Ламповый комбоусилитель что это
Ламповое гитарное усиление – парадокс долговечности тренда
Эпидемия интереса к ламповому гитарному усилению не снилась даже самым именитым High End брендам, использующим ламповые системы. Несопоставимые объёмы продаж, при высокой стоимости и стремительно устаревающей технологии, на фоне динамичного развития гитарных процессоров и разного рода эмуляторов – поражают. «Ламповый тренд» в гитарном звуке держится с момента появления первых электрогитар до настоящего момента, и интерес к подобной технике вряд ли иссякнет в ближайшие 10 лет.
Не смотря на обилие цифровых эмуляторов лампового звучания, бюджетных полупроводниковых усилителей и комбо, призванных раз и на всегда вытеснить из мира музыки – это «ретроградное, декадентское, полурелигиозное ламповое мракобесие», гитаристы продолжают использовать «тёплое» ламповое усиление. Именно ламповые «головы» и «комбо» считаются true-звуком, именно ламповые топовые модели ведущих производителей попадают в райдеры рок-звёзд, именно «лампа» остаётся мечтой тинэйджеров, вчера купивших электрогитару.
Самый интересный вопрос – почему? Какая «магия» притягивает гитаристов к устаревшей технологии и позволяет производителям продавать тысячи, казалось бы, не рентабельных, дорогих, тяжелых, не слишком функциональных, менее надёжных ламповых усилителей? Парадокс с долговечностью этого тренда лучше рассматривать в нескольких аспектах: история гитарного оборудования, особенности исполнения, управления этим оборудованием и, естественно, маркетинг. Последний аспект выражен в значительно меньшей степени, нежели в Hi-Fi и High End аппаратуре.
Корни тренда
Первые гитарные усилители стали производиться ещё до начала выпуска первых электрогитар «сковородок» в 1931 году. Эти приборы были предназначены для усиления акустических и резонансных гитар. Совершенно естественно, что эти усилители были ламповыми. Массовый успех пришел к гитарному оборудованию в 50-е с зарождением рок-н-ролла. Гитарные усилители этого периода были построены почти на тех же принципах и существенно не отличались от своих прародителей из 20-х — 30-х. Вероятно, ламповое гитарное усиление кануло бы в лету с появлением транзисторов, если бы не старания Лео Фендера и других изобретателей, которые как раз в 50-е снабжали своими приборами музыкантов из кантри-н-вестерн, а также сёрф коллективов.
Изощрённые гитаристы-экспериментаторы, такие как Дик Дейл, которые использовали эти усилители и искали новый звук, быстро осознали, что, перегружая преамп можно получить очень музыкальные и благозвучные искажения. Так появился перегруз, тот самый сочный искажённый звук, который в тысячах разнообразных вариаций используется сегодня гитаристами. Идея перегруженного звука и быстро растущая популярность рок-музыки, где этот звук был востребован как выразительное средство, обеспечили спрос на гитарные усилители. Последние вплоть до начала 70-х почти всегда создавались на основе ламп.
Золотой век
Уже с начала 60-х появляются первые серийные транзисторные усилители и эффекты, но, ввиду широкой распространённости ламповой техники, они не пользуются популярностью. Даже не смотря на эпизодическое использование транзисторных эффектов звёздами того времени, (Marty Robbins в «Don’t Worry» и Keith Richards в (I Can’t Get No) Satisfaction), авторитет исполнителей использующих fuzz от Gibson, не вызывает ажиотажа среди музыкантов.
Необходимо отметить, что пионеры рок-н-ролла в 50-е – 60-е вероятнее всего не задумывались о нюансах схемотехники, наличии четных гармоник, недостатках или преимуществах лампового звука (иного фактически не было). Они просто играли музыку на той аппаратуре, которая существовала в их эпоху. При этом, учитывая молодость электрогитары как музыкального инструмента, формировалась школа: музыканты разрабатывали приёмы звукоизвлечения и технику игры, принимая во внимание существующий на тот момент тип усиления и эффекты, которые можно было извлечь из него.
Полупроводниковая конкуренция
Попытка производителей заинтересовать музыкантов более технологичными и дешевыми транзисторными системами в 70-е удалась лишь отчасти. Рок-музыка в этот период стала одним из самых популярных в мире жанров, что резко увеличило количество музыкантов, а соответственно, спровоцировало потребность в массовой, недорогой и технологичной технике. Транзисторные устройства стали всё более популярными среди начинающих гитаристов, но как только вырастал исполнительский уровень и притязания к звуку – музыканты переходили на «лампу». Можно сказать, что практически такое же положение сохраняется и по сей день.
Если у бабушки есть «болт», то она не бабушка…
В связи с высокой технологичностью полупроводниковых схем и отсутствием у них ряда недостатков присущих ламповой схемотехнике, инженеров захватила идея создания транзисторного гитарного усилителя, обладающего достоинствами лампового. В большинстве своём эти попытки не привели к успеху. Как и в случае с аудиотехникой для дома, чудовищная репутация сложилась на ранних этапах разработки транзисторных гитарных усилителей ещё в 70-е.
Практически все музыканты, которым довелось слышать полупроводниковые комбо и «головы», особенно раннего периода, отмечают крайне «жесткое», «суховатое», словом, неприятное звучание, отсутствие привычных для ламповых аппаратов возможностей настройки. Всё это было связано с ограниченным динамическим диапазоном и появлением нежелательных (не музыкальных, не благозвучных) гармонических искажений в гитарном звуке.
Динамические различия
Эксплуатация гитарного усилителя предполагает работу с предельными или близкими к ним уровнями громкости. Так вот, для многих транзисторных усилителей на таких уровнях громкости, и сейчас характерен внезапный короткий переход к амплитудному ограничению и почти мгновенному затуханию, что при широком частотном диапазоне (не всегда хорошо для инструментального оборудования) порождает т.н. «стреляющий» или «плюющийся» звук c началом атаки на каждом следующем звуке.
Длительное пребывание в зоне амплитудного ограничения давали очень грязный, не «музыкально» искаженный перегруз. Эти особенности не позволяют получить правильное, с точки зрения многих музыкантов, звукоизвлечение. Резкое амплитудное ограничение стало востребованным только в некоторых тяжелых стилях 80-х – 90-х годов прошлого столетия и достаточно избирательно. Так дисторшн с обрезающим, «плюющимся» амплитудным ограничением успешно использовали такие группы как S.O.D., Celtic Frost, Megadeath, Pearl Jam, Nirvana. При этом необходимо учесть, что звук в подобных случаях подвергался продуманной эквализации, дабы сохранить «жирный» и «плотный» широкий частотный диапазон.
Сага о четных гармониках
Мнение о положительном влиянии низких четных гармоник в звучании ламповых усилителей, распространённое среди некоторых приверженцев High End, во многом заимствовано у гитаристов. При этом четные гармонические искажения в гитарной аппаратуре традиционно и обоснованно считаются преимуществом, в отличие от усилителей для воспроизведения музыки, где этот вопрос остаётся более чем спорным. «Благозвучность» этих искажений обусловлена тем, что четные гармоники музыкально соотносятся с основным тоном, в отличие от нечетных.
Проблемой транзисторных моделей гитарного оборудования стал спектр КНИ в котором изобиловали «не музыкальные» искажения. Тогда как ламповые системы с трансформаторным выходом и с не большим количеством или отсутствием обратных связей насыщают звук, в большинстве своём, четными гармоническими искажениями.
Интермодуляции
Интермодуляционные искажения – серьёзная проблема для воспроизводящего музыку оборудования при этом они не считаются серьёзным недостатком гитарных усилителей, по крайней мере в режиме «Gain». Напротив, появление интермодуляционного тона при формировании эффекта, по мнению музыкантов, использующих перегруз, обогащает звучание и даёт возможность для его использования в создаваемом инструментом музыкальном полотне.
Доминирующие концепции передачи частот
Приверженцы лампового звука при настройке темброблока и создании необходимого им звучания опираются на АЧХ усилителя. Схемотехника темброблоков Fender и Marshall, сложившаяся исторически, определила 2 наиболее распространённые концепции передачи частот в ламповых гитарных усилителях. Они позволяют получить то или иное предсказуемое звучание электрогитары необходимое музыканту. Ниже приведены кривые АЧХ типичные для усилителей этих компаний при визуально одинаковом положении регуляторов темброблока, любезно опубликованные Владимиром Мартыненко, в его материале о ламповой и транзисторной схемотехнике гитарных усилителей на guitar.ru.
Цифровая эмуляция «тёплой» лампы
Цифровые эмуляторы современных гитарных процессоров полностью или почти полностью могут эмулировать ламповый звук. Этот факт неоспорим, ввиду современного уровня развития цифровых систем и, пожалуй, не требует развернутого доказательства. При этом ламповые системы сохраняют ряд достоинств, которые влияют на выбор в их пользу.
К таким достоинствам музыканты относят:
New wave — ламповый конструктор
C точки зрения приверженцев ламп интересен проект Klonz, запущенный двумя изобретателями из Италии Фабрицио Бренчио и Андреа Феорини в 2015-м. «Моделирующий ламповый усилитель» — разработанный изобретателями, представляет собой своеобразный конструктор, который даёт возможность использовать любые лампы, широко применяемые в гитарном оборудовании, и несколько схем предусиления.
При этом, для формирования нужной схемы не требуется специальных знаний в схемотехнике и навыков пайки. Подробный мануал объясняет, как моделировать тот или иной звук, все модули устройства подключаются при помощи стандартных разъёмов. По задумкам авторов проекта, Klonz должен имитировать звучание любого лампового усилителя в мире.
Лампоголики и маркетинг– «живой» и «мертвый» звук
Существуют также по-ницшеански иррациональные аргументы в пользу ламп, мол лампы живые, а транзисторы плохие, а цифра «мёртвая». Приходится признать, что некоторые музыканты, по части «метафизического» отношения к звуку могут дать фору «истинно верующим» аудиофилам. Замечу, что нужно сделать скидку на то, что люди творческие не всегда склонны мыслить рационально, им простительно.
Для последних, некоторые производители гитарных процессоров начали включать в конструкцию лампы, чтобы «оживить» мёртвое цифровое звучание. На сколько последняя «инновация» меняет звучание и решает проблему «мертвого» звука исследований не встречал, но вера – великая штука, да прибудет искра творчества с верующими. Пусть веруют, лишь бы играли хорошо.
Ламповый комбоусилитель что это
Споры о правильном гитарном усилителе для домашних занятий и репетиций в гараже идут годами. Времена, когда аналоговые модели однозначно выигрывали у цифровых-моделирующих, уже прошли, однако большинство музыкантов продолжают полемику «по старой памяти». В наши дни на рынке предлагается много усилителей на основе разных технологий, особенно когда речь идет о маломощных любительских аппаратах. Сегодня я попробую расставить точки над «i».
Транзисторные комбо
Прежде чем перейти к конкретным примерам и утверждениям, хочу кратко передать суть транзисторного усилителя. Транзисторы представляют собой маленькие низковольтные приборы для усиления, генерации и преобразования электрического сигнала.
Гитарист группы Pantera Даймбэг Даррелл использовал транзисторный усилитель Randall
Для создания одного полноценного устройства на базе транзисторов требуются сотни различных элементов. Чем больше элементов присутствуют на пути сигнала (от гитары к динамику), тем сильнее, теоретически, меняется исходный звук. Если производитель использует в своих комбиках много плохих дешевых элементов, то даже от качественного породистого звука вашей гитары ничего не останется. По сути, нет смысла подключать хороший инструмент к плохому усилителю — удовольствие получите разве что от тактильных ощущений. Отмечу, с технической точки зрения транзисторы более надежны, эффективны и производительны, чем лампы, но на слух большинство людей лучше воспринимают звучание ламп (об этом позже).
Транзисторные усилители не подвержены высокотемпературному перегреву
Значит ли все вышесказанное, что на твердотельные усилители не стоит вообще обращать внимания? Нет, не значит. Во-первых, транзисторные комбики все-таки бывают весьма качественными. Если производитель умеет строить правильные схемы, следит за качеством сборки и не использует откровенно негодные элементы, то у него получается хороший продукт. Во-вторых, транзисторные комбики априори стоят дешевле, что важно для гитаристов с ограниченным бюджетом. И в-третьих, сколько бы аудиофилы не восхваляли звучание лампового тракта, мой личный опыт показывает, что хороший комбик на транзисторах будет более правильным выбором, чем плохой ламповый усилитель.
Хорошо зарекомендовавший себя среди музыкантов полностью транзисторный усилитель Tech 21 Trademark
Слова словами, но нам нужны реальные примеры. Я перепробовал кучу комбиков для дома всех типов. Если говорить исключительно о транзисторных моделях, то у меня здесь есть несколько любимых производителей и моделей.
Hiwatt
Эта британская компания занимается гитарным усилением уже более 50 лет. Hiwatt почему-то не дотягивает до уровня популярности Marshall и Vox, но устройства этой фирмы не менее интересны. Помимо больших ламповых голов, Hiwatt производит компактные транзисторные комбоусилители любительского уровня. Несколько лет назад эта линейка называлась «Maxwatt», теперь ее переименовали в «Crunch», но суть не изменилась.
Небольшой Hiwatt на 20 Вт с динамиком 8 дюймов прекрасно справляется со своими задачами. Звучание отличается плотностью и динамичностью. На перегрузе чувствуется особенный британский характер аппарата. Также имейте в виду наличие встроенного ревербератора — один из самых нужных для гитариста эффектов. Главный минус — механические резонансы корпуса. Не уверен, что с этим можно как-то справиться, но если учесть остальные преимущества и адекватную стоимость, то можно просто смириться.
Marshall
В той самой серии MG (на текущий момент — MG Gold), которую многие ругают, на деле представлены весьма неплохие модели. Про сверхкомпактные модификации лучше ничего не говорить, но если рассматривать модели мощностью от 15-30 Вт, то эти усилители можно без проблем использовать дома, в небольшой студии или на репетиции. На солидный перегруженный звук рассчитывать не стоит, однако чистый канал с примесью имеющихся эффектов вас порадует. Отдельно обращу внимание на грамотный функционал, удобные настройки, простоту и стильный дизайн.
С точки зрения элементов контроля серия MG получилась очень удачной. В целом, Marshall MG — это очень слаженный и продуманный продукт.
Behringer
Под немецким брендом Behringer выпускается огромное количество аудиооборудования. Интересно, что продукты компании не только привлекают ценой, но и работают достаточно хорошо. В актуальной линейке комбоусилителей Behringer представлены модели только для акустической гитары. Некоторое время назад компания делала комбо и для электрогитар. В модельном ряду было много разного, но я хочу выделить компактный Behringer GM108. Найти эту модель можно только на вторичном рынке. Этот малыш, несмотря на свою простоту и низкую цену, может удивить: аналоговая схема, несколько видов усиления/перегруза, полноценный эквалайзер, выход на наушники и линейный вход. Весь этот набор опций дополнен на удивление плотным и напористым звучанием как на чистом, так и на перегрузе.
Хороший образец бюджетного решения для небольшого помещения.
Британцы Vox уже много лет принадлежат крупной японской компании Korg. Обе компании не понаслышке знают что такое гитарное оборудование. Нынешняя линейка гитарных усилителей Vox отличается современными технологиями с использованием цифровых систем, но у производителя всегда была и остается по сей день серия компактных транзисторных усилителей Pathfinder.
Если вас все еще пугают цифровые комбо, но хочется что-то условно легендарное, то Pathfinder может стать хорошим выбором.
Эта простая проверенная годами модель отличается фирменным перегруженным звуком, безупречным качеством сборки и узнаваемым стилем. «Просто, хорошо и без сюрпризов» — примерно так можно охарактеризовать Pathfinder. Кстати, пусть вас не пугает 6,5-дюймовый драйвер — в данном случае такого излучателя хватает.
Ламповые комбо
Перейдем к хваленным лампам. Радиолампа работает примерно так: один проводник (катод) раскаляется и за счет выброса электронов создает электрический поток, направленный к другому проводнику (аноду). Весь этот процесс протекает исключительно в вакууме, если речь идет о лампах для усилителей звука. Понятие «разогреть лампы» происходит именно из природы электронных ламп: им нужно прогреться, чтобы достичь правильного рабочего состояния. Как известно, лампы всегда работают при высокой температуре.
Принцип работы лампового усилителя не подразумевает большого количества элементов в схеме, а это значит, что у производителя меньше шансов испортить сигнал многочисленными компонентами. Однако важнее другое — перегруженные лампы для человеческого уха звучат более приятно. Искажения ламп кажутся нам «музыкальными». Этот эффект создается гармониками (призвуками), которые появляются при перегрузке усилителя. У транзисторов эти «призвуки» добавляют в сигнал не теплоты и мелодичности, а, наоборот, некой жесткости.
Производители ламповых гитарных комбоусилителей (и просто усилителей) уже много лет придумывают разные схемы перегруза. Какой-то аппарат звучит мягче и прозрачнее, другой — плотнее, богаче, а третий — агрессивнее, напористее и резче, но при этом почти все ламповые аппараты хорошо воспринимаются на слух.
Имейте в виду, что ламповый аппарат требует периодического обслуживания, замены самих ламп и повышенной аккуратности при транспортировке. Также в ламповой технике частой проблемой становятся разного рода помехи.
Приведу пару примеров достойных полностью ламповых комбо для домашнего использования.
Yerasov
У этого отечественного производителя есть много разных ламповых моделей. Надо сказать, некоторые из них обладают очень взрослым звучанием. Например, комбо Marvel вполне подойдет для серьезных занятий музыкой. Такой аппарат можно поставить в акустически подготовленную студию или на сцену в клубе, но дома ему делать нечего. Для домашнего творчества хорошую службу сослужит, например, Gavrosh.
Ламповый комбо для дома Yerasov Gavrosh 8
Этот компактный комбик построен исключительно на лампах, снабжен неплохим динамиком (производитель предлагает несколько на выбор) и оснащен базовыми элементами управления.
Laney
В модельном ряду Laney пристальное внимание стоит обратить на серию Cub. Топовый Laney Cub 12R стоит относительно недорого (около 300 евро в Германии), но при этом может похвастаться большим динамиком, ревербератором, полноформатной панелью управления, разъемами для эффектов и предусилителя Return/Send, а также приятным дизайном и крайне полезной подножкой снизу, которая меняет угол направления динамика.
Усилители Laney Cub позволяют добиться приятного плотного саунда, но для качественного насыщенного перегруза лучше использовать дополнительную педаль по вкусу.
В зависимости от нужной мощности можно выбрать вход на 15 Вт или 1 Вт
Цифровые моделирующие комбо
Здесь необходимо сразу внести ясность: любой усилитель сам по себе является аналоговым, то есть он усиливает звук через транзисторы (или лампы), а цифровые элементы всячески дополняют схему. Отсюда следует, что говорить о цифровых комбиках как об абсолютно другом классе устройств не совсем верно. Сердце усилителя — это схема на транзисторах (или лампах). Цифровые алгоритмы улучшают, обогащают, меняют, искажают или преобразуют сигнал. Справедливости ради замечу, что в наши дни производители предлагают альтернативные «полностью цифровые» усилительные устройства на фирменных технологиях, но мы говорим о распространенных решениях, а не уникальных системах.
Моделирующий настольный усилитель Yamaha THR
Другими словами, цифровой/моделирующий комбо представляет собой в большинстве случаев транзисторный усилитель со встроенными звуковыми процессорами. Иногда бывает, что инженеры дополняют схему лампой, чтобы придать звуку интересную окраску.
Еще несколько лет назад эффекты, создаваемые процессорами (как перегрузы, так и пространственные/модуляционные эффекты) воспринимались на слух, мягко говоря, плохо. Цифровая эмуляция ламповых схем хоть и напоминала оригинальное звучание именитых моделей, но оставляла желать лучшего. Моделирующие комбики по сей день многими воспринимается негативно, даже если речь идет о дорогих аппаратах. Однако связанная со звукообрабатывающими процессорами индустрия зашагала так быстро, что мы и представить себе не можем. За последние лет пять в этой сфере произошел настоящий прорыв.
Сверхпопулярный в 90-е годы гитарный процессор Zoom 505
Многие профессиональные музыканты начали постоянно пользоваться напольными гитарными процессорами и усилителями с обработкой. Такие компании, как Boss, Line6, Kemper сегодня выпускают процессоры, превосходящие по качеству звука большинство бюджетных ламповых/транзисторов комбо. Если говорить о домашних моделирующих усилителях среднего и начального ценового диапазона, то и здесь есть неплохие экземпляры.
Для домашней студии грамотным выбором может стать актуальная серия Vox VTX.
В комбиках VTX есть практически все, что может понадобиться. В предусилителе стоит лампа 12AX7, в памяти заранее предустановлено несколько неплохих пресетов, а также гитаристу доступно 11 моделей усилителей и 13 эффектов. В зависимости от помещения можно выбрать модель от 20 до 100 Вт.
Недостаток серии VTX заключается в сложном управлении, поэтому без инструкции разобраться будет не так уж просто.
Roland
Японцы Roland всегда подкупали меня своей простотой: аппараты этой компании настолько удобны в управлении, что о недостатках забываешь. Недавно в линейке Roland появились интересные комбо на базе технологии TubeLogic, фирменной системы обработки звука, направленной на формирование звучания «классического лампового усилителя». Эти аппараты стоят недешево, но заслуживают внимания.
Также Roland продолжает развивать серию Cube. Модель Cube-10GX, например, вполне слаженный комбик с необходимым набором опций для занятий. Кстати говоря, этот небольшой усилитель выдает сбалансированный звук как на перегрузе, так и на чистом канале.
На борту имеется блок самых нужных эффектов, а также эквалайзер на три полосы и несколько фирменных перегрузов. Отмечу, Cube хорошо передает характер звучания гитары.
Важное преимущество современного цифрового комбика заключается в наличии большого набора эффектов, нескольких типов встроенных моделей усилителей, компактности, качественном звучании и совместимости с программами звукозаписи. В январе на выставке NAMM 2019 практически все показанные новинки так или иначе могли подключаться к ПК или мобильному устройству.
Подводя итог, скажу, что аутсайдера или лидера в этой «гонке» нет — каждый тип комбоусилителя подходит под свои задачи. Как по мне, для дома нужен максимально универсальный аппарат с невысокой мощностью и большим набором функций. Я всегда обращаю внимание на производителя, качество сборки, задействованные технологии, дизайн и блок управления, который должен быть интуитивно понятным. Самое главное — верьте только своим ушам. Мы все слышим окружающий мир по-разному, поэтому не стоит пользоваться чужими ушами при выборе усилителя.
Нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.