Крафтовая музыка что это
Крафтовая революция. Кто такие биргики и как они меняют культуру потребления в России
Фото: Christin Hume/ Unsplash
Рождение биргиков
Биргики — субкультура любителей пива, которые ищут редкие и экзотические сорта, дегустируют их, рассказывают об этом в соцсетях и иногда коллекционируют экземпляры из лимитированных линеек. В отличие от обычных любителей пива, биргики отлично разбираются в сортах пива и видах хмеля, хорошо знают, как устроен рынок и какие линейки кто из производителей представляет. По сути, их легко сравнить с поклонниками моды, которые ориентируются в дизайнерах и брендах, могут отличить винтажные коллекции от новых и ведут охоту за определенными моделями.
Первыми биргиками можно считать коллекционеров пива, которые появились в начале XVII века. Историки находили письма, в которых описывался вкус разных сортов с такой же детальностью и вниманием, как описывают вино. Более-менее массовые формы увлечение поиском редких или необычных сортов пива приняло около 200 лет назад. Вокруг европейских пабов формировались сообщества любителей, которые охотились за «дефектным» пивом: слишком горькими биттерами или выдержанными элями. В документах, описывающих развитие пивной культуры в Великобритании, упоминались посетители, которые обходили паб за пабом в поисках новых вкусов и, найдя, приглашали туда своих друзей.
Массовое распространение субкультуры биргиков связано с крафтовой революцией, которая началась в США в 1965 году. Именно тогда у ремесленного пивоварения открылось второе дыхание, и в стране появились небольшие пивоварни, которые стали варить не самые популярные на тот момент сорта. Считается, что причиной крафтовой революции стала усталость небольших пивоваров и энтузиастов от господствующего и тогда, и сейчас сорта — лагера.
У популярности лагера несколько причин. Это максимально «понятный» и универсальный по вкусу сорт, который удовлетворял запросы широкого круга потребителей. Поэтому он лучше подходил для промышленного производства в больших объемах. За последние пятьдесят лет вкусовые предпочтения радикально не изменились, и на сегодняшний день, по данным внутреннего исследования AB InBev Efes, лагер составляет более 91% от всего производимого в мире пива.
В 1970-х небольшие ремесленные или, как их сейчас называют, крафтовые пивоварни США смогли предложить любителям новые экзотические вкусы. При этом небольшие объемы производства позволяли таким пивоварам подстраиваться под запросы целевой аудитории и быть более гибкими.
Биргики мало чем отличаются от любых коллекционеров: попробовав классические и популярные сорта, такие люди начинают искать более редкие экземпляры. Производители же, зная о существовании таких энтузиастов, специально выпускают особенное лимитированное пиво.
Например, в Шотландии в 2010 году выпустили пиво «Конец истории» крепостью 55%. Всего было сварено 11 бутылок, каждая из которых была вложена в чучело сбитого на дороге грызуна. «Конец истории» продавался по 50 тысяч рублей за бутылку и до сих пор считается самым дорогим пивом в мире: его вполне можно назвать мечтой биргика-коллекционера.
Фото: Cottonbro/ Pexels
Российские охотники за крафтом
В Россию крафтовая революция пришла с опозданием почти на пятьдесят лет. Если в США в 2016 году насчитывалось почти 5 тысяч крафтовых пивоварен, то в России они начали появляться только в 2010-х годах, и только к 2015 году понятие «крафтовое пиво» вошло в повседневный обиход. Но взрывного роста популярности не произошло: к 2018 году в США крафтовые пивоварни занимали 18% рынка, в России на них приходилось только 1–2%.
Говорить о численности биргиков в России сложно — нет объективных метрик, которые помогли бы посчитать хотя бы примерное количество. Пока можно сказать, что ценители крафтового пива в стране автоматически становятся биргиками в силу относительно слабого развития сегмента и своей небольшой численности.
При этом субкультура развивается. Об этом говорит появление все большего числа специализированных пабов, в которых подается не просто крафтовое пиво, но и очень редкие сорта, а также появление небольших пивоварен, выпускающих лимитированные линейки.
Иногда количество экземпляров ограничено и вовсе крошечным по меркам промышленного пивоварения числом, например, 500 бутылками. Для создания ажиотажа некоторые пивовары вручную нумеруют бутылки, закрывают их винными пробками, а горлышко обмакивают в каучук. Кроме того, в России существует около десяти фестивалей крафтового пивоварения. Однако о массовости субкультуры и внимании со стороны широких слоев аудитории говорить пока не приходится.
Тренды пивоварения
Есть мнение, что крафтовые пивовары конкурируют с крупными игроками рынка. На деле же все как раз наоборот: крафтовое пивоварение способствует развитию культуры потребления в целом и положительно влияет на отрасль. Более того, именно ему мы обязаны появлением такого явления, как «крафти» — это крафтовые линейки, которые выпускаются крупными производителями.
Несмотря на то что крупные производители всегда стремятся реагировать на желания потребителей, часто именно малые пивоварни представляют на рынке экспериментальные вкусы. Биргики и любители крафта в такой ситуации становятся своего рода дегустаторами, а в дальнейшем и популяризаторами, благодаря которым знание о новых сортах расходится дальше. В конечном счете, когда какой-то сорт крафтового пива становится популярен, его начинают производить и крупные пивоварни, предлагая новый вкус массовому потребителю. Подобная практика встречается среди практически всех крупных производителей.
Конечно, есть и подводные камни. Некоторые крафтовые пивоварни в погоне за вниманием биргиков пытаются варить быстро, экзотично, но «разово». В то время как крупные производители осознают свою ответственность перед миллионами потребителей и ставят во главу угла качество и безопасность продукта, инвестируя в это большие средства. История таких брендов может исчисляться столетиями. Поэтому производителю важно не столько экспериментировать, сколько сохранить эталонный традиционный вкус.
Но можно смело сказать, что крафтовые пивоварни и массовые производители не столько конкурируют, сколько взаимодополняют друг друга. Одни ставят в приоритет традиционные вкусы, другие способны быстро создавать и поддерживать микротенденции, которые задают биргики и которые впоследствии получают широкое распространение и среди массового потребителя.
Больше текстов о культуре, обществе и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Весь этот крафт: разбираемся в особенностях крафтовых продуктов
Мода на крафтовые продукты не проходит вот уже несколько лет. И хотя у большинства россиян слово «крафт» ассоцируется с пенным напитком, сваренным частными пивоварнями, на самом деле этот термин охватывает огромное количество самых разных продуктов — от открыток и бургеров до жевательной резинки. Так что же такое крафт: привлекательное слово из арсенала маркетологов или действительно уникальный товар?
Слово «крафт» — калька с английского языка, на котором craft означает «ремесло» или «умение». В русском языке оно вошло в обиход в последние лет десять: крафтовым продуктом называют любой товар, который производят кустарным путем, небольшими партиями. Вот и все: если вы начнете печь на кухне пирожки с яблоками и продавать их через Instagram, они тоже вполне могут называться крафтовыми.
Так почему же «крафт» так часто считают синонимом сваренного небольшими партиями пива? Дело в том, что в 1970-х годах в США произошла целая крафтовая революция: там начало развиваться домашнее пивоварение, часто экспериментальное, с использованием нестандартных рецептур и редких ингредиентов. Волна крафтовых напитков к началу 2010-х добралась и до России. В Москве, Санкт-Петербурге, а затем и других городах появились энтузиасты пивного дела, которые стали варить крафтовое пенное и открывать специализирующиеся на нем бары. Сегодня крафтовыми бывают и другие напитки: безалкогольное пиво, кофе и даже комбуча — чайный гриб. Главный принцип — чтобы продукт изготавливался не в промышленных масштабах, а небольшими партиями, когда можно контролировать каждую единицу товара.
Как показывает исследование, опубликованное в 2019 году Институтом общественного мнения, россияне любят крафтовые продукты и в целом позитивно относятся к «новым ремесленникам». Если верить опросу, 68% россиян хотя бы раз покупали товары ручной работы, а почти треть делала это неоднократно. Интересно, что в списке крафтовых покупок у мужчин лидирует алкоголь (52%), изделия из металла и дерева (27%), а у женщин — сувениры, открытки, печатные изделия (42%), косметика.
Сами производители объясняют высокий интерес ко всему штучному и уникальному тем, что покупатели устали от одинаковых товаров больших промышленных концернов, а еще стремятся поддержать локальный бизнес. Есть что-то особенное в том, чтобы зайти в небольшую кофейню на углу, где сотрудники сами обжаривают кофе или купить на ярмарке красиво упакованное мыло. Но мотивирует потребителей не только это. Большинство россиян, как показывает тот же опрос ИОМ, всего лишь хотят попробовать новые товары, которые сделали специально для них, — и часто покупают крафтовые продукты в подарок.
Интересно, что маркировка «крафтовый продкт» на упаковке не гарантирует высокого качества продукта. Даже наоборот: маленькое производство не всегда может обеспечить стабильное бесперебойное качество от партии к партии. Но если технологи действительно тщательно следят за всеми процессами, то крафтовые продукты и вправду могут оказаться более вкусными, натуральными, чем их промышленные конкуренты. При этом интересно, что с маркетинговой точки зрения слово «крафт» помогает лучше продавать товары. Двое из трех россиян, гласит опрос ИОМ, предпочтут именно ремесленный продукт, если увидят на полке магазина товары, одинаковые по стоимости и внешнему виду.
● Обручальные кольца. Бежать в ювелирный магазин за месяц до бракосочетания — прошлый век; сегодня жених и невеста все чаще придумывают уникальные кольца и заказывают их в специальных ателье. На основе идеи заказчика — авторской гравировки, узора, формы или выбранного материала — художник разрабатывает эскиз и трехмерный макет, а затем мастер изготавливает кольца. Придется планировать заранее: как правило, весь процесс занимает 4-5 недель.
● Жевательная резинка. Когда-то давно вся жвачка была крафтовой: ее изготавливали из смолки деревьев (скажем, в Сибири) или натурального каучука (в Мексике). Мексиканская версия, которую добывали из саподиллового дерева, называлась «чикль» — в 19 веке именно она применялась в качестве основы для изготовления жевательной резинки. Сегодня традиционные рецепты получили вторую жизнь: например, небольшая американская компания Chicza изготавливает органическую биоразлагаемую жевательную резинку из натурального сока саподиллы, сиропа агавы и экстрактов эфирных масел — мяты, лесных ягод, корицы.
● Пельмени и вареники. Продуктам, в изготовлении которых традиционно высока доля ручной работы, просто суждено было стать крафтовыми. Пельмени и вареники — как раз из таких: если хочешь красивый «гребешок» и тесто, которое не будет разлепляться при варке, покупай продукты ручной лепки. Крафтовые пельмени изготавливают в Подмосковье, Челябинской области, Твери и многих других городах России. Как правило, занимаются ими небольшие семейные предприятия, где продукты для начинки закупают у домашних хозяйств и следуют авторским рецептам. Будьте готовы к новым вкусам и расцветке пельменей: желтые — с куркумой, красные — со свекольным соком или паприкой, зеленые — со шпинатом.
● Мороженое. Крупные производители мороженого каждый год представляют новые вкусы, но не могут рисковать и предлагать что-то совсем экзотическое. Их продукция должна расходиться большими партиями и устраивать всех. А вот небольшие ремесленники, научившиеся делать это лакомство, могут экспериментировать сколько хотят. На гастрофестивалях в Москве уже представляли мороженое с бородинским хлебом, адыгейским сыром или белыми грибами. А в сети супермаркетов здорового питания можно найти, например, крафтовое мороженое с блинами и сметаной.
Новое слово: крафт
Как нас заманивают иллюзией уникальности
Как нас заманивают иллюзией уникальности
Слово «крафт» корнями уходит в английский язык — craft обозначает «ремесло» или «умение». В русский язык слово вошло как определение ремесленного дела в какой-либо области, когда товар производят небольшими партиями. При этом потребителям обещают лучшее качество и уникальность товара, так как небольшой объем производства позволяет контролировать каждую единицу товара.
Отсюда — крафтовое пиво из пивоварен в меню заведений, которое, как мы понимаем, создается на небольших частных пивоварнях, а его продажа ориентирована на небольшую аудиторию, а не на массовую розницу.
Отдельного упоминания заслуживает и крафт-бумага, широко используемая в полиграфии и упаковке товаров и подарков. По данным Википедии, так называют бумагу, производимую из древесины в процессе сульфатной варки. Последний процесс также известен как крафт-процесс, потому и бумага носит такое название. Ни о какой уникальности речи не идет.
Забавно, что в русском языке слово «крафтовый» зачастую приобретает значение эксклюзивности и исключительности предмета, к которому относится определение. Этим успешно пользуются маркетологи, легко меняя прилагательные «дизайнерский» и «эксклюзивный» на «крафтовый». Так появляются «крафтовый кофе», «крафтовый бургер» и другие «самоделки», цены на которые зачастую выше, чем у не крафтовых товаров.
Кстати, слово «крафт» или «крафтовый» в некоторых случаях может приобретать негативное значение. Например, словарь терминов онлайн-игры World of Warcraft говорит о том, что «крафтовый шмот» (то есть самодельный) «обычно всегда хуже того, что можно добыть в подземельях».
Kraftwerk
Kraftwerk – группа из Германии, играющая электронную музыку. Коллектив создали Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер в 1968 г. Слава к группе пришла уже в форме квартета (дополненная Вольфгангом Флюром и Карлом Бартосом).
В самом начале коллектив носил название «Organisation». При этом в основном парни играли инструментальную музыку в авангардном стиле. Кардинальные перемены принес с собой альбом «Autobahn», который изменил не только коллектив, но и мир музыки целиком. В своих песнях исполнители показали, на что могут быть способны синтезаторы. При этом композиции группы не совсем стандартные. К примеру, одноименная песня из альбома «Автомагистраль» длится более 20 минут.
После прорыва в 1974 г. творчество Kraftwerk становится не таким экспериментальным, а их композиции базируются на четких электронных ритм-структурах. Альбомы, вышедшие в 1975, 1977 и 1978 годах, сделали группу настолько знаменитой, что пару их альбомов даже выпустили на разных языках.
При этом влияние на мировую культуру продолжается. Группа Kraftwerk является создателем музыкального направления электро. В своих композициях они даже голос иногда создавали через генератор.
В середине 80-х годов выходят альбомы «Computer World» и «Electric Cafe», после чего следует длительный творческий перерыв.
В 1999 г. коллектив опять дает знать о себе, выпуская сингл «Expo 2000», звучащий несколько свежее, благодаря усовершенствованным технологиям. А после выпуска в 2003г. нового альбома, коллектив отправляется в тур по всему миру.
В 2009 г. после почти полвека сотрудничества Kraftwerk покинул Флориан Шнайдер.
В творческом активе группы 11 студийных и 1 концертный альбом, несколько десятков синглов. Также практически все участники выпустили свои сольные альбомы.
У нас можно бесплатно скачать и слушать онлайн песни Kraftwerk в mp3 формате. Здесь только лучшие композиции от мировых звезд!
«Крафтовый бизнес — это всегда эксперимент»: что, кроме пива, может быть крафтовым, и как работают «домашние» бизнесмены
Крафтовый бизнес сегодня — довольно обширный сектор предпринимательства. От малого бизнеса в широком смысле его отличает совсем «ламповая» одомашенность и почти всегда — сильная эмоциональная привязанность владельцев к своему продукту. Крафтовые бизнесмены, как правило, хотят не только получать прибыль, но и самовыражаться, ценя свободу творчества. Кто-то создаёт продукт на своей кухне, кто-то представляет его исключительно на фестивалях, а кто-то открывает магазины и школы, при этом оставаясь верным крафту. Сегодня такие предприятия всё больше заметны в столицах и интернет-пространстве: постепенно уютные кофейни затмевают «разливайки», а сделанные своими руками вещи — товары массового производства. «Диалог» пообщался с несколькими крафтовыми бизнесменами и узнал, как запустить своё дело, развить его и жить с этим. И что вообще ждёт крафт любого рода на российской почве.
Этим материалом мы продолжаем наш партнёрский спецпроект о крафтовом пиве (и на этот раз не только о нём) с St.Petersburg CRAFT EVENT. Кстати, сейчас мы проводим «ВКонтакте» розыгрыш билетов на фестиваль!
фото с сайта pixabay.com
«Идейно вдохновлённый бизнес»
«На мой взгляд, крафтовый бизнес – это бизнес, которым управляет и владеет идейно вдохновленный основатель, не привлекающий огромные инвестиции, не купивший, пока что, огромный джип. Это бизнес, в котором реализация идеи имеет преимущество над деньгами. Ничего нового: нужны идея, капитал и время. И в каждом из этих пунктов могут возникнуть трудности», — рассказывает создатель необычного стрит-фуда, шавермы в чиабатте BIGA, Сергей Карпов.
Шоколатье Цвета Волошенюк из мастерской Carpe Diem считает, что в любом другом виде бизнеса есть определённый механизм, определённая рецептура, а крафт — это всегда эксперимент. «Крафтовый бизнес — это самовыражение», — утверждает она. — «Чаще всего он выражает взгляды самих основателей, продукт отражает пристрастия, некую направленность самого владельца».
«Я думаю, что основная отличительная черта крафтового пивоваренного бизнеса — это, прежде всего, то, что бизнеса в нём меньше, чем пивоварения», — рассказывает владелец микро-пивоварни Green Basement Brewery Дмитрий Бобылёв. — «Речь не о том, что в нём не заработать, а о том, что главным здесь является именно производство качественного, разнообразного, необычного, в каких-то случаях — экспериментального — пива. При этом не надо уговаривать и убеждать совет директоров в правильности тех или иных решений, поскольку часто владелец и пивовар — одно и то же лицо».
«Это дело моей жизни, моей души, моего сердца»
Три года назад Сергей Карпов из BIGA абсолютно случайно решил принять участие в «ресторанном дне». Тогда он с друзьями накупил батонов, взял у знакомых гриль и поехал готовить. Идея с шавермой в батоне тогда была взята из его родного Волгограда, где в студенчестве Сергей часто ел такое блюдо. Позже батон сменила чиабатта, а сам рецепт был пересмотрен. Работая над вопросом качества, друзья убрали из процесса приготовления все слабые звенья, начали брать проверенных ресторанных поставщиков, изменили процесс приготовления курицы — отказались от вертела, начали её мариновать и готовить по технологии «су-вид». Сейчас у проекта BIGA нет постоянного места, его участники готовят шаверму на фестивалях. Но это не из-за экономии, а потому что команда только-только начала искать место более обдуманно.
«До этого мы всерьёз не относились к открытию точки и это был для нас просто фестивальный фан. После прошлого сезона мы решили, что пришло наше время. Уверен, этим летом мы откроем первую BIGA в Питере. Активно переводим наше хобби в бизнес», — рассказывает Сергей.
Когда Цвета Волошенюк из Carpe Diem начинала заниматься приготовлением домашнего полезного шоколада без сахара, то воспринимала это как опыты на своей кухне и кормила своих друзей и коллег, параллельно работая на телевидении. Коллеги, оценившие её шоколад по достоинству, и подтолкнули девушку на развитие бизнеса. Они посоветовали монетизировать «шоколадную» деятельность.
«В то же время было принято решение, что пора уходить с работы, потому что шоколад стал занимать слишком много времени. Я понимала, что нужно делать выбор в сторону моего дела. Чтобы развиваться и расти дальше. Это было для меня больше для веселья, для личных интересов, потому что мне нравилось употреблять в пищу здоровые натуральные продукты, нравилось знать, из чего они сделаны», — рассказывает мастерица. Для приготовления шоколада на начальных этапах, по словам Цветы, хватает собственной кухни. Понадобятся плита, кастрюля, холодильник, формы для льда или самодельные формы из фольги. Только со временем у неё появилось специальное оборудование, а в меню её мастерской появился необычный шоколад с добавлением сыра. Сейчас ей уже не хватает времени на то, чтобы постоянно самой заниматься новыми рецептурами, новыми идеями, общением с поставщиками и клиентами, проведением мастер-классов и изготовлением, поэтому она нашла помощницу.
«Это дело стало для меня, язык не поворачивается сказать — работой. Это дело моей жизни, моей души, моего сердца. К счастью, у меня получилось найти достаточно единомышленников, которые так же горят этим делом. Ещё у нас есть Школа шоколатье, в которой каждый желающий может научиться готовить шоколад дома», — рассказывает Цвета.
«В нашей мастерской каждый мастер — дизайнер, но всё же каждый занимается своим делом. Мастер раскрашивает значки, дизайнер создает макеты», — делится своим опытом Арина Козырева из мастерской деревянных аксессуаров Prosto Woods. Работе с деревом, по её словам, научиться очень легко, как и большинству любых других вещей: от вязания и макраме до сварки — было бы желание.
«Материалы мы искали, закупали методом проб и ошибок. Сперва закупали у первого попавшегося поставщика. Конечно, цена не соответствовала качеству, что сподвигло нас на поиски других поставщиков. История избитая. Кто ищет, тот всегда найдет», — заключает она.
Познакомиться с пабами и крафтом Александру Петрову из крафтового пивного бара TOP HOPS помогли частые поездки в Лондон. «Мне по работе приходилось частенько выбираться в Великобританию, где я погружался в атмосферу лондонских пабов. Там же впервые познакомился с американскими пейл элями, и это была любовь с первого взгляда. А вообще гастрономический интерес к алкогольным напиткам испытываю долгие годы. Начинал с винных дегустаций, потом не один год знакомился с виски, читал книги, смотрел документальные фильмы», — говорит он.
Однако бар TOP HOPS — это не только «про пиво». Концепция заведения базируется на «трёх китах»: широкий выбор пива — аутентичная мексиканская кухня — соул-музыка в различных своих проявлениях.
«Мексиканская кухня появилась потому, что у одного из учредителей родственные связи в Мексике, а ещё потому что она очень яркая с точки зрения палитры вкусов и внешнего вида. В нашем сером климате именно такой яркости не хватает», — добавляет Александр.
Музыкальная направленность заведения проявляется во всём, начиная с оформления (на стенах портреты известных джазовых и соул-музыкантов, выполненные Ингой Гурвич) и заканчивая регулярными диджей-сетами от ведущих российских и зарубежных коллекционеров соул-музыки. Создатель заведения и сам является музыкантом и коллекционером винила с 15-летним стажем.
«Наше первое заведение располагалось в Сапёрном переулке. Однако там мы не смогли воплотить в жизнь все наши амбиции. Возникли проблемы с соседями, как это бывает во многих барах, расположенных в жилых зданиях исторического центра. Мы проработали там год и поняли, что надо искать другое пристанище, если хотим развиваться. Заведение на Фонтанке стало для нас большим шагом вперёд во всех отношениях: и с точки зрения «начинки», и с точки зрения вложенных средств и усилий». На сегодняшний день бренду TOP HOPS уже три года.
«Как только я найду такую нишу, которая ещё не занята, — стану миллионером»
«Сейчас крафтовый бизнес в России и Петербурге набирает обороты. Когда я начала заниматься шоколадом, в 2015 году, — это было не так распространено. Сейчас много успешных крафтовых компаний, которые производят именно шоколад, веганские сладости, распространён сегмент сыроварен, фермерские хозяйства, производства молочных продуктов, йогуртов. Конкуренция здесь присутствует», — говорит Цвета, но, как показывает её опыт, на каждый товар есть свой потребитель и своя аудитория. «Мы дружим со многими крафтовыми шоколатье и не чувствуем уменьшения своей аудитории, делимся рецептами, с нами делятся рецептами. Хотели бы открыть свой магазин. Даже салон шоколада, который бы включал в себя бутик и даже музей шоколада, где бы были представлены какао-бобы, какао-плоды, все изначальные ингредиенты, чтобы люди, приходя туда, имели представление, как шоколад готовится, как он попадает к ним на стол. Мы бы рассказывали об истории шоколада, это очень интересная тема», — заключает шоколатье.
«В Питере круто двигается кондитерка и несетевые проекты пекарен, безглютеновые продукты заквасочные, без сахара, вообще любые! Много керамики и гончарки очень красивой, но очень дорогой», — считает Сергей Карпов. По его мнению, конкуренции у всех хватает, потому что уровень входа в такие виды деятельности достаточно низкий и каждый может рискнуть. «Как только я найду такую нишу, которая ещё не занята, я стану миллионером и напишу об этом книгу», — шутит Сергей.
Дмитрий Бобылёв считает, что перспективы развития крафта в Петербурге и России туманны и в большей степени связаны с тем, какие шаги будет предпринимать государство, как в части регулирования производства пива, так и рынка в целом. «Так, вместо совершенствования системы взаимодействия между государством и производителями пива, оптимизации и упрощения документооборота, поддержки малых пивоваров, государство выступает с инициативами о лицензировании производства, маркировки пивоваренной продукции и запрете ИП заниматься продажей пива. Все эти инициативы не решают существующих проблем пивоваров, а только создают новые», — говорит пивовар. Несмотря на то, что в России крафтовому пивному рынку ещё есть, куда расти, он полагает, что в ближайшем обозримом будущем он вряд ли полностью сменит привычный: «Во-первых, это не самоцель, во-вторых, массовый потребитель как пил «традиционные» сорта пива, так и пьёт, плюс крупные производители так или иначе подстраиваются под изменения потребительского рынка и выпускают собственные «крафтовые» сорта пива».
Александр Петров отмечает, что за последние несколько лет российская крафтовая индустрия в пивной отрасли прорвалась вперёд семимильными шагами. «Российские пивоварни за последние лет шесть проделали, пожалуй, такой же путь, как американские — за 20. У них так называемая «крафтовая революция» началась ещё в 80-е, и сегодня рынок является высокоразвитым и высококонкурентным. На полках в любом супермаркете — сотни, если не тысячи бутылок выставлены. Активно идут процессы слияния и поглощения. Крупные компании начинают выпускать «околокрафтовые» линейки или открывают под это отдельные подразделения. Этот тренд можно наблюдать и в Америке, и в Европе. С другой стороны, и «крафтовые» пивовары не зацикливаются на специфичных сортах для биргиков и начинают выпускать более «народное» пиво. Это движение, в некотором роде, навстречу друг другу. В России эти тенденции ещё не настолько ярко выражены, но недавние сделки в дистрибьюторском направлении уже продемонстрировали определённую зрелость российского пивного рынка и предпосылки для появления крупных игроков», — утверждает он.
Подготовил Егор Щербота / ИА «Диалог»