пенсионный фонд мошенники по телефону
Пенсионный фонд предупреждает: осторожно, мошенники!
На горячую линию Отделения ПФР по городу Москве и Московской области поступают сообщения от граждан об обращениях к ним неизвестных, пытающихся различными способами узнать номера банковских карт, данные СНИЛС – якобы для доставки выплат, компенсаций, доплат к пенсиям. Для придания правдоподобности неизвестные используют все возможные способы: обращаются к гражданам по имени – отчеству, называют первые цифры номеров банковских карт, указывают гражданам их реальный адрес, назначают встречу в здании Пенсионного фонда и т.д., усыпляя бдительность.
Наиболее распространенными схемами мошеннических действий на сегодняшний день являются:
Вариантов мошенничества много. Задача каждого человека – сохранять бдительность и не предоставлять неизвестным свои персональные данные – паспортные, СНИЛС, особенно номера банковских карт. Настоятельно рекомендуем незамедлительно сообщать о подозрительных фактах обращения вероятных преступников в правоохранительные органы.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области напоминает, что работники Пенсионного фонда России не посещают граждан на дому, не оказывают государственные услуги на дому, не проводят опросы на улице, по телефону не запрашивают персональные данные, реквизиты банковских карт, не сообщают о неожиданных денежных поступлениях, не являются отправителями сообщений в мессенджерах, социальных сетях и других ресурсах.
Развод пенсионеров по телефону якобы из Пенсионного фонда
Схем, при помощи которых мошенники обманывают пенсионеров, с каждым днем становится все больше. Одна из них – развод на деньги при помощи телефонного звонка якобы из Пенсионного фонда России (ПФР). Лжесотрудники используют разные уловки: не начисленные вовремя доплаты, излишне уплаченные деньги, накопительная пенсия.
Как обманывают пенсионеров лжесотрудники пенсионного фонда
Согласно оперативным данным, в последнее время возросло количество телефонных звонков от мошенников, представляющихся сотрудниками ПФР. Номер, как правило, принадлежит мобильному оператору или вызов поступает из другого региона. Мошенники звонят на домашний телефон пенсионерам и обращаются по имени и отчеству. Это сразу располагает пожилых людей к разговору.
Важно понимать, что информацию о владельце стационарного и даже мобильного телефона получить сейчас не составляет труда. Базы есть в открытом доступе в интернете или их можно приобрести на съемных носителях.
Основная цель обмана пенсионеров телефонными мошенниками – получить доступ к личному кабинету, уговорить перевести деньги на другую банковскую карту или установить предлагаемый номер мобильного телефоны в качестве доверительного, что позволит аферистам войти в мобильный банк пенсионера.
Ошибочно начисленные выплаты
Развод пенсионеров по телефону якобы из Пенсионного фонда часто касается вопросов начисления доплат. Злоумышленники звонят пенсионеру и строгим голосом сообщают, что ему по ошибке была увеличена пенсия и образовалась переплата. Ошарашенный старик начинает нервничать. На вопрос, как это могло произойти, получает один ответ: деньги нужно вернуть, иначе гражданину грозит штраф за растрату бюджетных денег.
Пожилой человек в состоянии шока соглашается возвратить переплаченные средства. Для этого злоумышленники предлагают назвать реквизиты банковской карты, куда зачисляется пенсия, якобы для сверки.
Звонок мошенников о доплатах к пенсии
Телефонные разводы на деньги могут иметь и другой вариант – пожилому человеку полагается прибавка. Аферисты звонят и говорят, что гражданин должен получить не начисленную вовремя выплату (например, новая губернаторская надбавка). Апеллируют тем, что по домашнему адресу направлялись извещения, но получатель так и не явился в ПФР.
Чаще такие звонки происходят в конце месяца.
Лжесотрудники ПФР предлагают гражданину проверить баланс в банкомате на наличие доплаты. Человек видит, что денежных поступлений не было, тогда ему рекомендуют:
Развод по телефону на деньги накопительной части пенсии
Новый способ обмана пенсионеров по телефону – перевод денег в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Пожилому человеку поступает звонок от определенного НПФ. К пенсионеру обращаются по имени-отчеству и сообщают, что хотят проинформировать о состоянии лицевого счета.
Обманываемый начинает говорить, что он ничего не заключал, на что в трубке отвечают, что это сделал его прежний работодатель. После говорят, что сейчас ему перезвонят с другого номера и попросят ответить утвердительно на три вопроса:
Суть телефонного развода состоит в том, чтобы обманутый пенсионер дал свое согласие на переход в другой фонд. За это агент, звонящий по телефону, получает определенную комиссию от НПФ (несколько тысяч рублей – все зависит от суммы накоплений пенсионера). Сам же пожилой человек никакой выгоды не имеет. А если переход оформляется чаще одного раза в пять лет, теряются все сбережения – таково законодательство.
Как уберечься от мошенников пожилым людям
По статистике, мошенники обманывают пенсионеров чаще других, поскольку пожилые люди более доверчивы по сравнению с другими категориями населения. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно придерживаться некоторых правил. Запомните:
Какую конфиденциальную информацию нельзя разглашать
При звонке с неизвестного номера телефона всегда просите человека назвать свои фамилию, имя и отчество, а также должность и отделение Пенсионного фонда, в котором он работает. С целью защиты личных данных от телефонных мошенников, ни при каких обстоятельствах не называйте:
Видео
Пенсионный фонд предупредил россиян о самых частых мошенничествах
Охотники за накоплениями
Финансовые мошенники и аферисты постоянно совершенствуют свои методы, чтобы украсть деньги со счетов россиян. Они представляются сотрудниками госорганизаций и сулят растерянным пенсионерам золотые горы. Специалисты ПФР рассказали о самых распространенных схемах злоумышленников и объяснили, почему никогда не следует разговаривать с незнакомцами из «пенсионного фонда» и как избежать ловушек мошенников».
Фото: Алексей Меринов
Общий объем пострадавших от действий мошенников пенсионеров оценил Григорий Пахомов, консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал Регионов». «По данным статистики, только онлайн и по телефону мошенники похитили у россиян почти 150 миллиардов рублей. По оценкам ветеранских организаций, 10-15%, от этой суммы приходится на пожилых людей».
Первая и самая популярная схема мошенничества — это «специалист на дому». Аферисты представляются сотрудниками ПФР и приходят к пенсионерам прямо домой. Такой лжесотрудник сообщает пенсионеру, что ему полагается прибавка к пенсии, «выгодные условия» ее получения, а то и просто перерасчет. Для осуществления положенных выплат мошенники просят предоставить данные банковской карты, секретный код из СМС и паспортные данные, а также могут просить заполнить подложную анкету, где запросят важнейшие личные данные, имея которые можно совершить целый ряд финансовых преступлений.
Второй популярный вид мошенничества — «юридическая консультация». Здесь в ход идут так называемые «неофициальные сайты Пенсионного фонда России», где предоставляется неверная информация о пенсионных и социальных выплатах и оказываются сомнительные услуги. Как только гражданин попадает на этот сайт, ему на помощь через чат-бота спешит «пенсионный юрист». Россиянина просят оставить свой номер телефона, по которому звонят и предлагают обратиться в «правовой центр поддержки», чтобы получить помощь с оформлением причитающихся выплат. Услуга это не бесплатная, доверчивые граждане перечисляют аферистам деньги и только потом узнают, что обещанных выплат не существует.
Третий вид мошенничества происходит через электронные письма. Аферисты от имени ПФР рассылают сообщения со ссылкой на фейковые сайты, где можно якобы узнать о причитающихся выплатах, но сначала нужно сообщить о себе важную финансовую информацию.
Наконец, четвертый вид обмана связан с предложением лекарств. К примеру, в сентябре в клиентскую службу города Тихвина Ленинградской области поступило обращение с жалобой на то, что мошенники обещают пожилым людям несуществующие компенсации за медикаменты и навязывают покупку дорогих препаратов, представляясь сотрудниками ПФР. Когда один пожилой житель отказал в покупке, лжепредставители напомнили, что сентябре пенсионерам были перечислены 10 тысяч рублей и деньги у россиянина должны быть. По сигналу гражданина и сотрудницы клиентской службы полиция задержала преступников.
Главный совет, который дают эксперты: финансовые операции никогда нельзя производить на дому вместе с какими-то незнакомыми людьми. Нельзя принимать помощь и советы от незнакомцев ни под видом подарков, ни под видом юридической консультации. Если к вам кто-то обращается или предлагает какие-либо финансовые услуги от имени ПФР, то прервите разговор, позвоните сами в Пенсионный фонд и получите информацию в самой организации.
Мошенники не дремлют
На горячую линию Отделения ПФР по городу Москве и Московской области продолжает поступать информация от граждан об обращениях к ним неизвестных, пытающихся различными способами узнать данные банковских карт в ходе телефонного разговора.
Отделение ПФР по городу Москве и Московской области напоминает, что сотрудники ПФР не запрашивают по телефону номера банковских карт и персональные данные граждан, не проводят опросы на улице и обходы по домам, не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях, не являются отправителями сообщений в мессенджерах и других ресурсах.
Кроме того, информацию, переданную в телефонном разговоре, всегда можно проверить: открыть официальный сайт ПФР pfr.gov.ru или официальные страницы группы «Пенсионный фонд РФ по Москве и Московской области» в социальных сетях (Facebook, VK, Twitter, Instagram), позвонить на горячие линии Пенсионного фонда, обратиться в клиентскую службу ПФР или МФЦ. Обо всех новых выплатах или важных мероприятиях по линии ПФР вам сообщат официальные представители.
Обращаем внимание, что достоверная информация, актуальные контакты и адреса, номера горячих линий, другая полезная информация размещены на официальном сайте Пенсионного фонда России на странице Отделения ПФР по Москве и Московской области.
Призываем граждан быть бдительными и предельно внимательными при запросе от сторонних лиц персональных и паспортных данных, номеров СНИЛС, номеров банковских карт.
Мошенники начали звонить от имени ПФР и запугивать снижением пенсии
Злоумышленники стали звонить россиянам от имени ПФР с предупреждением о сокращении пенсии в том случае, если человек не погасит некую «задолженность» по специальному счету, пишут «Известия». Так, жительнице Москвы позвонили мошенники и предупредили о снижении пенсии. Чтобы этого не допустить, москвичке посоветовали связаться с ФССП и даже поделились с ней номером телефона «службы», а там сообщили о необходимости погасить некую задолженность. Она перевела 75 тыс. рублей на подставной расчетный счет, на самом деле принадлежащий мошенникам, сообщил источник в силовых структурах.
Как заявили в ЦБ, это одна из многих схем, применяемых телефонными мошенниками, сейчас они чаще маскируются под представителей государственных органов. По данным регулятора, треть жертв социальной инженерии составляют люди старше 60 лет. Способ обмана известен участникам рынка.
В Kaspersky Who Calls подтвердили, что фиксировали жалобы на звонки от вероятных мошенников, которые пытались реализовать схемы, так или иначе связанные с темой пенсий. Люди старшего возраста рискуют потерять значительные сбережения и в следующий раз могут не поверить уже настоящим представителям официальных служб. Также нельзя не учитывать психологический ущерб и возможные проблемы со здоровьем вследствие такого обмана, отметили в компании.
По данным ПФР, абсолютное большинство перерасчетов пенсий делается в сторону увеличения. Однако их размер может быть сокращен — при переезде может измениться региональный коэффициент, который учитывается при формировании пенсионных выплат, сообщил доктор юридических наук, экс-глава ПФР по Республике Татарстан Марсель Имамов. Также если ранее человек имел доплату к пенсии за нахождение на его обеспечении иждивенца, то при сепарации такого лица доплата пропадет. То же касается и инвалидов, которые имели доплату вследствие состояния здоровья, а затем, пройдя полный курс лечения, избавились от инвалидности. Выплата меньшего размера может быть зачислена, если пенсионер имеет, например, неоплаченный штраф, добавил Имамов.
Пенсия по старости включена в состав доходов, на которые обращается взыскание по исполнительным документам, по большей части размер взыскания не может превышать 50% от доходов, подтвердил руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов. При этом обычно пенсионеру заранее направляется уведомление о грядущем списании.