Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

«Колорит»: Рай и Ад на земле. Смысл триптиха Босха «Сад земных наслаждений»

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и адаНесмотря на то, что Босх очень часто обращался к библейской тематике, язык его образов почти никогда полностью не укладывался в канон церковно-христианской символики. Например, в центре полотна «Сад земных наслаждений» вместо традиционной фигуры Христа изображен вполне земной человеческий «праздник плоти».

Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды, играющих с животными, занимающихся совокуплением. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы.

Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

Надо отметить, что расположение земной юдоли в центре существенно меняет логику изображения традиционных религиозных триптихов. Как правило, на таких картинах изображалась библейская хронология: Творение мира, жертва Христа, Страшный Суд (если смотреть слева направо), но поскольку у Босха в середине вместо Христа показана человеческая земная жизнь, moralite картины приобретает совершенно иной смысл. Босх рисует историю человеческого грехопадения: от сотворения до конца света.

Разберем каждую из 3 частей отдельно

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты, и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Это Фонтан Жизни, изливающий чистые голубые воды, из которых появляются на свет различные животные. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой, из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др.) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В центре находится гротескная фигура монстра. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом, и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.

Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Почему? Потому что в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поэтому на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Принципиальная амбивалентность средневековой культуры может объяснить, почему персонажи картин Босха одновременно похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал людей и демонов.

Общим местом в среде искусствоведов стало говорить о непознаваемой таинственности работ Босха, их неоднозначности и пугающей загадочности. Босха называют «профессором кошмаров», «мрачным фантастом», некоторые даже считают, что ему удосужилось воочию лицезреть сцены Страшного Суда. Мы же в свою очередь можем вслед за некоторыми исследователями сказать: «выступая в своем искусстве как мыслитель, Босх смотрел на мир глазами художника».

Источник

О чём рассказал Брейгель Старший на своей картине «Падение мятежных ангелов» Символизм, тайны и парадоксы шедевра

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Несколько слов о сюжете

Основу сюжета составляет старая библейская история, а точнее легенда о падении ангелов из рая, символически отражающая конец света, во время которого человечество, погрязшее в греховности, гордыни и жестокости обречено на всеобщую погибель.

Однако по прошествии веков эти версии о Люцифере и Апокалиптическом драконе слились воедино и являются символом вездесущей борьбы добра и зла.

О картине

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, безусловно, является шедевральной работой, иллюстрирующей битву ангелов и Апокалипсис. Архангел Михаил, изображенный в центре, в позолоченных доспехах и сине-бирюзовом плаще вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. В его руках мы видим щит с изображением красного латинского креста на белом фоне, являющимся символом Воскресения, а также меч, с помощью которого он поверг семиглавого дракона, символизирующего сатану. Этот повергнутый монстр практически скрыт за месивом фантастических ужасающих созданий и загадочных объектов, которые на первый взгляд не поддаются идентификации. Среди всего прочего на картине можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба.

Описание полотна

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В своих движениях они свободны и воинственны.

Исключение составляют падающие образы ангелов, изображенные в верхней части полотна, которые еще не потеряли человеческий облик. Но, невзирая на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в фантастических существ – обитателей ада. Они предстают в виде полулюдей и животных с огромными глазами, раскрытыми ртами, а некоторые и с распоротыми животами.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

И чем ниже они опускаются, все больше начинают напоминать устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворенные человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит впечатление ошеломляющей кунсткамеры.

Поскольку нижняя часть картины – темная и мрачная, нужно присмотреться, чтобы различить отдельные образы. Здесь все смешано, насыщенно и хаотично. Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных обнаженных монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще возможно различить во тьме, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

К слову сказать, на картине Брейгелем мастерски проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.

Новый взгляд на старый шедевр

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Любопытным фактом в истории этой неординарной работы Брейгеля является то, что ее авторство вплоть до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Лишь в самом конце 19 века в нижнем левом углу, скрытом багетовой рамой, была обнаружена дата и подпись «MDLXII / Brvegel», что стало большим открытием даже для искусствоведов.

Примечательно и то, что на этот удивительный шедевр, никогда не подвергавшийся тщательному изучению, обратили наконец-то внимание современные специалисты. Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, в которой научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии Тайн Меганк (Tine Meganck) описала некоторые секреты и символические значения, зашифрованные в картине, долгое время скрытые от внимания зрителя. Искусствовед провела неожиданную параллель между живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь настоящий художник не мог существовать и творить вне своего времени.

Еще один значимый момент исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял попытку превзойти самого Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновлялся в юности. А также художник попытался трансформировать традиционный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только в его стране, но и в мире в целом.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Брейгель показал как на первый взгляд благие устремления людей ведут к опасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала великолепной иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, знаниям, политике, всему тому, в чем человек пытается превзойти самого Творца. И нужно отметить, что идея, использованная Брейгелем, является универсальной темой, которая актуальна и по сей день.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Тайн Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в своей работе увлекательную теорию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в политике накануне Нидерландской революции.

Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра. Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти грядущие события, показал, что человечество, погрязшее в царстве бессмыслицы и жестокости, идет ко всеобщей гибели. Создав это пророческое полотно, художник сам пережил глубокое потрясение, заставившее его сменить трагическое и экспрессивное мироощущение на горькие философские размышления, печальное настроение и разочарование.

Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель со временем вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную брейгелевскую панораму.

До создания картины «Падение мятежных ангелов» Брейгель создал полотно под названием «Падение Икара», также наполненное тайными и символическими знаками. Глядя на эту работу каждый зритель невольно задается вопросом: Где же главный герой, куда он упал и как это случилось?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Сравнение ада в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» и «Потерянный рай» Джона Мильтона

Исторические события XIV–XVII веков как основа для создания произведений «Божественная комедия» Данте Алигьери и «Потерянный рай» Дж. Мильтона. Описание и концепция ада у Данте и Мильтона. Образы создателей и обитателей преисподней. Образная система поэм.

РубрикаЛитература
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления10.04.2016
Размер файла39,8 K

Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Смотреть картинку Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Картинка про Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада. Фото Автор полотна сон филиппа отображающего образы рая земли и ада

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра теории и практики перевода

Сравнение ада в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» и «Потерянный рай» Джона Мильтона

студентка группы АЯ-33д

ст. преподаватель Кабанова Н.Е.

Глава 1. Исторические события XIV-XVII веков как основа для создания произведений «Божественная комедия» и «Потерянный рай»

1.1 История создания «Божественной комедии» Данте Алигьери

1.2 История создания «Потерянного Рая» Дж. Мильтона

Глава 2. Описание и концепция ада у Данте и Мильтона

2.2 Образы создателей и обитателей преисподней

2.3 Образная система поэм

Список использованной литературы

Глава 1. Исторические события XIV-XVII веков как основа для создания произведений «Божественная комедия» и «Потерянный рай»

1.1 История создания «Божественной комедии» Данте Алигьери

Партия гибеллинов держала сторону императора Священной Римской империи, которого уже несколько столетий выбирали из числа германских королей. Тем самым гибеллины вдохновлялись идеей не менее утопической, чем идея гвельфов, не теряющей от древности своей привлекательности: идеей восстановления единого мирового государства. Это была схватка не идеологов и патриотов, а честолюбцев и хищников. Данте, яснее, чем кто-либо другой, видел и благородство, и низость политики. Эта ясность сознания накладывает на его образ и судьбу отчетливый трагический отпечаток.

Последние годы Данте усиленно работал над «Раем». Словно чувствуя, что близок его час, он торопился кончить третью и последнюю часть поэмы. Под Равенной, в сторону Адриатики, от которой нанесенные рукавами По пески все дальше отодвигают древний город, тянулся в те дни лес пиний, славная Пинета, которую воспевало столько поэтов. С нее Данте описывал свои райские кущи. Когда в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года Данте Алигьери умер «Рай» еще не был обнародован.

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянского нации— все нашло отражение в «Комедии» Данте. «Ад» запечатлел в себе образы, связанные именно с выше упомянутыми политическими событиями. По убеждениям своим Данте здесь, как и в других своих сочинениях,— противник светской власти пап и империалист. Алигьери до конца остался верен взятой им на себя миссии поэта справедливости. Идущий по царствам зла, искупления и славы, не бесстрастный регистратор событий. Борьба гвельфов и гибеллинов, имперской монархии и папства оставила глубокий след в истории Итальянской культуры. Данте жил, окруженный звонкими отголосками этой борьбы.

1.2 История создания «Потерянного Рая» Дж. Мильтона

алигьери мильтон ад поэма

Почвой для “Потерянного рая”, “Возвращенного рая” и “Самсона-Борца” явилось поражение того дела, в которое Милтон так глубоко верил и ради которого столь многим пожертвовал. Мильтон вынашивал замысел создания эпической поэмы еще с юности, когда впервые попробовал свои силы, написав латинскую поэму «Пятое Ноября» в жанре малого эпоса. Еще в студенческие годы поэт задумал создать эпическое произведение, которое прославило бы Англию и ее литературу. Первоначально он планировал воспеть в эпосе легендарного короля Артура. Однако, в пору ожесточенной борьбы против монархии замысел «Артуриады» стал для него неприемлемым. Само обращение Мильтона к источнику, из которого английский народ заимствовал «язык, страсти и иллюзии» для своей буржуазной революции, было исполнено глубокого смысла: в обстановке победившей реакции поэт как бы заявлял о том, что, дух революции не умер, что ее идеалы живы и неистребимы».

На родине Мильтона поэма первоначально не имела успеха. Ее осознание и оценка читателем, а также разногласия и разночтения пришли позже. И в наше время, когда поэма, казалось бы, изучена и разобрана до последней буквы, «Потерянный Рай» вызывает множество споров, и трактуется с различных точек зрения, рассмотрение которых является предметом для дальнейшего исследования.

Свидетель и участник грандиозного социального переворота, Джон Мильтон, создавая эпическую поэму, вдохновлялся атмосферой гражданской войны, являвшейся, по его мнению, отражением вселенской коллизии Добра и Зла. Рисуя сцены яростной схватки сил Неба и Ада, поэт воспользовался красками, которые поставляла для его палитры эпоха революционной ломки, и вольно или невольно наполнял поэму ее героическим духом.

Глава 2. Описание и концепция ада у Данте и Мильтона

Итак, «Божественная комедия» была написана Данте на четыре века раньше, чем Джон Мильтон создал «Потерянный рай». Из этого следует, что видение мира в целом различное. Джон Мильтон обращается к сюжету библейской легенды, согласно которой тщетная тяжба Сатаны с Богом должна завершиться полным поражением Архиврага. В поэме Данте Алигьери находят отражение мировоззренческие идеи Средневековья, а также проявляется тот самый интерес к античности в эпоху Ренессанса.

Мифологические образы стражей в поэме использованы с целью того, чтобы передать атмосферу картины преисподней. Чем страшнее грех, тем суровей страж. Кроме того судьи напрямую связаны с грехом, за который карают и покараны сами. Царь Минос, судья сладострастников, по легенде был проклят своей женой Пасифаей за супружескую измену. Цербер, страж третьего круга, где находятся души чревоугодников, известен в мифологии своей ненасытностью и злобой. Каратель предателей Люцифер Їпраотец предательства.

По средствам описаний и диалогов с обитателями автор раскрывает перед нами мир, где царит страх и вечное страдание:

«Скажи мне, кто ты, жертва этих злых

И скорбных мест и казни ежечасной,

Не горше, но противней всех других».

И он: «Твой город, зависти ужасной

Столь полный, что уже трещит квашня,

Был и моим когда-то в жизни ясной.

Прозвали Чакко граждане меня.

За то, что я обжорству предавался,

Я истлеваю, под дождем стеня…» [46,49,52,55, стр. 43]

На протяжении всего путешествия поэта в преисподней, он слышны стоны, крики и мольбы томящихся.

В восьмом круге ада находят отражение политические воззрения Данте Алигьери. В 3 рве поэт и его учитель встречают папу Николая III, лжеца и святокупца, туловище его заковано в скалы, по ступням струится огонь. По обещанию священнослужителя скоро к нему присоединятся и враги Данте: Бонифаций VIII и Климент V.

Драматические события «Потерянного рая» Джона Мильтона разыгрываются на фоне необозримых просторов Вселенной. Весь мир и человеческая история предстают здесь как арена многовековой борьбы Добра и Зла. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мир поэмы построен на противопоставлениях.

НебесаЇцитадель лучезарного света, где обитает сонм небожителей, в Аду царит мрак и всякий, кто там окажется, обречен на страдания.

Наряду с описаниями экзотической природы Эдема, Джон Мильтон создает для читателя физическую карту Ада. ПочваЇотверделая сера, рельеф здесь представлен вулканами, извергающими лаву, обрывистыми скалами, ущельями. Низвергнутые с Небес ангелы во главе с Сатаной кипят в огненных реках и озерах вулканической лавы. Что касается времени суток, здесь царит бесконечная ночь, единственный свет Ї языки адского пламени.

Не смотря на то, что в основе произведения лежит Ветхозаветное предание, вразрез с христианскими традициями и Библией, Мильтон использует и компоненты языческой мифологии. В этом на данном этапе и заключается сходство поэм «Божественная комедия» и «Потерянный Рай». В Мильтоновском аду мы сталкиваемся со многими уже известными географическими названиями. Во владениях смерти, где томятся души, обреченные на вечные муки, текут воды свирепого огненного Флегетона, Ахерона, Стикса, реки забвенья Леты. За Летой простирается другая страна:

Терзаемый бичами вечных бурь

И вихрей градоносных; этот град,

Не тая, собирается в холмы

Каких-то древних зданий. Толща льда

И снега здесь бездонна, словно топь

Сербонская, меж Касием-горой

И Дамиатой, где уже не раз

Тонули армии, а воздух здесь

Пронизывает стужей до костей

И словно пламя жжёт. [стр.14]

Грешников карают фурии, гарпии, Гидра, Цербер, Химера. Имена падших ангелов, свиты Сатаны также взяты из языческих легенд: Молох, Вельзевул, Хамос, Аштарет. Противоположностью библейской «горней музе» становится Медуза, обитающая на берегах Леты, охраняя брод. Такое противопоставление лишний раз доказывает, что для творчества Мильтона характерна неразрывная связь между христианской традицией и античностью.

2.2 Образы создателей и обитателей преисподней

Путешествуя по аду, Данте не только погружается в некий выдуманный, фантастический мир, но и представляет целую галерею живых образов реально существующих людей. В «Божественной комедии» отражена история, в ней множество ссылок на реальные обстоятельства жизни поэта, на людей, которых он знал, на события к которым был причастен. Историк Флоренции Роберт Давидзон подсчитал, что из 79 упоминаемых в «Аде» лиц 32 флорентийца, да еще 11 из Тосканы, то есть более половины.

Наставником и спутником Данте в поэме становится Вергилий, Древнеримский поэт, автор «Энеиды». Данте видит в своем проводнике мудрого учителя, относится к нему с благоговением ученика. Вергилий, в свою очередь, оберегает ученика от опасности, разъясняя все, что встречается на их пути.

Образ самого Данте является ключевым в «Божественной комедии». Здесь поэт становится наблюдателем, главным регистратором событий и критиком, реальной фигурой, обладающей человеческими взглядами и чувствами. Трусость, душевную косность, равнодушие, эгоизм Данте считал пороком. Предательство для поэтаЇсамый черный грех. Средневековое богословие считало зло неустранимым, и высшее благо виделось лишь в аскетическом отказе от мира. Данте напротив, вершит суд над человеческими пороками и преступлениями в аду во имя исправления реальной жизни, обретения гармонии, показывает путь к добру через мужественное познание мира.

Что касается образов грешников, здесь ясно видно отношение Данте к тому или иному роду греха, поэт выказывает свое отношение к каждому обитателю. Античные поэты и ученые предстают перед читателем во всем величии. Гомер, Гораций, Овидий и Лукан Ї воплощение разума, чести и славы. В аду встречаются и души тех, к кому Данте проявляет сострадание. История Франчески и Паоло, погибшие от запретной любви друг к другу, затрагивает поэта до глубины души.

Войдя в третий пояс ада Вергилий и Данте видят грешников в пустыне. Одни повержены навзничь, другие, съежившись, сидят на пыльной почве, третьи без устали снуют вокруг. На них падает большими хлопьями огненный дождь. На земле лежит, не желая ничего замечать, как бы не чувствуя огонь, отовсюду его палящий, огромный человек. Это Капаней, гордый муж античности, презревший богов, не уступающий в своем высокомерии Фаринате. Взойдя на стены Фив, Капаней насмехался над Вакхом и Зевсом, за что был поражен молнией разъяренным олимпийцем. Неугомонившийся ругатель продолжает «богохульствовать» и в Аду. Любопытно, что Данте, как многие гуманисты, идентифицировал главного бога языческого Олимпа с богом-отцом христианской троицы.

Действительно, образ Дьявола в эпосе Мильтона, вопреки библейской его трактовке, выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все остальные персонажи поэмы. Люцифер здесь мрачен и горд. Бог низверг бунтовщика в пустыню, полную страданий и уныния, однако Сатана непоколебим, полон ненависти к победителю и жаждет мести:

Достойная награда. Лучше быть

Владыкой Ада, чем слугою Неба! [стр. 4]

Дьявол воздвигает Пандемониум, создает артиллерию, подсказывает, как соблазнить первых людей, выступает в роли создателя. Духовную гибель некогда прекрасного Люцифера Мильтон традиционно объясняет его непомерной гордыней. Именно гордость, эгоизм и зависть ослепляют разум ангела, и тогда появляется стремление нарушить границы, установленные природой. СатанаЇвоплощение духа бунтарства. Белинский увидел в Сатане «апофеозу восстания против авторитета». Бальзак назвал «Потерянный рай» поэтическим оправданием мятежа.

Образ Сатаны очеловечен, он показан в динамичном развитии. Внутренний мир его искажен властолюбием, цинизмом, духовной опустошенностью. Титанический образ надломлен тем, что не устоял в борьбе с собственным эгоцентризмом и амбициями. Сатана Мильтона предстает перед взором читателя, как романтический герой-злодей с великой душой.

Обитатели преисподней это, прежде всего, свита Сатаны, восставшие ангелы, превратившиеся в демонов. Молох, Хамос, ТафетЇязыческие боги античности, становятся воинами и верными соратниками Люцифера. С предводителем их связывает ненависть к божественному, жестокость, ярость. Радость приносит дьявольской свите лишь разрушение и война.

2.3 Образная система поэм

«Потерянный рай» и «Божественная комедия»Їэто отражение жизни, взглядов на мироустройство и политические события, выраженные по средствам религии и теологии, которые приобрели литературную поэтическую форму. Образы поэм аллегоричны и имеют многогранную символику.

Принципом поэмы «Божественная комедия» является триединство, высший догмат христианства. В мире Данте три части, его поэма состоит из трех книг. В каждой книге тридцать три песни. Стих поэмыЇтерцина, где три строки. У христианского бога три ипостасиЇтри лика у дьявола Данте. В загробном мире поэта сопровождают три спутника.

Когда Данте очутился в «сумрачном лесу» дорогу ему преградили три зверя: рысь, лев и волчица. Это символы трех главенствующих пороков Ї сладострастие, гордость и алчность.

В средние века существовал культ Вергилия, как волхва и мудрейшего мужа античности, так он становится олицетворением земного разума в поэме. В гибеллине Фаринате мы видим не только еретика, но и партийные распри, истерзавшие Флоренцию.Граф Гвидо де Монтефельтро карается как лукавый советчик, вместе с ним карается политическая система Италии, отсутствие в ней единства. Влюбленные Паоло и Франческа символизируют в поэме естественные человеческие слабости. В восьмом круге ада казнь совершается не только над святокупцем папой Николаем IIIЇнад всем современным Данте папством.

Эмблематика, символика, присущие многим трактатам Мильтона, в «Потерянном рае» занимают особое место. Даже самый совершенный образ поэмы, образ Сатаны, имеет некоторые черты эмблемы. К разряду эмблем принадлежат в «Потерянном рае» фигуры Греховности и Смерти, эффектные, но безжизненные и схематичные. Мильтон был убежден, что описанные в Библии события имеют не буквальное, а символическое значение. Только такой подход к Священному писанию предоставлял поэту право на вымысел и допускал, смешение христианской символики с античной мифологией: в аду текут реки античной преисподней, падшие ангелы уподобляются античным титанам, Греховности придано сходство со Сциллой и т. д.

Вокруг образа Сатаны на протяжении столетий идут споры. Одни видят в нем олицетворение человеческой веры в познание, другие стараются разглядеть тождество Архиврага с Оливером Кромвелем. На мой взгляд, облик СатаныЇэто политические и социальные воззрения самого Джона Мильтона. Люцифер не отрицает познание, он свободолюбив и не подавляет своих сподвижников властью. Бог для СатаныЇ тиран, перед которым раболепствуют ангелы, достойные лишь его презрения. Всевышний находится на небесах, в лучезарном сиянии, но и это не просто привычная библейская установка. СолнцеЇсимвол королевской власти.

Сатана изображен не в одиночестве, его окружает демоническая свита. Мифологические идолы и цари воплощают в себе образы последователей анти монархизма.

Список использованной литературы

1. Андреев М. Данте и его творчество / Божественная Комедия: АД / пер. с ит. М. Лозинского; Предисл. М. Андреева.ЇМ.:Худож. Лит., 1986.Ї223 с.

2. Артамонов С. Д. Мильтон / История зарубежной литературы XVIIЇ XVIII вв. / М., «Просвещение», 1978.Ї 608 с.

5. Жимурская Н. А. и др. Джон Мильтон / История зарубежной литературы XVII века. / ЇМ. Высш. Шк., 1978. Ї248 с.

7. Мокульский С. С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. / ЇМ. Высш. Шк., 1966.Ї 250 с.

11. Самарин Р. М. Джон Мильтон и споры о нем / Зарубежная литература /ЇМ.:Высш. Шк., 1978.Ї464 с.

14. Данте А. Божественная Комедия: Ад / Пер. М. Лозинского /ЇМ.: Худож. Лит., 1986.Ї223 с.

15. Мильтон Д. Потерянный Рай. / Пер. А. Штейнберга /ЇМ. Вита Нова., 2008.Ї640 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Способ мышления человека в эпоху Возрождения, ее стилевой облик. Величавая поэма Данте «Божественная комедия», возникшая на рубеже двух эпох и запечатлевшая образы культуры западного Средневековья. Предпосылки создания произведения великим флорентийцем.

контрольная работа [45,5 K], добавлен 23.03.2011

«Божественная комедия» Данте Алигьери — величайший памятник итальянской литературы, средневековая энциклопедия философских, моральных, богословских знаний; аллегорическое описание человеческой души с ее пороками, страстями, радостями и добродетелями.

презентация [5,1 M], добавлен 24.01.2012

презентация [18,2 M], добавлен 18.04.2015

«Божественная комедия» Данте-как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада». Эпическая поэма Данте-поэтическая энциклопедия средних веков. Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте.

курсовая работа [36,8 K], добавлен 23.10.2008

Особенности социально-политического развития Италии в ХIII–ХIV вв. Жизнь и деятельность Данте. Жанр и сюжет «Божественной комедии», особенности композиции. История названия поэмы. Основные образы комедии, их значение. Народность великой поэмы Данте.

реферат [23,3 K], добавлен 20.03.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *