Авторская позиция сна обломова
Отношение Гончарова к Обломову
Автор: Guru · 23.10.2017
(326 слов) Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» является одним из самых неординарных произведений литературы 19 столетия. В своем творении автор изобразил типичную русскую душу в лице главного героя Обломова, который выбрал безмятежный покой и собственную зону комфорта, а не суету и алчность высшего общества. Кто-то оправдывает его выбор, кто-то оспаривает, но что же из этого предпочел сам писатель?
Мы видим, что авторская позиция в романе «Обломов» показана неоднозначно. Гончаров детально и трепетно описывает быт, образ мыслей Обломова. С одной стороны, это говорит о том, что литератор положительно относится к своему герою, но потом мы чувствуем его жалость к нему. Писатель глубоко сочувствует несостоятельности, бездеятельности, страшной лени и беспомощности своего бездействующего лица, воплощая эти черты как образ русской дворянской жизни. За ленью Обломова стоит воспитанная с детства инфантильность, коей были подвержены многие помещики, которые жили за счет работы крепостных и ничего не делали. Но, несмотря на это, Гончаров не осуждает Илью Ильича, он показывает его положительные качества, такие как доброта, честность, ум, порядочность, чтобы мы видели в любом представителе своего класса, в первую очередь, человека. Поэтому позиция автора – это сожаление о том, чего Обломов мог бы достичь, если бы не загнал себя в такой застой.
По развязке любовного сюжета можно также понять позицию автора. Обломов испугался своих чувств и тех высот, которые бы ему необходимо было бы достичь, чтобы быть достойным любви Ольги. Он не смог пересилить себя, а может и понял, что не будет счастлив в вечной натуге. Эта неоднозначность финала говорит о том, что писатель не мерит его черно-белыми понятиями. Илья Ильич привлекает его, но и вызывает антипатию своей ленью и трусостью.
Роман «Обломов» не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением, которое отражает один из самых страшных пороков человеческой жизни – бездеятельность. Гончарову жаль своего героя, который видит в пассивности свое истинное счастье, но он не судит его, так как понимает, что в этом пороке виноват не один Илья, а воспитание, социальная и политическая обстановка, менталитет и множество других, не зависящих от него, факторов.
Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Школьное сочинение
Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.
Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.
С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».
У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.
В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».
Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.
Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.
Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.
Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.
Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.
Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова
Автор: Guru · Опубликовано 09.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.
Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.
Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.
Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.
Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.
Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.
Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.
Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.
Обучение анализу эпизода (на примере главы «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов»)
Обучение анализу эпизода (на примере главы «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс)
Вначале нужно определить лексическое значение слова «эпизод». Сначала ученики пытаются дать толкование этого слова самостоятельно, затем находят в словаре. Эпизод – отрывок (фрагмент), часть текста, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Учитель: Можно ли любой отрывок из текста назвать эпизодом? Какое словосочетание является важным в данном определении? (Законченном событии)
Учитель: На какие составляющие необходимо обратить внимание при анализе эпизода? Ответы учеников: композиция, пейзаж, портрет, монолог, диалог.
Ученикам предлагается план работы с эпизодом (заранее распечатан для каждого ученика):
Определите тему эпизода, микросюжет.
Определите границы эпизода, его композицию.
Какое впечатление произвёл эпизод (читательское восприятие, мысли, чувства).
Найдите наиболее значимые художественные детали (пейзаж, портрет, речь, интерьер). В чём проявляется мастерство писателя? Как эти детали помогают понять суть характера героев, события?
Выясните, как способствует выявлению характера героя (героев) центральная ситуация эпизода (его действия, мысли, чувства, переживания).
Определите авторскую позицию.
Вычлените другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найдите в них сходные темы, мотивы, размышления автора.
Определите, какую роль играет данный эпизод в раскрытии идеи всего произведения.
Далее класс, предварительно разбившись на 4 группы, приступает к ответам на вопросы 1, 4 (первая группа), 2,5 (вторая группа), 3, 7 (третья группа), 6, 8 (четвёртая группа).
Ответы первой группы:
Вопрос 4. Картины окрестностей Обломовки строятся в основном на контрасте, то есть автор рисует выдуманные им пейзажи бушующего моря, мрачных гор, свинцовых туч, но этого нет в ландшафте сельского раздолья, где тишина и мир в полях и, соответственно, в душах людей. Усилению противопоставления безмятежного уголка и бушующего другого мира способствуют частицы НЕ, НИ, отрицательное слово НЕТ. Мастерство Гончарова проявляется в том, что, изображая деревенскую идиллию, он показывает её нереальность, иронически подчёркивает, что такой ничем не нарушаемый покой может только присниться герою, чья «голубиная душа» жаждет тишины и невозмутимого спокойствия.
Портрет маленького Илюшечки словно нарисован глазами любящих родителей, для которых полнота ребёнка – это признак здоровья. Мальчик «хорошенький, красненький, полный, щёчки такие кругленькие». Забота о пище была главной в бесконечной череде дней. Многочисленные няньки, мамушки, приживалки рьяно бросаются кормить только что проснувшегося малыша булочками, сухариками, сливками. Так закладываются в Илье изнеженность, нездоровая полнота, вялость и лень.
Ответы второй группы:
Вопрос 2. Границы данного эпизода чётко обозначены самим автором, это глава IX, которая единственная из всех имеет название – «Сон Обломова». Таким образом Гончаров выделяет центральный эпизод, который помогает понять, что искалечило жизнь Обломова и что такое обломовщина как социальное явление. Композиционно автор постепенно разворачивает почти сказочное повествование от пейзажа, каждодневного уклада жизни Обломовых и их дворовых до изображения порывов любознательного Илюши узнать мир, выйти за пределы дозволенного, побегать, пошалить. Но окружение мальчика, вечно всего опасающееся, ограничивает его свободу. Он прислушивается к сказкам няни о том, что всё человек получает каким-то чудом, а вовсе не усилием воли и трудом. Так формируются его привычки, характер и отношение к миру.
Ответы третьей группы:
Вопрос 3. Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. Описание мыслей и чувств мальчика вызывает симпатию к чуткому и чувствительному, милому и доброму ребёнку, наделённому немалым воображением. С другой стороны, испытываешь сожаление, что его замечательные качества во взрослой жизни окажутся невостребованными, точнее, недостаточными, чтобы стать дельным. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек, например, писатель, художник, композитор. Ведь его чистая душа открыта всему прекрасному, не случайно он влюбился в Ольгу Ильинскую, услышав её дивное пение.
Ответы четвёртой группы:
Вопрос 6. Позиция автора заключается в том, что он, любя своего героя Обломова, выносит суровый приговор всем, кто боится жизненных бурь, ничего не делает для осмысленной и полезной для других жизни, предостерегает молодых от омертвения души.
Вопрос 8. Данный эпизод является самым важным для понимания произведения в целом. Это его стержень, на который нанизываются другие эпизоды, в которых показана на первый взгляд деятельная, бурная жизнь гостей Обломова, но она посвящена сплетням, карьере, стремлению пустить пыль в глаза; бесконечное зарабатывание денег Штольцем; слабость и безволие героя, отказавшегося от любви Ольги Ильинской, потому что мало добиться взаимного чувства такой замечательной девушки, надо расти, развиваться, меняться; неумение написать письмо и разумно распорядиться имением, приведшее к разорению Обломова. Гончаров подчёркивает: должны быть разумные цели, к которым надо идти, не страшась трудностей, нужно быть полезным людям, уметь дружить и любить.
Ответы учащихся могут афишироваться на большом листе или на заранее подготовленных слайдах, где размещены вопросы. Кто-либо из группы печатает сжатый ответ, например, на вопрос 3: Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек.
Если позволит время, можно продолжить работу по написанию анализа эпизода на втором уроке. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа. Ответы на вопросы, предложенные группами, желательно распечатать. Если нет возможности провести второй урок, то анализ эпизода даётся в качестве домашней работы.
Позиция автора в романе «Обломов»
Позиция автора в романе «Обломов»
После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в “Обломова”. И неудивительно; кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части “Обломова” и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем же разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.
Изначально сюжет “Обломова” задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.
Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.
Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автоpa по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.
Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.
Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. А вот описание Штольца: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.
Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! ”
Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров несомненно доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: “Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром. взгляде серо-голубых глаз. ” И походку ее автор описывает как “легкую, почти неуловимую”. Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу.
Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича?
Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности”. Ну при каких еще обстоятельствах “чистое, верное сердце” Ильи Ильича смогло бы себя так проявить.
В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.
Как бы там ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.
В заключение же хотелось бы сказать, что мне очень понравился роман, и я склонна согласиться со словами И. С. Тургенева: