Анри руссо сон цыганки
Спящая цыганка. Полосатый шедевр Анри Руссо
Казалось бы, Анри Руссо изобразил зловещую сцену. К спящему человеку подкрался хищник. Но ощущения тревоги не возникает. Мы почему-то уверены, что лев не нападет на цыганку.
Лунный свет мягко ложится на все. Халат цыганки словно светится флуоресцентными красками. А ещё на картине много волнистых линий. Полосатый халат и полосатая подушка. Волосы цыганки и грива льва. Струны мандолы и гряды гор на заднем плане.
Мягкий, фантастический свет и плавные линии никак не могут сочетаться с кровавой сценой. Мы уверены, что лев обнюхает женщину и пойдёт дальше по своим делам.
Очевидно, что Анри Руссо – примитивист. Двухмерное изображение, нарочито яркие краски. Все это мы наблюдаем и в его «Цыганке».
Но самое удивительное, что будучи самоучкой, художник был уверен, что он реалист! Отсюда такие «реалистичные» детали: складки на подушке от лежащей головы, грива льва состоит из тщательно прописанных прядей, тень у лежащей женщины (хотя тени у льва нет).
Художник, осознанно рисующий в стиле примитивизма, проигнорировал бы такие детали. Грива льва была бы сплошной массой. А уж про складки на подушке речь бы вообще не шла.
Вот почему Руссо настолько неповторим. Просто не было на свете другого такого художника, который искренне считал бы себя реалистом, на самом деле им не являясь.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Анри Руссо. Спящая цыганка. 1897 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)
«Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?
Диван с обнаженной девушкой посреди джунглей, райские кущи и темнокожий флейтист… «Ядвиге снится волшебный сон», – так пояснял картину сам Руссо. Но чей сон на самом деле нарисовал 66-летний художник-самоучка? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.
Французский художник Анри Руссо написал «Сон» в 1910 году. Картина выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА), США.
Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном.
Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.
Мария Ревякина: Совмещая эти несочетаемые элементы, Руссо не столько пародирует академическую живопись, сколько исследует тему бессознательного, границы фантазии и реальности. Тщательно выписывая детали, он показывает: реальность и вымысел тесно взаимодействуют, образуя такие же сложные «переплетения», как и растения в джунглях. Не исключено, что сюжет картины навеян трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», который вышел за несколько лет до написания картины.
Андрей Россохин: На первый взгляд, это библейская история про райский сад и Адама и Еву, которых искушает змей. Но, как в любом сне, здесь есть и скрытое содержание. Библейский сюжет – это лишь рисунок на занавесе. А суть «Сна» – в фантазиях детского «Я» художника, которые рисуют первичный рай – не библейский, а младенческий, – где мать принадлежит ребенку целиком и полностью.
Флора и фауна
Мария Ревякина: Почти все пространство холста занимает экзотический пейзаж, мы видим буйство растительности с разнообразными цветами, плодами, травой, животными. Художник, отвергавший многие законы классической живописи, в том числе и законы линейной перспективы, достигает эффекта глубины и трехмерности в изображении тропического леса благодаря сложным, причудливым переплетениям растений и богатой цветовой палитре.
Руссо использовал здесь более тридцати оттенков зеленого цвета. Животных автор тщательно маскирует: увидеть их всех можно только в том случае, если продолжительно вглядываться в картину.
Андрей Россохин: Важные атрибуты картины – глаза и уши. Привлекают внимание глаза льва и львицы, глаза заклинателя, играющего на флейте. А самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который скрывается за ветвями. Форму ушей льва и львицы (2) повторяют цветы и листья. А бутоны повторяют форму глаза слоненка. Фактически, все цветы вокруг состоят из этих двух символических образов. Вся природа словно обращена в слух и в зрение.
Слоненок
Андрей Россохин: Слоненок (1), подсматривающий за всем, что происходит, – это для меня главная фигура и ключ к разгадке содержания сновидения. Он похож на ребенка, который ночью подглядывает за тем, что происходит в спальне у родителей. Фактически, картина Руссо – это классическая фантазия маленького ребенка о первосцене – сексуальных отношениях родителей. В реальности ребенок понятия не имеет о том, что происходит за дверями родительской спальни. И проникнуть туда может только в своих детских фантазиях.
Женщина на диване
Мария Ревякина: Интересно, что поза женщины (3) и ее вытянутая левая рука напоминает нам позу Адама в «Сотворении Адама» Микеланджело. Рука – один из древнейших символов в искусстве, знак творческой, преобразующей природы человека. У Микеланджело рука Адама становится «посредником» при передаче духовной энергии от Бога человеку.
В картине Руссо Адама нет, но есть Ева. Она не лежит пассивно, позируя зрителю. Напротив, она активна, энергична, она создает мир вокруг себя. Она такое же творение Бога, как и мужчина. Так в картине прослеживается тема гендерного равенства, актуальная для современного живописцу общества.
Андрей Россохин: Фантазия ребенка рисует обнаженную героиню, в которой нет никакой сексуальности. Зато есть диван, по отзывам современников, принадлежавший королю Франции Людовику. Король – отец нации, родительская фигура, а значит, и диван его может играть роль родительской кровати. Рядом мы видим родительскую пару – льва, царя этих джунглей (отцовская фигура) и львица (женская, материнская фигура).
Обратите внимание: две женщины, львица и женщина, смотрят друг на друга. Обе мужские фигуры, музыкант и лев, смотрят в одну сторону: их взгляды направлены на самого художника. С последними ребенок связывает свою мужскую идентичность. Но в то же время он отрицает парные отношения: взгляды мужских и женских фигур на картине не пересекаются.
Рисуя в своем воображении первосцену, он при этом отрицает интимную связь родительской пары. Собственно, это пытается сделать каждый ребенок, желая, чтобы отец и мать принадлежали ему по отдельности. Здесь существует только мать, у которой нет сексуальных отношений с отцом.
Музыкант
Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя. Мистический образ музыканта вызывает любопытство, вовлекает зрителя в пространство картины, делая его участником сна, в то время как образ хищника говорит об опасности этого любопытства. Такой контраст неслучаен: лес с его глубиной, неожиданностями и тайнами, которые символизирует фауна, подобен нашему бессознательному – исследовать его интересно, но результат может быть непредсказуемым.
Андрей Россохин: Играя на флейте, заклинатель успокаивает не только змею как символ сексуального соблазнения. Руссо, комментируя картину, писал: «Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки». Флейтист – это детское «Я» художника – кстати, он сам играл на скрипке, – чьи фантазии мы видим на картине.
Флейта помогает ему успокаивать животные, сексуальные страсти внутри себя, гасить возбуждение, вызванное фантазиями о первосцене. Этот образ – ребенок сам успокаивает себя, играя на флейте, – вызывает ассоциацию с мастурбацией. Что дополняется образом слоненка, у которого поднят хобот, напоминающий эрегированный пенис.
Детали
Мария Ревякина: «Сон» привлекает внимание ритмичным повторением геометрических форм: так, оранжевая змея (5) повторяет изгибы тела Евы, а луна (6) – окружность ее груди. В христианской традиции луна ассоциировалась с двойственной натурой Бога.
Что касается змеи, то в одном из апокрифов, где упоминается о первой жене Адама, своенравной и независимой Лилит, сказано: именно Лилит явилась в виде змеи и искусила Еву, приревновав Адама и желая таким образом ему отомстить. Возможно, образ змеи здесь олицетворяет не только независимость от мужчины, но и теневую сторону женской натуры.
Фантазии о первичном рае
«Фантазируя о первосцене родителей, ребенок, точнее, детское «Я» художника, представляет себе первичный рай, – подводит итог Андрей Россохин. – Там нет сексуальности, Ева, его мать, еще не соблазнена змием и принадлежит ему, младенцу, целиком. Так воображение защищает маленького ребенка от признания того факта, что между родителями есть нечто, ему неподвластное. Мы видим здесь присутствие отцовской фигуры – в виде льва, музыканта. Но тайной телесной связи между отцом и матерью нет. Он может спать спокойно».
Об экспертах: Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».
Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».
Спящая цыганка
Описание картины «Спящая цыганка»
Картину «Спящая цыганка» Руссо предлагал приобрести мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков. Тот даже не удостоил послание ответом. Зато это письмо послужило доказательством авторства – многие полагали картину розыгрышем Дерена, якобы написавшего её «под Руссо».
Своими учителями Руссо считал популярных в то время Феликса Клемана и Леона Жерома. По его словам, он «пользовался некоторыми советами» этих живописцев. Не факт, что они сами об этом знали, по крайней мере, о встречах с Жеромом ничего неизвестно, хотя, по слухам, мэтр салонной живописи как-то раскритиковал в пух и прах картины Руссо (и Моне тогда тоже досталось).
Тем не менее, Руссо очень старался работать в реалистическом стиле и подражал своим учителям: Жером достаточно много писал диких животных, любил их изображать и Таможенник. В частности, эта картина вдохновлена «Святым Иеронимом» Жерома. Если святой может спать, облокотившись на льва, что мешает спящей цыганке соседствовать со львом?
Цыганка изображена в стилистике восточных женщин, цветная одежда контрастирует с темным тоном лица. Изображение двухмерно. Конечно, это не реализм. Но неумение Руссо выстраивать перспективу и соотносить размеры обуславливает грандиозность картины, придает ей ощущение некой монументальности и, пожалуй, даже мифологичности. Подобное можно наблюдать в работах грузинского самоучки Нико Пиросмани.
Ни Руссо, ни Пиросмани не умели создавать пространственные конструкции на холсте. Но в некоторых случаях неумение и незнание того, «как это делается», приводят к росту мастерства в другом направлении. В частности, Руссо – блестящий колорист, во многих работах он вполне успешно создает перспективу исключительно посредством виртуозного использования цвета.
О «Спящей цыганке» Руссо сказал, что она утопает в лунном свете. И действительно, прохладный, спокойный свет заполнил холст, создавая ощущение умиротворения и гармонии, несмотря на сюжет, который теоретически о «жажде крови». Таможенник часто сопровождал свои картины длинными подписями. В частности, когда «Цыганка» была выставлена на Салоне независимых, к раме картины художник прикрепил пояснительный текст: «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь наброситься на крепко спящую обессилевшую жертву ».
Но спящую жертву и льва заливает лунный мягкий свет, поэтому мы знаем, что драмы не будет. Собственно, как ее нет и в прообразе, подтолкнувшем Руссо к написанию этой картины – Святой Иероним спокойно спит на льве.
Поскольку мэр Лаваля предложение Руссо проигнорировал, картина оказалась в частной коллекции в Париже. В 1924 году ее приобрел коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер, а позже у него перекупил для Нью-йоркского музея историк искусства Альфред Барр.
История одного шедевра: «Нападение ягуара на лошадь» Руссо
Биографические данные
Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало. Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог. Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.
По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар. Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г. стала Жозефина Нури.
В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.
Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых». Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен. Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.
Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.
Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.
В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.
История одного шедевра: «Нападение ягуара на лошадь» Руссо
В самом сердце джунглей ягуар напал на лошадь. И хотя жертва выказывает попытку сопротивления, очевидно, что ей не спастись. Животные больше напоминают людей. Поединок хищника с травоядным похож на противостояние мужчины и женщины. Грациозные ноги лошади напоминают женские, а грива — локоны. Растения огромны. Для их изображения живописец использовал более 20 оттенков зеленого, чем очень гордился. Кажется, что художник спрятал в таинственной глубине леса волшебных существ. Но что на самом деле там, за этими зарослями, известно было лишь Руссо.
«Нападение ягуара на лошадь» Руссо
Непосредственность, с которой изображена атака ягуара на лошадь, усиливает ощущение тревоги. Очевидно, что лошадь — звено пищевой цепи, и в дикой природе ее убийство — естественная вещь. Но все же мы стараемся не смотреть на подобные сцены. Руссо же изобразил ее по-детски просто, в ярких красках, крупно. И это обескураживает.
Нападение в джунглях, 1891
Руссо был уже зрелым мужчиной, когда начал всерьез заниматься живописью. Он никогда ни у кого не учился, как следствие, пропорции на его картинах искажены, формы упрощены, перспектива и тени отсутствуют.
Когда в 1885 году он арендовал помещение, чтобы открыть мастерскую, его поддерживали советом и делом некоторые из художников. Примерно тогда же он впервые выставил свои работы в Салоне Отверженных. И был осмеян. Но Анри Руссо верил в себя и ждал, что другие поймут его. Он собирал публикации о картинах, надеясь на признание. Но, увы, публика похихикивала и сравнивала его полотна с детскими рисовашками. Друг живописца художник Робер Делоне говорил: «В другую эпоху он расписывал бы стены дворцов по заказу меценатов. В нашу же вынужден быть шутом для обывателей, он — такой серьёзный, такой спокойный. Что за бессмысленная ирония судьбы!»
Заклинательница змей, 1907
Если бы Руссо получил образование художника, вероятно, мы никогда не увидели бы его магические работы. Именно оторванность от правил по причине их банального незнания позволила ему в полную силу показать образы из своих снов и фантазий. Современное искусство не было бы таким, каким мы его знаем, если бы Руссо на рубеже веков не разрушил стену между реальным и фантазийным.
Судьба Руссо была непростой. В адвокатском бюро, где он работал после обучения, молодой человек совершил ошибку — украл из бухгалтерии небольшую сумму денег. Естественно, его уволили и отправили под суд. Пытаясь избежать тюрьмы, Руссо согласился на 7 лет службы в армии. После смерти отца его отпустили со службы как единственного кормильца осиротевшей семьи. Руссо вышел в отставку и стал чиновником в таможенном департаменте. Свободное и даже не свободное от работы время он начал посвящать рисованию.
Через несколько лет уволившись со службы по выслуге лет, Руссо, чтобы хоть как-то поддерживать себя и семью, был вынужден давать уроки игры на скрипке и рисовать картины на заказ, продавая их за гроши. Редкий человек признавал талант Руссо и принимал его прогрессивное видение. Одним из таких ценителей оказался Пабло Пикассо. Однажды он встретил Руссо на улице — тот продавал свою картину как холст, который другой художник мог использовать для работы. Молодой Пикассо, узнав Руссо, пригласил мастера на банкет в его честь. Однако такие примеры единичны. Чаще все же Руссо высмеивали в глаза.
Автопортрет, 1890 год
На его картинах реальные объекты перемешаны с вымышленными. Выглядит это точно так же, как, например, во сне, когда нереальное кажется нам вполне осязаемым. При этом Руссо не покидал Франции даже на сутки. Но за ним закрепился имидж знатока мексиканских просторов. Виноват в этом друг художника поэт Гийом Аполлинер. Он посвятил Руссо одно из своих произведений, в котором описывал поездку Анри в Мексику. Художник как отъявленный мистификатор ничего не подтверждал, но и не опровергал.
Незадолго до смерти — к 1910 году — Анри Руссо постепенно начали признавать. Но живописца уже подводило здоровье. Незаживающие раны на ногах вызвали гангрену, от которой он и скончался в итоге. На похоронах присутствовали лишь 7 близких друзей, с которыми Руссо мог разделить свои фантазии, будучи уверенным, что эти люди не обманут его наивного и доверчивого сердца.
Оригинальный метод живописи
Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.
Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы. Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком. Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.
Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера. Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями. Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.
Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.
Первые работы
Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.
Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.
Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна. Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм. Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).
Творчество Руссо
Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году.
Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения.
Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже.
Прозвище Руссо — Таможенник — обязано своим происхождением его основной профессии.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Анри Руссо «Нападение в джунглях»
Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз». На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.
Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства. На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А. Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.
Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.
К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).
Биография Анри Руссо
Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.
В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел).
Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр.) после того, как поранил себе ногу.
Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения, Константин Брынкуши.
Городские сценки
Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:
Анри Руссо «Спящая цыганка»
Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену). Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает. Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).
Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения. Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой. В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.
За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.
Работы художника
Война
Заклинательница змей
Спящая цыганка
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жанровые работы
Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:
Автопортреты
Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.
Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).
МАПАНИЯ
В историю живописи он вошел, во-первых, как Лё Дуанье, то есть Таможенник, хотя фактически никогда им не был; во-вторых, как художник-примитивист, каковым был только отчасти; наконец, как гениальный фантаст-самоучка, им он, разумеется, был, и это, пожалуй, единственная достоверная истина о нем.
Биография Анри Руссо могла бы стать основой хорошего романа в двух планах: бытовом, даже натуралистическом, и другом, повторяющем первый чередой кривозеркальных отражений, произвольных, непредсказуемых, делающих реальность мнимостью. Его биография, а главное — он сам не менее, а может быть, и более фантастичны, чем его живопись. Роман о Руссо, кажется, не написан, однако на всех основных языках, кроме русского, существует много исследований о нем, и в них, при обилии домыслов, темных мест и белых пятен, общий рисунок его судьбы все-таки различим.
Он родился в 1844 году в городке Левале, был сыном жестянщика, воспитывался в местном лицее, окончив который, стал письмоводителем в какой-то конторе, где его быстро уличили в «злоупотреблении доверием», и тогда — от греха подальше — он поспешил завербоваться в солдаты, а когда его часть отправили воевать в Мексику, почему-то остался во Франции (потом как бы подразумевалось, что он был за океаном), вскоре демобилизовался, женился, перебрался в Париж и поступил на службу в акциз, а не на таможню, давшую ему прозвище, ставшее потом вторым именем.
Многое опуская, тут же скажем, что службу Руссо навсегда бросил в 1893 го-ду. К тому времени он овдовел, из его девяти детей многие тоже умерли, Примерно с 1880 года он писал картины; писал, что называется, окружающую действительность: чиновничьи семьи при параде, оцепеневшие, как перед фотографом; несообразно тучных коров в пригородах; удивительно некрасивых младенцев с цветочками и т. д.; писал добросовестно, явно стараясь воспроизводить натуру, и тем не менее абсолютно неправдоподобно. Кроме того, он сочинял стихи и вальсы, охотно пел, играл на скрипке в любительском оркестре. И многим, наверное, казалось, что это довольно банальный тип: стареющий мелкий чиновник, тихо ненавидящий службу и почему-то считающий себя гением. Более того: элементы этого чудаковатого типа и впрямь были в Руссо. Но было и другое.
Говорят, он был потрясен парижской Всемирной выставкой 1889 года — не столько показом чудес науки и техники, сколько самим фактом огромности мира, уплотнившегося до выставочной экспозиции. Известно, что он читал гремевшие в ту пору романы Пьера Лоти писателя и моряка, повествовавшие, грубо говоря, о любовных победах европейца в экзотических странах. Дух экспансии в пространстве, своего рода романтизм, неотъемлемый от колониальной политики, очень импонировал ему. В этом маленьком человеке таились грандиозные а
Портретные работы
Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.
Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.
Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.
Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П. Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах. На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.
Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.
Муза, вдохновляющая поэта
«Муза, вдохновляющая поэта», – не кто иная как возлюбленная Аполлинера Мари Лорансен, художница и гарвер. Соответственно, поэт – это сам Гийом Аполлинер. Портрет написан после знаменитого приёма у Пикассо, устроенного в честь Таможенника – прозвище Руссо, 15 лет проработавшего на парижской таможне (подробнее о приеме читайте в биографии Руссо). Руссо был большим любителем такого жанра как портрет-пейзаж. Относительно этой картины сохранилась фотография, раскрывающая способ работы художника. На фото запечатлен Руссо у картины, на которой практически полностью прописан фон и оставлено чистое пространство для фигур, которые он вписывал в последнюю очередь.
Базельский портрет – это уже второй вариант. Дело в том, что Мари Лорансен просила изобразить у их ног турецкие гвоздики, символ поэтов. Руссо неоднократно посещал Ботанический сад, делал наброски, а в конце концов всё перепутал и «воткнул» в землю у ног поэта и музы левкои – символ смерти и забвения. Говорят, Мари устроила грандиозный скандал. Кстати, не стоит также забывать, что Мари Лорансен была барышней чрезвычайно стройной, с осиной талией, о чем по портрету догадаться, прямо скажем, непросто. На вопрос, почему он изобразил мадмуазель Лорансен в таком виде, Руссо невозмутимо ответил: «Так ведь большому поэту нужна большая муза!».
Впрочем, другие источники утверждают, что чувство юмора у Мари возобладало над женским возмущением, и она дико хохотала, глядя на свое изображение. Но забирать его домой Аполлинер все же не рискнул. Картина оставалась у Руссо и попала на глаза русскому меценату и коллекционеру Сергею Щукину, который купил ее для своего собрания. Так «Поэт и Муза» на фоне левкоев» попали в Россию. И вот незадача – то ли Аполлинер по-новому взглянул на картину, то ли Мари перестала сердиться, но вскоре поэт пришел к Руссо с намерением забрать портрет. Что делать, пришлось писать новый!
Нельзя не заметить, что во втором варианте исправлены не только цветы. Мари выглядит не такой крупной, и платье безусловно подчеркивает наличие талии – не осиной, конечно, но по сравнению с первым вариантом она, по крайней мере, имеется. Кстати, Фернанда Оливье, подруга Пабло Пикассо, Мари недолюбливала и язвительно констатировала, что с возрастом та становится всё больше похожа на свой портрет работы Руссо.
Да и сам Аполлинер в базельском варианте кажется более «прилизанным», аккуратным. Если в первом варианте, с левкоями, образы Аполлинера и его Музы максимально индивидуализированы, в некоторой степени гротескны, укрупнены – словно мы смотрим на них, поднеся к холсту лупу, то второй вариант – попытка написать салонную картину. Украшения Мари в первом варианте – однозначно из живых цветов. Вся композиция несет некий отпечаток античности. На втором же портрете фигуры и лица изображенных схематичны, шею Мари обвивает просто некое украшение, пейзаж тоже усреднен, схематизирован, кроны деревьев четко образуют арку, под которой представлены объекты. Руссо вообще очень почитал академическую живопись и искренне верил, что он «тоже такой». Авангардизм он считал, по большому счету, баловством, недоумевал, «зачем Робер (Делоне – ред.) сломал Эйфелеву башню» и стремился писать салонную живопись, что не особо удавалось. Зато удавалось значительно большее. В этом смысле сопоставление двух вариантов «Поэта и Музы» очень интересно, поскольку наглядно демонстрирует, как в версии с гвоздиками стало чуть меньше Таможенника, чуть больше салона.
Автор: Алена Эсаулова
Завещание художника
Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига. Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами. После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.
На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.
Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.