Консолидированные счета фактуры что это
Когда можно выставлять сводные счета-фактуры?
В случае, если по договору поставки фирма обязана ежедневно поставлять товар одному и тому же покупателю в течение длительного срока, она вправе выставить сводный счет-фактуру.
Особенности выставления сводных счетов-фактур
По общему правилу счета-фактуры надо выставлять не позднее 5 дней со дня отгрузки товара или со дня получения сумм предоплаты за товар.
Однако, когда речь идет о договоре с многократными ежедневными поставками товара одному и тому же покупателю, вы вправе выставить сводный счет-фактуру.
Сводный счет-фактуру можно выставлять, если отгружаете скоропортящиеся продукты питания, например, хлеб. Либо по договорам поставки электроэнергии, нефти, газа, услуг связи, банковских услуг.
В таких случаях вместо составления счетов-фактур на каждую поставку, оформите один счет-фактуру на весь товар, который отгрузили за месяц. Выставить такой счет-фактуру нужно не позднее 5-го числа следующего месяца.
На это обратила внимание ФНС в письме от 16.03.2021 г. № СД-18-3/446. Напомним, что ранее такой же точки зрения придерживался и Минфинв письме от 13.09.2018 № 03-07-11/65642.
Этот порядок выставления счетов-фактур отразите в учетной политике.
При этом чиновники ведомства полагают, что сводный счет-фактуру можно выставлять не только при продаже скоропортящихся товаров либо сырьевой продукции, но и на реализацию любых иных товаров, работ, услуг и имущественных прав.
Сводный счет-фактура на предоплату
Составлять сводные счета-фактуры на сумму предоплаты, также возможно.
В этом случае, по мнению ФНС, сводные счета-фактуры по предоплате в счет предстоящей отгрузке товаров вы вправе выставить в порядке, аналогичном выставлению обычных «отгрузочных» сводных счетов-фактур.
То есть, при получении предоплаты сводный счет-фактуру составляйте не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Сводный счет-фактура
Как расшифровать термин «сводный счет-фактура»
Официальной расшифровки этого понятия не существует. В общем виде сводным можно признать любой документ, составленный на основании нескольких первичных документов. Соответственно, сводным можно считать счет-фактуру, в котором объединены сведения из нескольких счетов-фактур.
Информацию о сводном счете-фактуре можно узнать из разных источников:
Как оформить сводный счет-фактуру, если принципал реализует товар через агента, узнайте в этом материале.
Об особенностях оформления сводных с/ф в отдельных ситуациях с позиции ФНС и Минфина расскажем далее.
Подсказки для заказчиков от ФНС
ФНС России в письме от 17.08.2015 № ГД-4-3/14435 разъяснила, как оформлять сводный с/ф организациям, выполняющим функции заказчика. Контролеры отметили несколько важных условий, которые необходимо соблюдать:
Как заказчику строительства составить налоговую учетную политику, рассказываем тут.
С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.
Регулярные долгосрочные поставки: Минфин разрешил оптимизировать документооборот по НДС
Минфин не возражает против оформления сводных с/ф, если между заказчиком и исполнителем заключен долговременный договор на непрерывную поставку продукции (письмо от 13.09.2018 № 03-07-11/65642).
Чиновники рассмотрели ситуацию, когда поставка хлебобулочных изделий производится ежемесячно по непрерывной схеме в адрес одного и того же покупателя. В таком случае можно не составлять счет-фактуру на каждую поставку хлеба, а оформлять сводный с/ф не реже 1 раза в месяц: не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим.
Как учитывать затраты на хлебопекарном предприятии, узнайте из этого материала.
Минфин рекомендует закрепить такой порядок выставления счетов-фактур в учетной политике для целей налогового учета. Свое желание оформлять отгрузки сводным с/ф поставщик должен согласовать с покупателем. Лучше сделать это в письменной форме путем включения в договор или дополнительное соглашение к нему описания схемы документооборота.
Как организовать и совершенствовать документооборот, расскажут материалы:
Сводные счета-фактуры для экспедиторов
Могут ли оформлять сводные с/ф экспедиторы? Для ответа на этот вопрос воспользуемся налоговыми НПА и разъяснениями чиновников:
О возможности составления сводных документов участниками посреднических договоров мы рассказываем в этой публикации.
При оформлении сводного с/ф необходимо учесть следующее (письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-07-09/13799):
Оформление сводного с/ф по всем правилам не исключает повышенного внимания налоговиков и не гарантирует безусловность получения вычета (см. далее).
Когда и как оформить сводный счет-фактуру, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Вычеты по сводным счетам-фактурам: претензии налоговиков и аргументы судей
Право на получение вычета НДС по сводному с/ф налогоплательщикам нередко приходится отстаивать в суде. Особенно показательны судебные разбирательства в отношении неправомерности отказа в вычетах налогоплательщикам-инвесторам.
Что наиболее часто становится предметом судебных разбирательств по сводным счетам-фактурам, смотрите на рисунке:
Отстоять вычеты по НДС по сводным с/ф помогает грамотно составленный договор, а также умение налогоплательщика доказать в суде его правомерность после окончания трехлетнего периода.
Итоги
Сводным можно считать счет-фактуру, в котором объединены сведения из нескольких счетов-фактур. Такой объединенный документ составляется при реализации предприятия как единого имущественного комплекса, в долевом строительстве, при посреднических сделках, в условиях долговременных договорных поставок и в других случаях. Сводные счета-фактуры привлекают повышенное внимание налоговых органов, что нередко заканчивается для налогоплательщиков судебными разбирательствами по поводу правомерности применения вычетов по НДС.
В НДС+ появились составные счета-фактуры
Составной счет-фактура объединяет записи из одного раздела книги/журнала (в том числе за разные кварталы) с одинаковым номером, датой и ИНН контрагента. Такой прием позволяет проверить, совпадает ли сумма исчисленного в бюджет НДС и запрашиваемого вычета.
Налоговая проверяет, чтобы в рамках одного счета-фактуры сумма запрашиваемого вычета не превышала исчисленную сумму НДС.
Чтобы вам было проще это отследить, мы ввели так называемые составные счета-фактуры. Они объединяют в себе все записи из одного раздела книг/журналов, которые имеют одинаковый номер, дату и ИНН контрагента.
Так, в составной счет-фактуру попадут счета-фактуры, которые вы внесли в книгу/журнал отдельными записями, чтобы:
Составной счет-фактура в списке обозначен специальным значком:
При клике на него он выглядит так же, как стандартный сверенный счет-фактура. При этом в описании указывается, что он составной, а в строке с суммой НДС есть знак вопроса. Если навести на него курсор, появляется дополнительное пояснение.
Если кликнуть на кнопку «Показать состав записей счета-фактуры», открывается новое окно, в котором приведены входящие в счет-фактуру записи:
Выбранную запись можно отредактировать, нажав кнопку «Редактировать». Когда вы исправите расхождение, строка с ошибкой перестанет подсвечиваться красным цветом, и счет-фактура попадет в раздел «Без расхождений».
Подробнее о работе с составными счетами-фактурами читайте в методичке, которую подготовили наши эксперты.
Как заполнять УПД в 2021 году
Чтобы упростить документооборот, связанный с продажей товаров, оказанием услуг и выполнением работ, разработан универсальный передаточный документ (УПД). Он объединил функции первичных документов, оформляемых при совершении сделок. УПД является основанием подтверждения доходов для продавца или расходов для покупателя. На его основе рассчитывается начисление или вычет НДС.
Что такое УПД и когда его ввели
Аббревиатура УПД расшифровывается, как «Универсальный передаточный инструмент», т. е. это документ, который объединяет счет-фактуру для оплаты и налогообложения НДС и накладную или другой первичный документ, которые подтверждают факт отгрузки товара.
Стандартно счет-фактура выписывается продавцом на оплату товара. Он формируется на специальном бланке и является первичным документом при расчете НДС. Вторым документом, подтверждающим факт совершения сделки, является накладная. Она заполняется при отгрузке товара покупателю.
В целях упрощения документооборота, эти два документа решили объединить и сделать подтверждением факта совершения сделки составление одного документа – УПД.
Форма УПД рекомендована к применению письмом ФНС № ММВ-20-3/96@. Она разработана на основе счета-фактуры и носит рекомендательный характер. Применять ее в бухгалтерском учете или нет, компания решает самостоятельно.
Виды УПД
УПД – это универсальный платежный инструмент, который может заменить следующие документы:
Он может быть сформирован в двух видах:
Бумажном. Стандартный способ, подразумевающий распечатку бланка документа на бумажном носителе и ручном введении данных. Способ уже исчерпал себя, хотя многими компаниями еще применяется. Недостатком является невозможность при необходимости добавить дополнительные строки или графы.
Электронном. Наиболее современный вариант. Возможности у электронного УПД больше, чем у бумажного документа. Составитель самостоятельно выбирает, какие ввести реквизиты, функцию для файла электронного документа, определяющую ее тип. Затем он заполняет обязательные реквизиты в зависимости от выбранной функции, т. к. для счета-фактуры и первичных документов они разные.
Когда и где применяется УПД
Пользоваться УПД могут компании любой формы собственности, частные и бюджетные, индивидуальные предприниматели. На это не оказывает влияние юридический статус, организационно-правовая форма фирмы, режим налогообложения.
УПД можно применять при совершении следующих операций:
УПД на услуги
УПД может оформляться вместо акта выполненных работ или одновременно заменять счет-фактуру и акт выполненных работ.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
УПД на товары
При оформлении УПД на оплату за товары, он заменяет счет-фактуру, которую выписывает продавец для оплаты.
ФНС рекомендовала форму, как должен выглядеть и что содержать такой бланк. Однако любая компания может видоизменять некоторые поля при условии, что все необходимые бланк будет содержать. Можно модернизировать блоки, дополнив своей информацией.
УПД на услуги и товары одновременно
Требования по выставлению отдельных счетов-фактур на каждый вид товара или услуги отсутствует. Соответственно в одном документе можно отражать одновременно всю отгрузку (товары, работы, услуги) в адрес одного покупателя. В этом случае вы оформляете один УПД — вместо акта выполненных работ и товарной накладной одновременно.
Что лучше счет-фактура или УПД
Оба документа применяются в качестве первичных, подтверждающих совершение операции. Какой удобнее использовать определяется спецификой бизнеса конкретной компании и условиями сделки.
В таблице приведена сравнительная характеристика СФ и УПД.
Обязательность применения
Назначение
Подтверждает факт отгрузки товаров и выполнения услуг
Может объединять счет-фактуру, акт выполненных работ, товарную накладную
Отражение применения документа в учетной политике компании
Вид документа
При использовании в качестве счета-фактуры только электронный
Форма документа
Расчет при авансовых платежах
Корректировки и исправления
Могут быть затруднения и замедления оформления документов
Если возникла необходимость в нескольких одинаковых экземплярах первичных бухгалтерских документов
Возможность включения в один документ товары и услуги
Наличие дополнительных документов, подтверждающих операцию
Да, необходима товарная накладная
Что проще оформить
Более объемный документооборот
Составляется один документ
С точки зрения законодательства, оба варианта вполне легитимны и могут применяться в одной организации. УПД лучше использовать в малом и среднем бизнесе, когда количество хозяйственных операций достаточно ограничено, с небольшим документооборотом. Он снизит нагрузку и упросит работу учетного работника.
Какими документами можно заменить УПД
Пользоваться УПД или нет, решение принимает уполномоченное лицо компании. Заменить его можно на стандартные документы первичной отчетности: счет-фактуру, акт выполненных работ, накладную.
Можно ли УПД заменить акт выполненных работ
Да, акт выполненных работ может быть заменен формированием УПД. Он может быть сформирован в качестве только акта (счет фактура в этом случае выписывается отдельно) или объединить акт и счет-фактуру.
Можно ли создать УПД в иностранной валюте
Прямого запрета на заполнение документа в валюте, отличной от рублей нет. Однако, чтобы у налоговой не возникло вопросов, лучше добавить в форму графу с рублевым эквивалентом.
Использование УПД вместо товарной накладной
Применять вместо накладной УПД можно в следующих случаях:
В процессе хозяйственной деятельности могут возникать ситуации, когда УПД и накладные оформляются по одному договору одновременно. Это не повлияет на учет расходов и НДС, если этот способ будет закреплен в учетной политике компании и оговорен в договоре поставки. В этом случае у ФНС не возникнут вопросы о применении в рамках одного договора разных форм отчетности.
Пошаговая инструкция по заполнению
Поскольку в ФНС не установлены жесткие стандарты в отношении формы УПД, компания может составить свой вариант, ориентируясь на предложенную форму и соблюдая нормы, касающиеся счетов-фактур (если в этом есть необходимость).
Форма
За основу при формировании УПД была взята форма счета-фактуры. Бланк документа можно взять из письма ФНС ММВ-20-3/96@ (приложение №1) и адаптировать его под конкретную сделку.
Какие реквизиты являются обязательными
Учетный работник сможет включать или исключать из документа данные, но следующая информация должна быть в обязательном порядке:
Правила заполнения
Давайте разберем, как правильно составить документ.
Статус
Статус несет информационный характер. Этот реквизит отражается под кодом «1» или «2». В первом случае заполняются все показатели как для счета-фактуры, так и для первичного документа. Во втором заполняются только показатели для первичного документа. Счет-фактура при этом должен выставляться отдельно.
Статус ставится с верхнего левого края бланка:
Номер
Номер документу присваивает продавец, формирующий УПД. Он ведет журнал учета полученных и выданных счетов-фактур (книгу покупок). При этом согласно правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1137, счета-фактуры должны регистрироваться в хронологическом порядке по дате получения.
В документ ставится дата составления УПД.
Номер и дата проставляются вверху документа (и при исправлении также):
Она может совпадать с датой операции: когда был отгружен товар или оказаны услуги.
Табличная часть
В ней содержаться идентификационные признаки товара с расчетом суммы НДС.
Таблица заполняется в соответствии с наименованием граф.
Подпись
Подписывают документ руководитель компании, представитель бухгалтерии. Это обязательно в соответствии с требованиями ФНС.
Подписи в УПД со стороны продавца
В графе 10 должны быть указаны лица, которые занимались отгрузкой, водители, уполномоченные передавать права с указанием должности, Ф.И.О. и подписью.
В графе 13 лица, отвечающие за правильное оформление операции с продающей стороны.
Подписи в УПД со стороны покупателя
Рядом указываются лица, отвечающие за правильное оформление операции с принимающей стороны.
В графе 15 – кто получил товар.
В графе 18 – ответственный за правильное оформление документа.
Наименование организации и печать
Поле 19 – наименование составителя документа предназначено для случая, когда покупатель работает без печати. В этом случае может быть указан ИНН/КПП компании. Если поставлена печать, поле на заполняется.
Дополнительные поля
Дополнительными полями УПД считаются разделы, которые не обязательны к заполнению и применяются для удобства сторон.
Какие графы являются дополнительными:
Образец
Ниже представлен образец заполненной формы УПД.
Здесь представлен УПД, включающий счет-фактуру и передаточный документ.
Выставление УПД
Ст.168 НК РФ устанавливает, что счет-фактура должна быть выставлена в срок не позднее 5 календарных дней с момента совершения операции. На основании п. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ первичный учетный документ оформляется непосредственно при совершении факта хозяйственной деятельности, либо сразу после него.
Получается, что УПД должен быть оформлен либо в день совершения операции, либо на следующий день, т. е. даты в полях 1 и 11 должны совпадать. Однако, согласно приложению № 3 к письму ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ допускается разница в датах, если отгрузка произошла на следующий день после оформления документа или, когда документ был оформлен после даты фактической отгрузки, в случае, когда это невозможно сделать во время совершения операции.
Особенности исправления ошибок
Порядок исправления ошибок определен в письме ФНС N ММВ-20-15/86@. Он зависит от статуса документа и какие данные требуют изменения.
Статус 1
Необходимо руководствоваться Постановлением N 1137, в котором определен порядок исправления ошибок в счетах-фактурах, а также законом № 402-ФЗ, который содержит требования к исправляемым первичным бухгалтерским документам.
Применяя указанные нормы можно установить, что при обнаружении ошибок в УПД, должен быть составлен новый документ. При этом он должен содержать дату исправления и подписи лиц, которые внесли изменения.
Конкретные ситуации по способу исправления ошибок приведены в письме ФНС.
Статус 2
В УПД со статусом 2 исправление ошибок производится аналогично, как по документу со статусом 1, в зависимости от их характера и особенностей документа.
Корректировка реализации и УПД
Если изменилась стоимость товаров (выполненных работ, оказанных услуг), при наличии согласия покупателя на такое изменение, исправления в УПД, как и в иные первоначальные первичные документы, вносить не требуется.
Для корректировки ФНС предлагает применять универсальный корректировочный документ (УКД). Порядок его составления определен в письме № ММВ-20-15/86@.
Преимущества и недостатки УПД
Универсальный передаточный документ имеет следующие достоинства:
Какие есть ограничения:
Сколько времени хранятся УПД?
На основании статьи 283 налогового кодекса РФ первичные документы хранятся в течение 5 лет.
Требуется ли выдавать накладные (УПД) физическим лицам?
Нет, не требуется. Вместо УПД операция подтверждается кассовым чеком. Если покупателю- физлицу требуется накладная, вы сможете ее выписать, это не запрещено.
Сводный счет-фактура: удобство, нюансы заполнения, варианты отказа от получения
Чтобы налогоплательщик имел право заявить вычет НДС, покупателю товара или заказчику услуги необходим оригинал счета-фактуры.
Счет-фактура – это документ, который надлежит оформлять в установленные Законом сроки и по утвержденным налоговым и бухгалтерским учетом правилам. От того, как оформлен счет-фактура будет зависеть, возникнут ли у налогоплательщика проблемы с налоговиками, или все сложится удачно со сдачей декларации.
Правильно составленный счет-фактура заполнен обязательном количеством реквизитов продавца и покупателя, подписан сторонами в порядке, утвержденном Законом, а также содержит корректную информацию по сделке или по нескольким сделкам.
Бухгалтеры предпочитают, конечно, получить на каждую сделку отдельный счет-фактуру, допуская указание в одном счете-фактуре товар и услугу, относящиеся к одной сделке. Например, к отгрузке продукции услугу доставки этой продукции. При таком порядке практично распределять документацию по сделкам: для каждой накладной или акту – отдельный счет-фактура. Учет тоже становится проще, так как понятно, к какой отгрузке продукции или предоставлению какой услуги относится счет-фактура.
Однако, в отдельных случаях бухгалтеру сподручнее, наоборот, объединить первичные документы одним счетом-фактурой и получить от продавца, например, один счет-фактуру на несколько отгрузок, а другие бухгалтеры предпочитают, чтобы выписывался один счет-фактура на несколько авансов.
Прописано Законом и еще одно обязательное к выполнению правило: срок оформления счета-фактуры не вправе превышать пяти дней по календарю. Соответственно, если продавец желает указать в едином счете-фактуре ряд сделок одновременно, сделки должны пройти в течение пяти календарных дней.
Преимуществом единого или, как его еще называют, сводного счета-фактуры принято считать сокращение бумаг при оформлении сделки. По мнению некоторых бухгалтеров, при потоке отгрузок это экономит время, а также помогает исключить неприятные моменты, связанные с потерей отгрузок или авансовых платежей в учете. Ведь потерять такую информацию – значит занизить налогооблагаемую базу или, наоборот, утратить право на вычет некоторой суммы, что вызовет штрафные санкции со стороны инспекторов или недовольство шефа.
Факт из жизни:
Иногда бухгалтеры ошибаются при написании словосочетания «сводный счет-фактура». Дело в том, что некоторые заблуждаются насчет рода, в котором употребляется это словосочетание, и ошибочно приписывают ему женский род. «Сводная счет-фактура» − это неправильное употребление термина, потому что, согласно, НК счет-фактура принято употреблять в мужском роде, склоняя в предложении по падежам первое слово из словосочетания при необходимости.
Как выставить в 2019 году сводный счет-фактуру
Когда и как сводный счет-фактура объединяет сделки и выплаты, рассмотрим варианты.
1. Один счет-фактура на несколько договоров
В финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют договоры для урегулирования условий между сторонами сделки. Договоры заключаются как по отдельным сделкам, так и на долгосрочное сотрудничество, этапы которых фиксируются несколькими отдельными первичными документами, подтверждающими отгрузку товара или предоставление услуг на каждом этапе.
В случае, если предприятие заключило два договора с одним и тем же контрагентом, можно ли по двум договорам выписать один счет-фактуру? Да, если, например, один и тот же контрагент поставляет товар одновременно или не позднее, чем 5 дней по календарю.
В сводном счете-фактуре указывается объединенное количество единиц товара, поставленного по договорам или услуг, оказанных по условиям договоров. Датой сводного счета-фактуры в этом случае будет дата подписания сторонами первых первичных документов.
2. Сводный счет-фактура на разнородные операции
Случается, что по договору или нескольким договорам продавец товара и исполнитель услуги, предоставленной покупателю, например, доставка продукции или установка оборудования, − одно юридическое лицо. В этом случае продавец вправе оформить сводный счет-фактуру на отгрузку товаров, оказанные услуги и выполненные работы. При заполнении сводного счета-фактуры продавец указывает товар и услугу в одном сводном счете-фактуре на разных строчках, объединяя их стоимости в одну общую сумму.
3. Авансовый счет-фактура на несколько платежей по одному договору в день
Некоторые покупатели вносят аванс по договорам на расчетный счет продавца, путем перечисления денежных средств за товары или услуги, несколькими платежными поручениями за день. То есть если у вас две платежки в один день, можно сделать один авансовый счет-фактуру.
В этом случае, выписывая сводный счет-фактуру на авансы, продавец указывает в нем консолидированную сумму внесенных на расчетный счет продавца авансов, перечислив номера платежных поручений через запятую в выделенной строке сводного счета-фактуры.
Важным условием для оформления сводного счета-фактуры в этом случае служит пятидневный срок, объединяющий перечисления. Налоговый кодекс не запрещает подобную операцию, налоговики тоже не возражают, если только при выписке сводного счета-фактуры соблюдены порядки и правила, предусмотренные законом.
Нюансы в сводном счете-фактуре, на которые стоит обратить внимание
Сводный счет-фактура, образец которого легко найти в открытых источниках информации, составляется на основании первичных документов: накладная, акт, платежное поручение (если это счет-фактура на аванс) полностью в строгом соответствии с наименованиями товаров или услуг, перечисленных в этих первичных документах.
Если документация предоставляется по факту приобретения различных материалов по нескольким договорам, то в сводном счете-фактуре нужно писать каждый материал отдельно, чтобы потом соотнести эти материалы построчно с накладными, подтверждающими поставку.
Строго требуется соблюдать пятидневный срок объединяющих операций, как однотипных (поставка товара по нескольким договорам), так и разнородных (услуга плюс поставка товара).
Важно: прежде чем объединить договоры, акты или накладные на товар для оформления их в сводный счет-фактуру, бухгалтеру рекомендуется проверить, например, как начислять НДС. При покупке его без НДС, продавец не выставляет счет-фактуру на такой товар. Единый счет-фактуру нельзя выписать на первичные документы, если в одних из них НДС начислен, а в других − НДС на товар или услугу не начисляется.
Не имеет смысла объединять поставки товара или оказание нескольких услуг в любой комбинации, если акты по работам будут подписаны в разных кварталах. Придется прикладывать копии счета-фактуры в каждой книги покупок и продаж. Кроме того, и утверждение по изменениям в структуре документов инспекторы, обычно переносят на конец квартала. Предусмотрительнее не группировать такие сделки, совершенные с разрывом по кварталам.
Сводный счет-фактура, объединяющий операции, умещающий все данные на одном листе смотрится логичнее, чем несколько листов с длинным перечнем товаров или услуг.
По сводному счету-фактуре, полученному покупателем с опозданием, представляется возможным заявить вычет в следующем квартале, предоставив обоснование инспекторам о причине переноса. Потребуется предъявить доказательства, по какой причине счет-фактура был получен покупателем позднее положенного срока. Во избежание дополнительных хлопот, покупатель вправе указать в договоре отдельное соглашение о сроках предоставления отчетных документов с указанием штрафных санкций за опоздание.
И еще одно: продавец вправе отказаться от формирования сводного счета-фактуры, поэтому продавцу надлежит предварительно согласовать намерения о выписке особенного документа с получателем сводного счета-фактуры. Несогласие покупатель вправе даже прописать в договоре на поставку товаров или оказания услуг. При несогласовании сторонами выписки сводного счета-фактуры, продавец обязан предоставить отдельный счет-фактуру на полный объем поставки по договору.
Проведение сводного счета-фактуры в бухгалтерии
Попадая в бухгалтерию, сводный счет-фактура, так же, как и обычный счет-фактура, отражается в книге покупок и в такой бухгалтерской программе, как в 1С. Сводный счет-фактура от комиссионера – не исключение. В случае наличия такого документа, бухгалтеру надлежит выполнить такую операцию, как зарегистрировать счет-фактуру от комиссионера в книге покупок, затем провести его в программе 1С для формирования затем общего отчета в электронном виде.
Для бухгалтера эта процедура не представит никаких затруднений, так же, как отразить вычет в графе 15 книги покупок по сводной авансовой счет-фактуре и занести его в 1С.
При проверке налоговики могут запросить не только счета-фактуры, указанные в книге покупок, но и оригиналы первичной документации по сделке, подписанные сторонами: накладные и акты, которые подтвердят факт поставки продукции или оказания услуги. При этом наименования товаров или услуг в сводном счете-фактуре и в первичной документации обязаны совпадать позиционно.
Заключение
В налоговом кодексе нет прямого указания на то, что счет-фактура должен относится только к одной конкретной накладной, нет ограничения и на количество накладных или актов, которые допустимо объединить одним счетом-фактурой. В реквизитах счета-фактуры нет строчки, в которой заполняются данные о привязанных к нему накладных или актов. Отсутствие связи между ними объясняется обособленным назначением этих документов: накладные и акты подтверждают передачу ТМЦ от продавца покупателю, а счета-фактуры представляются носителями информации о налоге, исчисляемом по сделке.
Вместе эти документы предоставляют покупателю право на вычет НДС (товар получен, услуга принята по качеству и счет-фактура предоставлена). Поэтому, если несколько накладных или актов подтверждают перечень товаров или услуг в счете-фактуре, возможно их объединение. Главное, чтобы позиции не потерялись, и наименования позиций соответствовали в накладных, актах и счете-фактуре, чтобы их представлялось возможным соотнести.
Также, как и для счета-фактуры, сводный счет-фактура заносится в книгу покупок и декларацию по НДС, которая сдается, напомним, не позднее, чем 25-е число месяца, следующего после окончания квартала.
При отгрузке продукции или предоставлении услуги от продавца или исполнителя бухгалтеру со стороны покупателя рекомендуется запрашивать первичные документы и счет-фактуру, чтобы ориентироваться, не будет ли счет-фактура объединять несколько сделок, в каком периоде будут совершены сделки, не превысят ли они ограничение в пятидневный срок и в каком квартале будет выставлен сводный счет-фактура.
Важно акцентировать внимание продавца на правилах заполнения счетов-фактур, если он оформляет их с ошибками, конечно, не опасно, если это опечатка или другая ошибка, которая не искажает сумму налога и не мешает инспекторам идентифицировать покупателя и продавца по сделке. В противном случае, такой счет-фактуру надлежит немедленно вернуть продавцу для исправления, потому что вычет по нему признается инспектором неправомерным, и последует доначисление и штраф в адрес предприятия.
Если продавцом соблюдены правила предоставления счета-фактуры, действующим законом не предусмотрено запрета на объединение одним счетом-фактурой нескольких накладных или актов, авансовых платежей или договоров по одному контрагенту.
Также не запрещено законом выписывать на одну накладную или акт несколько счетов-фактур, если это требуется по учету, который ведется сторонами сделок, и согласовано сторонами.
Выставление сводной счет фактуры по бюджетным средствам возможно при согласовании сводного счета-фактуры с представителями бюджетной организацией, законом никаких дополнительных ограничений для госучреждений не предусмотрено. Однако, возможны внутриорганизационные нюансы, которые лучше согласовать до отправки сводного счета-фактуры в адрес такого предприятия.