Бинауральные ритмы перед сном
Бинауральные ритмы перед сном
Одна из злободневных проблем современного общества это увеличение количества людей с эмоционально-аффективными нарушениями, синдромами депрессивных состояний, тревожности, компьютерной и игровой зависимости. Известно, что различные формы физического и психического привыкания: к наркотикам, алкоголю, курению, компьютерным играм и т.п. существенным образом меняют личность человека, они влияют на социальные отношения, разрушая их. Поэтому проблема создания новых способов реабилитации таких больных является наиболее актуальной.
Одним из перспективных направлений является стимуляция защитных механизмов мозга с помощью бинауральной терапии (БТ). Установлена эффективность применения БТ в качестве дополнения к известным психокоррекционным мероприятиям, проводимых с лицами, перенесших сильную психическую травму [1]. В 1975 году Р.А. Монро предложил метод стимулирования мозга с помощью бинауральных ритмов, который меняет состояние сознания человека, от нормального состояния к сонливому, и к состоянию повышенного внимания. Механизмом этого воздействия является, отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма. Это присутствие резонансного отклика в теменных долях мозга в ответ на акустическое воздействие зафиксировано во многих ЭЭГ-исследованиях 2. Нами предложен свой вариант способа реабилитации эмоционально-аффективных нарушений человека с применением бинауральных ритмов реализируемый путем подбора ритмов, частота которых соответствует собственным индивидуальным частотным характеристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния человека. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направлении, усиливают нормальную и ослабляют патологическую ЭЭГ-активность. Этот способ не имеет противопоказаний для использования его совместно с другими способами реабилитации (суггестивное воздействие, электростимуляция головного мозга, фотостимуляции и др.).
Целью нашей работы состояла в изучении возможности применения нового способ реабилитации для снижения депрессивных состояний, тревожности, компьютерной и игровой зависимости и отклонений психического развития детей. Исследование проводилось на 46 пациентах, в возрасте 16-28 лет, имеющих эмоционально-аффективные нарушения. Комплексная реабилитация включала: воздействие бинауральных ритмов в сочетании с фоном спокойной музыки. Курс реабилитации составлял 10 процедур длительностью 30 мин.
До и после реабилитации оценивались психологические и психофизиологические показатели по различным методикам: тревожность по тестам Спилбергера-Ханина и Тэйлора; субъективные оценки самочувствия, активность, настроение по тесту САН; объективные оценки психофизиологического состояния с помощью корректурной пробы с кольцами Ландольта и электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ). Предварительная ЭЭГ-диагностика на 19-ти канальном электроэнцефалографе Нейрософт-Спектр-3, позволяла определить частотные, амплитудные, пространственно-временные характеристики электрической активности мозга пациентов и подобрать необходимые параметры бинауральных ритмов, сходные собственным частотным характеристикам пациентов.
При анализе динамики показателей психического и психофизиологического состояния пациентов отмечено значимое их изменение от исходного уровня (таблица). После комплексной реабилитации в статистически достоверной степени снижался уровень ситуационной и личностной тревожности (р
Синдром Фишера или аура без мигрени
Поделиться:
Мигрень — заболевание, которое в большинстве случаев передается по наследству. В многочисленных исследованиях было показано, что такие симптомы, как боязнь яркого света, острых запахов и громких звуков, в приступе и в межприступном периоде являются проявлением повышенной чувствительности коры головного мозга к раздражителям.
Что такое мигренозная аура и почему она возникает
Аура развивается примерно у 20 % людей, страдающих мигренью. Она представляет собой комплекс симптомов, который возникает максимум за час до развития головной боли и длится в среднем от 5 до 20 минут.
В большинстве случаев отмечается зрительная аура — появление мерцания, световых зигзагов, вспышек в поле зрения. Могут отмечаться скотомы («слепые пятна» в области поля зрения). Реже встречается сенсорная аура — появление различных чувствительных нарушений в виде онемения, покалывания в разных частях тела. Особенно редкими считаются ауры в виде нарушения движения глазных яблок, опущения века, двоения (офтальмоплегическая мигрень) и в виде двигательных и чувствительных нарушений в половине тела (гемиплегическая мигрень).
Читайте также:
Таблетки от мигрени
Почему развивается аура? Этот вопрос до сих пор является открытым. На сегодняшний день считается, что ауру вызывает распространяющаяся волна возбуждения клеток коры мозга и сосудистые нарушения в этих зонах. Этим объясняются разные виды ауры (все зависит от от того, какие именно участки мозга оказались вовлечены). Важно, что симптомы ауры полностью обратимы.
Когда аура без головной боли опасна
Известно, что с возрастом уменьшается интенсивность и частота мигренозных приступов, Доказано также, что с возрастом увеличивается количество случаев мигренозной ауры без головной боли. Состояние, когда аура возникает без мигрени, получило название синдром Фишера. Сам по себе синдром Фишера не опасен и в специальном лечении не нуждается. Однако при этом необходимо исключить состояния, которые могут быть опасны для здоровья.
1. Симптомы мигренозной ауры могут быть схожи с транзиторной ишемической атакой.
Транзиторная ишемическая атака — это нарушение мозгового кровообращения, проявления которого исчезают в течение суток после развития. Опасность заключается в том, что транзиторная ишемическая атака — предвестник инсульта. Правильно и своевременно установленный диагноз поможет избежать сосудистой катастрофы. Основная трудность в том, что мигрень с аурой сама по себе является независимым фактором риска инсульта, поэтому у таких пациентов могут быть и транзиторные ишемические атаки, и проявления синдрома Фишера.
Симптомы, похожие на мигренозную ауру, скорее всего, являются предвестниками сердечно-сосудистой катастрофы, если:
– у вас имеются сердечно-сосудистые заболевания (например, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз);
– симптомы длятся более 60 минут;
– симптомы развиваются и достигают максимальной выраженности всего за несколько секунд;
– у пациента никогда не было приступов мигрени с аурой или без ауры;
– при магнитно-резонансной томографии есть сосудистые очаги различной давности.
2. Симптомы мигренозной ауры могут быть сходны с проявлениями височной эпилепсии.
Известно, что мигрень и эпилепсия имеют общие механизмы развития, в основе которых лежат нарушения возбудимости нейронов коры головного мозга. Для эпилепсии также характерно наличие ауры, причем при височной эпилепсии аура может быть разнообразной, а судорожных приступов может не быть вовсе.
Симптомы, скорее всего, являются проявлением не мигрени, а эпилепсии, если:
– симптомы возникли впервые у пациента молодого или детского возраста;
– после завершения ауры отмечается нарушение сознания;
– имеются характерные для эпилепсии изменения на электроэнцефалограмме.
3. Симптомы мигренозной ауры могут развиваться при опухолях головного мозга.
Опухоли головного мозга могут проявляться многообразными симптомами. Заподозрить опухоль помогает детальный анализ истории болезни пациента, необычные симптомы, появление ауры впервые в жизни. Диагноз подтверждается дополнительными методами исследования (например, компьютерная или магнитно-резонансная томография).
Особенности лечения мигрени с аурой
Лечение приступов мигрени с аурой и без ауры, а также профилактику при частых и тяжелых приступах назначает врач.
Общие рекомендации при купировании приступа мигрени с аурой:
Товары по теме: [product strict=»Парацетамол»](Парацетамол), [product strict=»Ибупрофен»](Ибупрофен), [product strict=»Кетопрофен»](Кетопрофен), [product strict=»Кофетамин»](Кофетамин), [product strict=»Суматриптан»](Суматриптан), [product strict=»Имигран»](Имигран), [product strict=»Рапимед»](Рапимед), [product strict=»Сумамигрен»](Сумамигрен), [product strict=»Амигренин»](Амигренин), [product strict=»Релпакс»](Релпакс)
Как бинауральная музыка помогает работать, засыпать или расслабляться
Бинауральная – это какая?
Те, кто хоть немного знаком с основами лингвистики, сразу видят, что «би» – это «2», однако что же делать с ауральной частью этого слова? Именно из-за сходства со словом «аура» бинауральная музыка часто представляется людям чем-то магическим и мистическим, связанным с невидимым миром тонких энергий и материй. Она действительно связана с этим миром, являясь прекрасным подспорьем в медитации и помогая настроиться на нужную волну в прямом смысле этого слова. Легче и быстрее засыпать, просыпаться, настраиваться на учебу и работу, расслабляться, снимать стресс и медитировать, останавливая внутренний диалог – все это области применения бинауральной музыки.
Однако само слово происходит от латинского слова «аурис», что значит «ухо». Итого у нас получается музыка для пары ушей, что не так самоочевидно, как кажется. Название акцентирует внимание на методе записи и предназначении. Если обычный стерео звук записывается на 2 микрофона, расположенные по бокам от источника звука, то бинауральная запись происходит гораздо сложнее. Учитываются анатомические особенности человеческого слухового аппарата, для чего используется целый манекен головы с ушами, а супер-чувствительные микрофоны устанавливаются и настраиваются с такой точностью, что весь процесс впору считать ювелирным.
К вопросу можно подойти и с другой стороны, взяв готовые записи и разбив их на 2 дорожки – для левого и правого ушей отдельно. Их сопоставление с определенным сдвигом по фазе звуковых частот рождает так называемые бинауральные ритмы, воспринимаемые уже не ушами, а непосредственно мозгом. То есть, это субъективный эффект, возникающий в голове у слушателя, его нельзя услышать отдельно одним ухом. Разве что довольно условно и в виде странного постукивания, пульсации. Но именно ритмы являются целью и рабочим инструментом медитирующего. Музыка же при этом подбирается на классической эмоциональной человеческой основе, она создает настроение и скрывает за собой постукивание и шумы, который слушать напрямую – не такое уж и удовольствие.
Краткая история бинауральной музыки
Этот эффект был открыт очень давно, еще в 19 веке немецким ученым по фамилии Дав. Технологией воспроизведения и использования этого эффекта занялся в 50-х годах 20 века американский исследователь Роберт Монро, но настоящий бум психоактивных звуков начался только в 2006-м году. С тех пор было создано огромное количество записей, служащих разным целям, над чем работали как профессионалы, так и любители. Вначале первопроходцы умудрились создать такие коммерческие музыкальные файлы, которые могли быть прослушаны только на специальном плеере и только ограниченное количество раз. Затем хакеры пробили эту защиту, и файлы стали доступными в стандартных форматах wav и mp3. С тех пор их можно найти где угодно, включая Youtube, однако есть но: далеко не все они работают и далеко не все полезны или хотя бы безопасны для психики и организма слушателя. Поэтому ответственными специалистами в области психологии, медитации и нейрофизиологии была создана сертифицированная система работы с бинауральной музыкой, которую они назвали «Омгармоника». Там находятся не бесплатные, но гарантированно качественные материалы для безопасного и эффективного использования.
Как правильно использовать бинауральную музыку
Важно понимать, что для разных состояний подобрана разная бинауральная музыка. Всех их объединяют несколько простых правил:
Существуют несколько основных областей применения бинауральной музыки, которые мы рассмотрим ниже.
Бинауральная музыка для расслабления и сна
Что может быть желанней и приятней быстрого и приятного перехода в сон после дня, полного если не тревог и стресса, то уж точно дел и мыслей, крутящихся в голове и не дающих спокойно заснуть? Именно с этого и можно начать свое знакомство с предметом. Представьте себе, что вам не нужно делать совершенно ничего, даже слушать голос инструктора медитации на сон грядущий. Вы лежите и думаете, о чем угодно, а звук фоном присутствует в вашей голове, срабатывая, как ненавязчивое успокоительное со снотворным! Частота от почти 4 до максимум 7 Гц. Эти диапазоны относятся к Дельта и Тета волнам, которые генерируются мозгом в состоянии полусна, медитации и осознанных сновидений.
Бинауральная музыка для творчества и вдохновения
Допустим, вы только что писали отчет или считали статистические данные, а ваше следующее задание – написать речь, подготовить презентацию или просто порисовать со своим ребенком. Пока вы отойдете от предыдущего вида деятельности, пока переключитесь между полушариями и вообще перенастроитесь, пройдет немало времени, которое, скорей всего захочется заполнить кофе, а то и сигаретой. Но что если вместо этого просто надеть наушники и через 7 минут незаметно для себя ощутить прилив вдохновения и энтузиазма, чтобы сразу взяться за дело и с удовольствием его завершить в нужные сроки? Для этого нужно просто включить соответствующий трек и можно спокойно заниматься творчеством! Используемая частота – около 10 Гц. Это диапазон Альфа волн, которые мы эмитируем в состоянии расслабленного бодрствования.
Бинауральная музыка для работы и супер-концентрации
Рассмотрим обратную ситуацию, когда вам хорошо и весело, вы полностью отключились от рутины и в голове крутится карусель удовольствий. Или, например, вчера был выходной, а то и день рождения с вечеринкой, где вы провели несколько часов с друзьями. И вот наступает понедельник и работу надо сделать качественно и вовремя. Вы надеваете наушники, включаете воспроизведение и через 15 минут уже работаете, как ни в чем не бывало. На частоте 13-40 Гц. Бета волны этих частот характерны для нас в состоянии активной деятельности, познания и концентрации. Если подняться за пределы 40 Гц, это уже Гамма волны, которые присущи мозгу, пребывающему в нервном напряжении, решении проблем и даже страха.
Пробуйте, экспериментируйте, находите свои собственные эффективные варианты бинауральной музыки и наслаждайтесь жизнью в любом состоянии!
Yaga Zen
Прирожденный новатор, с неиссякающим оптимизмом и любопытством превративший всю свою жизнь в сплошной эксперимент. Успел побывать октябренком, пионером, дзюдоистом, кастанедовцем, бренд-менеджером, буддистом, креативным директором, христианином, психологом, лингвистом, гидом и по итогу пришел к научному дзену и написанию авторских статей о мироустройстве. Гражданин планеты Земля и патриот народа Хомо Сапиенс, уже 4 года живет в Камбодже, увлеченный футуролог, евангелист технологий и техник работы над собой. Убежденный практик: если что-то работает – надо брать! Андрей надеется на новое мышление и верит исключительно в силу знаний, поэтому присоединился к команде Mindvalley Russian для участия в новом формате образования людей будущего.
Аудиобубен лейтенанта Шмидта: оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода
На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.
Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.
Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.
Легенда о бинауральных ритмах
Традиционно начнём с того, что некоторые несознательные граждане пишут и говорят о “магии” бинауральных ритмов. Утверждается, что древние шаманы и прочие служители культов давным давно из божественных откровений узнали о том, что использование определённых частотных сочетаний при создании музыки способно влиять на человеческую физиологию.
Эти древние тайные знания, подкрепленные достижениями современной нейробиологии и психоакустики, позволяют эффективно лечить рак, геморрой, простуду, гонорею, простатит, диабет и красную системную волчанку, увеличивать продуктивность работы, провышают осознанность сновидений и вообще добавляют +100 к вселенской карме. Думаю, все помнят уже упомянутую эпопею с аудионаркотиками, которые своими “эффектами” были также обязаны именно бинауральным ритмам. Сегодня в продвижении светлых истин о биноуральных ритмах особенно усердствуют разнообразные техномаги, это хорошо демонстрирует, например вот этот ресурс.
В качестве доказательств необычных эффектов обычно приводятся ссылки на работы видных нейрофизиологов, психологов, физиков, шаманов и прочих авторитетных чародеев. Подставивший уши под лапшу объект внушения проверяет ссылки на источники и, обнаруживая там научных авторитетов и некоторые соответствия, начинает думать, что ему вещают истину (или по крайней мере нечто, в чем есть рациональное зерно).
Реакция
Реакция бывает разной. В случае с аудиомарихуаной всё закончилось быстро после того, как наркологи надавили авторитетом и хором со своими пациентами начали говорить о том, что никакие звуковые файлы не способны вызвать эйфорию (всё объяснили жаждой наживы и эффектом плацебо).
Но для потенциально верующих в россказни очередного ютубовского гуру и тяжело соматически больных, возлагающих надежды на методы любой степени альтернативности, наркологи не являются существенным авторитетом. Поэтому среди адептов эзотерических учений и альтернативной медицины продукты мифологизации бинауральных аудио эффектов остаются востребованными.
“Мухи” и “котлеты”
Начну, наверное, с “мух”. Итак, употребляя термин “бинауральные ритмы”, туфтологи вещают об исторических примерах использования оных шаманами и жрецами со стопятьсот двенадцатого года до нашей эры. При этом в пример приводится интерференция звуковых волн с появлением т.н. фантомного тона. Так при одновременном воспроизведении двух близких, но неодинаковых по частоте звуков, возникает третий.
Антропологи и этнографы отмечают, что в некоторых культах коренных народов Центральной и Южной Америки, Африки и Австралии длительное воздействие таких используется в ритуалах как фактор, позволяющий входить в измененные состояния сознания. И вроде всё в порядке и мифотворец как бы прав, но только как бы… На самом деле речь идет о вполне себе монауральном эффекте, который услышит даже человек глухой на одно ухо. Кроме того, использование необычного звука в ритуале совсем не означает, что именно этот звук позволяет получить трансовое состояние. Итак, древние использовали один из видов интерференции, а именно т.н. монауральные биения (или объективные комбинационные тоны). Её эффекты слышны как двумя так и одним ухом. Существенно изменяющими состояние сознания эти эффекты тоже назвать сложно.
Но существуют и бинауральные эффекты, описанные сначала Тартини и Соргом в 18 веке, а позже в 1839 году Г.В. Дове (Heinrich Wilhelm Dove). К слову, последний имел массу проблем с экспериментальной доказательной базой в связи с отсутствием в его время стереонаушников. Позже на это явление обращал внимание Гельмгольц, описывающий комбинационные тоны. Психоакустические исследования 20-го столетия подтвердили гипотезы о субъективных комбинационных тонах, и было сформировано представление о бинауральных биениях.
Тартини был одним из первых, кто обнаружил появление комбинационного тона
Это явление возникает, когда от разных ушей в мозг одновременно поступают звуковые сигналы с разной частотой. В результате их одновременного воздействия при высокой интенсивности в слуховом аппарате воспринимается 3-й т.н. фантомный или субъективный комбинационный тон. Хочу подчеркнуть, что вне уха этого тона не будет, а в случаях, когда слушатель будет использовать одно ухо для восприятия тона, фантомный тон не появится. Как следует из определения, бинауральные ритмы (субъективные комбинационные тоны) являются артефактом работы мозга.
Существуют сведения о нейрофизиологическом влиянии таких фантомных тонов, также о том, что такое влияние нашло экспериментальное подтверждение в 2-х работах Oster G. «Auditory beats in the brain»(1973) и Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion. — New York: W. Morrow, (1986). Однако свежие публикации на эту тему найти достаточно тяжело. В рамках гипотезы о влиянии бинауральных ритмов, высказывается предположение, что они способны синхронизировать работу левого и правого полушарий на частоте фантомного тона.
Таким образом, в зависимости от соответствия этой частоты частотам, определяющим различные состояния сознания (альфа, бета, тета и гамма-ритмы), можно получить те или иные эффекты. Например, при частоте 7-13 Гц, соответствующей альфа-ритму, слушателю будет легче расслабиться, а стимуляция с частотой 13-40 Гц (бета-ритм) будет способствовать активной работе.
При этом в работах уважаемых авторов ничего не упоминается о состояниях глубокого изменения сознания или прямом влиянии на органы, но есть вполне адекватные рассуждения о перспективах применения принципа для коррекции нарушений сна, тревожных состояний и депрессии.
Справедливости ради следует отметить, что резонанс, от реального источника (имеются ввиду объективные монауральные тоны) способен влиять на клеточном и молекулярном уровне, однако частоты, на которых резонируют человеческие органы — это инфразвук, к слову слышать мы их не можем (даже очень опытные аудиофилы 50-го левела и эксперты CES). Мне не доводилось встречать ни бытовой, ни студийной аппаратуры, предназначенной для воспроизведения инфразвука. К бинауральным ритмам такие резонансные явления отношения не имеют, так как последние — артефакт мозга, а не сердца, почек или какой-нибудь там селезёнки.
Объем без магии и шарлатанов
Бинауральные эффекты бывают очень полезны не только в экспериментальной нейрофизиологии и откровенном разводе. Можно с уверенностью сказать, что т.н. бинауральная фонограмма обладает точным расположением кажущихся источников звука, особенно при прослушивании её в наушниках. Для такой записи используется специальное расположение двух микрофонов на расстоянии приблизительно равном расстоянию между ушей взрослого человека. Между микрофонами монтируется барьер, имитирующий голову.
Иногда даже применяют специальный стенд, выполненный в виде головы со слепками ушных раковин.
Эти ухищрения необходимы для того, чтобы записать реалистичный объемный звук и создать т.н. эффект присутствия, как здесь.
Существуют также многочисленные бинауральные записи с музыкой. Людей, привыкших к стандартному стерео, часто впечатляет реалистичность такого звука.
Это всё, что мне хотелось написать о бинауральных ритмах и записях. Если вы впервые столкнулись с этими фонограммами, мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Также полагаю, что многим будет интересен опыт людей, которые пробовали экспериментировать с биениями и заметили эффект.
Всех с наступающим 2018-м, надеюсь в нем будет меньше псевдонауки, но больше полезных исследований и изобретений!
Немного традиционной джинсы
Напоминаю, что в связи с новогодними праздниками у нас проводится распродажа.
Скидки достигают 60 %. Мы предлагаем широкий ассортимент акустических систем, усилителей, профессионального звукового оборудования и систем умный дом.