Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

Алексей Толстой — Сон

Никита увидел сон, — он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Легко, неслышно отворяется дверь в зал. На паркете лежат голубоватые отражения окон. За черными окнами висит луна — большим светлым шаром. Никита влез на ломберный столик в простенке между окнами и видит:

Вот напротив, у белой, как мел, стены, качается круглый маятник в высоком футляре часов, качается, отсвечивает лунным светом. Над часами, на стене, в раме висит строгий старичок с трубкой, сбоку от него — старушка, в чепце и шали, и смотрит, поджав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытянули руки, присели, на четырех ногах каждое, широкие полосатые кресла. В углу расселся раскорякой низкий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпучились на луну, не шевелятся.

Из-под дивана, из-под бахромы, вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресла, пошел по креслам вдоль стены, пригибается, пролезает под ручками. Дошел до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами, спиной к окошкам. Маятник качается, старичок и старушка строго смотрят на кота. Тогда кот поднялся, одной лапой оперся о футляр и другой лапой старается остановить маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

Ох, закричать бы! Но Никита пальцем не может пошевельнуть, — не шевелится, — и страшно, страшно, — вот-вот будет беда…

Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу. Все в зале затихло, присело на ножках. А кот вытянулся, нагнул голову, прижал уши и достает лапой маятник. И Никита знает, — если тронет он лапой — маятник остановится, и в ту же секунду все треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет, не станет ни зала, ни лунного света.

От страха у Никиты звенят в голове острые стекляшечки, сыплется песок мурашками по всему телу… Собрав всю силу, с отчаянным криком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Оглядывается. В комнате — два морозные окна, сквозь стекла видна странная, больше обыкновенной, луна. На полу стоит горшок, валяются сапоги.

«Господи, слава тебе, господи!» — Никита наспех перекрестился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теплая, мягкая, битком набитая снами.

Но не успел он зажмурить глаза, видит — опять стоит на столе в той же зале. В лунном свете качается маятник, строго смотрят старичок со старушкой. И опять из-под дивана вылезает голова кота. Но Никита уже протянул руки, оттолкнулся от стола и прыгнул и, быстро-быстро перебирая ногами, не то полетел, не то поплыл над полом. Необыкновенно приятно лететь по комнате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмахнул руками и медленно поднялся к потолку и летел теперь неровным полетом вдоль стены. Близко, у самого носа, был виден лепной карниз, на нем лежала пыль, серенькая и славная, и пахло уютно. Потом он увидел знакомую трещину в стене, похожую на Волгу на карте, потом — старинный и очень странный гвоздь с обрывочком веревочки, обсаженный мертвыми мухами.

Никита толкнулся ногой в стену и медленно полетел через комнату к часам. На верху футляра стояла бронзовая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то — не рассмотреть. И вдруг Никите точно сказали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита подлетел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сейчас же из-за стены, из картины живо высунулась злая старушка и худыми руками схватила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из другой картины высунулся старичок, замахал длинной трубкой и так ловко ударил Никиту по спине, что тот полетел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь морозные узоры сияло, искрилось солнце. Около кровати стоял Аркадий Иванович, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вставай, вставай, девять часов.

Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

— Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

— Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вскочил из постели и заплясал на теплом полу:

— Рождественские каникулы! — Он совсем забыл, что с сегодняшнего дня начинаются счастливые и долгие две недели. Приплясывая перед Аркадием Ивановичем, Никита забыл и другое: именно — свой сон, вазочку на часах и голос, шепнувший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Источник

Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

Никита увидел сон, — он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Легко, неслышно отворяется дверь в зал. На паркете лежат голубоватые отражения окон. За черными окнами висит луна — большим светлым шаром. Никита влез на ломберный столик в простенке между окнами и видит:

Вот напротив, у белой, как мел, стены, качается круглый маятник в высоком футляре часов, качается, отсвечивает лунным светом. Над часами, на стене, в раме висит строгий старичок, с трубкой, сбоку от него — старушка, в чепце и шали, и смотрит, поджав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытянули руки, присели, на четырех ногах каждое, широкие полосатые кресла. В углу расселся раскорякой низкий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпучились на луну, не шевелятся.

Из-под дивана, из-под бахромы, вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресла, пошел по креслам вдоль стены, пригибается, пролезает под ручками. Дошел до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами, спиной к окошкам. Маятник качается, старичок и старушка строго смотрят на кота. Тогда кот поднялся, одной лапой оперся о футляр и другой лапой старается остановить маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

Ох, закричать бы! Но Никита пальцем не может пошевельнуть, — не шевелится, — и страшно, страшно, — вот-вот будет беда. Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу. Все в зале затихло, присело на ножках. А кот вытянулся, нагнул голову, прижал уши и достает лапой маятник. И Никита знает, — если тронет он лапой — маятник остановится, и в ту же секунду все треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет, не станет ни зала, ни лунного света.

От страха у Никиты звенят в голове острые стекляшечки, сыплется песок мурашками по всему телу… Собрав всю силу, с отчаянным криком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Оглядывается. В комнате — два морозные окна, сквозь стекла видна странная, больше обыкновенной, луна. На полу стоит горшок, валяются сапоги.

«Господи, слава тебе, господи!» — Никита наспех перекрестился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теплая, мягкая, битком набита снами.

Ноне успел он зажмурить глаза, видит-опять стоит на столе в том же зале. В лунном свете качается маятник, строго смотрят старичок со старушкой. И опять из-под дивана вылезает голова кота. Но Никита уже протянул руки, оттолкнулся от стола и прыгнул и, быстро-быстро перебирая ногами, не то полетел, не то поплыл над полом. Необыкновенно приятно лететь по комнате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмахнул руками и медленно поднялся к потолку и летел теперь неровным полетом вдоль стены. Близко у самого носа был виден лепной карниз, на нем лежала пыль, серенькая и славная, и пахло уютно. Потом он увидел знакомую трещину в стене, похожую на Волгу на карте, потом — старинный и очень странный гвоздь с обрывочком веревочки, обсаженный мертвыми мухами.

Никита толкнулся ногой в стену и медленно полетел через комнату к часам. На верху футляра стояла бронзовая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то — не рассмотреть. И вдруг Никите точно сказали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита подлетел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сейчас же из-за стены, из картины живо высунулась злая старушка и худыми руками схватила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из другой картины высунулся старичок, замахал длинной трубкой и так ловко ударил Никиту по спине, что тот полетел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь морозные узоры сияло, искрилось солнце. Около кровати стоял Аркадий Иванович, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вставай, вставай, девять часов.

Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

— Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

— Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вскочил из постели и заплясал на теплом полу:

— Рождественские каникулы! — Он совсем забыл, что с сегодняшнего дня начинаются счастливые и долгие две недели. Приплясывая перед Аркадием Ивановичем, Никита забыл и другое: именно — свой сон, вазочку на часах и голос, шепнувший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Толстой Алексей Николаевич

Книга «Детство Никиты»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

— Ветер поднялся к ночи, будет буран.

Никита увидел сон,- он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Вот напротив, у белой, как мел, стены, качается круглый маятник в высоком футляре часов, качается, отсвечивает лунным светом. Над часами, на стене, в раме висит строгий старичок, с трубкой, сбоку от него- старушка, в чепце и шали, и смотрит, поджав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытянули руки, присели, на четырех ногах каждое, широкие полосатые кресла. В углу расселся раскорякой низкий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпучились на луну, не шевелятся.

Из-под дивана, из-под бахромы, вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресла, пошел по креслам вдоль стены, пригибается, пролезает под ручками. Дошел до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами, спиной к окошкам. Маятник качается, старичок и старушка строго смотрят на кота. Тогда кот поднялся, одной лапой оперся о футляр и другой лапой старается остановить маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

Никита подлетел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сейчас же из-за стены, из картины живо высунулась злая старушка и худыми руками схватила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из другой картины высунулся старичок, замахал длинной трубкой и так ловко ударил Никиту по спине, что тот полетел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь морозные узоры сияло, искрилось солнце. Около кровати стоял Аркадий Иванович, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вставай, вставай, девять часов.

Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

— Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

— Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вскочил из постели и заплясал на теплом полу:

На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней,- делай, что хочешь. Стало даже скучно немного.

За утренним чаем он устроил из чая, молока, хлеба и варенья тюрю и так наелся, что пришлось некоторое время посидеть молча. Глядя на свое отражение в самоваре, он долго удивлялся, какое у него длинное, во весь самовар, уродское лицо. Потом он стал думать, что если взять чайную ложку и сломать, то из одной части выйдет лодочка, а из другой можно сделать ковырялку,- что-нибудь ковырять.

Матушка, наконец, сказала: «Пошел бы ты гулять, Никита, в самом деле».

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль штукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого коридора, на южной стороне дома, были расположены зимние комнаты, натопленные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат, с залом посредине. Здесь огромные изразцовые печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок,- гниловатый сладкий запах их наполнял всю летнюю половину.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь и на цыпочках пошел по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта. Никита постучал пальцем в стекло, ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Никита дошел до крайней угловой комнаты. Здесь вдоль стен стояли покрытые пылью шкафы, сквозь их стекла поблескивали переплеты старинных книг. Над изразцовым очагом висел портрет дамы удивительной красоты. Она была в черной бархатной амазонке и рукою в перчатке с раструбом держала хлыст. Казалось, она шла и обернулась и глядит на Никиту с лукавой улыбкой пристальными длинными глазами.

Источник

Алексей Толстой
Детство Никиты

© Толстой А. Н., наследники, 1922

© Андроников И. Л., наследники,

© Рытман А. А., иллюстрации, 2018

© Оформление серии. АО «Издательство «Детская литература», 2018

Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть картинку Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Картинка про Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть картинку Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Картинка про Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть картинку Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Картинка про Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Смотреть картинку Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Картинка про Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз. Фото Никита увидел сон он снился ему уже несколько раз

«Повесть о самых необыкновенных вещах»

Сколько превосходных книг написано о детстве замечательных революционеров, ученых, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов! Сколько читали мы о подвигах юных героев, совершенных в мирной жизни и на войне! Но есть среди книг о детстве особые. Они рассказаны писателями от первого лица и основаны на их собственных впечатлениях – на воспоминаниях своего детства. Кто не читал «Детство» и «Отрочество» Л. Н. Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Детство» и «В людях» М. Горького!

К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир подростка, принадлежит «Детство Никиты» – повесть замечательного советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883–1945).

Эта книга, написанная в 1919–1920 годах, называлась первоначально «Повесть о самых необыкновенных вещах». Многое в этой книге близко напоминает детство самого автора. Так же как и Никита, Алексей Толстой провел детские годы на степном хуторе, в Поволжье, недалеко от Самары. В своей повести он сохранил не только название хутора – Сосновка, но даже некоторые имена. Мать Толстого звали Александрой Леонтьевной, учителя – Аркадием Ивановичем Словоохотовым. Мишка Коряшонок тоже существовал; так его и звали в действительности. А маска Пушкина, которую Толстой упоминает в главе «Елка», до конца его жизни висела в кабинете над конторкой, стоя за которой он написал лучшие свои сочинения.

Подростком, живя на хуторе, Толстой дружил с деревенскими ребятишками, купался в степной речонке Чагре, бегал на пруд, окруженный высокими вётлами, катался верхом. За садом расстилались ковыльные степи. И явления природы – знойный, засушливый день, и ночная гроза, и осенний перелет птиц, снежный буран, ледоход на реке – все это составляло огромные события в жизни будущего писателя. С тех, детских, лет и полюбил Толстой волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь. И хотя он жил в барском доме, а не в людской, рос и развивался он среди народа, изо дня в день видел тяжелую в ту пору крестьянскую жизнь и великий крестьянский труд. В «Детстве Никиты» он представил эту жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее в раннем возрасте. По-иному изобразил он ее в других сочинениях. Особенно чувствуется это поразительное знание народной крестьянской жизни, когда читаешь исторический роман А. Н. Толстого «Петр I», где уже на первой странице открывается дверь избы и в клубах пара, переминаясь с ноги на ногу, выбегают на мороз крестьянские чада, разутые, в одних рубашонках.

Своим уважением к народу Толстой наделил и Никиту. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка – подпаска. Этот серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым, говорит с напускным равнодушием, занимает в повести очень важное место. Хотя он и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.

Чудесный русский парнишка и другой знакомец Никиты – вихрастый, курносый и большеротый Стёпа Карнаушкин с «заговоренным кулаком». Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Сёмка, Лёнька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылёв племянник Петрушка.

Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне… Конечно, всего понятнее для него суждения Мишки Коряшонка. Но не менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артём…

В этой чистой и ясной книге, рассказанной с шутливой улыбкой, с великолепным и сочным юмором, раскрыт большой мир и глубокие чувства и взрослых и детей. А достигнуто это средствами очень скупыми. Много ли рассказал Толстой об Аркадии Ивановиче? А между тем из загадочных улыбок Аркадия Ивановича, из проницательных взглядов и хитрых намеков, упоминаний о том, как морщит он губы, в сотый раз перечитывая письмо своей Вассы Ниловны – учительницы, на которой мечтает жениться, – из этих отдельных черточек возникает живой человек – умный, славный и при этом отличный педагог. Как много узнаём мы об отношении матушки к отцу Никиты, Василию Никитьевичу, еще прежде, чем он появляется в книге. И какой достоверный характер у самого Василия Никитьевича – взбалмошного, нетерпеливого, увлекающегося, действующего под влиянием минуты, – едет на ярмарку, чтобы продать кобылу Заремку и на вырученные деньги «страшно недорого и совершенно случайно» покупает целую партию ненужных ему верблюдов. Как отчетливо выписан образ Анны Аполлосовны с ее грузной фигурой и густым голосом, от которого звенят стекляшки под лампой. Как помнится всё, что сказано о Лиле, о ее брате – гимназисте Викторе Бабкине, о «седьмом ребенке Петра Петровича» – Анне, которая по всякому поводу восклицает: «Неправдычка!» Все помнится – даже маленький мальчик в мамкином платке, повязанном крест-накрест.

«Детство Никиты» принадлежит к удивительным книгам: прочтешь, и хочется пересказать ее всю – от слова до слова. Радует каждая фраза. Как празднично описаны морозные узоры на окнах! Какими теплыми кажутся солнечные квадраты на полу горницы! Так и видишь на снегу «синие следы зайцев» и «стеклянные следы полозьев», которые «бегут» от дома через весь двор. Никита подходит к окну, смотрит на заваленный снегом сад. На ветке сирени сидит «черная головастая ворона, похожая на чёрта». Никита постучал пальцем в окно. «Ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей». Кажется, что она каркнула, хотя про это не сказано.

Читая книгу, чувствуешь, что каждое слово, которое ставит Толстой, – самое точное, единственно верное слово. Морозным утром «хрустят» ступени под шагами Никиты. Обычно говорят: «хрустит снег». У Толстого – ступени. Про воздух, который колет щеки иголочками, писатель сказал: «Воздух морозный и тонкий». Тонкий воздух! Кажется, что Толстой наделяет нас еще неведомой остротой чувств – учит постигать прелесть весеннего вечера, когда на зеленом небе затеплилась первая, «чистая, как льдинка, звезда», учит вглядываться в мигание молний над темным июльским садом, слышать жар летней степи, горячей от спелых хлебов, вековечный свист ветра в ушах, когда скачешь на лошади.

В самых обыкновенных событиях жизни Никиты Толстой находит неизъяснимую прелесть – в решении арифметических задач, в писании диктанта, в скучном вечере, который кончился приездом гостей. Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. Все полно для него значения, все можно, все интересно. Благодаря этому даже собаки Шарок и Каток, даже кот Василий Васильевич, еж Ахилка, скворец Желтухин, как в сказке, наделены в этой книге характерами и занимают в ней важное место.

Но вот дочитана повесть. Вы чувствуете, что подружились с Никитой, навсегда полюбили этого доброжелательного десятилетнего человека. Вы словно прожили с ним целый год – от зимы до зимы – и вместе с ним повзрослели. Вместе с ним вы научились видеть необыкновенное в самых обыкновенных вещах, с новой силой и свежестью ощутили любовь к русским людям, к русской земле и русской природе. И узнали еще душевные и умственные черты, из которых сформировался потом талант великого русского писателя Алексея Толстого.

Источник

Из-под дивана, из-под бахромы, выле­зает кот. Потя­нулся, прыг­нул на диван и пошел, чер­ный и длин­ный. Идет, опу­стил хвост. С дивана прыг­нул на кресла, пошел по крес­лам вдоль стены, при­ги­ба­ется, про­ле­зает под руч­ками. Дошел до конца, спрыг­нул на пар­кет и сел перед часами, спи­ной к окош­кам. Маят­ник кача­ется, ста­ри­чок и ста­рушка строго смот­рят на кота. Тогда кот под­нялся, одной лапой оперся о футляр и дру­гой лапой ста­ра­ется оста­но­вить маят­ник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот доста­нет лапой.

Ох, закри­чать бы! Но Никита паль­цем не может поше­вель­нуть, — не шеве­лится, — и страшно, страшно, — вот-вот будет беда. Лун­ный свет непо­движно лежит длин­ными квад­ра­тами на полу. Все в зале затихло, при­село на нож­ках. А кот вытя­нулся, нагнул голову, при­жал уши и достает лапой маят­ник. И Никита знает, — если тро­нет он лапой — маят­ник оста­но­вится, и в ту же секунду все трес­нет, рас­ко­лется, зазве­нит и, как пыль, исчез­нет, не ста­нет ни зала, ни лун­ного света.

От страха у Никиты зве­нят в голове ост­рые стек­ля­шечки, сып­лется песок мураш­ками по всему телу… Собрав всю силу, с отча­ян­ным кри­ком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Огля­ды­ва­ется. В ком­нате — два мороз­ных окна, сквозь стекла видна стран­ная, больше обык­но­вен­ной, луна. На полу стоит гор­шок, валя­ются сапоги.

«Гос­поди, слава Тебе, Гос­поди!» — Никита наспех пере­кре­стился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теп­лая, мяг­кая, бит­ком набита снами.

Но не успел он зажму­рить глаза, видит-опять стоит на столе в том же зале. В лун­ном свете кача­ется маят­ник, строго смот­рят ста­ри­чок со ста­руш­кой. И опять из-под дивана выле­зает голова кота. Но Никита уже про­тя­нул руки, оттолк­нулся от стола и прыг­нул и, быстро-быстро пере­би­рая ногами, не то поле­тел, не то поплыл над полом. Необык­но­венно при­ятно лететь по ком­нате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмах­нул руками и мед­ленно под­нялся к потолку и летел теперь неров­ным поле­том вдоль стены. Близко у самого носа был виден леп­ной кар­низ, на нем лежала пыль, серень­кая и слав­ная, и пахло уютно. Потом он уви­дел зна­ко­мую тре­щину в стене, похо­жую на Волгу на карте, потом — ста­рин­ный и очень стран­ный гвоздь с обры­воч­ком вере­вочки, обса­жен­ный мерт­выми мухами.

Никита толк­нулся ногой в стену и мед­ленно поле­тел через ком­нату к часам. На верху футляра сто­яла брон­зо­вая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то — не рас­смот­реть. И вдруг Никите точно ска­зали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита под­ле­тел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сей­час же из-за стены, из кар­тины живо высу­ну­лась злая ста­рушка и худыми руками схва­тила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из дру­гой кар­тины высу­нулся ста­ри­чок, зама­хал длин­ной труб­кой и так ловко уда­рил Никиту по спине, что тот поле­тел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь мороз­ные узоры сияло, искри­лось солнце. Около кро­вати стоял Арка­дий Ива­но­вич, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вста­вай, вста­вай, девять часов.

Когда Никита, про­ти­рая глаза, сел на постели, Арка­дий Ива­но­вич под­миг­нул несколько раз и шибко потер руки.

— Сего­дня, бра­тец ты мой, зани­маться не будем.

— Потому, что потому окан­чи­ва­ется на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вско­чил из постели и запля­сал на теп­лом полу:

— Рож­де­ствен­ские кани­кулы! — Он совсем забыл, что с сего­дняш­него дня начи­на­ются счаст­ли­вые и дол­гие две недели. При­пля­сы­вая перед Арка­дием Ива­но­ви­чем, Никита забыл и дру­гое: именно — свой сон, вазочку на часах и голос, шеп­нув­ший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Старый дом

На Никиту сва­ли­лось четыр­на­дцать его соб­ствен­ных дней, — делай, что хочешь. Стало даже скучно немного.

За утрен­ним чаем он устроил из чая, молока, хлеба и варе­нья тюрю и так наелся, что при­шлось неко­то­рое время поси­деть молча. Глядя на свое отра­же­ние в само­варе, он долго удив­лялся, какое у него длин­ное, во весь само­вар, урод­ское лицо. Потом он стал думать, что если взять чай­ную ложку и сло­мать, то из одной части вый­дет лодочка, а из дру­гой можно сде­лать ковы­рялку, — что-нибудь ковырять.

Матушка, нако­нец, ска­зала: «Пошел бы ты гулять, Никита, в самом деле».

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль шту­ка­ту­рен­ной стены паль­цем, пошел по длин­ному кори­дору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого кори­дора, на южной сто­роне дома, были рас­по­ло­жены зим­ние ком­наты, натоп­лен­ные и жилые. Направо, с север­ной сто­роны, было пять лет­них, напо­ло­вину пустых ком­нат, с залом посре­дине. Здесь огром­ные израз­цо­вые печи про­тап­ли­ва­лись только раз в неделю, хру­сталь­ные люстры висели, оку­тан­ные мар­лей, на полу в зале лежала куча яблок, — гни­ло­ва­тый слад­кий запах их напол­нял всю лет­нюю половину.

Никита с тру­дом при­от­крыл дубо­вую дву­створ­ча­тую дверь и на цыпоч­ках пошел по пустым ком­на­там. Сквозь полу­круг­лые окна был виден сад, зава­лен­ный сне­гом. Дере­вья сто­яли непо­движно, опу­стив белые ветви, заросли сирени с двух сто­рон бал­кон­ной лест­ницы при­гну­лись под сне­гом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела чер­ная голо­ва­стая ворона, похо­жая на черта. Никита посту­чал паль­цем в стекло, ворона шарах­ну­лась боком и поле­тела, сби­вая кры­льями снег с ветвей.

Никита дошел до край­ней угло­вой ком­наты. Здесь вдоль стен сто­яли покры­тые пылью шкафы, сквозь их стекла поблес­ки­вали пере­плеты ста­рин­ных книг. Над израз­цо­вым оча­гом висел порт­рет дамы уди­ви­тель­ной кра­соты. Она была в чер­ной бар­хат­ной ама­зонке и рукою в пер­чатке с рас­тру­бом дер­жала хлыст. Каза­лось, она шла и обер­ну­лась и гля­дит на Никиту с лука­вой улыб­кой при­сталь­ными длин­ными глазами.

Никита сел на диван и, под­пе­рев кула­ками под­бо­ро­док, рас­смат­ри­вал даму. Он мог так сидеть и гля­деть на нее подолгу. Из-за нее, — он не раз это слы­шал от матери, — с его пра­де­дом про­изо­шли боль­шие беды. Порт­рет несчаст­ного пра­деда висел здесь же над книж­ным шка­фом, — тощий вост­ро­но­сый ста­ри­чок с запав­шими гла­зами; рукою в перст­нях он при­дер­жи­вал на груди халат; сбоку лежали полу­раз­вер­ну­тый папи­рус и гуси­ное перо. По всему видно, что очень несчаст­ный старичок.

Матушка рас­ска­зы­вала, что пра­дед обык­но­венно днем спал, а ночью читал и писал, — гулять ходил только в сумерки. По ночам вокруг дома бро­дили кара­уль­щики и тре­щали в тре­щотки, чтобы ноч­ные птицы не летали под окнами, не пугали пра­де­душку. Сад в то время, гово­рят, зарос высо­кой густой тра­вой. Дом, кроме этой ком­наты, стоял зако­ло­чен­ный, необи­та­е­мый. Дво­ро­вые мужики раз­бе­жа­лись. Дела пра­деда были совсем плачевны.

Одна­жды его не нашли ни в каби­нете, ни в доме, ни в саду, — искали целую неделю, так он и про­пал. А спу­стя лет пять его наслед­ник полу­чил от него из Сибири зага­доч­ное письмо: «Искал покоя в муд­ро­сти, нашел забве­ние среди природы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *