цифровое образование это тренд или мода
Семь задач цифровизации российского образования
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
Итоги и перспективы: эксперты рассказали о будущем онлайн-образования
1. Пандемия — катализатор развития трендов
Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.
Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру»:
«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».
Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:
«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.
Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».
Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:
«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».
Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.
Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».
2. Онлайн-обучение становится более качественным
Как отметили эксперты, из-за резко возросшего спроса на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырос и уровень зрелости индустрии.
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«Последние пять-десять лет многие гипотезы в EdTech были поверхностными — теперь компании постепенно начинают опираться на данные и инсайты, полученные в результате дата-аналитики. Условно, онлайн-школа внедряет геймификацию не потому, что это классно и так делают все, а потому что доказано, что игровые механики эффективно работают. Сама EdTech-индустрия становится более зрелой, что отражается и на бизнес-процессах. Стартапы все реже используют «кустарные» методы и больше инвестируют в R&D, дизайн платформ и методики обучения. Этому способствует и растущая конкуренция».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«Качество образования вдруг стало очень прозрачным. Легко подсоединиться к лекции, семинару любого преподавателя или посмотреть запись. Образование в сети стало доступно всем, оценка качества тоже перешла в онлайн».
3. Дистант проник во все сферы обучения
Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Казалось бы, корпоративное онлайн-обучение — далеко не новая практика, но вплоть до пандемии лишь малая часть компаний постоянно прибегала к этому формату. Два месяца в начале карантина показали: при помощи доступных продуктов можно организовать тренинги и курсы любой сложности — от простых вебинаров до полноценных обучающих программ. Удаленно можно провести и обучающий семинар на несколько человек, и лекцию с командной работой в группах онлайн для сотрудников по всему миру.
Теперь нет нужды инвестировать значительные средства в аренду офисов и открывать корпоративные офлайн-университеты, оплачивая, в том числе, транспортные расходы приглашенных экспертов. Можно сэкономить, привлекая высококвалифицированных спикеров из других стран».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«Этот быстрый переход в дистанционный формат — точка бифуркации, которая показала уровень цифровизации каждого отдельного вуза. Большинство образовательных компаний начали анализировать цифровую инфраструктуру: как транслировать занятия, какую ВКС использовать, где хранить тонны контента, как защитить интеллектуальные права на выложенные в открытом доступе лекции и занятия. Каждый вуз с разной степенью решительности пересмотрел технологии обучения, продолжительность занятий, принципы организации расписания и т.д. Раньше мы не решались на эти перемены — отлично, что смогли сейчас.
Вузы начали заключать партнерства с медиа-компаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы. В России, в отличии от США, до прошлого года они были единичными. Сотрудники вузов сами были вынуждены учиться, потому что многообразие цифровых технологий расширяется — а значит, можно применять все новые и новые инструменты».
4. Университеты и бизнес продолжат активно сотрудничать
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Рост количества и доли совместных проектов вузов с другими участниками рынка станет трендом в сфере высшего образования в 2021 году: это будут, например, сетевые бакалавриаты и магистратуры, разработанные университетами совместно с бизнесом и онлайн-школами. Например, РАНХиГС запускает сетевые программы онлайн-бакалавриата вместе со Skillbox, а магистратуру с «Нетологией-групп».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«Корпорации активно идут в высшее образование, и это здорово. Сейчас подключаются медиа компании. С нетерпением ждем, когда ворвутся активно-развлекательные сервисы, игры».
5. Цифровая трансформация высшего образования ускорится
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Набор на программы высшего образования все больше уходит в онлайн. Уже запущена государственная платформа для подачи документов через «Госуслуги». А Университет-2035 предлагает всем вузам проводить открытый отбор на программы на основе цифрового следа на своей платформе.
В будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться. Уже сегодня большие корпорации и стартапы новой волны EdTech идут в ногу с государственной политикой по цифровизации экономики. Сбербанк развивает цифровую платформу для вузов, которая будет объединять жизнь онлайн с жизнью кампусов, а сами они объединяются с платформами и сервисами других участников рынка в сложные экосистемы.
Технологии из бизнеса переходят в высшее образование: agile, распределенные команды, продуктовый и клиентоориентированный подход и др. Меняясь в направлении EduScrum, сетевые кафедры ведут высшее образование и вузы вслед за финансовой, логистической и медиа индустриями в цифровую трансформацию».
6. Смешанное обучение становится стандартом
Эксперты отметили, что разделение на онлайн и оффлайн больше неактуально.
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«В целом 2020 год стимулировал развитие гибридизации, в том числе смешанного обучения (blended learning). Мы уже экспериментируем с этим форматом и в сентябре вместе с РАНХиГС запустили бакалавриат с государственным дипломом по машинному обучению и работе с данными. Также стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«Смешанное обучение никуда не исчезнет — мы просто обязаны оставить выбор студенту, ходить очно на занятия или заниматься дома. Многообразие форм и методов доставки контента — перевернутые классы, чаты, игры, записи, стримы, — будет увеличиваться, развиваться. Также сохранится тренд к открытости данных — вузы должны стать более «прозрачными» и давать студентам доступ к контенту».
7. Персонализация как один из ключевых факторов развития индустрии
Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя, отметили эксперты.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Если говорить о технологиях и подходах, меняющих сферу, в первую очередь стоит упомянуть предикативную аналитику и искусственный интеллект в целом. С их помощью можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение. К платформам с такими возможностями уже сегодня прибегают многие крупные компании, например, Ernst&Young, Международная гимназия Сколково, Bosch, Manpower Group и т.д. Скорее всего, тренд будет только укрепляться».
Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:
«В новом году многие будут выбирать именно гибкий формат обучения, который можно легко менять, исходя из профессиональных целей, личных интересов и возможностей. Здесь речь идет как о разработке персонализированных программ вместе с преподавателем, так и при помощи технологий, например, искусственного интеллекта. Предполагаю, что это изменит подход к разработке образовательных продуктов. А одним из самых актуальных для отрасли станет вопрос безопасности персональных данных».
8. Интерактив — один из основополагающих подходов в онлайн-обучении
Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:
«Ученик должен не просто подключаться к уроку через Zoom и работать с документами и презентациями, но и применять свои знания на практике. Например, тренироваться на реальных кейсах и получать опыт от крупных игроков из самых разных сфер. Также продолжится активное включение в процесс элементов геймификации для удержания интереса к предмету. Все эти тренды диктует не только текущая ситуация в мире, но и изменение поведения потребителей рынка».
Интерактив подразумевает под собой не только сами задания, но и личное общение с преподавателем.
Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:
«Студенты не хотят смотреть видео в записи: им нужно живое общение с педагогом и одноклассниками. Не все игроки смогли предоставить такой формат из-за функционала платформы или отсутствия понимания соответствующей методологии».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«В 2020 году вопросы повышения мотивации, поиска новых форм коммуникации стали еще актуальнее, потому что обучение онлайн всегда конкурирует, например, с игрой, открытой на том же ноутбуке в соседнем окне. ИТМО, например, сейчас запускает антипрокрастинационный марафон, чтобы «подхватить» тех студентов, которые вместо учебы «зависают» в социальных сетях».
9. Онлайн-обучение продолжит активно развиваться в 2021 году
Переосмысление опыта пандемии даст толчок отрасли.
Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:
«Скорее всего, все ранее сформированные тренды продолжат развиваться в 2021 году. Это, прежде всего, интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования, обучение по запросу, персонализация и геймификация, в том числе в школах, blended education, усиление ИТ-компонента и soft skills в школьных, вузовских программах, дополнительном и корпоративном образовании, а также переквалификация преподавателей в соответствии с этими трендами».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«Самое важное, что мы должны вынести из 2020 года и взять с собой в 2021-й, — это уже сложившиеся новые формы работы и преподавания, улучшение форматов коммуникации и wellbeing, т.е. ментальное, физическое, психическое, эмоциональное здоровье и равновесие. Раньше мы не уделяли достаточно внимания этому аспекту».
10. Появится много новых EdTech-проектов
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«Развитие рынка онлайн-образования в России, вероятно, приведет к «буму» стартапов — появится больше сервисов, решающих точечные задачи и предоставляющих кастомизированные услуги. Но вопрос качества в EdTech пока не решен. В 2021-м на рынок выйдет множество компаний, желающих заработать на новом тренде, но далеко не все смогут сохранить свои позиции в долгосрочной перспективе. Объем венчурных инвестиций также вырастет: в 2020 году EdTech стал одним из немногих секторов, в котором количество венчурных сделок выросло в сравнении с прошлым годом».
Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:
«В ближайшем будущем EdTech-рынок ждет много новых игроков. Эта сфера привлекательна как для стартапов — из-за низких вложений для входа, так и для крупных компаний — из-за возможности занять новый рынок, инвестировать в молодые проекты, поделиться опытом и повысить известность бренда. Как минимум, в новые онлайн-проекты трансформируются образовательные оффлайн-компании, страдающие из-за ограничений пандемии».
Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:
«Вероятно, усилится роль корпоративных университетов, которые должны готовить сотрудников к новым реалиям. Скорее всего, мы увидим масштабные партнерства таких университетов с другими участниками индустрии — в первую очередь, с бизнес-школами. Кроме того, уже сейчас появляется все больше онлайн университетов — которые теперь запускают полноценные программы магистратуры и MBA. Также мы увидим рост числа международных партнерств, которые станут возможны благодаря онлайн-формату».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация или новые возможности?
Онлайн-образование или домашнее обучение?
Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.
То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.
На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.
Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:
Как частные и обычные школы справлялись с дистанционкой?
В сентябре на дистанционное обучение перешли 95 российских школ. Но во время первой волны на удаленный формат работы были переведены до 90% школ. Такой формат оказался большим стрессом для всех — включая родителей, которые вынуждены были и работать, и активно участвовать в процессе обучения. Неудивительно, что повторные ограничения жители Москвы и регионов встретили крайне негативно.
Алексей Парабучев озвучил главные проблемы, связанные с дистанционным обучением на дому:
Все эти проблемы приходится решать прямо сейчас, и многие совсем не готовы к такому стрессу. Поэтому инновации действительно получились шоковыми.
Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда», поделилась опытом частных калининградских школ, которые работали в формате дистанционного обучения. Они сделали ставку не на жесткое выполнение учебных планов, а на коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Главной целью было сформировать внутри школы сообщество, основанное на взаимной поддержке и комфорте каждого из участников. Вот конкретные шаги, которые помогли пережить дистанционное обучение в пандемию:
По мнению Дианы Королевой, директора Центра инноваций в образовании ВШЭ,
60% образовательных стартапов смогли адаптироваться к текущей ситуации. При этом они хорошо знали о мерах поддержки на федеральном и муниципальном уровне, но совсем не пользовались международными грантами и помощью фондов. Сложнее всех пришлось тем проектам, которые не зависят от вузов и школ: им практически не на что было рассчитывать. Другими словами, государству и фондам стоит присмотреться к EdTech-стартапам как к ценному ресурсу.
Зарубежный опыт: кейсы Италии и Сингапура
По словам Паоло Ландри из Национального исследовательского совета Италии, их школам тоже пришлось пройти через ускоренную трансформацию в период пандемии. Но есть положительные итоги.
К примеру, многократный рост и развитие онлайн-платформ — таких, как Duolingo или Google Classroom. Правительство и крупные корпорации стимулировали сотрудников активно пользоваться видеоконференциями — Zoom, Google Meets. В итоге онлайн-сервисы набрали очень много полезных данных, которые помогут им стать эффективнее.
К сожалению, пока в онлайн можно перевести только частные школы, и далеко не все процессы можно автоматизировать. Возможно, нужен какой-то смешанный вариант и более гибкие подходы к сочетанию разных форматов в обучении.
Профессор Наньянского технологического университета Лоои Чи-Кит поделился опытом Сингапура. Здесь были готовы и к дистанционному, и к онлайн-обучению. В первом случае полезным было то, что школы в некоторых провинциях не работают до 50 дней в году из-за сильных морозов. Во втором помог запуск единой образовательной онлайн-платформы.
Министерство образования Сингапура постаралось сделать так, чтобы все ученики могли комфортно заниматься дома во время самоизоляции. Им организовали бесконтактную доставку учебников, а до конца года обещали обеспечить всех нуждающихся ноутбуками.
Стоит отметить, что система образования в Сингапуре — самая молодая и одна из самых продвинутых. В начальной школе (с 6 до 12 лет) дети проходят общие дисциплины, а затем (с 12 до 17 лет) получают специальную подготовку на разных уровнях. Его определяют исходя из рейтинга студента, который складывается из оценок за все годы обучения.
Среднее образование здесь бесплатное, а студенты вузов могут пройти практику в Кембридже и получить деньги на обучение от крупных инвесторов или в виде грантов.
Как устроен рынок EdTech
Какие инновации нужны EdTech сегодня?
По словам Исака Фрумина, научного руководителя ВШЭ, инновации в обучении из-за пандемии стали настоящим шоком. До сих пор неясно, какие результаты это принесет для всей системы в целом. Появился целый ресурс — PostPandemic University — посвященный тому, как будут развиваться вузы после пандемии.
Паоло Ландри и Диана Королева считают, что инновации в онлайн-образовании нужно внедрять во взаимодействии с учителями, выясняя их проблемы и потребности. Вполне вероятно, что педагогам важнее автоматизировать рутину: составление тестов и контрольных, проверку заданий, выставление оценок, заполнение журналов и отчетов. Тогда как футуристичные форматы — вроде VR или робототехники — им не так уж необходимы. Особенно если речь идет о регионах с ограниченными техническими возможностями.
Нужно универсальное решение, чтобы общаться внутри образовательной системы — по аналогии с транспортом, чтобы добраться из одной точки в другую.
Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. Лоои Чи-Кит, к примеру, предполагает, что весь образовательный процесс можно разбить на модульные курсы для развития конкретных навыков. По окончании курсов учащиеся будут получать сертификат.
Алексей Парабучев отмечает, что впервые за 300 лет, со времен классно-урочной системы Каменского, появилась возможность полностью изменить образовательный процесс. И теперь самое время взглянуть на образование как на трансляцию культурного опыта от одного человека к другому. Отношения учеников и учителей могут в корне измениться: если последние транслируют некие общие знания и опыт, то первые могут научить их техническим тонкостям и навыкам онлайн-общения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.