в уткнувшись в телефон
«Смомби» на дорогах: как бороться с уткнувшимися в телефоны пешеходами
В XXI веке на улицах появился новый вид пешеходов, уткнувшихся в гаджеты. Их называют «смомби» от слов «смартфон» и «зомби». Увлеченные виртуальным миром, они абсолютно забывают о мире реальном, полном опасностей.
«Зараженные» гаджетами «смомби» не замечают вообще ничего. Некоторых возвращает в реальность только визг тормозов. Ресурсы человеческого мозга не безграничны: мы не можем одновременно контролировать всё в двух реальностях.
Александр Тхостов, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова, д. п. н. : «Возникает обычно иллюзия, что он может все проконтролировать, кажется, что это маленькая вещь, а она может отнять все внимание, все ресурсы внимания».
Именно переключая элементы внимания, во всем мире пытаются бороться с такими «смомби». В Сингапуре есть переходы с дымовой завесой, в Казани и Грозном световую сигнализацию монтируют прямо в асфальт, по всей стране наносят на тротуары предупреждающие надписи. Именно вниз направлен взгляд пешехода со смартфоном. Эксперименты показывают, что простой трафарет действительно возвращает в реальность.
А для водителей появились знаки «Осторожно, люди с гаджетами».
Опять уткнулись в телефон? Прочитайте это
Автор фото, Thinkstock
В наши дни в любом автобусе или вагоне метро полно людей, уставившихся на кусок металла и стекла в руках. Современные коммуникационные технологии отвоевали себе серьезную нишу среди пользователей общественного транспорта.
В 2009 году внештатный автор BBC News Magazine (теперешний заместитель редактора BBC Future) Стивен Даулинг опрашивал пассажиров электрички в Лондоне, не погруженных в чтение газеты или планшетного устройства: он пытался выяснить, чем они заняты. Ответы оказались разнообразными: кто-то практиковал дыхательную йогу, кто-то думал об оказавшейся в больнице сестре. Изменилось ли что-то сейчас, более пяти лет спустя? Остались ли еще люди, не пользующиеся мобильными устройствами в транспорте? И если да, то о чем они думают?
Автор фото, Thinkstock
Далеко не каждый ждет автобуса для того, чтобы уткнуться в свой смартфон
Атмосфера отвлеченности
Автор фото, Thinkstock
Что будет делать этот мужчина, когда его смартфон сядет? Смотреть в окно? Размышлять о жизни?
Есть мнение, подкрепленное множеством доказательств: если живешь настоящим моментом, то жизнь становится лучше. Но многие пассажиры метро уверяют, что смартфоны как раз-таки помогают достичь этой цели.
Время от времени электронные устройства вынуждают нас отложить их в сторону и взглянуть на окружающий мир. Поезд приближается к предпоследней остановке, Ливерпуль-стрит, и 24-летняя Шинед Денниг, посмеиваясь, объясняет, почему она сидит с пустыми руками: «Мой телефон умер! Вот теперь думаю, где бы взять зарядник. Надо ехать домой, взять зарядник, зарядить телефон, а потом возвращаться обратно. Мне нужно встретиться с подругой, и мы уже бы встретились, если бы мне не нужно было бы ехать за зарядником».
Полный вагон уставившихся в телефоны пассажиров ее совершенно не замечает. В каком-то смысле это идеальная обстановка для тех, кто хочет побыть в одиночестве.
Залип в смартфон — сбила машина. Чем опасна гаджетомания?
Мы все больны. Да, и вы тоже. И ваш ребёнок, и младший брат. Мы стали жертвой одной заразы — идём по улице, уткнувшись в смартфоны. Отчасти логично: кто виноват, что внутри экрана интереснее, чем вокруг? Но вот беда — так мы подвергаем опасности себя и других. Что делать с человеком, который намертво прилип к гаджету, — лечить, ограждать, спасать или наказывать? 4PDA рассмотрел опыт разных стран, включая Россию.
Начало эпидемии
В 2015 году в Германии главным молодёжным словом года стал неологизм «смомби» (smombie) — сокращение от «смартфон» и «зомби». Как вы уже догадываетесь, так называют пешеходов, которые бредут по улице, уткнувшись в телефон. Они не замечают ничего вокруг и врезаются в столбы, налетают на стены и друг на друга, всё чаще попадают в аварии, которые иногда заканчиваются смертельным исходом.
И это не какая-то болезнь «изнеженной Европы» — в России происходит плюс-минус то же самое: эпидемия интернациональна. Недавно американский психотерапевт Нэнси Колье провела исследование, посвящённое зависимости от техники. Каждый третий респондент заявил, что лучше откажется от интимной близости, чем от любимого гаджета. Почему так происходит? Специально для 4PDA рассказывает психолог Сергей Малюков:
Зависимость от смартфона складывается из нескольких причин, и каждая будет по-своему верной. Во-первых, это самый удобный вид избегания. Вместо того чтобы думать, пребывать здесь и сейчас, человек отправляется листать новостную ленту. Это как забивать ящик всякой ветошью, чтобы мысли не гремели слишком сильно. Это информационное загрязнение — и оно тратит наши ресурсы, делая это незаметно. У нас не остаётся сил, чтобы полноценно пребывать в реальности. Замкнутый круг. Во-вторых, это удобный суррогат общения. Выполнять социальную функцию с помощью какого-нибудь айфона куда проще, и организм думает, что мы действительно получаем необходимое взаимодействие с социумом.
В общем, пребывание в смартфоне — комфортное болото, в котором легко находиться, но очень тяжело из него выйти. Однако я не считаю мобильники злом. Просто необходимо сделать их использование безопасным для себя.
Получается, гаджетоманы — это всего избегающие страдальцы, утратившие способность жить в реальном мире? Тема достойна отдельной статьи, но предположим, что да. Возникает второй вопрос: что с ними делать? Бережно обращаться, создавая условия, как для инвалидов? Или штрафовать, карать и отбирать аппарат в случае рецидива? В разных странах подходят к этой проблеме по-своему.
Залипание и наказание
В Швеции, например, в мае 2016 года более 650 пешеходов и велосипедистов обратились к врачам из-за травм, спровоцированных мобильными устройствами. Возможно, поэтому на центральных улицах Стокгольма встречается знак «Осторожно, смартфон-зомби». Правда, он пока неофициальный. Это инициатива местных дизайнеров, цель которой — привлечь внимание к проблеме.
Зато в Сеуле, где за последние пять лет количество ДТП, связанных с телефонами, выросло втрое, подобные указатели — вполне себе государственные. Повсюду развешано: «Будьте осторожны во время ходьбы со смартфоном». Увы, но едва ли это работает — люди смотрят в экран, а не шарят глазами по знакам. Поэтому южнокорейский телекоммуникационный регулятор выпустил приложение Cyber Security Zone, которое должно сводить к минимуму последствия зависимости.
Программа просто блокирует гаджет, если пользователь прошёл более пяти шагов с включённым дисплеем. Как отмечает Yonhap News, эта мера в первую очередь для подростков, которые чаще других попадают в происшествия из-за своего увлечения. Утверждается, что между 15 и 17 часами количество инцидентов вырастает практически вдвое — именно в это время школьники возвращаются домой.
Аналогичное приложение внедрили в Германии — Smombie Guard шлёт сигналы, предупреждающие об опасности. Оно также блокирует аппарат, когда его хозяин за рулём, но при этом не препятствует работе навигатора. А ещё на родине Октоберфеста придумали дороги с вмонтированными светодиодами — загораются под ногами пешеходов, повторяя цвет светофора. Аналогичное решение есть и в Голландии.
Специальные условия для смартфонозависимых создали и в Китае. В городе Чунцин на тротуаре есть отдельная полоса — для людей, которые идут, уткнувшись носом в дисплей. Мол, пусть сбивают друг друга, а не порядочных граждан Поднебесной. Аналогичная дорожка появилась в столице США — в качестве социального эксперимента National Geographic. А на лестнице в Университете долины Юты сделали специальную разметку. Лестница поделена на три секции: для бегущих, для идущих и для пишущих сообщения на ходу.
Зато на Гавайских островах предпочли метод кнута. Гонолулу стал первым в мире городом, где ввели штрафы за использование мобильных на проезжей части: наказание за первое нарушение составит от 15 до 35 долларов, за второе — от 36 до 75, за третье — от 75 до 99. Суммы небольшие, но уже одного факта может быть достаточно: чувство стыда и финансовые санкции — сильный вид психологического давления. Власти Гонолулу считают, что новый закон значительно улучшит безопасность на дорогах, ведь смертность пешеходов под колёсами авто в 2016 году возросла на 10%.
Проблему ДТП решают и в Европе, причём непривычно силовыми методами. Здесь государства переходят с риторики «позаботимся о дураках» на язык взысканий и лишений. Например, в Швейцарии предусмотрен штраф в размере 100 франков за использование телефона без громкой связи за рулём. Если же будет доказано, что причиной ДТП стал смартфон, виновнику аварии грозит административное дело, — могут лишить водительских прав. И эту меру собираются ужесточить. В Германии суровее: если у автомобиля заведён двигатель, гаджет в принципе нельзя брать в руки. Иначе — минус 100 евро и начисление штрафного балла. Восемь баллов — и водитель лишается прав. Кстати, санкции распространяются и на велосипедистов: за езду с гаджетом они обеднеют на 55 евро.
А как в России?
В РФ к проблеме «мёртвых ходоков» подходят с опаской: про явление слышали, но что с ним делать — пока не знают. Первыми сориентировались власти самого европейского города страны — Калининграда. Однако тональность они выбрали вполне себе азиатскую: нещадно штрафовать смомби.
ВНИМАНИЕ! Видео содержит материалы, не рекомендованные впечатлительным людям
Местные депутаты предложили карать тех, кто злоупотребляет смартфоном. «Разговор по мобильному на “зебре” уменьшает внимание и координацию», — отметили власти. И предложили отбирать 500 рублей за переход на регулируемом перекрёстке и 800 — на нерегулируемом. Обладателей Bluetooth-гарнитур карать не собирались.
Не забыли калининградцы и про наказания для водителей: решили расширить штраф с действующих полутора до пяти тысяч. И лишать прав на срок от четырёх до шести месяцев. Правда, проект обсуждали в 2015 году, и сейчас о нём ничего не слышно — видимо, заглох.
А жаль — штрафовать пешеходов, наверное, лишнее, но с автомобилистами пора что-то делать. Потому что смартфон стал второй по массовости причиной ДТП в России, уступив лишь езде в пьяном виде: отмечается, что привычка писать сообщения за рулём увеличивает риск попадания в аварию в 5-6 раз. Жуткие цифры, после которых подобные новости совсем не удивляют.
И что же делать?
Игнорировать проблему больше нельзя — мы вступаем в новую эру, и сам собой вопрос «смартфонозомби» не разрешится. Как поступать? Заставить государство разделить использование мобильных устройств на социально опасное и безопасное, утверждает Андрей Михайлюк, директор по исследованию Social Discovery Ventures.
«Человечество уже сталкивалось с необходимостью подстраивать свою жизнь под новые технологии — вспомните XIX век, когда появились первые автомобили. СМИ того времени активно муссировали любую автокатастрофу, хотя количество инцидентов с лошадьми было гораздо больше. Чем всё закончилось, мы уже знаем: машины стали массовым явлением, люди привыкли к ним, появились правила дорожного движения.
Уверен, что пока случаи, когда человек, упёршись в телефон, попадает в неприятную ситуацию, единичны. Однако реагировать на них, конечно, надо. Законодательство вполне может выступать драйвером прогресса. Раньше я спокойно разговаривал по мобильному за рулём. Когда на такие разговоры появились ограничения, производители выпустили гарнитуры hands free и системы громкой связи, а вместо набора СМС теперь можно пользоваться голосовыми помощниками. Таким образом, государство и рынок неплохо дополняют друг друга», — рассказывает Андрей Михайлюк в интервью журналу «Огонёк».
Конечно, всегда есть иной вариант — сделать вид, будто это не наше дело, и не обращать никакого внимания на смомби. Логика простая: ротозеи, побывав однажды на волоске от гибели, просто перестанут быть ротозеями. Однако едва ли это сработает — как правило, жизнь ничему людей не учит. А некоторые могут запросто и лишиться этой самой жизни, на ходу проверяя, кто поставил лайки в Instagram.