Конспект урока что такое деньги 3 класс школа россии
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Что такое деньги»
Конспект урока по Окружающему миру для 3 класса
Тема урока «Что такое деньги?»
Составила: Архипова Полина Викторовна
Цель урока: формирование у младшего школьника, что является сущностью денег.
Задачи: 1. Образовательные
Дать определение понятиям «деньги», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «цена товара», «заработная плата», «сбережения»
Познакомить с историей возникновения денег
Знать виды денег и денежные единицы
Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор обучающихся, уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения
Личностные: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, бережно относиться к материальным ценностям, принятие российской гражданской идентичности;
Метапредметные: освоение личностной рефлексии, использование речевых средств, умение слушать собеседника и вести диалог
Проверьте у каждого на столах должно быть дневник, учебник, тетрадь и листочек – 2 минуты
Сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. Для того, чтобы узнать это понятие и определить тему сегодняшнего урока отгадайте загадку:
Мы у каждого живем
В гости по рукам идем
Даже есть мы в деревеньке,
А зовемся кратко … (Деньги)
Сейчас мы посмотрим небольшое видео, а потом обсудим его, слушайте внимательно.
1. Чем занимались люди в давние времена?
2. Какие сложности возникали при обмене?
3. Что использовалось для упрощения обмена?
4. Были ли удобные эти предметы?
5. Что нашли люди в виде идеальной единицы обмена?
Меняли еду на одежду, различные предметы быта на домашних животных
Как называется этот обмен, в учебнике на стр.66 прочитаем
Не устраивает предмет обмена, то кол-во, было трудно договориться
Стали использовать ракушки, кости животных, камушки и даже свиные хвостики и перья фламинго.
Нет, они портились со временем или были слишком тяжелы или сложно хранить
Кусочки ценных металлов, потом научились чеканить монеты
Чеканить – изготовлять из металла, выбивать узоры
На стр. 67 прочитаем другой способ обмена. Начинается со слов … другой способ обмена
Для того, чтобы закрепить, чем отличается бартер от купли-продажи, на слайде изображено несколько картинок, скажите, к каким картинкам относится бартер, а к каким купля-продажа (1,5-К-П; 2,3,4-Б.)
А какие виды денег существуют? (монеты-железные и банкноты-бумажные);
Как называются бумажные? (Банкноты)
А вы знаете, что изображено на банкноте (города и их достопримечательности)
Сейчас нам девочки расскажут, что же изображено: какой город и какие достопримечательности ( Приложение 1).
А кто-нибудь из вас был в этих городах?
Сейчас вам ИМЯ раздаст монеты, и мы их подробно рассмотрим.
А пока он раздает, скажите, вот у каждой монеты есть 2 стороны. Как они называются? (орел и решка, аверс и реверс)
Правильно, а как еще могут называться, обратите внимание 2 стороны, про стороны мы с вами уже говорили в банкнотах (лицевая и обратная)
Теперь давайте посмотрим на монету. У вас у каждого она есть? А у меня на слайде. Как вы думаете, какая из них лицевая и обратная? (Варианты)
Знаете, когда я училась в школе, я тоже так думала, но на самом деле:
( лицевая – на ней может быть изображен герб, портрет или другой рисунок;
обратная – на ней указан номинал монеты, т.е. ее достоинство)
Также у монеты есть легенда – это все надписи на монете
Мы с вами говорим 10р.,50р.,100р., и т.д., а что же такое это рубль? Чем рубль является в нашей стране (не знаете? На странице 67 последний абзац прочитайте)
А в других странах тоже денежной единицей является рубль? Какие знаете?
У вас на столе лежит листочек, возьмите его, посмотрите, там изображены монеты разных стран. Вы, работая в парах, напиши где лицевая, обратная сторона и какой номинал монеты. ( Приложение 2 )
Давайте сравним (решение на презентации)
Теперь эти листочки мне сдаем и берем тест. Каждый должен сопоставить страну и название денег, которыми там пользуются ( Приложение 3 ).
Я вижу, что многие уже закончили, поэтому, кто сделал, сдаем работы
Ребята, а за что получают деньги? (за работу)
Как называются полученные деньги за работу? (зарплата – это сокращено, а полностью заработная плата, т.е деньги получил за работу)
Что можно сделать с заработанными деньгами? (сходить в магазин, купить…)
Всегда люди тратят деньги? Они могут их отложить на будущее, сберечь? Как процесс называется? (Копить, сохранить)
Давайте прочитаем в учебнике, как же называется этот процесс на стр. 68 2 абзац сверху.
И в завершении продолжите эти 4 высказывания
А еще я бы хотела вам кое-что показать. У меня мама собирает монеты, вот они в специальном альбомчике, на переменке можете посмотреть. Мама у меня нумизмат. А если вы хотите узнать, что это обозначает, то в учебнике, после темы, можете найти информацию.
Пятидесятирублевая банкнота – На ней изображение города Санкт- Петербург. Лицевая сторона изображает Ростральную колонну (ее основание) с женской фигурой на троне (символом реки Нева). За колонной видна Петропавловская крепость. Изображение обратной стороны представлено бывшей биржей на набережной.
Сторублевая банкнота – На ней изображение города Москва. На лицевой стороне изображен Аполлон с колесницей. Эта скульптура находится на фронтоне Большого театра. Обратную сторону посвятили зданию самого Большого театра и Театральной площади перед ним.
Пятитысячная рублевая банкнота – На ней изображен город Хабаровск. На лицевой части можно видеть набережную города и памятник Муравьеву-Амурскому
(в 17 веке более 300 лет назад это был генерал-губернатор Восточной Сибири). Изображением на обратной стороне служит мост на реке Амур длиной 2700 метров. Сегодня в обороте самая крупная российская купюра.
Задание: Напишите название стороны (лицевая или обратная) под каждой монетой, в кружочке укажите номинал монеты
____________________ ________________ _________________ _________________
(Азербайджан) (Китайская Народная Республика)
___________________ _______________ _________________ ___________________
(Албания) (Доминиканская Республика)
___________________ ________________ ________________ ___________________
___________________ _______________ _________________ _________________
Задание: Соединить страну и её денежную единицу (в распечатанном виде без цифр)
Урок изучения нового материала»Что такое деньги», 3 класс, Школа России, Плешаков А.А.
Технологическая карта урока окружающего мира
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Создать на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
— формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-познакомить с ролью денег в экономике.
— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;
— учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена.
— учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности;
— слушать и понимать речь других.
Урок изучения нового материала.
Формы организации урока :
Индивидуальная, в парах.
Абдрафикова Нурзима Рамиловна, МКОУ «ООШ № 23» г.Миасс, учитель начальных классов
Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте дорогие мои ребята. Самое удивительное явление в мире, это человеческая доброта. Так давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Улыбнулись друг другу. А теперь подарите улыбки нашим гостям. Молодцы.
А сейчас проверь дружок
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка, тетрадка
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Актуализация знаний учащихся.
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность)
— Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.
— Я читаю вам предложения, если вы согласны ставите плюс, а если нет то минус.
1) Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. +
2) Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. +
3) Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. –
4) Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. +
5) Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. –
6) Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. +
— Побудьте в роли учителя. Поставьте соответствующую оценку себе.
Молодцы. Продолжаем работать дальше.
Формулирование темы урока, постановка цели
— Введение в новую тему:
— Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)
— Вспомните первые строки этого произведения.
Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.
— Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)
-Что значит купила? ( Заплатила деньги.)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)
Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 3)
Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.
-Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо?
-Что бы вы хотели узнать о деньгах?
-Итак, какие же цели поставим перед собой на уроке? (Надписи на доске)
Цель: Сегодня на уроке мы с вами…..
*Узнаем… (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.)
*Познакомимся… со способами обмена.
-У вас на желтых листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №4)
1)Способы приобретения товара
2) Что такое деньги. История их возникновения.
-Вы согласны работать по этому плану? Отлично.
«Открытие» детьми нового знания
Работа со словарями
Сообщение «История денег»
-Переходим к первому пункту нашего плана:
-Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары.
-И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства.
(достаю конфеты, лак для волос, машинку, стиральный порошок,
-Вова, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров.
-Что бы ты хотел приобрести? Приобретай.
-Какая трудность у тебя возникла? (нет денег)
-А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты.
-Давай попробуем обменяться. (обмениваемся)
-Ты получил, что хотел? Как ты это сделал? (произвёл обмен)
Вывод: Вова обменял товар, который у него был, на товар, который ему нужен. Изобразим это в виде схемы:
— как вы думаете, легко ли было договариваться древним людям? обмениваться было очень сложно. ведь ценность вещей и продуктов разная. она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт.
Сейчас я изменю условия игры.
— Катя, выходи ко мне.
(Кате выдаются деньги, на каждый товар указывается цена)
-Что бы ты хотела приобрести?
-Что ты можешь для этого сделать? ( заплатить)
— Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар? (указана цена)
-А что такое цена? (стоимость товара)
-Ты получила тот товар, который хотела? (да)
-Как ты это сделала? (заплатила за него деньги)
-Итак, ты отдала деньги, а получила товар.
Изобразим это в виде схемы:
— Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.)
ОБМЕН
ТОВАР ТОВАР ДЕНЬГИ ТОВАР
— Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике)
-Прочитайте информацию в учебнике на стр. 68-69 и найдите, как называются такие способы обмена товара.
-Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер)
-Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа)
— Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.
Бартер – это прямой обмен товарами.
Что такое Купля – Продажа?
-Прекрасно, мы познакомились с двумя новыми понятиями.
-Как вы думаете, какой обмен удобнее? (Купля – продажа.) Чем?
— Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)
-Это музыка зовет нас на ярмарку. У вас на партах у кого-то картина денег, у кого-то товар.
Алиса у тебя картошка, а у Толи земляника что ты сделаешь? Какой обмен совершила?
У Васи деньги. А у Вовы машина что ты сделаешь? Какой это у тебя обмен?
Вывод: Итак, вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы 1 пункт? (да)
Переходим ко второму пункту нашего плана.
-Что нам предстоит узнать? ( что такое деньги)
-В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова.
-А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова.
-А вот историю денег нам расскажет Василий, а вы внимательно слушаете.
Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей)
Гончары меняли горшки и кувшины. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи.
Слайды 8 Одними из первых денег, которые хоть отвечали требованиям, были раковины каури- моллюсков, добывающихся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы
Слайд 10 На Руси существовала обменная монета- серебряная гривна-брусок (кусочки металла, разной формы). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Такую половину называли рубль. гораздо позже стали выпускать копейки- монеты, на которых был изображен всадник с копьем, оттуда и название копейка.
Слайд № 11 Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди- подешевле, из серебра- подороже, а из золота- самые дорогие.
— Какой недостаток был у металлических денег? (Чтобы денег было носить с собой, тяжелы и занимают много места). Богатым купцам которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой количество золотых монет. как не прясь, а разбойники не спали. и тогда золото передавали на хранение в банк, а вместо этого с собой брали бумажные расписки. так появились бумажные деньги.
-Что же придумали люди, как вы думает?
Слайд № 12 (Бумажные деньги)
— А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
Бумажные деньги впервые появились в Китае. (Слайд №13)
С течением времени банкноты менялись.
Вот так они выглядели в советские времена (Слайд № 14)
Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №15)
— как называются в других странах денежные единицы? Слайд 17
Вывод : Ну что, выполнили ли мы второй пункт нашего плана?
-Давайте подытожим всё вышесказанное:
-Что служило деньгами в древности?(Раковины каури- малюски)
-Где появились первые бумажные деньги? (в Китаи)
-Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка)
— Кто вспомнит, почему у рубля такие названия? (рубль т к раньше серебряные слитки гривны рубили если нужно было заплатить половину)
-У копейки копейка –( т. к. на ней изображён всадник с копьём)
Отлично! Вы здорово потрудились, предлагаю немного отдохнуть.
Музыкальная физминутка «Лучший друг»
У нас остался последний пункт нашего плана. Сейчас нам предстоит исследовательская работа.
-Как вы думаете, откуда берутся деньги?
А вы знаете, где печатают деньги и отливают монеты? (Слайд 18) (Монетный Двор.)
Процесс изготовления денег очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
— Скажите, а можем ли мы с вами сами напечатать деньги, например, на цветном принтере?
-Нет, конечно. За подделку денежных средств существует статья
Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.
Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах
Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. Для этого вам поможет план исследования.
1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты или “решка”.
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
5. У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты.
— Рассмотрите внимательно современные российские монеты
-Какую информацию мы можем прочитать на монетах?
-Что ещё указано на монетах? (Год выпуска)
-Что изображено на монетах? (Герб)
-Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл»)
-Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка»)
-Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..)
Надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».
Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты. Проверка ( Слайд 19 )
Вывод: Скажите пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана? Давайте подведём итог:
-Как называются денежные единицы нашей страны?
-Где печатают деньги?
— Что изображено на лицевой стороне монеты?
-Какие способы защиты денег от подделок вы запомни
Урок по окружающему миру 3 класс «Что такое деньги» Школа России
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Открытый урок по окружающему миру
Выполнила учитель начальных классов
Ценности, положенные в структуру урока:
1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
— осознание ответственности человека за благосостояние общества;
— уважение истории и культуры каждого народа.
— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
— критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Урок способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в парах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
В результате изучения окружающего мира ученик должен :
— государственную символику России; нумизматику, основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
— удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
— показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах;
— объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.
Цели учеников / Результаты обучения:
Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «бартер», «Купля – продажа», «цена», «зарплата», «сбережения», «покупка товаров».
Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Место урока в разделе школьной программы.
Фрагмент тематического планирования:
Раздел 5: «Чему учит экономика».
Для чего нужна экономика. 1ч.
Три кита экономики 1ч.
Полезные ископаемые. 1ч.
Какая бывает промышленность 1ч.
Что такое деньги 1ч.
Государственный бюджет 1ч
Семейный бюджет 1ч.
Экономика и экология 1ч.
Тема: «Что такое деньги?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
— формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления
— познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями. Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в парах, с учебником и рабочей тетрадью.
— развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
— воспитывать уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
— в процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.
— вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.
— через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления
— развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач.
— развивать диалогическую речь учащихся.
— способствовать развитию памяти, внимания учащихся.
— продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи.
— с овершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека
— способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет.
— поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа в паре, самостоятельная работа.
Виды деятельности и формы работы :
индивидуальная работа на местах – карточки;
Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.
Оборудование : компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, учебник Окружающий мир 3 класс2 часть (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка – у каждого ученика; презентация на тему «Что такое деньги?»; карточки для индивидуальной работы, работы в паре; кроссворд; коллекция монет; проверочные тесты у каждого ученика на тему: «Что такое деньги?»;
I . Организационный момент.
— Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
— Посмотрите в окно какой сегодня солнечный денёк, а солнышко всегда вызывает радостное настроение и улыбки.
— Давайте улыбнёмся друг другу, и с такими радостными и приветливыми лицами начнём наш урок.
— Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? ( экономика )
Экономика! Она интересна и важна,
Чтоб доходы посчитать
И расходы рассчитать
Выбор сделать, если нужно.
И купить товары дружно,
Если качество у них
Как продать и где купить,
Чтобы прибыль получить
И, чтоб жизнь была не в тягость,
И дарила людям радость.
— Мы уже получили достаточно много экономических знаний. Я предлагаю вам проверить себя!
(Все что нужно человеку для жизни называются потребностям)
Работа по карточкам.
— Перед вами предметы. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют и соедините стрелками.
А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища.
Б. Книга, школа, библиотека, институт – образование.
В. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье.
Д. Сок, вода, чай – жажда.
Е. Кровать, подушка, одеяло – сон.
Ж. Печь, камин, батарея, костер – тепло.
К. Газеты, книги, радио, телевизор – информация.
III . Введение в новую тему .
-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?
— На этот вопрос мы ответим, после того как отгадаем кроссворд, и прочитаем выделенное слово.
1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров . (Труд)
2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло. (Песок)
3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани. (Лён)
4. Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит
Дом зимой наш согревает ( Уголь)
5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуга)
6. Прочная горная порода, используемая в строительстве. (Гранит)
— Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
— Прочитайте слово, которое получилось по вертикали? (Деньги)
— Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся)
— Ребята давайте вместе подумаем и скажем, какова тема нашего сегодняшнего урока.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. (Слайд 1)
— Сегодня на уроке мы должны понять, что такое деньги, и какова их роль в экономике.
— Откроем свои учебники, и найдём тему сегодняшнего урока. (с. 66)
— Кто из вас может сказать, что такое деньги?
— Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?
– как появились деньги?
– какими были первые деньги?
— Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
— Каков же главный вопрос? ( ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?)
— Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? (ответы обучающихся)
— Для того что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4)
— Каково их значение?
IV . Работа над новой темой.
а) Значение денег. Способы обмена. (Слайд 5)
— Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.
— Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
— Такой вид обмена называется бартер (Слайд 6)
( Это прямой обмен одних товаров на другие.)
— Кажется, все просто и удобно.
Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Яны есть груша, а она хочет апельсин.
У Леры есть апельсин, а хочет он яблоко.
У Оли есть яблоко, а хочет он грушу.
— Как быть? (Решение экономической задачи)
— Согласитесь, что это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.
— А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно.
— Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.
— Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа. (Слайд 7)
( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги
— Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
— Какие бывают способы обмена? (Слайд 8) ( бартер и купля – продажа )
б) Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»
— С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.
— Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.
«Сказка о петушке и бобовом зернышке».
«Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку» ( бартер )
«Сказка о мужике-бедняке».
«Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…» ( Купля – продажа)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«По щучьему велению»
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась. (Бартер)
– Речка–матушка, спрячь меня!
– Съешь моего киселя!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)
Проверка . – А теперь проверим, как вы справились с этим заданием .
Учитель: Мы сейчас вспомним русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?
Что делала курочка чтобы спасти петушка?
Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?
Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.
Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.
Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.
Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?
Учитель: А тот, у кого товар?
Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?
Дети: Он может купить то, что ему нужно.
Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?
Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.
Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар
— А как мы узнаем, на какое количество денег можно обменять тот или иной товар? ( Смотрим на цену ) (Слайд 13)
— В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. Как вы думаете, от чего зависит цена товара? ( Если затраты на изготовление товара большие, то цена больше)
_ Ребята, как вы думаете, всегда ли существовали деньги?
— Что бы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим видео.
— Какие бывают деньги? (бумажные и металлические, электронные и пластиковые карты)
5. Физкультминутка (Слайд 15)
Руки поднять вверх, встать на носки.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Наклониться вперед, руками достать пол.
Руки в стороны развел,
Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.
Ключик вовсе не нашел.
Поворот головой влево, вправо — 2 раза.
Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.
Стать на носки, руки поднять вверх
6. Продолжение работы по теме урока
— Всегда ли существовали деньги? (Доклады детей)
— Давайте вспомним что вам было задано на дом? (Подготовить сообщения о деньгах)
2 уч –ся (Слайд 17 – 18)
Самыми удобными деньгами оказались металлические . Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить деньги (разбойники и грабители легко его находили). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки.
На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.
Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.
Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег — тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.
3 уч – ся (Презентация подготовленная учеником)
Рубль на Руси появился не сразу. Сначала использовали заграничные монеты, а потом стали чеканить свои – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). От слова «рубить» и появилось современное название РУБЛЬ.
Бумажные банкноты на Руси появились значительно позже и понемногу начали вытеснять своих металлических собратьев, так как были дешевле по производству и удобнее в обороте.
В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. А называются они, как и много лет назад – КОПЕЙКА и РУБЛЬ.
Бумажные купюры выпускаются разного достоинства, на них изображены достопримечательности нашей страны и известные личности.
На бумажных знаках РФ изображены:
10 руб. – мост через Енисей в Красноярске;
на 50 руб.- скульптура Ростральной колонны в Петербурге;
на 100 руб. – Большой театр в Москве;
на 500 руб. – памятник Петру 1 в Архангельске;
на 1000 руб. – памятник Ярославу Мудрому в Ярославле;
на 5000 руб. – памятник Муравьеву-Амурскому в Хабаровске.
Деньги других государств называют валютой.
В разных странах сейчас используются различные денежные единицы.
Назовите основные денежные единицы.
(Доклад о долларе) ( Слайд 20)
д) Практическая работа (по учебнику и рабочей тетради, работа в паре)
— А сейчас у нас есть возможность изучить современные российские монеты.
— Давайте откроем учебники и найдём практическую работу на с. 68 учебника.
— Найдём эту практическую работу в рабочей тетради.
— Прочитаем тему, цель практической работы.
(У каждого на партах монеты достоинством рубль и копейка). (Слайд 21)
— Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ,
это есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, …
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – «АВЕРС» или «орел».
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ».
— Но человек может отложить часть денег на будущее, т.е. сберечь. Это сбережения.
— Как вы думаете, с какой целью человек откладывает деньги? (Чтобы приобрести дорогую покупку, накопить на что-нибудь).
— Послушайте стихотворение Владимира Орлова «Что нельзя купить».
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Дом, одежду и завод,
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
— Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей)
— Как надо относиться к природе?
V Итог урока (Слайд 25)
— А теперь сосредоточьтесь и заполните карточки.
(Деньги)____- особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит _____ (обмен товарами).
Есть два способа обмена: _____ (бартер и купля – продажа).
Стоимость товара указывает ____(цена).
В качестве оплаты за работу получают ____(зарплату)
Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения).
VI Домашнее задание (Слайд 26)
Подобрать пословицы о деньгах.
Нарисовать свою денежную единицу и написать о ней сочинение.
Прикрепите к солнышку лучики:
Если вам не очень понравился сегодняшний урок или у вас что-то не получилось, приклейте оранжевый лучик;
Если вам сегодня на уроке ничего не понравилось, приклейте красный лучик.