грайм что это такое в рэпе
Грайм: что это за музыка, особенности стиля в России
В отличие от американских тус, где все делилось на “белое и черное”, в Великой Британии было всем безразлично, какой у тебя цвет кожи. Ямайцы тусили вместе британцами, которые взяли себе на вооружении ямайские мотивы. Таким образом появилась первая UK rap-музыка, в частности грайм. Она была жесткой, агрессивной и с хорошей подачей. Чуваки читали о свободе, слали политиков куда подальше и говорили в открытую о наркотиках. Естественно такую музыку никто не захотел брать в ротацию.
Derek B стал первым британским рэпером, который смог залететь в мейнстримные чарты. Тогда абсолютно все слушали американский хип-хоп, поэтому британские исполнители завидовали им. Поэтому Derek B поначалу читал с американским акцентом. Однако большинству британцев это не зашло.
Со временем UK rap становится все сильнее и агрессивнее. Появляются банды и начинаются перестрелки. В ходе одной из них в Бирмингеме застрелили даже двух подростков. Власть ополчилась против UK rap.
В свою очередь UK Garage породил два стиля: грайм и dubstep. Последний больше связан с инструментальной музыкой. В свою очередь грайм можно назвать британским андеграундом. В нем поднимаются остросоциальные проблемы. Этот стиль зародился в подвалах восточного Лондона в конце 90-ых годов.
Грайм не является веткой рэпа и хип-хопа. Это самостоятельный жанр со своими особенностями. Грайм-биты, так называемые риддимы, не похожи на другую электронную музыку. Сам флоу в этом жанре является чем-то особенным. Это рифмованные строки с мелодичным пением.
Особенностью стиля грайм является то, что один и тот же текст можно перенести абсолютно на другой бит. Этот жанр принято делить на две волны: первая из них была в начале 2000-ых годов. Несмотря на засилье хип-хопа в тот период, некоторые представители этого жанра смогли взобраться на вершину.
Одним из них стал Dizzee Rascal, который выстрелил с альбомом Boy in da Corner. Этот исполнитель до сих пор записывает грайм-рэп и врывается со своей музыкой в чарты.
В тот период грайм начинает качать все Великую Британию. Он залетает в мейнстримные чарты UK-музыки. Его представители начинают заключать контракты с крупными музыкальными лейблами.
На отдельное внимание заслуживают грайм-концерты, которые проходят очень бурно. Некоторые из их участников «палили из пушек в небо» в знак одобрения. Такой беспредел очень не нравился власти, которая создала специальный отдел «Тризубец» для борьбы с рейвами и грайм-концертами.
Под жёстким прессингом некоторые представители этого жанра начали делать более лайтовое музло и стали тусоваться с попсовыми артистами из MTV. Падение популярности жанра в 2004 году не остановило лондонских МС записывать музыку в этом стиле и далее.
После долгого затишья грайм вновь ворвался в музыкальную индустрию в 2015 году. Канье Вест организовал в Лондоне масштабный концерт, на котором выступил на сцене вместе с лучшими представителями этого жанра: Skepta, Stormzy, Jme. Этим концертом был дан серьезный толчок для возрождения этого стиля.
С этого момента о грайме начал говорить весь мир. На крупнейшей выставке в 2017 году Faces&Laces выступал Giggs на главной сцене. Спустя два года набирает популярность британский рэпер Slowthai, который хоть и не делает грайм, но его музыка имеет такой же агрессивный посыл. Один раз он вышел на выступление с макетом оторванной башки премьер-министра Великой Британии. В 2021 году Slowthai выпустил новый альбом Tyron, который стал одним из главных релизов в американском рэпе в 2021 году.
Грайм в России
В 2015 году самый известный представитель грайма на территории России Оксимирон записывает альбом «Горгород». На волне популярности этого жанра Мирон начинает захватывать русскоязычных слушателей. В России появляются площадки для баттлов, на которых рэперы сражаются в этом стиле.
Еще одним известным деятелем в этом жанре был Слава КПСС. Однако он не долго записывал музыку в рамках этого стиля и вскоре начал двигаться в другом направлении.
Сейчас русский грайм не очень популярный из-за большого засилья рэперов из новой школы. В России этот жанр потерял свою актуальность и перестал развиваться.
Grime
Изначально грайм не был конкретным жанром, а был собирательным названием музыки родившегося в районе Ист Энд в Лондоне — крупном портовом городе, где всегда был свой специфический стиль жизни. Здесь царили неравенство и преступность, сочетались блеск и нищета, роскошь и безработица, а посреди трущоб возвышались закрытые жилые комплексы. Поэтому грайм — плод очень локальной субкультуры с аутентичной историей. Жанр развивался в многоэтажных кварталах, где традиционно жила небогатая прослойка населения, и наполнялся особенностями конкретно этих мест.
Эту музыку создавали маргинализированные «низы» из рабочих кварталов, дети иммигрантов из Западной Африки и стран Карибского бассейна — чернокожие британцы, жители гетто, трудящиеся на низкооплачиваемой и физически тяжелой работе. Даже несмотря на то, что первые исполнители не были чистокровными ямайцами, они сполна впитали в себя афро-карибскую культуру.
Nasty Crew — Nasty Bonanza 2005
Jammer — Destruction VIP 2004
«Музыку бедных» делали в обшарпанных полуподвальных студиях и в панельных районах, продвигали на пиратских радиостанциях. Это не просто жанр, а полноценное музыкальное выражение городской среды и жизненного опыта. Сами эмси поддерживали эту специфику и рассказывали в треках абстрактных понятиях, а о себе и своей жизни. Также грайм иногда называют британским но это куда больше, чем просто с английским акцентом. Хотя есть и схожие черты — например, также начинался с диджеев и отражал жизнь улиц в Америке, как грайм — в Британии. Но грайм — это не рэп.
«Когда я говорю людям, что грайм — это моя страсть, те, кто обычно не в теме, спрашивают: а, это британский рэп, да?» Дэн Хэнкокс Журналист, автор книги о грайме Inner City Pressure: The Story of Grime
Разница с американским рэпом на самом деле значительная. В то время как эмси в США часто читают о своих крутых тачках, девушках и побрякушках, в грайме речь изначально шла о жизни в нищете, наркотиках, насилии и музыке. Меланхолия и стойкость — короче, полный пакет начинающего борца за жизнь. По сравнению с «вылизанным» глянцевым рэпом грайм выглядит одиноким аскетичным самураем в стане врагов. Спартанская эстетика и минимализм прослеживаются во внешнем виде исполнителей и слушателей — темная однотонная одежда, спортивные костюмы и удобные кроссы, желательно Nike Air Maх. «Найки» вообще стали целым символом грайм-культуры. Тот интересный случай, когда у музыкального стиля возникает свой
Из гэриджа в грайм
Грайм берет свои истоки в ямайском раггамафине, джангле и классическом британском гэридже, который слушали эмси и диджеи. Свою лепту внесли и стили из культуры ямайских саундсистем — и дэнсхолл, а уж потом и RnB.
Типичный тустеп гэридж
С 90-х и до нулевых британский гэридж был на пике своей популярности в андерграунде и звучал буквально везде — в клубах, на радио и в чартах. Но на рубеже тысячелетий он стал постепенно сдавать свои позиции, уступая место новому поколению исполнителей. Эти ребята были разочарованы звучанием и общим «солнечным» настроением гэриджа и стали создавали вместо этого депрессивную лирику с замысловатыми текстами. Это были целые комьюнити музыкальных единомышленников, у которых были свои принципы, понятия и устои. В объединения входили продюсеры, вокалисты, битмейкеры, ну и сами эмси. Все это только звучит солидно — средний возраст исполнителей не превышал 17 лет. Часто они просто тусовались вместе, как это часто происходит на районах, а потом их стала объединять и музыка.
Pay As U Go Cartel — Be real 2000
Среди них были такие команды, как Heartless Crew, So Solid и одна из самых влиятельных — Pay As U Go Cartel, куда вошли будущие пионеры грайма — Уайли, Maxwell D, Flowdan, God’s Gift, DJ Slimzee, DJ Target, Geeneus, Breeze, Plague, Bubbles и позже — Major Ace. Это объединение сыграло ключевую роль в рождении грайма, случайно перенеся эстетику мрачного гэриджа в грайм — изменили развитие одного жанра и создали другой.
Oxide & Neutrino — Bound 4 da reload (Casualty) 2000
So Solid Crew — Oh no! 2000
Само собой, тустеп музыкантам перспектива проходящей славы не нравилась. «Я люблю больше музыку, которая сделана с душой, в которой есть грув» — признавался DJ Spoony, один из лидеров сладкогосового гэриджа, — «А эти треки мне не нравятся». Когда же So Solid Crew прорвали андерграунд и возглавили британский чарт, их, скрипя зубами, пригласили на Radio 1 — до этого их треки тустеп диджеи в ротацию не включали.
Уступите уже место молодежи. Хватит вам уже. Пришло наше время. MC Romeo Один из участников So Solid Crew
Сингл Картеля Know we — отделил грайм от гэриджа.Geeneus, один из основателей картеля Pay As U Go, считает Know we первым грайм-треком в истории. К тому моменту уже было немало мрачного гэриджа, но именно в этом треке для MC была выделена отдельная роль.
Pay As U Go Cartel — Know we 2000
Другие известные команды — Boy Better Know (BBK), куда входят Скепта, тот же Уайли, JME и Дрейк. Еще часто упоминают объединения Meridian Crew, So Solid Crew, Boyz in da Hood, East Connection, Heartless Crew, Nasty Crew — у этих потом даже появилась своя радиостанция с диджеями из разных стран.
«Грайм создали джангл-исполнители, которые пытались делать гэридж и делали это плохо. Стиль получился случайно» Geeneus Основатель пиратской радиостанции Rinse FM и участник Pay As U Go Cartel «Не было такого: к черту гэридж, будем делать свое»
DJ Target Один из основателей Pay As U Go
Pay As U Go Cartel — Champagne dance 2001
Heartless Crew — Heartless theme 2002
К началу 2002 года Pay As U Go распалась, а из ее остатков появилась формация Roll Deep. Уйали стал крестным отцом грайма, а Flowdan, Maxwell D, God’s Gift, Breeze and Major Ace — эмси в почете.
Первая волна грайма: 2000—2008
Вообще, когда грайм только появился, никто не понял что это — ни радиослушатели, ни журналисты. Звучало это слишком чуждо и авангардно. «Это Под это надо танцевать? Как это называется?» — спрашивали люди. Экспериментальное звучание либо сразу притягивало слушателей, либо отталкивало. Такая полярность делала стиль еще более необычным.
Но самой важной пластинкой стал Pulse X. Простейший и на первый, и на вторые взгляды трек считается для грайма основополагающим. Без хитрой аранжировки: 8 тактов на одну секцию, восемь на другую — вот и всех делов, но для эмси формат стал руководством к действию — они принялись разбивать свои тексты на фрагменты по 8, 16, 32 и 64 тактов, а жанру это дало второе название: эйтбар.
Musical Mob — Pulse X 2002
Alias — Gladiator 2003
Эмси и диджей Уайли первым стал убыстренно читать рэп поверх джангла под британскую электронику. Потом он отказался от ямайского задора и переделал жанр под себя, при этом сохранив ламповую ямайскую эстетику раггамафина с его теплым вокалом. Звучало это необычно и довольно интересно — так и родился грайм.
«Большая часть грайма создана в трущобах» MC Nasty Jack
Уайли читает
под драм-н-бейс
1998
Уайли и Диззи Раскал читали грайм на радиостанциях типа Rinse Fm или Deja Vu FM. Именно пиратские станции задавали моду на всю ту музыку, которая не проходила на популярные радиостанции.
В 2002 году Уайли написал бит, который ему самому было бы удобно использовать — добавил жесткий бас, упростил ударные и выставил темп 140 bpm. Получился известнейший сегодня в грайм-среде сингл Eskimo.
Wiley — Eskimo 2002
Это первый из грайм-битов. Уайли продал 10 000 копий трека Eskimo на виниле без лейбла и какого-либо продвижения — самостоятельно развозил пластинки на своем авто.
Свой холодный саунд он называет эскибит — по имени жителей крайнего севера в домах из снега. Эскибит — это минимальная аранжировка, острая перкуссия, перекатывающийся ритм и глубокие ухающие басы, которые типичны для всего британского гэриджа. Сыро и грязно. Дешево и сердито. Неприлизанное звучание как правда жизни неблагополучных спальных районов; как антипод карамельному тустепу с его роскошествами: шампанским и дорогими вещами в клубах. Грайм-музыканты создавали треки на простейших программах, на дешевом оборудовании. Никаких студий — только знакомый, который поможет нарезать пластинку. Хватило бы только денег на тираж.
Wiley — Eskiboy 2003
«Музыка отражает состояние общества. Все обозлены друг на друга и никто не знает почему» — так объяснял свой концепт Уйали в 2005 году журналу Spin. Он выпустил еще с десяток треков в поддержку холодной темы: Ice rink, Igloo, Snowman, Frostbite, Ice pole, Blizzard и все очень похожие друг на друга. «Иногда мне кажется, что я бессердечен. В те годы я думал, что к своей семье, что охладел вообще ко всем. Вот почему мои пластинки тогда так назывались. я хороший парень, но иногда ухожу в себя, становлюсь злым и раздражительным».
Уайли развивает концепт эскимо: те, кто слушает эскибит, соответственно, эскибой и эксигёл. Но придуманное им название не закрепилось за жанром, так же как и другие, сторонние варианты: саблоу (sublow, по названию гулких басов) и эйтбар по меняющейся структуре трека через каждые восемь тактов). А вот грайм сохранился.
Дэн Хэкокс, автор книги об истории грайма, намекает, что название стиля (грязь) пришло именно от музыкантов и для их музыки оно не было ругательством, как об этом принято думать сейчас. Восточный Лондон с его закрытыми заводами, копотью на зданиях и грязными водосточными трубами мог только и родить такую музыку с таким названием. «Большинство граймовых треков пришло оттуда — объяснил эмси Nasty Jack в интервью 2006 года. — Живешь с родителями, денег нет, напряг растет. Как его снять? А вот так, во время сходок».
Хэнкокс пишет, что помимо названия грайм, в самих текстах периодически проскакивают восхваления местных нечистот. Один из ярких примеров — Шайсти, эмси с восточного Лондона, которая в 2004 году записала минималистичный и басовитый трек Gutter (Сточная канава) и издала альбом «Бриллианты в грязи». Хэнкокс находит определенную связь между тяжелым (иногда перегруженным, рваным) басом, нерадостными текстами и неубранством некоторых районов столицы Великобритании.
Geeneus & Wiley feat. Flowdan & Breeze — Wickedest ting 2001
Shystie — Gutter 2004
«Восточный Лондон небогатое место, — рассказывал в 2004 году DJ Trend в эфире Radio 1 про новую безымянную сцену, которая скоро назовется граймом. — «Здесь полно ребят, которым нечем заняться и поэтому остается им одно: бить речитатив или слушать пиратские радиостанции. Тексты и музыка этих ребят — отражение всего, что они увидели за день. А видят они грязь в округе и всякие грязные делишки».
И хотя никто не отрицает влияния среды на музыку своего района, далеко не все участники грайм-сцены были согласны с ее трактовкой. Дело даже не в том, что мало какой музыкант терпит навешивание ярлыков на свое творчество, а в том, что грайм — понятие широкое и некоторым оно представляется как клеймо вечнонизшего сословия. «Мы пытаемся этому миру что-то сказать; пытаемся получить респект, которого у нас нет, а это слово [грайм] сливает все наши труды в унитаз, оно обесценивает, очерняет нашу работу. Скажи, какой смысл быть чернью и гордиться этим?» — вопрос примерно всех несогласных музыкантов в грайме.
Slimzee — наравне с Джиниусом создал великую радиостанцию Rinse FM
В начале нулевых многие радио и клубные диджеи, а также эмси называли прото-граймовые треки — жесткие пластинки So Solid Crew, Pay As U Go, Oxide & Neutrino, которые уже были не тустепом, но еще не граймом — грязным гэриджем, grimy garage. Это продолжалось до тех пор, пока грайм не вытеснил гэридж во всех смыслах: и в названии, и в музыке. Хэнкокс приводит за образец часовой микстейп Слимзи и Диззи Раскала, в котором зафикисровано не только начало грайма с его первыми хитами, но и частые реплики «Какой грязный, грязный трек». Хэнкокс напоминает также и смачное название лейбла Диззи — «Зловонная куча», Dirtee Stank Recordings. И это у главного героя грайма. Какое уж там
Slimzee & Dizzee Rascal — Sidewinder Bonus 2002
DJ Target — Earth warrior 2001
Хэнкокс до того, как написал книгу об истории грайма — освещал приключения нового жанра в британской газете «Гардиан». По мере развития стиля, к нему стало подходить все больше эмси с вопром: «Зачем ты обозвал нас граймом? Зачем ты применил к нам это грязное слово?». Белолицего журналиста прикрыл диджей Таргет — человек, который был в грайме с самого начала: «Когда наша музыка только появилась, в медиа ее называли грязноватой — grimy. Потом ее сократили до грязи — grime и все сразу возбудились: „Что это в журналах имеют ввиду? Что они пытаются сказать? Что мы не моемся и оттого чумазые?“ Потом в тусовке наконец-то доперли, что говорится все же о музыке и успокоились». А позже смирились: «Не знаю, откуда это имя пришло и мне оно не очень, но все уже привыкли» — ответ примерно всех несогласных музыкантов в грайме.
В 2003 году, когда у стиля еще не было устоявшегося названия, четвертый британский канал выпустил небольшой репортаж, в котором интересовался у эмси новорожденной сцены «Какое же для нее название подходит лучше всего: грайм, гэридж, саблоу, эскибит, эйтбар или что-то другое?». Музыканты разошлись во мнениях, но сошлись в одном — респект Уайли за печать и продвижение музыки своими силами. В сюжете звучит будущий сингл крестного отца грайма Wot do U call it, который и дал название короткометражке.
Wiley — Wot do U call it? 2004
Уайли не просто так называют крестным отцом грайма — музыкант очень продуктивен. Например, как-то утром в Рождество он позвонил британской журналистке Шантель Фидди и первое, что он сказал, было «А, да, сегодня ж Рождество. Прости, пожалуйста, я просто хотел тебе прислать парочку треков». Как говорил диджей Таргет: «Для Уайли нет ни выходных ни праздников. Он всегда пишет музыку».
Другие эмси тоже заценили звучание и жанр стал набирать популярность, все чаще появляясь на полках музыкальных магазинов, лейблах и пиратских радиостанциях, которые вели эфиры без лицензии и регулярно меняли локации, чтобы скрыться от закона.
В 2003 году Диззи Раскал выпускает альбом Boy in da corner. Внезапно он подходит как обывателям, так и рейверам, получает музыкальную премию Mercury Prize, а грайм выходит из подполья и попадает в клубы, на ТВ и в радиочарты.
Dizzee Rascal — I luv U 2003
Dizzee Rascal — Imagine 2004
В отличие от Champagne dance, который считался переходным от тустепа к грайму, а потому чисто по инерции застрял в чарте на пять недель, истинно граймовый сингл Pow держался в британском хит-параде уже 7 недель и достиг 11 места, то есть почти зашел в десятку. Успех пластинки такой, что в 2004–2005 годах хорошим тоном считается сказать диджею и владельцу клуба, что не включали Pow в подборку.
Lethal Bizzle — Pow! (Forward) 2004
Развивался грайм параллельно везде — на радио, улицах и в клубах. Где-то в это же время звучание жанра начинает отчасти меняться по двум причинам. грайм вышел из андерграунда в мейнстрим, попал на полки музыкальных магазинов, что неизбежно заставило стиль размываться подстраиваться под вкусы обычных слушателей. в истории грайм-исполнители были одними из самых настрадавшихся от действий полиции. Регулирующие органы порицали грайм-культуру, запрещали и отменяли концерты — полный фарш, но об этом позже.
Shakira feat. Dizzee Rascal
Loca
2010
В связи с этим грайм начал звучать клубно-попсово и это коснулось ведущих исполнителей. Ярчайшие представители жанра — Диззи Раскал, Скепта, Уайли, Kano, Shystie и Roll Deep — заключали контракты с мейджор-лейблами. Вообще их можно понять. Согласитесь, иногда куда проще быть удобным конформистом и хоть и писать непойми что, зато не испытывать проблем с законом. Поэтому старался избавиться от ярлыка «грайм» и становился милым и пушистым для публики, делал совместные треки с Пи Дидди или даже Шакирой. Посмотрите на Диззи Раскала, например.
Kano — Vice Versa (Boys love girls) 2003
Durrty Doogz — Can’t hold me down (No No No) 2003
Бенга делает грайм-ритм на PS. Эфир Radio 1
Но несмотря, на влияние мейнстрима, грайм в нем не растворился. Публика просто не понимала эту музыку — слишком уж агрессивной и энергичной она была. Поэтому жанр вернулся обратно в андеграунд — битмейкеры продолжали делать грайм на старых компьютерах, дешевом оборудовании и даже плейстейшенах.
Грайм-диджей Logan Sama об особенностях звучания: «Какая разница, был ли трек на мастеринге или нет? Меня заботит только реакция толпы, когда я буду играть этот трек в клубе. Насколько сам трек технически совершенен — мне все равно, это же исскуство. Зачем анализировать метрики частот? Мы ж не на экзамене. Пластинка Pulse X, с которой начался грайм, фонит от AV-кабелей, когда этот трек писали с плейстешена. Эта пластинка разошлась на 10 000 копий — это дофига, скажу я вам. Половина первого альбома So Solid Crew была создана на плейстейшене, они принесли в студию карту памяти и пересвели. И этот альбом разошелся на миллион экземпляров. Если мне дадут трек, который записали на ФруттиЛупсе — качевый, но плохо сведенный — я поставлю».
Ruff Sqwad — Anna 2005
Люди экспериментировали со звуком — создавали сэмплы из грохота улиц, рева заводов и полицейских сирен. Никаких больших студий и крупных контрактов — исполнители ютились на подпольных студиях и нелегальных радиостанциях, а их саунд полностью отражал их жизнь. Тогда же роль эмси в жанре стала менее значимой, вплоть до полного отделения от жанра.
Люди приняли грайм лишь в 2005 году: 140 ударов в минуту, особый акцент который пришел в жанр из регги и джангла, плюс энергичная читка эмси.
Southside Allstars — Southside 2005
Но где-то в 2007—2008 годах вкусы публики начинают все больше склоняться к фанки и дабстепу, и так не особо высокий интерес к грайму идет на спад.
В 2008 году люди бы сказали: «Ты все еще пишешь грайм? Это ж занятие для малолетних» DJ Target
Первая волна не сделала грайм известным, да и в целом жанр всегда оставался андерграундом особенностей битов и текстов. Экспериментальность выделяла грайм среди других, но в то же время мешала ему с точки зрения маркетинга. Подпольные эмси не получали за свои усилия ничего, кроме уважения других исполнителей. Но именно нелегальные радиостанции, рейвы и инициатива таких ребят, как Уайли и Диззи Раскал, помогли грайму выйти из подполья и развиться во вторую волну.
Грайм-батлы
Отдельно стоит рассказать о ставших популярными в то время грайм-клэшах. Это были живые лайвы, которые произошли от ямайских саунд-систем мобильных дискотек, где музыканты возили с собой на вечеринки, в парки и фестивали кучу оборудования и там крутили музыку.
Под влиянием грайм-клэши стали выглядеть уже скорее как рэп-баттлы, где соревновались исполнители. Эмси ускоренно читали под гэридж (убыстренную электронику с качающим ритмом и плотным басом) в режиме свободной импровизации, менялись микрофонами и разогревали толпу. Обычно у эмси была всего 21 секунда, чтобы показать, на что он способен, затем микрофон нужно было передавать следующему исполнителю. Такие батлы были своеобразной проверкой на прочность для музыкантов и помогали доказать, что ты действительно хорош.
So Solid Crew — 21 seconds 2001
SLK — Hype! Hype! 2004
Это были настоящие шоу с харизматичными эмси — быстрый речитатив, энергичная и агрессивная атмосфера заряжали как исполнителей, так и публику. Людям нравились злободневные тексты и они верили историям, рассказанным в трекам — в том числе и потому, что эмси читали на английском и и с английским акцентом. В общем, кач, мясо и дикая энергетика — это сюда. Как пример: батлл Скепты и Девилмана.
Также никуда не исчезли ценители «живого» грайма, которые не любят студийные записи и котируют только живые выступления. Так некоторым нравится лишь концертный джаз. Cтудийные записи, по их словам, не идут ни в какое сравнение с сырой и агрессивно-живой энергетикой грайм-концертов или батлов.
И ценят они это вполне обоснованно — есть даже полноценные исследования грайм-культуры, где говорится, что грайм-выступления не просто музыка, а целая субкультурная духовная практика. Исследователи сообщают, что грайм тесно связан с африканскими корнями исполнителей, внутригородским опытом и поэтому дарит ощущение коллективного и несколько полурелигиозного единения при «живом» прослушивании.
Ghetts — Rags 2014
Skepta — Duppy 2006
Тима Вествуда престарелые читатели могут помнить по эфирам «Тачки на прокачку в юкей» на MTV
Будущий премьер-министр не называл имен, но передача на волнах королевского эфира одна — и ведет ее в своей манере дерзкий Тим Вествуд, которого самого чуть не подстерелили за рулем. Radio 1 мгновенно оправдывается: никакой пропаганды насилия, однако иногда отражает суровые жизненные реалии». За Вествуда включается Lethal Bizzle. В тот же день грайм-рэппер с восточного Лондона публикует через газету «Гардиан» открытое письмо политику. Первые слова:
Посмотрите внимательно на британское общество, Дэвид Кэмерон. Заявляя такое, вы отдаляетесь от британской молодежи. Я — молодой черный британский музыкант и я — голос улиц. Вам нужно с нами работать, а не спускать на нас всех собак. Фрагмент открытого письма Lethal Bizzle лидеру партии. Заголовок: David Cameron is a donut. В недословном переводе: Дэвид Кэмерон — дурачок (donut, то есть пончик, на сленге южных английских работяг — мягкая обзывалка идиотом)
«Криминальный» жанр
God’s Gift — Pow back 2005
Devlin — End of days 2010
Такая бюрократическая предвзятость сильно давила на исполнителей. Полиция видела в культуре грайма прямую угрозу, а такие меры помогали подавить практически любую спонтанность публики или музыкантов. Офицеры просто могли назвать выступление «рискованным» или аргументировать его отмену словами «это привлечет нежелательный тип людей». детали, типа невписанной в форму 696 даты рождения музыканта, отменяли огромные грайм-концерты, куда люди уже купили билеты. Если заполненная форма 696 не подавалась вовремя, исполнитель автоматически отправлялся в список «более рискованных» и выступать было еще сложнее.
JME feat. Giggs — Man don’t care 2015
Rude Kid feat. Ghetts — Banger after banger 2017
Если концерт все же не отменялся, музыканты все равно теряли большие деньги дополнительных как бы «необходимых» мер со стороны полиции. Например, были обязаны нанять сотрудников службы безопасности или использовать сканеры для проверки документов. А это все дополнительные расходы. И подобные новости всегда появлялись перед самым концертом, когда все уже было подготовлено. Когда же промоутеры пытались перенести мероприятия в небольшие клубы, полиция все равно выходила на мероприятие и отменяла его.
Парадоксально, что в любом лондонском баре в пятничный вечер происходило все то, что там обычно происходит — и на пьяные драки и другое «рискованное поведение», на которое полиция реагировала не так активно. Зато все быстро поняли владельцы клубов: они просто отказывались предоставлять черной молодежи площадки для выступлений. «Обычные клубы, даже после того, как все утверждено, продолжают относиться к нам с опаской. Они не верят, что мы просто пришли послушать музыку» — объясняет организатор вечеров для черной молодежи Джоджо Сонуби. «С большими клубами вообще нет мазы на востоке Лондона; там все больше слушают хаус или техно — это лучше продается». У владельцев же заведений своя правда: черная аудитория несостоятельна и по сравнению с белой ничего не заказывает в баре.
Wiley — Bow E3 2007
Durrty Goodz — Axiom 2007
Tempa T — Next Hype 2009
Наблюдая за такой дискриминацией чернокожей британской молодежи, легко провести исторические параллели с расизмом. Немногие молодежные субкультуры испытывали подобное давление от властей и неудивительно, что жанр время был в упадке, а отдельные грайм-исполнители уходили в более безопасное попсовое звучание.
Мэттью Хэнкок — министр культуры и спаситель грайма
Драконовскую форму 696 отменили через 12 лет — поздней осенью 2017 года после открытого письма министра культуры лондонскому мэру. Автор книги об истории грайма, Дэн Хэнкокс, отмечает, что на решение министра во многом повлиял его советник из Universal Music, который знал побольше остальных толка в музыке. Они склонили мэра британской столицы аргументом, что грайм-музыканты своим творчеством не только зарабывают на хлеб, но и приносят ощутимую пользу казне со своих доходов. «Грайм является жизнеспособным коммерческим явлением. Это то, чем город должен гордиться», — объясняли они мэру.
Грайм 2.0. — вторая волна
Давление правительства и полиции во многом определило спад в развитии жанра на несколько лет. Но в 2013 году происходит несколько событий, которые меняют ситуацию и делают грайм известным для широкой публики. В 2013 году известный всем настоящим фанатам жанра лондонский граймер Meridian Dan совместно с JME и Big Н выпускает трек German Whip, который достиг в чартах и создал большой ажиотаж на грайм-сцене.
Meridian Dan feat. Big H & JME — German whip 2014
В том же году появляется сборник Grime 2.0, полностью состоящий из инструментальных треков. В нем отчетливо слышно влияние джангла и прогрессивной электроники. Пресса называет Grime 2.0 неограймом — именно с этого сборника принято отсчитывать вторую волну в развитии грайма.
Примеры инструментального грайма 2.0
Примеры инструментального грайма 2.0
В 2014 году ветеран грайма Скепта меняет направление своего творчества и выпускает That’s not me — знаковый трек, отражающий изначальную жесткость грайма с классическим 140 ударов в минуту. That’s not me был символом отказа исполнителя от прежних безвкусных устремлений, ухода от пафоса и возвращения к истокам жанра.
В доказательство он снимает малобюджетное видео за 100 долларов и выигрывает за него премию среди чернокожих исполнителей. «Я очень хотел получить награду именно за видео — скажет Скепта в победной речи. — Мы все находимся в тусе, где только и слышно: „моему другану видос обошелся в сотню кусков“, другой говорит, что снял за лимон. И мне нужно их как-то их переплюнуть? Нет, это видео обошлось мне в сотку зелени». Издание приводит ремарку: клип стоит меньше, чем пара кроссовок Nike Air Max. Фирменных, естественно.
Skepta feat. JME — That’s not me 2014
Skepta — Shutdown 2015
Примерно тогда же он становится близким другом иконы Дрейка. Выпустив вирусный Shutdown в 2015 году, где отметился Дрейк, Скепта собирает полные залы и наконец пробивается в американский мейнстрим. Это единственный случай, когда британской музыке удалось это сделать. По словам критиков, трек стал символом «возрождения» грайма. Кроме того, появляется новая волна эмси — Стормзи и AJ Tracey, с детства слушавших Диззи Раскала и команду Roll Deep. Это были первые исполнители, выросшие только на грайме.
Стормзи — один из самых знаменитых эмси среди британской молодежи, который принес грайм в чарты. Главный его хит Shut up изначально был снят как фристайл-ответ всем завистникам, которые хотели дискредитировать успехи исполнителя. Трек набрал миллионы просмотров на Ютюбе и первым в истории грайма попал в британский без поддержки крупных звукозаписывающих лейблов, принеся Стормзи настоящую известность.
«Мы — не американцы! Мы лондонцы, вашу мать!» Цитата Stormzy на многотысячную аудиторию лондонского фестиваля Wireless 2018, в котором принимали участие и рэпующие гости из США
Stormzy — Shut up 2017
Kano — Class of Deja 2019
Поэтому где-то с 2014 года популярность грайма снова начинает набирать обороты. German whip от Meridian Dan, фристайлы Стормзи, That’s not me Скепты транслируют изначальную жесткую энергию грайма и они попадают в точку — люди ждут от них честности и хотят видеть исполнителей настоящими, остающимися верными себе.
В 2015 году на вручении значимой британской ТВ-премии BRIT Awards американский рэпер Канье Уэст устраивает эффектное шоу вместе с группой исполнителей в черном с огнеметами в руках. Среди них публика узнает пионеров грайм-сцены — Скепта, JME, Стормзи, Boy Better Known и других. Они исполняют трек All day — после этого музыкальные СМИ начинают обсуждать воскрешение грайма.
Грайм помог британской молодежи рассказать о своей идентичности, происхождении и ежедневной борьбе за существование. Благодаря ему люди выживали, публично заявляли свои права на собственную культуру и творчество, находили силы не мириться с несправедливостью. Несмотря на то, что грайм начинал с микстейпов и пиратских радиостанций, сегодня он оформился в самостоятельный стиль и занял свое законное место на мировой сцене. Грайм не только стал своеобразным ответом американскому хип-хопу, но и голосом целого поколения.
Сейчас грайм возвращается к своему первоначальному самобытному звучанию, но акценты смещаются с агрессивной брутальности на атмосферность, появляются элементы эмбиента. Атмосфера и звучание исполнителей второй волны в целом уже не такие темные и агрессивные, как в Grime 1.0, а более синтезаторные и «сияющие». Эксперименты уже не ограничиваются сэмплами — многие продюсеры оставляют в грайме лишь базовые элементы и смешивают его с другими стилями, что, кстати, еще больше снижает роль эмси в жанре.