Кто считал что живым организмам присуще стремление к самосовершенствованию
Учение Ламарка и Дарвина
Ламаркизм
В начале XIX века французским ученым, Жаном Батистом Ламарком было создано эволюционное учение, в основе которого лежит внутреннее присущее организмам стремление к совершенству. Эта теория тесно переплелась с идеями креационизма, самозарождения жизни, поэтому ее трудно уложить в рамки современной науки.
Исходя из этой теории, органы, которыми животное усиленно пользуется, развиваются, а те, которые мало применяются, атрофируются и постепенно исчезают. Ламарк считал, что возникшие в органах изменения наследуются.
Если вы касались генетики, для вас должна быть очевидна ошибочность этих суждений. Разве могут изменения в соматических клетках наследоваться (на самом деле, у гидры при почковании могут, но у большинства животных это невозможно!). Только представьте: человек потерял на войне несколько пальцев руки, после войны у него рождается ребенок. Неужели можно предполагать, что и его ребенок родится без этих нескольких пальцев, которые отец потерял на войне?
Сейчас не вызывает сомнения, что потомству передается генетическая информация, лежащая в половых клетках (гаметах), но никак не в соматических.
Учение Дарвина
Возникновению учения Дарвина предшествовал ряд событий, о которых нельзя не упомянуть. Капитализм, начавшийся бурным развитием в первой половине XIX века в Англии, способствовал развитию промышленности и науки. Большие успехи делались естественными науками, учеными описывались новые виды животных и растений, селекционеры выводили новые породы и сорта.
И, конечно же, легендарное кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» c 1831 по 1836 год, во время которого он сделал очень важные наблюдения. Это путешествие сыграло решающую роль в возникновении учения.
Во время путешествия Чарльз Дарвин заметил отличия между галапагосскими вьюрками, населяющими острова. У них имелись разнообразные формы клювов, что позволило им занять разные экологические ниши. Этот факт в дальнейшем позволит Чарльзу Дарвину сделать важнейший вывод о причинах расхождения признаков.
Свои эволюционные идеи Чарльз Дарвин сформулировал в труде «Происхождение видов путем естественного отбора», опубликованного в 1859 году.
Именно в результате накопления особями таких различий, возникают новые виды, отличающиеся друг от друга по строению, физиологии и пр. Этим можно объяснить разнообразие форм клювов у вьюрков, на которые обратил внимание Дарвин.
Многие ошибочно приписывают фразу «Человек произошел от обезьяны» Дарвину, это не совсем верно. Лучше всего в этом вопросе дать слово самому Дарвину: «Так как человек, с генеалогической точки зрения, принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни протестовала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники должны быть отнесены к этому семейству. Мы не должны, однако, впасть в другую ошибку, предполагая, что древний родоначальник всего обезьяньего рода, не исключая и человека, был тождественен или даже близко сходен с какой-либо из ныне существующих обезьян.»
Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
Я должен предупредить вас, что некоторые термины, скорее всего, окажутся новыми. Обязательно вернитесь к эволюционным теориям, когда тщательно освоите генетику и научитесь решать генетические задачи, тогда вам откроются эти теории во всей своей красе.
В СТЭ авторы стремились обобщить все открытые генетикой факты и связать их с дарвинизмом. Большой вклад в создание СТЭ внесли Северцов А.Н. и Шмальгаузен И.И.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Эволюционные теории
Ученых всегда волновал вопрос не только происхождения ныне существующих организмов, но и механизмов этих изменений.
Соответственно, каждый ученый выдвигал свои гипотезы и пытался их обосновать.
Мы рассмотрим эволюционные теории самых известных ученых.
Карл Линней
Швейцарский ученый и очень верующий человек, Линней был естествоиспытателем, изучал ботанику и зоологию и эволюционная теория не была основной целью его исследований.
Он ввел свою систематику организмов (таксономические категории), бинарную номенклатуру для описания живого. Основной единицей систематики считал вид.
Что касается эволюции, то Линней относился к креационистам, т.е. считал, что все живое создано Богом и виды не меняются.
Жан Батист Ламарк
Первый ученый, который пытался выстроить целостную теорию эволюции.
“всему живому присуще «стремлении к совершенству»…” Ж.Б.Ламарк
Ламарк говорил об изменчивости как основном механизме для приспособления, адаптации к меняющимся условиям, что новоприобретенные признаки обязательно должны наследоваться, но основой механизмов всего этого он считал “внутреннее стремление к совершенству и упражняемость”.
Принцип систематизации видов
Внутреннее стремление к совершенству, адаптация к условиям среды, наследование приобретенных признаков.
Чарлз Дарвин
О нем знают все. Его портреты во всех школах, музеи его имени есть по всему миру. Ему постоянно приписывают происхождение человека от обезьяны, хотя он об это НЕ ПИСАЛ!
Нас интересуют основные моменты его теории биологической эволюции, над которой он трудился 20 лет!
• Основой для эволюции всего живого является изменчивость;
• Признаки, помогающие организму выживать в изменяющихся условиях, должны передаваться по наследству;
• Естественный отбор ведет к дивергенции (расхождению) признаков и, в конечном счете, к видообразованию.”
Принцип систематизации видов
Единство происхождения видов.
Современная (синтетическая теория эволюции)
• Основа эволюции — мутации, причем именно генные, т.к. они должны передаваться по наследству;
• как и в классической теории, в синтетической теории эволюции основной движущий фактор — это естественный отбор ;
• элементарная единица эволюции — популяция;
• эволюция — длительный процесс — смена одной популяции за другой приводит, в конце концов, к образованию вида или нескольких видов (дивергентность);
• вид — это замкнутое образование, при этом наблюдается поток генов — особи мигрируют из одной популяции в другую;
• макроэволюция — результат микроэволюции, при этом все закономерности микроэволюции (на уровне вида) переходят и на более высокий уровень.
Принцип систематизации видов
Примеры заданий.
А1. Назовите учёного, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.
1) Ж. Б. Ламарк ;
2) Ж. Кювье;
3) К. Линней;
4) Ч. Дарвин.
В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.
A) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству
Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения
B) благоприобретённые признаки наследуются
Г) движущей силой эволюции является естественный отбор Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь Е) элементарной эволюционной единицей является популяция
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразие видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой — творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразность, виды были созданы изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.
Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Его называют «королем ботаников», «отцом систематики». Он описал около 8000 видов растений, 5000 видов животных, закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов, усовершенствовал ботанический язык — установил единообразную ботаническую терминологию. Его классификация была основана на объединении видов в роды, родов в отряды, отрядов в классы.
В 1735 году вышла в свет его книга «Система природы», в которой он классифицирует все растения в 24 класса на основе особенностей строения цветков: количества тычинок, однополости и обоеполости цветков. Животный мир он поделил на 6 классов. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой. Карл Линней был сторонником метафизического представления о происхождении видов — их неизменности и изначальной целесообразности. «Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий» — говорил Линней. Но в конце жизни Линней признал, что иногда виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
Представителем философии трансформизма был выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, создавший первую теорию эволюции. В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. Он считал, что первые живые организмы возникли из неорганической природы, причем древняя жизнь была представлена простыми формами, которые в результате эволюции дали начало более сложным.
Животных Ламарк разделил на 14 классов, которые расположил на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной системы (от инфузорий на нижней ступени до птиц и млекопитающих на верхней). Такая теория постепенного усложнения, теория «градации», основана на влиянии внешней среды на организмы и ответной реакции организмов на внешние воздействия, прямой приспособляемости организмов к среде. Под действие различных факторов внешней среды происходит упражнение полезных органов и постепенное исчезновение органов, которые не упражняются. При длительном воздействии определенных условий происходит закрепление приобретенных признаков, которые передаются по наследству. Причем по Ламарку для живых организмов характерно стремление к самоусовершенствованию, заложенное Творцом.
Таким образом, движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или неупражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству благоприобретенных признаков.
Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию, что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды, а наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. Купирование хвостов у многих пород собак не приводит к изменению их длины. Кроме того, с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима.
Кто из ученых приспособленность объяснял с позиций креационизма?
Кто из ученых предложил первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции?
Какой ученый реформировал ботанический язык, закрепил использование бинарной номенклатуры, описал около 8000 новых видов растений?
Можно ли считать классификацию К.Линнея искусственной? Почему?
Как появилась длинная шея у жирафа по Линнею?
Движущие силы эволюции по Ламарку?
Какой ученый предложил теорию градации?
Какой ученый считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству?
Какой ученый считал, что живым организмам присуще стремление к прогрессу?
Задания для письменной работы:
Заслуги К.Линнея. Почему его считают представителем креационизма?
Объясните с точки зрения Ламарка появление длинной шеи у жирафа.
Почему эволюционные взгляды Ламарка не получили признания в научном мире?
Каково значение учения Ламарка.
Тест 1. С позиций креационизма объяснял приспособленность и многообразие видов:
Тест 2. Предложил первую теорию эволюции, но неверно объяснил движущие силы эволюции:
Тест 3. Утверждал, что живые организмы изначально целесообразны:
Тест 4. Искусственная классификация растений и животных была предложена:
Тест 5. Утверждал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству:
Тест 6. Разделил животных на 14 классов, расположил их на 6 ступенях и предложил теорию градации:
Тест 7. Считал, что всем организмам присуще стремление к прогрессу:
**Тест 8. Верные суждения:
Линней был трансформистом.
Ламарк был креационистом.
По Линнею длинная шея у жирафа бал изначально.
По Линнею живым организмам присуще стремление к самоусовершенствованию.
В конце жизни Линней признал возможность образования новых видов в результате скрещивания.
**Тест 9. Движущие силы по Ламарку:
Внутреннее стремление к прогрессу.
Упражнение или неупражнение органов.
Передача по наследству благоприобретенных признаков.
Тест 10. Длинная шея у жирафа появилась по Линнею:
В результате внутреннего стремления к самоусовершенствованию.
Была длинной изначально.
В результате градации.
Большую роль имело упражнение шеи.
В результате естественного отбора самых длинношеих.
Большую роль играла передача по наследству благоприобретенных признаков.
Уроки биологии в 10-11 классе, Пименов А.В., 2003.
Кто считал что живым организмам присуще стремление к самосовершенствованию
Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Дарвинизм — по имени английского натуралиста Дарвина — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным фактором эволюции является естественный отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям Ламарка, который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к совершенству.
Тест по биологии на тему «Основы эволюционного учения» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тестовая работа «Основы эволюционного учения» Вариант 1
Часть А. Выберите один верный вариант ответа.
1. Основной движущей силой эволюции, по Ламарку, является:
а) постепенное усложнение в строении органов у различных форм, закрепляемое наследственно
б) стремление организмов к самосовершенствованию
в) борьба за существование
г) естественный отбор
2. Кто из учёных заложил основы современной теории эволюции?
а) К. Линней; б) Ж.Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин; г) Т.Р. Мальтус.
Первое определение понятия «вид» дал:
а) Дж. Рей; б) К. Линней; в) Ж. Б. Ламарк; г) Ч. Дарвин.
4. Что является результатом искусственного отбора?
а) образование новых видов
б) образование новых родов и семейств
в) образование новых сортов растений и пород животных
г) формирование приспособлений
5. Какую роль играет борьба за существование в эволюции органического мира?
а) вызывает изменения признаков у особей; б) приводит к исчезновению вида;
в) обостряет конкуренцию между особями; г) способствует изоляции особей от других.
6. Процесс выживания наиболее приспособленных особей, за счёт гибели менее приспособленных называют
а) образованием видов; б) естественным отбором; в) приспособленностью организмов
г) борьбой за существование.
7. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,
а) проводится для создания новых сортов растений
б) способствует формированию полезных для человека признаков
в) происходит в живой природе постоянно
г) используется для улучшения пород животных
Часть В. Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Каковы результаты эволюции?
1) возникновение новых видов
2) создание новых сортов пшеницы
3) формирование приспособлений к среде обитания
4) выведение новых пород животных
5) многообразие органического мира
6) увеличение численности особей видов
А) конкуренция грачей за место гнездования;
Б) конкуренция липы и вяза за свет;
В) защита зубрят взрослыми зубрами от волков;
Г) борьба самцов оленей за самку;
Д) появление молодого подроста в осиннике;
Е) симбиоз грибницы и корней деревьев.
Тестовая работа «Основы эволюционного учения» Вариант 2
Часть А. Выберите один верный вариант ответа.
1. Создатель первой эволюционной теории:
а) А. Уоллес б) Т. Шванн в) Ж.Б. Ламарк г) Ч. Дарвин
2. Движущей силой эволюции, по Дарвину, является:
а) движущих сил не выделял, поскольку отрицал эволюцию
б) стремление организмов к самосовершенствованию
в) естественный отбор
г) упражнение и неупражнение органов и систем органов
3.Кто из учёных, создал искусственную систематику?
а) К. Линней; б) Ж.Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин; г) Т.Р. Мальтус.
Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая; б) внутривидовая; в) межвидовая и внутривидовая; г) с условиями неживой природы.
5. Каковы причины многообразия видов в природе?
а) сезонные изменения в экосистеме
б) приспособленность организмов к среде обитания
в) модификационная изменчивость и искусственный отбор
г) наследственная изменчивость и естественный отбор
6.Какую роль играет наследственная изменчивость в эволюции органического мира?
а) обостряет взаимоотношения между видами; б) увеличивает неоднородность особей
одного вида; в) способствует сохранению особей с полезными изменениями;
г) способствует возникновению изоляции между особями вида.
7.Какой фактор эволюции сохраняет наиболее приспособленные особи, оставляющие плодовитое потомство?
а) внутривидовая борьба; б) наследственная изменчивость;
в) естественный отбор; г) искусственный отбор.
Часть В. Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Выберите три верных ответа из шести.
1. Ж.Б.Ламарк – основатель науки систематики.
2. Классификация живых организмов Ж.Б.Ламарка была «искусственной».
3.Шведский естествоиспытатель К.Линней ввел бинарную номенклатуру.
4.По мнению К.Линнея виды в природе неизменны, они такие как их создал Творец.
5.При систематизации организмов по таксонам учитывается только один главенствующий признак.
6.Основной принцип классификации живых организмов иерархичность, т.е. соподчинение таксонов.
В2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.
Признак отбора Вид отбора
А) способствует образованию новых видов 1) естественный
Б) обеспечивает создание новых сортов растений 2) искусственный
В) служит причиной возникновения приспособлений
Г) сохраняются особи с полезными для них изменениями
Д) действует в течение многих поколений
Е) сохраняются для размножения особи с признаками, не всегда полезными для них
Дополнительные задания «Основы эволюционного учения» Вариант 1
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
1) свойство 2) фактор 3) совершенство 4) искусственный 5) естественный
6) Ламарк 7) Линней 8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2. Верны ли следующие суждения об эволюционном учении?
А. Эволюционное учение доказало, что виды неизменяемы и существуют в природе постоянно.
Б. В процессе эволюции из одного вида могут образовываться новые виды организмов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Борьба за существование наиболее остро происходит между
1) акулами и рыбами–прилипалами
2) лисицами и волками
3) соснами в сосновом лесу
4) орешником и берёзами в смешанном лесу
Дополнительные задания «Основы эволюционного учения» Вариант 2
1. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.
1) разнообразие 2) Ч. Дарвин 3) естественный отбор 4) приспособленность
5) сотворение мира 6) условия среды 7) самозарождение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2. Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?
А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции.
Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Животный мир каких континентов (частей света) изучил Ч. Дарвин, совершив кругосветное путешествие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Северной Америки 2) Южной Америки 3) Африки