бэйн выделяет отраслевые рынки с такими условиями входа
Тест по предмету «Теория отраслевых рынков» с ответами
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопрос 1 Выберите правильный ответ. Автор модели “линейного города” является:
Вопрос 2 Выберите правильный ответ. Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
Вопрос 3 Выберите правильный ответ. В каких пределах находится величина показателя монопольной власти – коэффициент Лернера?
Вопрос 4 Выберите правильный ответ. В модели Салопа увеличение барьеров входа и транспортных затрат приводит в долгосрочном плане к:
Вопрос 5 Выберите правильный ответ. В случае вертикальной дифференциации продукции потребители могут различать продукцию исходя из:
Вопрос 6 Выберите правильный ответ. В случае горизонтальной дифференциации продукции потребители могут различать продукцию исходя из (отметьте правильные варианты):
Вопрос 7 Выберите правильный ответ. В соответствие с Чикагской парадигмой в теории отраслевых рынков скидки на товары являются:
Вопрос 8 Выберите правильный ответ. В соответствии с Гарвардской школой в основе исследования отраслевых рынков лежит:
Вопрос 9 Выберите правильный ответ. В соответствии с теоремой Дорфмана-Штайнера оптимальная доля расходов на рекламу увеличивается при:
Вопрос 10 Выберите правильный ответ. Верно ли следующее утверждение? Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка:
Вопрос 11 Выберите правильный ответ. Все условия Парето – оптимальности соблюдаются только при:
Вопрос 12 Выберите правильный ответ. Главным назначением методов и моделей анализа товарного рынка является подготовка:
Вопрос 14 Выберите правильный ответ. Д. Бэйн выделяет следующие отраслевые рынки со следующими барьерами входа:
Вопрос 15 Выберите правильный ответ. Значение коэффициента рыночной концентрации в интервале от 45% до 70% свидетельствует о:
Вопрос 16 Выберите правильный ответ. Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
Вопрос 17 Выберите правильный ответ. Индекс, который показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, по натуральному алгоритму обратной ей величине, называется:
Вопрос 18 Выберите правильный ответ. К административным барьерам, которые регулируют получение прав на осуществление деятельности, относят:
Вопрос 19 Выберите правильный ответ. К наиболее вероятным путям решения проблемы асимметрии информации относятся всё перечисленное, кроме:
Вопрос 20 Выберите правильный ответ. К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
Вопрос 21 Выберите правильный ответ. К ценовым барьерам относится:
Вопрос 22 Выберите правильный ответ. Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
Вопрос 23 Выберите правильный ответ. Коэффициент Бейна выводится исходя из:
Вопрос 24 Выберите правильный ответ. Коэффициент Бейна показывает:
Вопрос 25 Выберите правильный ответ. Может ли компания-монополист контролировать рынок, лишенный барьеров входа и выхода:
Вопрос 26 Выберите правильный ответ. Монопольно высокой ценой товара является цена, устанавливаемая:
Вопрос 29 Выберите правильный ответ. Основой монопольных явлений на рынке являются:
Вопрос 30 Выберите правильный ответ. Остаточный спрос на товар фирмы на рынке монополистической конкуренции отражает наличие у фирмы:
Вопрос 32 Выберите правильный ответ. По каким критериям можно оценивать размер фирмы:
Вопрос 34 Выберите правильный ответ. При характеристике рыночных структур решающее значение имеет:
Вопрос 35 Выберите правильный ответ. Продуктовая дифференциация – это реализация:
Классификация отраслевых рынков по уровню входных барьеров (по Бэйну).
Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:
2) слабо затрудненный (предоставляемый);
3) сильно затрудненный (сдерживаемый);
Первый и четвертый типы «в чистом виде» практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип — для
рынка монополии. На рынках второго типа некоторые фирмы имеют незначительные преимущества в отношении затрат, проявляющиеся в минимальном повышении цен по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном периоде таким фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы (не воздвигать барьеры). На рынках третьего типа ситуация иная: фирмам-лидерам выгоднее возводить входные барьеры.
Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.
Стратегические барьеры: характеристика и их классификация.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Этот вид барьеров назван стратегическим потому, что при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников.
В общем виде стратегические барьеры могут формировать лишь активные фирмы, т.е. фирмы, обладающие рыночной властью.
Стратегические барьеры входа подразделяются на два вида – связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм.
Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов: активная фирма, опасаясь входа на рынок потенциальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называется запретительным.
Неценовые стратегии представлены тремя формами:
1. дополнительное инвестирование в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производственные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов, она может максимально увеличить объём выпуска продукции. Однако в этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять дополнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;
2. устойчивые связи с другими участниками рынка. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определённое время для установления таких связей;
3. дифференциация продукта. Суть стратегии активной фирмы состоит в возможном разнообразии предлагаемой продукции, т.к. расходы, связанные с увеличением торговых марок, исследованиями рынка возрастают медленнее, чем получаемая в результате этих действий прибыль. Для фирмы, пытающейся войти на новый рынок, эти затраты всегда будут выше, чем у фирмы, уже действующей на рынке.
Нестратегические барьеры: характеристика и их классификация.
К числу нестратегических барьеров относят институциональные, экономические и технологические барьеры.
В идеале институциональные барьеры являются инструментом регулирования национальной экономики, в то же время иногда они приводят к некоторому сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов.
Разновидностью институциональных барьеров являются барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.
2. Экономические барьеры:
1) емкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;
2) состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;
3) уровень капитальных затрат (затраты освоения, НИОКР, длительность освоения). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова, это и обуславливает высоту входного барьера;
4) преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведанные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.).
3. Технологические барьеры –барьеры, связанные с положительным эффектом масштаба. Положительная отдача от масштаба производства создает барьеры благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим данный тип барьеров, служит минимально эффективный выпуск.
Если минимально эффективный выпуск на данном товарном рынке высок, то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин).
К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких входных барьеров.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 643 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тест с ответами: “Теория отраслевых рынков”
I вариант.
1. Чем принято определять процессы развития рынка в парадигме «структура – поведение – результат»?
а) специфическими условиями производства и потребления товара;
б) макроэкономическими условиями развития рынка;
в) изменением конъюнктуры рынка;
г) всей вышеперечисленной совокупностью.+
2. Выберите основу монопольных явлений на рынке:
а) высокие барьеры входа на рынок;+
б) ограниченное количество производителей;
в) ограниченное количество покупателей.
3. Возможно ли принятие показателя эластичности отрицательного значения?
а) да;
б) нет.+
4. Главное назначение методов и моделей анализа товарного рынка будет подготовка:
а) инвестиционных решений;+
б) политических решений;
в) кадровых решений.
5. Концепцию жизненного цикла основали на гипотезе о наличии универсальных для продуктов и технологий определенных стадий развития, определяющих ситуацию в отрасли. Выберите верную последовательность:
а) зарождение, ускорение роста, замедление роста, затухание;
б) зарождение, ускорение роста, зрелость, замедление роста, затухание;+
в) зарождение, зрелость, замедление роста затухание;
г) зарождение, ускорение роста, зрелость, замедление роста, кризис, затухание.
6. Как обозначают объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта?
а) горизонтальное слияние;
б) вертикальная интеграция;+
в) формирование цепочки накопления стоимости.
7. Выберите стадию жизненного цикла товара, когда рынок характеризуют наиболее высокими затратами на выход (барьерами выхода):
а) зарождение;
б) ускорение роста;
в) зрелость;+
г) замедление роста;
д) затухание.
8. Возможен ли контроль компанией монополистом рынка, лишенного барьеров входа и выхода?
а) да;
б) да, но только не более 1 года;
в) нет.+
9. Чем явятся скидки на товары, опираясь на Чикагскую парадигму в теории отраслевых рынков?
а) стимулированием рынка;
б) дискриминацией на рынке;+
в) несущественным фактором развития рынка.
10. Вопрос: Экономика отраслевых рынков может определяться как наука:
а) об особенностях организации отраслевых рынков;
б) об особенностях экономических последствий функционирования отраслевых рынков;
в) об особенностях стратегического поведения производителей в условиях несовершенной конкуренции;
г) все ответы верны.+
10. Вопросы, которые рассматривают в экономике отраслевых рынков, будут являться в то же время предметом:
а) микроэкономической теории;+
б) макроэкономической теории;
в) экономики предприятия;
г) менеджмента.
11. Теория фирмы подразумевает выделение трех основных направлений:
а) классические, неоклассические и альтернативные концепции;
б) модель Боумоля, модель Уильямсона и модель самоуправляемого предприятия;
в) неоклассическая, контрактная, институциональная;+
г) неоклассическая, институциональная и стратегическая концепции.
12. Субъектами отраслевого рынка являются:
а) домохозяйства, рынок;
б) бизнес (предприятия), домохозяйства, государство;+
в) государство.
13. Что такое отрасль?
а) совокупность предприятий, утвержденных законодательно;
б) совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок;
в) совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.+
14. Что покажет рыночная концентрация продавцов товара?
а) удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке;
б) удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке;
в) оба ответа верны.+
15. Чем будет являться существование одного продавца на рынке, и будут отсутствовать близкие продукты заменителей товара?
а) монополией;+
б) олигополией;
в) монополистической конкуренцией.
16. Как называется цена, которая будет быстро меняться в условиях изменения спроса и предложения?
а) монопольная цена;
б) равновесная цена;
в) эластичная цена.+
17. Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов:
а) фирма представляет собой крупную организационно оформленную единицу, является самостоятельной юридически не зависимым экономическим агентом;+
б) фирма является исключительно потребителем ресурсов;
в) обыкновенные хозяйствующие субъекты принадлежат юридическим лицам, а фирма может быть только государственной.
18. Для чего фирма закупает ресурсы:
а) для производства товаров и услуг;+
б) для их потребления;
в) для увеличения своего удельного веса.
19. Что такое горизонтальная граница?
а) горизонт;
б) объем выпуска одного продукта в рамках одной фирмы;+
в) объем потребления продуктов в рамках региона;
г) объем выпуска трех продуктов в рамках одной фирмы.
20. Чем определяют горизонтальный размер фирмы?
а) положительным эффектом масштаба;+
б) отрицательным эффектом масштаба;
в) отсутствием дефицита на рынке товара;
г) потреблением продукта за определенный промежуток времени.
21. Что такое стратегия фирмы?
а) сознательное поведение фирмы в краткосрочных и долгосрочных периодах;+
б) несознательное поведение фирмы в краткосрочных и долгосрочных периодах;
в) объем выпуска трех продуктов в рамках одной фирмы.
22. По какому из представленных критериев оценивают размер фирмы?
а) числу занятых, объему продаж;
б) объему капитала, низким затратам;
в) величине активов, объему продаж;
г) а и в.+
23. На какие составляющие подразделяют фирму форме собственности?
а) частные, государственные, смешанные;+
б) крупные, средние, малые;
в) ООО, ЗАО, ОАО.
24. В каком случае издержки будут субаддитивными?
а) если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм;+
б) если они меньше при выпуске определенного товара определенной фирмы;
в) если они больше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках одной фирмы;
г) если они меньше при совместном выпуске одного товара, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.
25. На что подразделяют фирму по акционерно-правовой форме?
а) частные, государственные, смешанные;
б) крупные, средние, малые;
в) ООО, ЗАО, ОАО.+
26. Что такое линейная последовательность управления?
а) последовательность управления всеми стадиями производственного процесса до сбыта;+
б) последовательность управления, разделяющая производственный процесс по отдельным функциям;
в) последовательность управления, при которой внутри фирмы осуществляется одновременно управление по функциям производства и продуктам.
27. Что такое функциональная форма последовательности управления?
а) последовательность управления всеми стадиями производственного процесса до сбыта;
б) последовательность управления, разделяющая производственный процесс по отдельным функциям;+
в) последовательность управления, при которой внутри фирмы осуществляется одновременно управление по функциям производства и продуктам.
28. Что такое штабная форма последовательности управления?
а) последовательность управления всеми стадиями производственного процесса до сбыта;
б) последовательность управления, разделяющая производственный процесс по отдельным функциям;
в) последовательность управления, при которой внутри фирмы осуществляется одновременно управление по функциям производства и продуктам.+
29. Что такое холдинг?
а) объединение крупных предприятий отрасли с крупными банками, финансовыми фирмами с единым совместным руководством и политикой фирмы;+
б) объединение малых предприятий отрасли с малыми банками, финансовыми фирмами с единым совместным руководством и политикой фирмы;
в) объединение крупных предприятий отрасли с крупными банками, финансовыми фирмами с различным руководством и различной политикой фирмы.
30. Что такое франчайзинг?
а) сделка, при которой один экономический объект предоставляет другому экономическому объекту права действовать на рынке от его имени и часто под его именем;+
б) объект договора франчайзинга- комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса;
в) интеллектуальная собственность, состоящая из персонажей вымышленной вселенной и прочего, какого-либо оригинального медийного произведения, такие как фильмы, книги, телепрограммы или видеоигры;
г) одна из сторон коммерческой концессии, в которой франчайзер передает за плату право на определенный вид бизнеса.
II вариант.
1. Что применяют в мировой экономической науке при изучении отраслевой организации экономики?
а) системный подход (парадигма «структура – поведение – результат»);
б) теория цен, использующая микроэкономические модели для объяснения поведения фирм и структуры отраслевых рынков;
в) и а), и б).+
2. Чем принято определять по технологической концепции фирмы горизонтальный ее размер?
а) трансакционными издержками;
б) субаддитивностью издержек;+
в) издержками контроля.
3. Как принято определять по контрактной концепции фирмы нижнюю и верхнюю границы фирмы?
а) трансакционные издержки и издержки контроля;+
б) трансакционные издержки и трансформационные издержки;
в) трансформационные издержки и издержки контроля.
4. В какой роли выступит фирма по стратегической концепции фирмы?
а) пассивного игрока отраслевого рынка;
б) активного субъекта отраслевого рынка;+
в) не а) и не б).
5. Что происходит внутри фирмы при многодивизиональной (матричной) форме внутренней структуры?
а) разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление;
б) последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта;
в) выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты при сохранении принципа управления одновременно по продукту и по стадии производства.+
6. Что происходит внутри фирмы при линейно-функциональной (штабной) форме внутренней структуры управления?
а) разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление;
б) последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта;
в) одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам при формировании особого органа управления – штаба.+
7. Что будет происходить внутри фирмы при функциональной форме внутренней структуры управления?
а) разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление;+
б) последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта;
в) одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам при формировании особого органа управления – штаба.
8. Что будет происходить внутри фирмы при линейной форме внутренней структуры управления?
а) разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление;
б) последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта;+
в) одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам при формировании особого органа управления – штаба.
9. Закончите предложение.
Если происходит выбор между…., то целью индивидуального собственника фирмы, работающего на фирме, является максимизация полезности.
а) прибылью (денежным доходом) и временем досуга;+
б) максимизацией продаж и максимизацией темпов роста фирмы;
в) не а) и не б).
10. Что произойдет с объемом производства при максимизации совокупной выручки?
а) будет меньше, чем при максимизации прибыли;
б) будет больше, чем при максимизации прибыли;+
в) будет равен объему производства при максимизации прибыли.
11. Кто из данных ученых будет автором модели “линейного города”?
а) Ланкастер;
б) Салоп;
в) Саттон;
г) Хотеллинг+
12. Товары, производящиеся из однородных ресурсов и при использовании схожих технологий:
а) взаимозаменяемые;
б) идентичные;
в) однородные;
г) субституты.+
13. Определите приделы, в которых находится величина показателя монопольной власти – коэффициент Лернера:
а) 0;
б) 1;
в) минус 1;
г) от 0 до 1+
14. Исходя из модели Салопа, увеличение барьеров входа и транспортных затрат в долгосрочном плане приведет к:
а) нет прямой связи;
б) росту числа фирм;
в) сокращению числа фирм;+
г) число фирм не изменится
15. При вертикальной дифференциации продукции потребителями будет происходить различение продукции, исходя из:
а) качества;
б) торговой марки;
в) упаковки;
г) уровня цены+
16. При горизонтальной дифференциации продукции потребителями происходит различение продукции, исходя из:
а) качества;
б) торговой марки;+
в) упаковки;
г) уровня цены.
17. Что будет в основе исследования отраслевых рынков, судя по Гарвардской школе:
а) исследование взаимосвязей между характеристиками отрасли и поведением функционирующих в отрасли фирм;+
б) исследование проблем экономического выбора фирм, функционирующих в отрасли на основе микроэкономических моделей;
в) исследование уровня концентрации продавцов на отраслевых рынках;
г) исследование эффективности рынков и поведения присутствующих на них фирм; нет правильного ответа.
18. На какие составляющие подразделяют фирму форме собственности?
а) частные, государственные, смешанные;+
б) крупные, средние, малые;
в) ООО, ЗАО, ОАО.
19. Определите верно или ложно данное утверждение
Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка.
а) да;+
б) нет.
20. В каком случае будут соблюдены все условия оптимальности Парето?
а) монополистической конкуренции;
б) олигополии;
в) регулируемой монополии;
г) совершенной конкуренции.+
21. Главным назначением методов и моделей анализа товарного рынка будет подготовка:
а) инвестиционных решений;+
б) кадровых решений;
в) политических решений.
22. Горизонтальной границей фирмы будет:
а) горизонт;
б) объем выпуска одного продукта+
в) в рамках одной фирмы;
г) объем выпуска трех продуктов в рамках одной фирмы;
д) объем потребления продуктов в рамках региона.
23. Д. Бэйном выделены следующие отраслевые рынки со следующими барьерами входа:
а) легкими, затрудненными, непреодолимыми;
б) легкими, слабо затрудненными, сильно затрудненными, блокированными;+
в) слабыми, средними, сильными.
25. Какой автор предложил изучение отраслевых рынков с позиции определенного товара и определение границ рынка данного товара?
а) Кейнс;
б) Кузнец;
в) Маркс;
г) Робинсон+
26. Чей индекс показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, по натуральному алгоритму обратной ей величине?
а) Индекс Джинни;
б) Индекс Лернера;
в) Индекс Херфиндаля-Хиршмана;
г) Индекс энтропии.+
27. Что из перечисленного относится к административным барьерам, которые регулируют получение прав на осуществление деятельности?
а) лицензирование;+
б) получение прав на аренду;
в) регистрация субъектов хозяйствования;+
г) регистрация товарных знаков.
28. Что не будет являться вероятным путем решения проблемы асимметрии информации?
а) введение института независимых экспертов;
б) отсутствие гарантий по обслуживанию;
в) принятие соответствующих законодательных актов;
г) стандартизация и сертификация товаров.+
29. Тип интеграции, который относится к нестратегическим барьерам входа на рынок?
а) вертикальная;+
б) горизонтальная;
в) прямая;
г) условная.
30. Ценовые барьеры:
а) вертикальная интеграция;
б) дифференциация продукции;
в) дополнительное инвестирование;
г) применение запретительных цен.+