Конспект урока 5 класс что такое речь русский язык разумовская
Конспект урока 5 класс что такое речь русский язык разумовская
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока 5 класс что такое речь русский язык разумовская
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока 5 класс что такое речь русский язык разумовская
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»
Технологическая карта урока русского языка
Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.
Тип урока: открытие нового знания
обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
— поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
План проведения урока:
Проблемное объяснение нового знания.
Итог урока (рефлексия).
I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Улыбнулись друг другу
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Проверка дом. задания.
Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.
III .Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.
– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):
– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);
– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:
ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)
ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)
– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;
– особенность русского языка заключается в том, что он служит:
между людьми русской национальности
между людьми разных национальностей
между народами разных государств
А как вы общаетесь?
Учащиеся дают ответы
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.
Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : владеют грамотной письменной речью.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
V. Работа по учебнику.
2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.
Вопросы для обсуждения:
– При каких условиях речевое общение состоится?
– В каком случае речевое общение становится невозможным?
– Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:
– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(,
,
;
,
) и т. д.;
– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);
– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);
– орфоэпические средства ( метр [м ‘ э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);
– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).
2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:
3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.
– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.
– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.
– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.
– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».
Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»
Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»
Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»
Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».
Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.
Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.
Объясняют значение слова.
Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Проверяют и оценивают.
Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят
— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства
орфоэпические средства орфоэпические средства
Оценивают свою работу.
Объясняют, как меняется смысл сообщения
Объясняют значение слова
Высказывают своё мнение
Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;
Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VI. Комментирование домашнего задания.
Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.
Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская
Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»
Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.
Тип: изучение нового материала
Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.
*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.
*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.
*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах
*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности
Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.
Ознакомление с требованиями на уроках ря.
Приветствие учителя. Знакомство.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»
Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.
*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать
Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.
* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)
*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык
*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст
* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?
Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.
*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.
3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.
*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.
*делают вывод о роли языка в жизни человека.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения
Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тип: изучение нового материала
Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире
обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
научиться работать с лингвистическим текстом.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я.
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой привычный русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, звонкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря «великим и могучим»
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Просит подумать, о чем это стихотворение
* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.
*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке
Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать
2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.
3. Язык позволяет людям жить в обществе
4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
Постановка учебной задачи
*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.
— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?
*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.
-Что называется эпиграфом?
*2-3 учащихся отвечают
*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.
Отвечают на вопрос, аргументируют
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?
— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?
— Докажите, что вы правильно выполнили задание.
— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?
Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.
Записывают в тетрадь.
К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.
Проверка работ с объяснением.
Знать значение слова, правописание.
Развитие учебно-языковых и орфографических умений
В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)
— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.
— Работаем с первыми двумя словами.
— Чему учат такие задания?
Отвечают на вопрос.
О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?
— Откройте упр. 8, прочитайте задание.
— Какие вопросы у вас возникли?
— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?
Ответы: о роли языка
Чтобы помнить орфограммы.
Язык наш прекрасный –
То мощный и страстный,
В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.
И рассказы, и сказки.
Люби и храни наш великий язык.
*Объясните, как вы понимаете стихотворение
*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Упр7., закончить зсп-1
Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Тип: Урок «открытия» нового знания.
Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).
обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.
развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку
Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.
*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з
1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».
*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?
1. Пример для обсуждения.
Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!
Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».
«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!
А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.
– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.
– Вон там, в море! Идем, я покажу!
Так речь наконец-то состоялась.
2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)
Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)
Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)
Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)
*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.