича двухъярусная колокольня, которая имела завершение в виде красивой главки с яблоком и крестом.
На протяжении 1911 года храм Успения Богородицы был капитально отремонтирован. В процессе проведения ремонтно-восстановительных работ среднюю часть храма надстроили при помощи новых стен, в которых были помещены окна небольшого света. К тому же, был переделан купол, который потом украсили позолоченным крестом. Неподалеку от храма построили трехъярусную колокольню.
В 40-е годы прошлого века в церкви Успения Божией Матери проводились службы протоиереем Александром Медведским, священниками Владимиром Лециусом и Сергеем Георгиевским. На протяжении 1950-х годов в церкви служили протоиереи Владимир Молчанов, Анатолий Литинский, Николай Гордеев, Василий Белевич и многочисленные священники.
Богослужения в соборе проводились вплоть до 1960 года – за это время храм реставрировали, и все запланированные ремонтные работы были завершены в 1959 году. К тому же, за это время заново выстроили каменную звонницу, которая была взорвана в 1930-х годах.
В 1960-м году снова началось, только «хрущевское», гонение на храмы по всей стране, и собор опять был закрыт, а церковная звонница разобрана. Кроме того, была разрушена расположенная по периметру храма ограда, а также разрушено древнее кладбище, на территории которого покоились многие знаменитые и уважаемые люди города, среди которых был основатель завода по производству огнеупорного кирпича – Вахтер К.Л. Относящееся к храму помещение было несколько перестроено и отдано под городской лекторий, в котором проводились разного рода развлекательные мероприятия. Все принадлежащее церкви имущество и иконы были украдены, а настенная живопись полностью закрашена.
В 1990 году, согласно благословению Старорусского и Новгородского Архиепископа Льва, центральный престол храма был освящен во имя Успения Богородицы, сразу после того, как храм был снова возвращен Русской Церкви. В мае-месяце 1994 года состоялось освящение правого престола во имя святого Николая Мирликийского, а в ноябре этого же года освятили левый престол в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. На протяжении 1996 года была сделана и установлена церковная железная ограда. В 1997 году во внутреннем убранстве храма был произведен капитальный ремонт, во время которого заменили купольные окна. В 1998 году было окончено оформление иконостаса, а также завершена внешняя отделка фасада собора.
15 октября 2000 года в жизни Успенского храма произошло знаменательное событие, посвященное 200-летнему юбилею собора, которое возглавил Старорусский и Новгородский Архиепископ Лев. Одним из важных событий в жизни церкви Успения Богоматери в 2010 году стало восстановление захоронений, которые были разрушены в период гонений на Церковь. На сегодняшний день храм действует.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичи, Коммунарная улица
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи
Официальная группа Кафедрального собора
Успения Божией Матери,
по благословению Преосвященнейшего Ефрема Епископа
Боровичского и Пестовского
Показать полностью.
Настоятель:
протоиерей Иоанн Мороко,
благочинный Боровичского округа,
председатель Отдела образования и катехизации Боровичской епархии.
uspsobor@mail.ru тел. 88166442582 моб. 89210260259
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
Русь Православная!
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге
15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Показать полностью.
Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.
Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Страх Божий есть начало очищения совести.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
Сергей Мороко
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
Православие.Ru
ПРИЧИНЫ СТРЕЛЬБЫ В ШКОЛАХ ЛЕЖАТ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ – ПАТРИАРХ КИРИЛЛ
Патриарх отметил, что в основе общепринятых норм поведения лежат религиозные ценности, и у детей должна быть возможность познакомиться с религиозными традициями своего народа, сформировывавшими эту систему нравственных ценностей.
* * *
Двадцатого сентября утром студент Тимура Бекмансуров открыл стрельбу в Пермском государственном национальном исследовательском университете, убив шесть человек, еще 47 пострадали. Студент оказал сопротивление при задержании и был ранен, а в дальнейшем госпитализирован. Следствие предъявило студенту обвинение, он полностью признал вину.
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
Свято-Георгиевский Катерлезский жен. монастырь
«Батюшка, нам надо посоветоваться, — передо мной стоит немолодая супружеская пара, — почему-то все беды и несчастья свалились на нас одновременно: машину угнали, квартиру ограбили, сын со снохой до развода доходят. Может, кто на нас порчу навел?» «А бабушку давно похоронили?» — спрашиваю в свою очередь. «Да при чем тут бабушка?
Показать полностью. Полгода назад и похоронили. » «А в церковь она ходила?» — продолжаю допытываться. «Ходила, и иконка у нее была. В последнее время не могла ходить — так все какие-то записочки через соседку посылала».
Бабушки, бабушки. По воскресеньям и праздникам, прихрамывая и с палочками, в переполненных автобусах, в любую погоду за десятки километров идут в храм Божий, достают свои записочки и синодики, а там— десятки имен за здравие, десятки за упокой. Про нее давно все забыли, а она за всех молится, хлеб небесный зарабатывает, да самой мало достается — нахлебников много.
По ее молитвам Бог хранит деток путевых и непутевых, соседей и знакомых. Отмаливает грехи благочестивых родственников и ушедших без покаяния. А мы живем, едим чужой хлеб и насмехаемся. Вот и ушла кормилица, а ее никто не заменил. Беда, беда будет, когда все бабушки умрут.
Игумен Георгий (Шестун)
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
† Успенский Кафедральный собор г.Боровичи запись закреплена
Игумения Таисия (Солопова)
17 октября 2021 года исполняется 179 лет со дня рождения игумении Таисии (Солоповой), настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря.
Чтя ныне память матушки, задумаемся о следующем. Как известно, почитание подвижников заключается в следовании их примеру. Какие же духовные уроки дает нам своей жизнью игумения Таисия?
Игумения Таисия (Солопова): негасимый светильник любви, веры и благочестия.
Показать полностью.
Обращаясь к жизнеописанию того или иного угодника Божия, православный христианин старается перенять из него опыт ведения духовной жизни, получить наставление для своего спасения. Каждый, в силу особенности своего мышления, сердца, берет из жизнеописания что-то свое и старается в дальнейшем реализовать полученные знания в своей жизни. Какие же уроки для спасения своей души можем мы извлечь из благочестивой жизни игумении Таисии? Чему учит нас эта дивная подвижница?
Конечно, вере во Христа, преданности Ему, вверению себя Его спасительному Промыслу, самозабвению, бесконечной любви ко Спасителю.
Жизнь игумении Таисии, представляющая собой жертвенное горение пред лицом Божиим, есть та самая свеча, о которой пишет евангелист: «… зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 15). Так и матушка своими трудами, непрестанными молитвами, делами милосердия и сострадания согревала души всех, обращающихся к ней за помощью. Продолжает она это делать и теперь. Главное, обратиться к подвижнице с верой, твердым упованием, что услышит и поможет. Подобно свече она зажигала прежде (и продолжает возжигать ныне) огоньки веры и любви ко Христу в людских сердцах.
Зная наизусть Евангелие, матушка Таисия жила по Слову Божию, наставляя в христианской вере как современников, так и потомков словами, письмами и всей своей жизнью. Самозабвенно трудясь на земле для Бога, игумения Таисия учит и нас, ее последователей, выполнять каждое свое дело для Господа. Сколько сложных задач ей приходилось решать, неся послушание в начале покорной и любящей дочери, затем монастырской послушницы, письмоводительницы, певчей, казначеи, монахини, а после и руководительницы монашеской общины, устроительницы Леушинского монастыря и духовной матери многих – игумении, храмостроительницы, устроительницы монастырей и пр.
Игумении Таисии приходилось не только заботиться о вверенных её попечению сестрах Леушинской обители, их пропитании, духовном окормлении, но и об окружающем монастырь населении, его образовании. Она всегда помнила и наставляла других, что все, что мы имеем – дар Божий, который должен быть употреблен на служение Ему: «Принеси в жертву дар Давшему его, ибо «что имаши, его же неси приял» (1 Кор. 4, 7). Не от Бога ли всещедрого все наши таланты и способности, и не взыщет ли Он с нас отчета в их употреблении?».
Радея о духовном образовании, игумения Таисия открывала церковные школы для детей и для учителей, составляла душеполезные наставления («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни»). Вдохновением на подвиги и труды ради Господа для нас служат и великолепные стихотворения талантливой матушки о Боге и вере.
Миссионерская деятельность подвижницы распространилась далеко за пределы Леушинского монастыря и его окрестностей. Открыв подворья в г. Санкт-Петербурге, Череповце, Рыбинске, устроив не одну обитель, игумения Таисия излила из них на окружающий мир свет любви Христовой, согрев его светом сердце не одного человека, приведя к вере многих. Благоустраивая пристани полноводных рек, создавая на них пристанище для сестер, матушка Таисия стремилась к тому, чтобы везде звучала молитва и славословие Богу, приводя многие кораблики – души человеческие в тихую и мирную гавань Церкви Христовой.
Воспринимая все скорби, беды и болезни как задания и поручения, данные Богом, матушка, с тепрением несла их.
Читая автобиографические «Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря», невольно замечаешь смирение матушки, осознание ею своей духовной нищеты. Вспомним, как начинает матушка свои «Записки»: «Не по своей воле или желанию начинаю я эту запись, и не только не по желанию, но даже и против него; единственно, из послушания людям, гораздо более меня опытным, без сравнения умнейшим меня и более духовным, людям известным не только мне, убогой, но и всем ревнующим о жизни богоугодной и о спасении своих душ».
О чем говорит это введение? О том, что матушка жила не по своей воле, а по воле Божией, явленной ей в сей раз через окружающих её людей. Как игумения Таисия относится к окружающим? Как к людям более совершенным, чем она. Не раз наставляет она такому смиренному мышлению, упованию во всем и всегда не на себя или другого человека, а на помощь Божию и новоначальных инокинь в своих письмах к ним: «Не на свои немощные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к божественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «eдин Царь мира».» «Видишь,— и оправданиям Господним, то есть благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения. Десять дев в полуночи ожидали пришествия небесного Жениха; но только половина их была принята в чертоги Его, а остальные, как не имевшие елея во светильниках своих, к стыду своему и прискорбию, не только не были допущены в чертог, но и услышали грозные слова Жениха: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Мф. 25, 12). Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мнимого усердия.»
Учит жизнь подвижницы нас и всепрощающей любви к ближнему. Сколько завистников, клеветников её окружало, но всех матушка, по заповеди Божией, прощала, молясь за обидчиков. Так, например, приняла она обратно в монастырь, и сестер, прежде устроивших против неё заговор.
Добродетельная жизнь игумении Таисии дает нам множество примеров помощи нищим, сиротам. Это и питание голодных, и денежная помощь нуждающимся, и опека сирот, и подаренная ей неимущим возможность получить образование, профессию, которой можно будет зарабатывать себе на жизнь, и многое другое. Несмотря на занятость, внимала она многочисленным просьбам обращающихся к ней за помощью и старалась помочь каждому, научая и нас не оставаться равнодушными к нуждам и бедам других, самоотверженно служить ближнему по заповеди Божией о любви, забыв себя, помня, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5: 7).
Отмечая данную добродетель матушки, протоиерей Николай Шиловский, в своем слове во время Литургии 6 января 1915 года, в день отпевания игумении Таисии, произнес: «…оставив нас телом своим, ты, дорогая матушка, не оставила нас душою своею в дивных уроках, какие мы черпали из личного примера твоей многотрудной земной жизни. Ты при жизни всех учила, как нужно жить в Боге и для Бога, как нужно самоотверженно служить ближнему своему; ты часто, забывая нищету и бедноту свою, делилась последним, что имела с бедняком и неимущим. Ты не могла равнодушно посмотреть на слезы ближних своих; ты не однажды протягивала руку помощи и врагам своим.»
Каждому человеку трудно забыв себя, свои желания, постоянно служить другому, как Самому Богу. Матушка дает на сей счет такую рекомендацию: «Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждого) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непременно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожалеешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов. Если будешь почаще вглядываться в свои собственные недостатки и проступки, то ни о ком не будешь не только говорить, но и думать дурно, ибо не увидишь чужих погрешностей, когда внимание твое будет сосредоточено на твоих собственных грехах. Да если бы даже и пришлось тебе видеть сестру твою согрешающею, то помысли, что она тотчас же может покаяться, исправиться и загладить свой грех, «силен бо есть Бог возставити ю» (Рим. 14, 4), а ты, осуждающая, можешь ежеминутно согрешить гораздо горше ее и не знаешь, будет ли тебе дано время на исправление и заглаждение греха. Итак, берегись осуждения, угождай всем, считай себя худшею всех, храни любовь ко всем в сердце твоем и проявляй ее на деле; тогда будешь мирствовать и спасешься».
Очищая свое сердце покаянием, непрестанной молитвой, причащением Святых Христовых Таин, матушка Таисия сподобилась от Бога видений Святой Троицы, Господа, Богородицы, святых, т.к. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Пример духовной борьбы подвижницы показывает как старательно надлежит нам очищать свои сердца покаянием, сколь внимательно следует вглядываться внутрь своего сердца, в свои мысли и чувства, пытаться познать себя, искоренить греховные страсти.
Непрестанно пребывая в молитве,молясь в минуты скорби и радости, находясь в сложных жизненных обстоятельствах, начиная и оканчивая каждое дело молитвой, игумения Таисия наставляет так поступать и других. Так, матушка пишет о молитве: «Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4), предстоя пред Господом. … Долговременный, неослабный труд, постоянное самопринуждение, как я сказала, потребны для стяжания внутренней непрестанной молитвы. … она (молитва — коммент. авт.) доступна и удобна при всяком физическом труде, при всяком житейском занятии, при вкушении пищи и пития, при прогулке, при исполнении общественных послушаний, и всегда и во всякое время дня и ночи, лишь бы ум и сердце внимали своему «внутреннему деланию». Много и весьма много писали об умной молитве Иисусовой богомудрые отцы, опытом изведавшие и сладость, и силу ее; так, один духоносный муж говорит: «с именем Иисуса или с искреннею мыслью об Иисусе соединена великая сила: она прогоняет страсти, запрещает бесам, наполняет сердце небесною тишиною и радостью».
Отмечая необходимость мужества в подвиге, самопринуждения в деле следования воле Божией, игумения Таисия говорит: «мы, читая и слушая повествования о великих подвигах святых, часто говорим в свое оправдание: «То были святые. То было в те прежние времена! А теперь и люди слабые, и время не то!» Так вот, уразумей из опыта, что и теперь есть истинные подвижницы. Не время, не место делают человека святым, а доброе его произволение и твердая воля. Молись неослабно, и Господь не лишит тебя Своей благодати».
Безусловно, такой яркий светильник веры, любви и благочестия, каким являлась игумения Таисия, не мог остататься незаметным для окружающих. Многие современники отмечали глубокую веру и любовь матушки к Богу и вверенному ей делу. Обратимся к воспоминаниям о игумении Таисии современников.
Праведный Иоанн Кронштадтский, духовный отец, друг и сомолитвенник игумении Таисии, в своих письмах часто называл матушку святой старицей, подвижницей Божией и Царицы Небесной, беззаветно преданной Христу, главу её священной, «мыслящей непрестанно, яже суть Божия», любовь матушки о Христе постоянной, чистой, неоскудевающей, слова и душу благими, сердце добрым, простым и боголюбивым.
Священник Леушинского монастыря Клавдий Екатерининский в речи, обращенной к матушке 23 марта 1901 года по случаю её 20-летней настоятельской деятельности, сказал: «Своею материнскою любовию к своим чадам – сестрам обители Вы заслужили такую любовь их, что каждая из них готова за Вас свой живот положить и каждая старается жить как можно лучше, чтобы не огорчить свою Матушку».
Протоиерей Леушинского монастыря Александр Светловский, благодаря матушку за её многочисленные труды, любовь, молитвы в 1915 году в надгробной проповеди произнес: «По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне преставльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил: аще имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам. И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь!».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых. чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней». Следуя совету святого, извлечем для себя из жизни игумении Таисии уроки, полезные для спасения душ наших, и, с помощью Божией, постараемся, следуя примеру сей духоносной старицы, ревностно подвизаться в добродетели, учиться самоотверженно любить Бога и ближних; стремиться, чтобы все мысли, чувства, слова и дела наши были для Бога и в Боге, а сердца были чистыми, добрыми, простыми и боголюбивыми.
Глядя на этот негасимый светильник веры, впитывая в себя его свет и тепло, будем старательно поддерживать в своих сердцах пламень любви ко Христу, всегда помня слова духовного завещания матушки Таисии: «Храните веру, … будьте тверды в вере и любви ко Господу нашему Сладчайшему Иисусу, коего вы носите в сердцах своих. Если пребудете в вере и любви к Господу, то Господь пребудет с вами».