вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе

Вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе

Установите соответствие между характеристиками отдельных видов деятельности человека и их названиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое с целью достижения какого-либо результата1) труд
Б) овладение знаниями, навыками, умениями2) игра
В) процесс приобретения и закрепления способов деятельности3) учение
Г) вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе
Д) преобразование ресурсов природы в материальные блага

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе.

Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Ответ: 13321
2 1 7 1 9 8 1

Источник

Вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеFl

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеF

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеFL

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе FLOW classic

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе FLOW official

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе FLOW widescreen

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессеБл

ВИДЕО СВЯЗАННОЕ С ИГРАМИ

И гра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

Первые игры появились задолго до возникновения человека у животных. Обезьяны используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей. Человечество играет с доисторических времён — начиная с ритуальных (например, обряд инициации), с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, фентези, история. Вероятно, наиболее развиты в этом плане MMORPG с режимом мультиплеера вроде World of Warcraft, к которому ежеминутно подключены тысячи пользователей по всему миру и в котором ежесекундно совершаются миллионы различных действий. Существуют и игры, способные привести к гибели человека — игры на выживание, страйкбол и так далее.

Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.

Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.

Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге на перегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе.

Роль игры в жизни человека

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко (Лекции о воспитании детей). Деловая игра представляет собой форму современного вузовского и поствузовского образования. Существуют инновационные, позиционные игры (А.А. Тюков); организационно-обучающие игры (С.Д. Неверкович); обучающие игры (B.C. Лазарев); организационно-мыслительные игры (О.С. Анисимов); организационно-деятельностные игры (Г.П Щедровицкий) и др.

В рамках теории игр, математической теории, позволяющей моделировать различные ситуации, игра приравнивается к конфликтной ситуации, в которой минимум два игрока согласно определённым правилам стремятся получить максимальный выигрыш.

Игры, в том числе компьютерные, могут служить психодиагностическим инструментом; выводы могут быть сделаны из предпочитаемых игровых ситуаций, отношению к темпу и сложности игры. Само наличие игрушек при общении с ребёнком может способствовать терапевтическому (в том числе диагностическому) процессу через создание подходящей атмосферы.

Иногда у людей возникает зависимость от азартных или компьютерных игр, что может привести к десоциализации играющего.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
— развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную (освоение диалектики общения);
— самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения.

В структуру игры как процесса входят:
— роли, взятые на себя играющими;
— игровые действия как средство реализации этих ролей;
— игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
— реальные отношения между играющими;
— сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра как метод обучения

Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.

Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.

Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

В дошкольном возрасте дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания. На неё почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребёнка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное — познавательное, и игровое — занимательное.

Сеанс песочной психотерапии, одного из видов игровой арт-терапии
Под термином «терапевтическая игра» может пониматься как понятие, введённое Эриком Берном, относящийся к последовательному ряду дополнительных скрытых взаимодействий в приёмной врача, движущихся к определенному предсказуемому исходу, или же игровая психотерапия.

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Концепции игры в педагогике и психологии

Большую популярность получила теория Гросса («теория инстинктивности»), исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни.

Теория функционального удовольствия Карла Бюлера рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса в качестве главной мотивации.

Согласно концепции игры, разработанной Гербертом Спенсером («теория компенсаторности») под влиянием идей Фридриха Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии.

Согласно фрейдистской, в частности, адлеровской теории, в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с ней, с жизнью. Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.

Согласно теории Холла («теория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую.

В русскоязычной литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.

Лев Выготский подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития).

Согласно теории Дмитрия Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры

Основные компоненты игры — воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими.

Согласно Шмакову С. А., выделяются: отсутствие материальных результатов (наслаждение вместо утилитарности), содержание (то, что игра отображает) и сюжет игры, воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры), правила игры (соотношение всех её компонентов), игровые действия, внешняя задача игры, средства игры, риск и выигрыш.

Игры могут принимать различные формы, начиная от спортивных соревнований и заканчивая настольными и компьютерными играми.

Основная систематизация игр проходит обычно по их содержательному признаку (познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, военные и т.д.)[20].

Азартная игра — игра, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.

Термин в настоящее время имеет следующее экономическое определение: заключение пари на деньги или какую-либо материальную ценность на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли или материальных ценностей. Азартная игра зависит в большей степени от случайности, чем от искусства играющих, причём размер ставок назначается произвольно и может быть изменяем играющими, а главный интерес направлен не на процесс игры, а на её исход.

Иногда вызывают игровую зависимость — патологическую склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.0.

Источник

Игра (вид деятельности)

Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).

Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «. человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского ). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.

В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

Полезное

Смотреть что такое «Игра (вид деятельности)» в других словарях:

ИГРА — ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Современная энциклопедия

Игра — ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Игра — У этого термина существуют и другие значения, см. Игра (значения). Игра вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Содержание 1 Игра у животных 2 Детские игры … Википедия

игра — ы/, мн. и/гры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, отдыха и т. п. Игра в прятки. Игра в карты. Игра с детьми. Синонимы: развлече/ние, увеселе/ние 2) … Популярный словарь русского языка

ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… … Энциклопедия культурологии

ИГРА — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… … История Философии: Энциклопедия

игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… … Большая психологическая энциклопедия

ИГРА — ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… … Энциклопедический словарь

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (англ. play) один из видов активности человека и животных. И. форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. Игра у животных). Детская И. исторически возникший вид деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

Игра (значения) — Игра вид культурной человеческой деятельности. Кроме того, слова «игра» и «игры» могут означать: Игра в теории игр математическая формализация взаимодействия нескольких участников (игроков). Игра в трансакционном анализе вид… … Википедия

Источник

Вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе

ИГРА – вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Играют не просто с удовольствием, но ради удовольствия, доставляемом игрой. Игра не зависит от полезной непосредственной цели, она противоположна работе, труду, делу, и в этом смысле она «несерьезна». Сами же участники игры могут к ней относиться с полной серьезностью, например, к игре в шахматы. По своей сущности игра не эстетична, она не комична и не трагична, хотя может обладать определенным эстетическими качествами, например изяществом и красотой. Она на знает различения истины и лжи, добра и зла, в ней не заключено религиозной функции и правовых норм, хотя игровое начало присутствует в самых различных формах культуры, в том числе и в искусстве, религии, науке, праве и др.

вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Смотреть картинку вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Картинка про вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе. Фото вид осмысленной деятельности где мотив лежит как в ее результате так и в самом процессе

Можно выделить несколько основных формальных признаков игры. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Игра по принуждению уже не игра, а имитация, воспроизведение игры, вызывающее скуку или активное неудовольствие. Особый случай – игра профессионалов (например, футболистов). Они относятся к своей игре как к работе, иногда как к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств. Не существует физической необходимости играть или моральной обязанности, по крайней мере у взрослого человека, который может обойтись и без игры. Человек играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться.

Свобода от физической и моральной необходимости, от реальных житейских нужд выделяет игру из «обыденной» жизни, как бы изолирует ее в некий условный, относительно самостоятельный микромир. В этом микромире своя направленность, свои интересы, не совпадающие с интересами и нуждами «обыденной» жизни. По отношению к ним игра носит незаинтересованный характер. Она вклинивается в реальный процесс жизни как временное действие, занятие во время отдыха и ради него.

Изолированность игры обусловлена тем, что она «разыгрывается» в собственных рамках времени и пространства. Игра в определенный момент начинается и заканчивается. Игровое пространство заранее обозначается, материально (футбольное поле, шахматная доска и т.п.) или условно, идеально (в большинстве детских «ролевых» игр, в карточной игре и др.).

Внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера. Порядок выражается в том, что у каждой игры свои правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению. Правила могут быть изменены, но они должны быть. Играть надо «честно», по правилам.

Игра занимает важное место в жизни человека, выполняя необходимые и полезные функции. Какую потребность удовлетворяет игра? На этот вопрос даются различные ответы: потребность выхода избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и развлечениях; предварительная тренировка перед серьезными делами в будущей жизни; упражнение в самообладании; врожденная потребность в двигательной активности, в стремлении что-то совершить, что-то уметь; стремление к главенству или соперничеству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной односторонней деятельности или невыполнимых в реальности желаний.

Объединяет все эти ответы, объясняющие происхождения игры, указание на врожденный, инстинктивный, биологический источник игры. Подтверждение этому находят в том, что играют не только люди, но и высшие животные, а игры детей младенческого возраста у всех без исключения разных народов одинаковы, что говорит об их биологической основе. По мере социализации человека биологические функции игры приобретают культурные формы.

Различные ответы на вопрос о функциях игры не противоречат друг другу, фиксируя многофункциональность этой деятельности. Но есть ли среди разных функций главная, интегрирующая все остальные?

Человеческий организм (да и высших животных) устроен так, что он воспринимает гораздо больше влечений, раздражений, чем он может осуществить в своем поведении. Нервная система похожа на станцию, к которой ведут пять путей (органов чувств) и от которой отходит только один. Ч.С.Шеррингтон сравнивает нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Неосуществившаяся часть жизни создает функциональную избыточность мозга – источник напряжения, требующего выхода и разрядки. Главная функция игры состоит в том, чтобы реализовать такую разрядку, снять различного рода жизненные напряжения (физические, психические, духовные). Как она это делает? Каков механизм этой функции?

В рамках своего изолированного, условного микромира игра создает искусственные (моделирующие) напряжения и соответствующую разрядку. Она делает это как будто взаправду, а на самом деле, говоря языком детей, «понарошку». Игровое напряжение предполагает неуверенность в исходе игры, неустойчивость, некий шанс или возможность, а также риск неудачи. Но независимо от исхода сам процесс игры захватывает играющего, а по окончании наступает разрядка. Чтобы усилить игровое напряжение включается механизм состязания, соперничества, соревнования в каких-то качествах (в ловкости, силе, сообразительности и т.п.). Этот механизм состязания как важнейший элемент игрового начала можно наблюдать в самых различных областях культурной деятельности: празднества и турниры, судебные процессы, научные диспуты, военные и спортивные игры и многое другое.

Функциональная «хитрость» игры состоит в том, что снимая по окончании игры игровое напряжение, она одновременно «захватывает» и снимает реальное жизненное напряжение, дает отдых, разрядку, хотя бы на какое-то время. В этом суть игры, ее основное назначение как в жизни отдельных людей (индивидуальные игры), так и целых коллективов (коллективные игры) и общества в целом (общественные игры).

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка, но также занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. Начальной формой детских игр являются игры-манипуляции детей ясельного возраста (до 3 лет). Эти игры, по своему происхождению, природе и по содержанию не носят социальный, национальный, народный характер. Они не передаются из поколения в поколение, а носят врожденный характер и напоминают игры животных. В этих играх реализуется потребность в двигательной активности и ориентировочной деятельности.

В дошкольный период появляются сюжетные игры, начальной формой которых выступают ролевые игры детей. Здесь избыточная активность детского возраста проявляет себя через принятия на себя (с помощью такой формы фантазии, как эмпатия, вживание) активных ролей не только взрослого человека, но и животного, машины и др. Игрушкам при этом отводится пассивная роль.

Подвижные игры детей младшего дошкольного возраста имеют свои правила («салочки», «прятки»), а некоторые и сюжет («гуси-лебеди», «сыщики-разбойники» и др.). С 4–5 лет подвижные игры детей начинают приобретать спортивный характер: дети соревнуются в беге, прыжках, броске и т.п.

Ролевым играм присущ двойственный символический характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого. Ребенок, хотя и относится к своей роли вполне серьезно, в то же время одновременно и верит, что он шофер, и не верит, понимая, что это не «взаправду», а «понарошку».

Ролевые игры связаны не только с отдыхом и тренировкой. Они способны воссоздавать конфликтные отношения взрослых, решение которых в практической сфере или затруднено или невозможно. Игра выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Если в дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка, то в школьном возрасте игра и труд (учеба), разъединяясь, образуют два основных русла, по которым течет деятельность школьника. В переходном возрасте труд выдвигается на первый план, отводя игре подчиненное и второстепенное место. Поведение подростка – это «серьезная игра» (В.Штерн), оно занимает среднее место между игрой ребенка и серьезной деятельностью взрослых. «Серьезная игра» подростков выступает в двух основных областях – в области эротики и области общественных отношений. В области эротики – это сексуальные грезы, эротическая фантазия, флирт, чтение эротической литературы, игра в любовь. В области общественных отношений – это дружба и вражда, окрашенные аффективностью, характерной для детской игры, создание различных союзов, кружков и обществ, часто со своими «уставами», чисто внешними формами общения.

Воображение в переходном возрасте является с генетической точки зрения преемником детской игры. Подрастающий ребенок заменяет игру воображением, он строит воздушные замки, творит то, что называется снами наяву. Неизжитая жизнь подростка находит выражение в творческих образах его фантазии. Они выполняют для него ту же самую функцию, которую художественные произведения выполняют по отношению к взрослому человеку.

«Серьезная игра» подростка, игра его творческого воображения может приобретать у взрослого форму художественного творчества, искусства. Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры – служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис!). Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.

Игра и игровое начало эволюционируют и изменяются не только в жизни отдельного человека, но и в культуре народов и человечества в целом. Архаическая культура (в том числе и религиозный культ) развивается в игре и как игра. Игровые черты явственно дают о себе знать в эллинской культуре. Игровой элемент Римского государства наиболее ярко предстает в лозунге: «Хлеба и зрелищ». Полна игры средневековая жизнь (народные игры, рыцарские игры, куртуазность и др.). Ренессанс пробуждает к новой жизни в литературе и празднике две в высшей степени игровые системы: пастораль и рыцарство. Трудно назвать поэта, который бы полнее воплотил игровой дух, чем Ариосто. Ведущие стили жизни XVIII в. – барокко и рококо пронизаны живым элементом игры. XIX в. более серьезен и оставляет не много места для игровой функции как фактора культурного процесса.

В современную эпоху игровой элемент хотя и можно обнаружить и в экономической жизни («биржевые игры» и т.п.), в дипломатии и политике («политические игры») и других областях, но главное пристанище игра нашла в спорте. Широчайшее распространение получили спортивные игры различного вида, спортивные игровые состязания. Основу их составляют разнообразные технические и тактические приемы достижения победы в процессе противоборства, используя различные снаряды и т.п. Широкий размах культурного и политического звучания получили Олимпийские игры, мировые чемпионаты, турниры и т.п.

Особое место заняла игра в областях, которые связаны с такими техническими завоеваниями 20 и 21 вв., как компьютер и интернет.

Компьютерные игры набирают все большую силу. В качестве наиболее распространенных указывают так называемые «конечные» игры, игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр, логические, «боевые», игры-путешествия по лабиринтам, игры на «выживание» и футуристические игры.

В принципе в компьютерном варианте могут быть воспроизведены все игры, в которые играет человечество. Компьютерная среда по своей сути является игровой и может провоцировать различные формы игры. На них удобно показать многообразные функции игры в жизни человека.

Полученные данные о влиянии компьютерных игр на подростков (которые составляют преимущественный контингент играющих в эти игры) говорят о более адаптивном (приспособительном) поведении игроков по сравнению с их сверстниками, у них повышается способность к различению сложных пространственных структур и наблюдаются более обширные знания в области техники и технологии, лучше развиты сообразительность и воображение. Занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру подростков в собственные способности, помогая становлению их личности.

Возрастает роль компьютерной игры как психотерапевтического инструмента диагностики и реабилитации, как тренировки моторики органов чувств у пожилых людей. В США эти игры широко используются для лечения алкогольной зависимости.

Компьютерные игры используются как тренажеры, способствуя развитию эффективного восприятия пространственных отношений, более экономному распределению внимания; в области мышления помогают развитию гибкости, креативности, критичности; они способствуют быстрому накоплению знаний о технических устройствах вообще, что создает благоприятную почву для развития конструкторских навыков у юных пользователей; увеличивают частоту вступления в социальные контакты, формируя тем самым коммуникативные навыки.

В сфере образования эти игры используются как средства обучения, например, иностранному языку, математике, геометрии, снабжает знаниями, необходимыми для социальных работников.

Компьютерные игры становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества, неотъемлемой частью современной культуры.

В то же время установлено, что неумеренное использование компьютерных игр (как впрочем и других игровых способов проведения досуга) может приводить к психопатологическим симптомам. У подростков наблюдается: неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими (синдром «вершителя судеб»), оскудение эмоциональной сферы, более сильное физиологическое возбуждение и большее количество агрессивных мыслей по сравнению с большинством тех, кто не злоупотребляет компьютерными играми.

Особой областью компьютерных игр в последнее время выступают игры, опосредованные применением интернета (Онлайн-игры), в частности ролевые групповые игры в воображаемом (виртуальном) пространстве, в котором действуют подчиненные игрокам и описанные ими «персонажи», пространство «застраивается» всем сообществом игроков путем обмена специальными словесными описаниями. В рамках подобных игр рождаются еще малоизученные психологические и духовные феномены, а также их культурные функции.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии. М., 1966, № 1
Марков М.Е. Искусство как процесс. М., 1970
Иохан Хейзинга. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. – Психологический журнал. М., 1999, т. 20, № 1
Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в интернете. – Психологический журнал. М., 1999, т. 20, № 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *