Белинский о сне татьяны

Белинский о Татьяне Лариной

Русская литературная критика в своем анализе образа Татьяны Лариной – одной из главных героинь романа «Евгений Онегин» – опирается на анализ, произведенный В. Г. Белинским.

Белинский видел в Татьяне натуру глубокую, любящую, страстную. Он считал, что при взаимности, Татьяна могла быть счастливой любя мужа и отдаваясь воспитанию детей. Но этого не случилось, поскольку вышла она замуж не по любви, а по настоянию матери.

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяныВ ее натуре органично переплелись народность, вера в предания «простонародной старины» и французское воспитание, полученное от гувернанток и из чтения французских книг. Влюбившись в Онегина, она воспринимала его не как личность, не как молодого человека по имени Евгений Онегин, а как одного из героев прочитанных романов. По сути, в образе Онегина она любила не конкретного человека, а свою мечту, свой идеал, странным образом воплотившийся в этом человеке.

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

«Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному», — пишет Белинский.

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Примерно также современные барышни влюбляются в интернете, видя лишь картинку на аватарке, да несколько фотографий, которые не всегда оказываются настоящими. В интернете эти «картинки» хотя бы пишут юным барышням. Татьяна была лишена возможности общаться с предметом своей любви. Мелькнув однажды, Онегин долгое время не появлялся в имении Лариных.

Это и подтолкнуло Татьяну написать ему. Наивной девочке казалось, что если Онегин узнает о ее чувстве, он тут же бросится в ее объятия, ее жизнь наполнится романтическими приключениями. Но взамен пылкой страсти, жарких объяснений и поцелуев она получила в ответ холодную отповедь:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.

Интересно, понимала ли сама Татьяна, что кроме романтично книжной мишуры существует реальная жизнь с замужеством, рождением детей, заботой о них?

Нельзя не согласиться с Белинским в том, что в девических днях Татьяны «не было своей череды труда и досуга, не было тех регулярных занятий и развлечения, свойственных образованной жизни, которые держат в равновесии нравственные силы человека». Девушка была предоставлена самой себе.

«И притом в глухом лесу нашего общества, где бы и скоро ли бы встретила Татьяна другое существо, которое, подобно Онегину, могло бы поразить ее воображение и обратить огонь ее души на другой предмет?»

Ольга после гибели Ленского быстро утешилась и обратила внимание на улана, который сделал ей предложение. Татьяна была уязвлена в своем первом чувстве, она продолжала жить им.

Конечно, рядом с Татьяной с ранних лет ее детства жили Гвоздин, Буянов, Петушков, которых она знала слишком хорошо, чтобы они представляли для нее какую-либо загадку. Молодые люди часто бывали в имении, и были как открытая книга для девушки. Да и Ленский был помолвлен с Ольгой едва ли не с детства. И хотя он был красавец и поэт, сознание блокировало в ней чувство к Ленскому. Владимира Татьяна воспринимала лишь как доброго друга, как брата. Белинский тоже считает, что «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…»

Последняя глава великолепна. Повзрослевшая Татьяна полностью отплатила Онегину за пережитое когда-то унижение.

Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее, нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — Боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодной
И эту проповедь…

То, что она не бросилась в объятия Онегина, спрятала свое чувство, извиняет в ней все другие недостатки. Пусть она не любит своего мужа, но она не позволила себе уронить честь и достоинство человека, кому перед Богом и людьми поклялась быть верной, и чью фамилию носит теперь. Ее супруг, князь может ходить рядом с нею с высоко поднятой головой, и гордиться своей юной женой.

Источник

Белинский о Татьяне Лариной — первый русский женский характер

Татьяна – первый русский характер женщины

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяны
Свой анализ образа Татьяны Белинский предваряет пространным рассуждениям о женщине вообще и о русской женщине в целом. Он пишет:

«Русская девушка – не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она не что другое, как невеста».

По мнению критика, вся цель жизни русской женщины – удачно выйти замуж, поскольку родители ничему иному, кроме как быть отличной невестой, ее не учат:

«подготовить же ее к состоянию замужества, объяснить ей обязанность жены, матери»

они не способны. Поэтому, выйдя замуж, русская девушка во всем копирует поведение своей матери. В итоге муж получает «второй экземпляр» тещи.

Благодаря своему положению, в которое их поставило общество, русские девушки становятся особами эксцентричными, романтичными, в каждом неженатом мужчине они видят исключительно жениха и готовы влюбиться в него с первого взгляда. Иногда среди них попадаются так называемые «идеальные девы». Они много читают, ведут чувственные дневники, активно переписываются с подругами

(даже если они живут «с нею в одной деревне, а иногда и в одном доме, только в разных комнатах»),

презирают все материальное.

Критик видит у русских девушек два пути дальнейшей жизни, оба неутешительных:

«или быть пошлыми на общий манер, или быть пошлыми оригинально».

Иное дело – Татьяна. Как пишет Белинский, среди русских девушек, задушенных обществом,

«удаются истинно колоссальные исключения»,

и Татьяна является одной из таких

«гениальных натур, не подозревающих своей гениальности».

Критик сравнивает ее с прекрасным цветком, который случайным образом вырос посреди скал. Татьяна – исключительная натура, проявившаяся вопреки обстоятельствам и принципам общественного устройства. И причина эта в том, что она – исключительно целостная и гармоничная.

Основные тезисы

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяны

Главное утверждение, которое пытается в своей статье донести до читателя Писарев – это мысль о том, что те восторги, которые сопровождают «Евгения Онегина» не совсем, мягко говоря, заслужены. Исходя из тех язвительных характеристик, которыми критик одарил главных героев, следует, что не может быть примером и образцом для подражания Татьяна Ларина.

В характеристике Писарева – это довольно недалёкая, начитавшаяся дешёвых романов, «барышня». А сам Онегин, добрый приятель автора романа всего лишь никчемное существо, лишённый каких – либо способностей к самосовершенствованию и развитию эмбрион.

То есть, в основе статьи явно прочитывается цель низвергнуть роман с пьедестала гениальности. Критик выражает своё резкое несогласие с оценкой действий Онегина, который «остается ничтожнейшим пошляком …, а Пушкин продолжает воспевать его поступки …».

Более того, Писарева возмущает красиво описанная поэтом сцена дуэли, точнее, убийства ни в чём не повинного юноши. Претензий подобного рода к автору романа в статье более, чем достаточно.

Особенно примечательны строки, посвящённые Татьяне Лариной. Конечно, истинному почитателю пушкинского романа подобное чтение доставит мало удовольствия, но, если набраться терпения, то эта процедура может оказаться не столь скучной. Вопреки сложившемуся мнению о Татьяне, у Писарева читатель видит девушку не вполне психически адекватную, склонную к крайне необдуманным поступкам.

Характер Татьяны

Глубокая и сильная натура – так Белинский неоднократно характеризует Татьяну. Он отмечает, что ее характер немногосложен, в ней нет

«болезненных противоречий», она создана «будто вся из одного цельного куска».

Ее характер не меняется на протяжении повествования, а лишь только развивается. Эту целостность характера героини автор относит к величайшим художественным находкам Пушкина.

Мир Татьяны ограничен, замкнут и очень гармоничен, пишет Белинский. Это мир, заключенный в самом себе. С «колыбельных дней» основной чертой характера девушки была задумчивость. Она сторонилась детей и ребячьих забав. С детства Татьяна пристрастилась к романам, и они заменили ей тысяч других дел. Белинский отмечает, что Татьянины

«летние ночи посвящались мечтательности, зимние – чтению романов».

Так что характер героини формировался во многом под воздействием французской литературы.

Любовь в ее жизни занимала центральное место по причине ее страстности —

«любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни».

Выйдя благополучно замуж, Ларина могла бы целиком отдать себя мужу и детям, находя в выполнении семейных обязанностей свою главную отраду в жизни. И как считал Белинский, это свойство составляет

«достоинство и величие глубоких и сильных натур».

И именно такими, по его мысли, должны быть подлинные русские женщины.

«Спавший ум» Татьяны

Выступая последователем идей французских мыслителей, критик придерживался мысли, что

«создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Эту мысль он последовательно проводил, характеризуя природное и социальное в характере Татьяны.

Он отмечает, что общество и обстоятельства жизни способны загубить даже самую прекрасную личность. Но и развитие человека вне общества представляется ему «чем-то уродливым». Единственно, что спасает человека от пошлости жизни – его гениальность.

Возвращаясь к определению «идеальных дев», Белинский относит к этому разряду и Татьяну. При этом он оговаривается, что героиня Пушкина

«представляет собою колоссальное исключение в мире подобных явлений».

Гениальность Татьяны – то есть целостность и глубина ее натуры – помогли ей выстоять против деформации характера со стороны общества.

«И Татьяна осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее действительность»,

Говоря о внутреннем мире Татьяны, критик отмечает, что весь он заключался в

«жажде любви» и «ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал».

Однако поставленная обществом в свое положение, Татьяна не могла найти своей страстности применения. Ее дни не были заняты никаким делом или развлечением. Белинский сравнивает ее с диким растением, предоставленным самому себе. Страсть горела в душе Татьяны, пожирая ее, как огонь, изнутри, и «ум ее ничем не был занят».

Введение

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяны

Среди критиков, которые известны своими негативными откликами о романе наиболее известен Д. И. Писарев, считавший главного героя существом совершенно никчемным, остановившимся в своём развитии человеком на уровне эмбриона. А Татьяна Ларина, которая уже на протяжении более, чем двухсот лет является олицетворением женской чистоты и преданности супружескому долгу, для него не более, чем испорченная романтическими книгами девица. Такое мнение, как считают исследователи творчества Писарева, сформировано его нигилистическими воззрениями.

В своей статье критик осмеивает главных героев романа, хотя и признаёт гениальность формы стихотворного изложения произведения. Следует отметить, что Д. Писарев – это критик, обладающий острым умом, немалым чувством юмора и гениальными способностями, а не простой бездарный критикан, способный лишь охаивать великого поэта, пытающийся достичь на этом дешёвой популярности.

Он явился выразителем мнений того молодого думающего нигилистического поколения, считавшего себя демократами, которое ставило своей целью разрушить старый мир во всех его проявлениях: в семье, искусстве, социально – общественной жизни. Хотя, как правило, в большинстве своём, сами новоиспечённые нигилисты довольно смутно представляли себе, что потом строить на обломках старого мира, который они так старались разрушить.

Статья, в которой Писарев даёт довольно предвзятую оценку роману Пушкина была написана им в 1865 г. и опубликована в журнале «Русское слово» в период, когда литературная критика стремилась провести капитальную переоценку творчества Пушкина и Лермонтова.

Татьяна и Онегин

Вспыхнувшая в душе Татьяны любовь к Онегину вполне объяснима, утверждал Белинский. Воспитанная на французских романах, впечатлительная Татьяна ничего не знала о реальной жизни, но страстно желала обрести новые впечатления. Мужчины, подобные Ленскому, ее не привлекали, поскольку не могли дать

«пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению».

Другое дело – Онегин, прибывший из столицы аристократ, представитель света, молодой, «блестящий», но при этом весь окруженный тайной, глубоко страдающий где-то внутри. Этот образ потряс «неразвитый ум» Татьяны и заставил ее влюбиться в Онегина без остатка.

Письмо Татьяны к Онегину – акт отчаянья, «порыв наивный и благородный», считает Белинский. Она написала письмо бессознательно, потому что «не знала, что делала». Оно – «язык страстей», романтическое и наивное одновременно. Татьяна предстала в нем самой собой, без всяких прикрас и лицемерия. Критик пишет, что письмо «свело с ума всех русских читателей», его считали величайшим образцом «откровения женского сердца». И все потому, что в нем слились простота и истина, которые, по его мысли, являют собой «высшую красоту и чувства».

К сожалению, восклицает Белинский, Пушкину пришлось оправдывать Татьяну перед лицом светских дам, и это беда для общества, которое стоит только пожалеть.

Героиня противопоставлена высшему свету, его чопорности и неискренности, она –

«женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию женщины».

Ее вид не «порождает сплин», как вид дам из высшего общества, а пробуждает в груди искренние чувства.

Общая оценка

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяны

Статьи Писарева о Пушкине одним фактом своего появления вызвали довольно шумную полемику в литературных и читательских кругах современников. Кто – то нашёл их оригинальными, хотя и несколько парадоксальными и непривычными для восприятия. Большая же часть аудитории восприняла статью, как глумление над памятью великого поэта.

В этом плане уже современные критики и исследователи творчества Пушкина могут вынести свой вердикт. Более того, с точки зрения современного читателя и само творчество Писарева может стать предметом пристального изучения, на основании которого можно сделать, возможно не очень лицеприятные для критика, выводы.

Будет несправедливо не отметить, что статья написана, действительно талантливо, читается живо и интересно, не раз вызывая улыбку. Более того, при трезвом логическом анализе статьи довольно трудно не согласиться со многими мыслями автора статьи. Само же прочтение статьи может доставить вполне безобидное удовольствие любому почитателю творчества Пушкина безо всякого вреда для его авторитета.

Наташа Ростова (Лев Толстой «Война и мир»)

Положила глаз на богатого женатого мужчину. Добилась его. Казалось бы, радуйся, дура! Так нет. Решила сбежать с мерзавцем, чем подставила всю родню. Когда герои кончились, пришлось смириться с беспозвоночным малопривлекательным Пьером. Драма? Драма.

Белинский о сне татьяны. Смотреть фото Белинский о сне татьяны. Смотреть картинку Белинский о сне татьяны. Картинка про Белинский о сне татьяны. Фото Белинский о сне татьяны
Нежная и трепетная Наташа Ростова (в её роли — Людмила САВЕЛЬЕВА) из «Войны и мира» сбежала с Анатолем Курагиным, предав князя Андрея

Источник

Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. Кроме того, этот эпизод является своего рода связующим звеном между главами и событиями произведения.

Не секрет, что для Пушкина Татьяна была настоящей русской девушкой, близкой к народу, любящей деревню. Потом и сон её наполнен элементами русского фольклора, народности. Например, девушка встречается в своём сне с медведем, а ведь медведь – это частый герой русских сказок

Сам сон девушки очень логичен, события идут одно за другим, выстраиваясь в сюжетную цепь, без резких скачков: девушка идёт по лесу, где встречает медведя, который помогает ей пробираться через сугробы, животное страшит её, поэтому Татьяна лишается чувств, но медведь несёт её в дом, где девушка видит своего возлюбленного, Евгения, в окружении разных чудищ. Когда они видят девушку в сенях, поднимается шум, но Онегин-хозяин прогоняет их и остаётся с Татьяной наедине. Но после появляется Ленский и Онегин во сне убивает его.

Столь же логично вплетение самого этого эпизода в текст произведения. Сон девушки является своего рода отражением событий романа. К примеру, видеть во сне медведя – к замужеству, а когтистая лапа, на которую опирается во сне Татьяна, сулит богатую жизнь. В конце романа Татьяна действительно оказывается замужем за генералом, она становится светской дамой и живёт в достатке. Следовательно, медведь символизирует её будущего мужа-генерала во сне, и Татьяна, как мы помним, хотя и напугана, идёт за ним.

Увиденные девушкой во сне чудовища символизируют неприятности, которые не заставят себя ждать и в реальной жизни героев. Кроме того, их пир символизируют похороны, которые также случатся после гибели Ленского. Как мы уже знаем, во главе стола сидел Евгений, который и будет «предводителем» всех этих неприятностей, включая убийство юного поэта.

Часть, где Евгений остаётся с Татьяной наедине, отражает мечты девушки о любви. Она влюблена в Онегина и жаждет взаимности, и во сне она эту взаимность получает: мужчина ласков с ней так, как никогда не был в жизни.

Далее сон показывает дальнейшие события романа абсолютно буквально: появляется Ленский, и Онегин убивает его. В произведении же их вскоре после сна ждёт дуэль, где Ленский также будет убит и похоронен. Благодаря некому предчувствию девушки, сон становится вещим.

Таким образом, эпизод сна выполняет в произведении две важнейшие функции: раскрывает характер Татьяны, её мечты, подчёркивает её близость к русскому народу, а также является аллюзией на события романа, предвосхищая судьбы его главных героев.

2 вариант

Сон — это один из литературных приемов. Писатель с помощью этого инструмента может показать читателю внутренний мир персонажа, его скрытые желания, чувства. Также иногда сон является вещим и предсказывает дальнейшее событие. Многие литераторы верили, что сон действительно может многое сказать о человеке, поэтому верили в их толкование.

Сон Татьяне снится после святочных гаданий. Многие незамужние девушки любили гадать на суженного. Татьяна была суеверной и хотела погадать на Евгения Онегина, но испугалась. Тогда девушка легла спать. Ей приснилось, что она перебегает бегущий ручей, который не замерз вопреки морозам. Там ее хватает на свою спину медведь и везет в специальную хижину, где девушка видит сидящих за столом чудовищ. Среди них есть и Евгений Онегин, хозяин дома. Потом в помещение входит Ленский и Ольга. Евгений убивает друга, а Татьяна просыпается от ужаса.

Этот сон отражает желание девушки погадать на Евгения Онегина, ведь он является главным персонажем ее сна. Образы сидящих за столом чудовищей намекают на скорые именины девушки, ведь там тоже будет сидеть множество разных людей за столом. Убийство Ленского Онегиным также случится позднее. Но главной функцией этого сна является не пророческая, а эмоциональная.

Этот сон отражает чувства и переживания девушки. Она полюбила Евгения Онегина, но он не ответил ей взаимностью. Это тяготило бедную Татьяну. Мысль об его поступке преследовала ее. Но после сна чувства девушки к герою изменились, потому что видение полностью поменяло мнение Татьяны об Онегине.

Во сне герой предстает холодным, бездушным человеком, который управляет сборищем фантазийных существ. Он уже не вызывает тех нежных чувств у девушки как раньше. А затем он убивает их общего знакомого, что окончательно говорит об его эгоизме.

Во сне с помощью силы воображения девушка смоделировала такую ситуацию, в которой ее возлюбленный расположен не в самом лучшем свете. Поведение Онегина вызывает отторжение, отвращение. Татьяна с помощью своего ума сама заставила себя отпустить героя, охладить свои чувства. Но, как говорится, ее фантазия была очень проницательна, ведь эти события повторяются и в жизни. Это говорит об уме девушки и ее умении хорошо чувствовать людей, которое развилось с помощью чтения книг, осмысления и мечтательности.

Сон Татьяны — один из самых ярких элементов романа в стихах «Евгений Онегин».

Сочинение про Сон Татьяны

Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.

Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.

Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.

Сон Татьяны можно рассматривать как немного мистического в романе. «Евгений Онегин» — очень светское произведение, но в какой-то момент автор решает добавить совсем чуть-чуть неизведанного и пугающего. Ведь Татьяна — весьма чувствительная и восприимчивая девушка, кому как не ей мог быть послан такой сон. А может, она, совсем не разбираясь еще в жизни, интуитивно чувствовала, как все может обернуться, и подсознание подсказало это во сне. Этот эпизод сильно повлиял на Татьяну. Кто знает, возможно, она через много лет, именно вспомнив свой сон, отказала Онегину.

Источник

Белинский о Татьяне

Здесь автор пишет не о себе, а о героине Пушкина и сравнивает мой стиль со стилем критика Белинского.

Такое сравнение льстило бы мне, если бы не несколько нюансов.

Автор мало читала, даже школьных учебников, и поэтому путает формат со стилем. Я комментирую в обычном формате, так всегда почти рецензируются и комментируются чужие тексты. Мы не вдвоем с Белинским этим занимаемся, но автору кажется, что кроме нас никого и не было.

Но для неграмотных людей не важно, какие у кого позиции и о чем идет речь, они не вникают в смысл. Они замечают только формат и это всегда для них открытие, потому что они нигде такого больше не видали.

Вот почему появилось так много аналогий эволюциолаб, где рапаны пытаются дать свои комментарии уже разобранным письмам из моей рубрики или каким-то другим письмам. Они похожи на детей, мажущих щеки маминой помадой.

Но чтобы разбирать письма, надо еще видеть проблему автора, главную, основную и строить разбор вокруг этой проблемы. Я жду не дождусь, когда смогу отдать вам эту рубрику и вы будете справляться с письмами без меня. Но пока об этом рано говорить.

Добрый день, уважаемая Эволюция!

Читаю критическую статью Белинского, в которой он разбирает письмо Татьяны. Если выделить жирным его комментарий, то получится Ваша рубрика 19 века. Даже стили разбора немного похожи 🙂

«Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее, нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче – Боже! – стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодной
И эту проповедь…

В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяною в том, что он не полюбил ее тогда, как она была моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность! Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов!

(Посмотрите, друзья, Белинский сомневается в том, что для любви нужна взаимность. Ему кажется, что это не обязательно. Это не случайная оговорка. Белинский очень плохо разбирался в любви и ему действительно казалось, что любить можно и без взаимности, ничего страшного в этом нет. Личность свободна и ее доблесть в том, чтобы не видеть никаких ограничений, даже если это отсутствие обратной связи)

Немая деревенская девочка с детскими мечтами – и светская женщина, испытанная жизнию и страданием, обревшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница!

И все-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что тогда она была моложе и лучше. Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина! А этот упрек, что тогда она нашла со стороны Онегина одну суровость? «Вам была не новость смиренной девочки любовь?» Да это уголовное преступление – не подорожить любовию нравственного эмбриона!

Но за этим упреком тотчас следует и оправдание:

…………Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалезной славы… Во всем этом так и пробивается страх за свою добродетель…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *