глушков в м что такое огас
Виктор Глушков. Пророк ОГАСа
Немало есть замечательных людей, чьи достижения оказались не востребованы при жизни и забыты после смерти. Такие люди умирают без особых почестей, их имена забываются. Но не навсегда. Со временем человечество оглядывается назад и отдает заслуженное почтение таким людям.
Один из таких незаслуженно забытых — ученый Виктор Михайлович Глушков, академик АН СССР, член-корреспондент АН СССР, главный редактор журнала «Кибернетика», заслуженный деятель науки УССР, вице-президент АН УССР, герой социалистического труда… продолжать можно до бесконечности. Среди всех званий и почестей у Глушкова есть одно, не только не оцененное, но и сознательно забытое достижение — проект ОГАС (Общегосударственная Автоматизированная Система Управления Хозяйством).
Этот проект никогда так и не был реализован. Вместо него были проведены реформы Косыгина, направленные на увеличение роли хозрасчета в советском хозяйстве, а как следствие — к росту товарно-денежных отношений и, в конечном итоге, на разрушение СССР.
Если коротко, ОГАС — простое и элегантное средство создания полного коммунизма. Глушковым предполагалось создание трехступенчатой системы обработки информации и управления экономикой. Первичная ступень — уровень отдельного предприятия. В режиме реального времени автоматически собирается вся необходимая информация о выпускаемой продукции, состоянии дел на складах, количестве рабочих рук и т. д. Данные отображаются на дисплее в удобном для восприятия виде. Это позволяет любому рабочему за несколько минут получить полное представление о работе родного предприятия, предложить внести изменения в работу (компьютер их тут же обработает, и, если рационализаторское предложение действительно эффективно, оно будет немедленно применено) и т. д.
Вторая ступень — отраслевой и территориальный уровень. Вся информация, собранная на отдельных предприятиях, перенаправляется в промежуточный центр, где обрабатывается и также доступна для восприятия в удобной форме. В общем-то, повторяется ситуация с отдельной производственной единицей, но на более высоком уровне. Наконец, третья и последняя ступень — управление всей экономикой из центра. Надо обратить внимание читателя, что проект предлагался в 60-х гг., когда мощностей информационных систем еще не хватало для децентрализованного управления, было неизвестно о распределенных вычислениях и т. д. Поэтому ОГАС с неизбежностью нес на себе «родимые пятна» предыдущей эпохи. Однако, несмотря на все эти минусы, он вполне мог выполнить свою миссию — создание технологического базиса коммунистического общества.
Первое бросающееся в глаза преимущество — сокращение бюрократического аппарата. Здесь все очень просто: раз машина может выполнять роль советских плановиков (собирать и обрабатывать информацию), да еще и лучше, то бюрократический аппарат становится не нужен. Во всяком случае, такой разросшийся, каким он был в 60-е гг., не говоря о 70-х гг. 20-го века.
Второе преимущество, вытекающее из первого — это полная победа над дефицитом. Машина, учитывающая в реальном времени всю экономическую информацию, позволяет эффективно планировать выпуск необходимой продукции. При чем еще и с сокращением рабочего времени. По расчетам некоторых ученых, уже в 60-е гг., при условии применения кибернетических методов планирования, можно было сделать 5-часовой рабочий день с последующим его сокращением до 4-часового. То есть, это означает, что можно было бы даже поднять вопрос об отмене обязательного труда, хотя бы в виде эксперимента, с сохранением трудовой повинности для рутинной работы. Пусть каждый член общества некоторое время занимается физическим трудом. Учитывая общее население СССР, это был бы всего один месяц в год.
Третье преимущество внедрения ОГАС — преодоление необходимости использования денег. При капитализме деньги легко могут быть превращены в капитал, то есть в самовозрастающую величину. Говоря проще, они могут быть использованы для получения прибыли. Способов много: положить деньги в банк, вложить в производство или иной проект, венчурные (то есть рискованные) инвестиции, купить подешевле, чтобы продать подороже и т. д. Не говоря о том, что деньги могут быть украдены или они могут использоваться на черном рынке. В СССР, кстати, некоторые из способов превращения денег в капитал (например, использование их на черном рынке) так и не были закрыты. Напротив, теневая экономика начала процветать с 60-х гг.
ОГАС решает все эти проблемы очень просто. Достаточно каждому человеку сделать, как бы мы сейчас сказали, электронный кошелек с возможностью расплачиваться деньгами только в государственных магазинах. Передача средств третьим лицам запрещена. При этом зарплата платится не в рублях, а в новой единице — энергии или «энергетических затратах». Машина точно знает, сколько энергии стоит производство любого товара, и сколько человек отдает энергии на разных видах работ. Собственно, тарифная сетка оплаты — ближайшее приближение к новой гипотетической системе. Со временем развитие производственных сил делает производство товаров все более дешевым и деньги становятся всего лишь «фантиками», используемыми для удобства подсчета. Собственно, они становятся фантиками (перестают быть капиталом и лишаются всякой возможности стать им) уже с первого дня внедрения ОГАС.
Фактически ОГАС должен был стать тем, к чему сегодняшний интернет только приближается. Приближается стихийно и неуправляемо.
Кибернетика. От буржуазной лженауки к служанке коммунизма
Судьба кибернетики на советской земле была тяжела. С легкой руки Сталина она была объявлена буржуазной лженаукой, а ученые, ей занимавшиеся, подвергались гонениям. Были разогнаны целые институты. Показательна в этом плане судьба академика Анатолия Ивановича Китова — предшественника Глушкова.
После предложения Китова создать единую государственную информационную сеть (фактически речь шла о советском интернете), да еще и с доказательством, что это позволит «обогнать не догоняя» развитые капиталистические страны (у них-то ничего подобного не было), ученый был исключен из КПСС, уволен с работы, из вооруженных сил и подвергся иным гонениям.
Однако, следующим поколениям советских вождей (прежде всего, речь идет о Хрущеве) пришлось признать революционную роль кибернетики. Именно Никите Сергеевичу принадлежит высказывание «Кибернетика — служанка коммунизма». И именно на основе анализа ее потенциала был сделан вывод о том, что «к 1980-му году будет построен коммунизм».
В результате, когда Глушков представил свой проект Хрущеву, генсек сначала дал добро на его создание. Тем более, что масштабные проекты СССР было проводить не впервой. Совсем недавно был Гагарин, а до него спутник. Правда, строительство ОГАСа обещало оказаться дороже и спутника и Гагарина вместе взятых. Да еще и экономический эффект он бы дал только через 10 лет, когда был бы построен. Наконец, высшая советская бюрократия совсем не горела желанием оказаться ненужной и быть замененной компьютерами. Поэтому несмотря на первоначальное согласие, в дальнейшем от реализации проекта отказались.
Это при том, что 60-е годы в СССР были временем массового брожения. С одной стороны, появился новый революционный класс — интеллигенция, с другой стороны, бюрократия вот-вот полностью осознает свои общие интересы — перестать быть «всего лишь» бюрократией и стать полноценным частным собственником, буржуазией. Стоял вопрос, кто первый поймет свои объективные интересы, и ответ далеко не был очевиден. Да, бюрократия уже почти не верила (но только почти) в коммунизм и готовила рыночные реформы, но зато интеллигенция не только верила, но и физически ощущала, что вот оно — царство свободы, совсем на пороге. Достаточно упомянуть Ефремова или Стругацких, которыми тогда зачитывалась половина страны.
Итак, от проекта отказались, а Глушков, несмотря на весь свой не только технический, но и гуманитарный гений (он сумел распознать общественную значимость своего проекта), не смог понять, что советское общество нуждается в еще одной революции, чтобы ОГАС оказался реализован.
И все же ОГАС оказался похоронен не до конца. Частично он был реализован в ВПК (благодаря чему СССР мог делать отличные танки, но не мог делать нормальные кастрюли). Были созданы АСУ (Автоматическая Система Управления) и АСУП (Автоматическая Система Управления Производством). Некоторые из них работают до сих пор.
В 1973-м году ОГАС (попутно переименованный в Киберсин) попыталось создать социалистическое правительство Сальвадора Альенде в Чили. К сожалению, переворот Пиночета поставил на проекте крест, а то что уже было создано, оказалось варварским способом разрушено.
И все же отдельные элементы машинного учета и планирования сегодня применяются даже буржуазными корпорациями. Потому что это экономически выгодно, а то, что экономически выгодно, всегда пробивает себе дорогу.
Значит, создание ОГАСа в какой-то мере неизбежно. Потому что такая система будет на порядок эффективней любой из ныне существующих.
И когда ОГАС будет создан, мы верим, появится памятник и великому ученому Виктору Михайловичу Глушкову.
ОГАС. Несбывшиеся будущее.
История проекта ОГАС («Общегосударственная автоматизированная система управления советской экономикой»). К началу 1960-х гг. народнохозяйственный комплекс СССР насчитывал сотни тысяч предприятий различного назначения. Рост экономики сопровождался усложнением управления. Потребность достижения плановой сбалансированности экономики вызывала необходимость обработки огромных массивов данных, согласования между собой всех отраслей и сфер производства. Стало очевидным, что поток экономической информации стал слишком обширным, чтобы возможным было обрабатывать его вручную или с помощью имевшейся в то время счетной механической техники. Назрела необходимость применения в задачах государственного управления электронно-вычислительной техники и разработанных на их основе автоматизированных систем управления, которые появились к этому времени и с успехом использовались в военно-промышленном комплексе.
На рубеже 1950-х и 1960-х гг. сложившаяся в СССР мобилизационная модель эконом-ической системы с созданием основ индустриальной базы страны выполнила свою главную задачу и нуждалась в серьезных изменениях. Советское руководство столкнулось с рядом трудностей в управлении народным хозяйством. В то время в стране имелось более 200 тыс. промышленных предприятий и свыше 100 тыс. строек. Оперативно управлять производством из ряда общесоюзных отраслевых министерств и ведомств оказалось чрезвычайно сложно. Поток экономической информации стал таким обширным, что обработать его вручную или с помощью имевшейся в то время примитивной счетной техники больше не представлялось возможным. Экономика становилась все более диверсифицированной.
Укрупнение экономики приводило все к большему разрастанию бюрократического аппарата. В 1959 году полковник А.И. Китов посылает Н.С. Хрущеву письмо в котором предлагает «переход от ручных и личных форм управления к автоматизированным системам, основанным на использовании электронных вычислительных машин». Оно было принято к обсуждение, но дело дальше не ушло. Осенью этого же года Китов снова написал письмо, в нем он уже критиковал ряд руководителей и особенно Минобороны. Так же в своем письме он предложил объединить в единую государственную сеть вычислительных центров все имеющиеся в стране ЭВМ для решения народнохозяйственных задач (в мирное время) и оборонных задач (при возникновении военных действий). А.И. Китов называл эту общенациональную сеть ЭВМ сетью вычислительных центров «двойного использования» или «двойного назначения»: военного и народнохозяйственного. Данное предложение было разгромлено, а сам Китов был исключен из партии и снят с должности заместителя начальника вычислительного центра Министерства обороны.
Следующую попытку предпринял директор Института кибернетики АН Украинской ССР, академик АН СССР Виктора Михайловича Глушков (1923-1982). Академик В.М. Глушков был весьма незаурядной личностью. Он стал одним из первых ученых, поставивших перед советским руководством вопрос о необходимости широкого использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в управлении экономикой страны. Начиная с середины 1960-х гг. и вплоть до середины 1980-х гг. создание так называемых автоматизированных систем управления (АСУ) в ведомствах и на предприятиях страны являлось важнейшей составляющей государственной научно-технической политики. По рекомендациям академика В.М. Глушкова создавались специализированные институты, в крупнейших вузах страны открывались факультеты и кафедры для подготовки специалистов по вычислительной технике и АСУ.
Но его главным проектом был ОГАС. Согласно разработанному проекту, предполагалось привлечь ресурсы ЭВМ для управления народным хозяйством, чтобы уменьшить влияние субъективного фактора при принятии управленческих решений и резко повысить эффективность работы предприятий промышленности и транспорта. Автоматизированная система мыслилась как гигантский банк данных, в который по сетям связи должна была поступать информация о работе всех предприятий страны. В качестве сердцевины системы рассматривался Главный вычислительный центр, построенный в Москве. Он обрабатывал поступающую информацию, находил оптимальные варианты планирования, сигнализировал об имевших место в экономике диспропорциях. В памяти центрального компьютера возникал бы более объективный образ происходящих в народном хозяйстве процессов, и государственные органы смогли бы с помощью автоматизированной системы управлять экономикой в режиме реального времени. Технически ОГАС представлялась как единая сеть из тысяч вычислительных центров, покрывающая территорию всего СССР.
Карта размещения базовых ВЦ к 1990 г.
Сама система имела следующий вид
Руководство СССР встало перед выбором. С одной стороны ОГАС, где для создания ГСВЦ по аваннроекту потребовало бы выделения большого объема бюджетных ассигнований. В аванпроекте на 8 пятилетку намечалось создание 85 ВЦ (первая очередь), для строительства и оборудования которых предполагалось выделить 467 млн руб. Указанный объем финансирования не учитывал стоимости необходимого периферийного оборудования и аппаратуры связи. А с другой Косыгинская реформа по увеличению полномочий руководств производств. И которая бы по цене была равна «цене бумаги, на которой были напечатаны изменения». Выбрали второй вариант как наиболее дешевый. Были реализован лишь кусочек ОГАС в виде создания АСУ, которые не оказали ощутимого эффекта.
Будущего не случилось, ОГАС который мог «обогнать США не догоняя» так и не был создан. Проект, который мог навсегда искоренить дефицит (выпуск, доставка и потребление товаров будут просчитаны еще на стадии заготовки сырья) и коррупцию с приписками (все денежные потоки отслеживаются и малейшее отклонение от расчетов будет вызывать пристальное внимание) не был реализован. Идея, которая могла сберечь немало материальных и людских ресурсов так и осталась на бумаге.
Прослушивание гарантирует хорошее настроение!))) Писатель-сатирик Ефим Смолин читает свой монолог «Светлое будущее».
Вокруг смеха.1989. Источник: канал на YouTube «Советский юмор. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UCGrvFudvfwDZD88BEzxh3Uw?sub.
Народное творчество
Қызыл продолжает радовать нас своим творчеством.
Интересное рассуждение мудрого человека
«Первая советская нефть пошла за границу в конце 1960-х или начале 1970-х. И мы вдруг выяснили, что фантастически богаты. Но жили же мы без этих нефти и газа, и стали при этом мощнейшей мировой державой»
Высказывалась она на эту тему в своем «Твиттере» два года назад.
В своих статьях она выступила за расширение полномочий Федеральной резервной системы (аналог Нацбанка в США) и по сути превращение его в «советский Госплан», который будет устанавливать уровень цен на «системно важные финансовые активы», а также заработную плату рабочих. Как говорили при Союзе, «от каждого по способностям, каждому по труду».
*вставить анекдот про Штирлица*
Советский киберпанк
Отцы и дети
Абхазия. Цифровая трансформация
В феврале месяц пожил в Абхазии. Гагры, Пицунда, Сухум
Столкнувшись с практически ежедневным периодическим отключением электроэнергии, начал узнавать в чем дело
В Абхазии относительно дешевая электроэнергия за счет ИнгурГЭС, построенной еще во времена союза. Самое то добывать крипту. А в феврале курс биткойна брал новые высоты и все бросились майнить как не в себя)
Туристов нет. Что еще остается?
При этом вокруг ландшафт развалившегося СССР, со следами боев за независимость (1992-1993). Сталинский ампир со следами от пуль и разрывов снарядов
Ощущение временных петель или попадания в сталкеровскую зону.
Наблюдая все это подумал, что это возможно одна из версий киберпанка. Аграрии живут в инфраструктуре прошлой, уже умершей цивилизации. При этом есть кибер-фермы, на которых добывают крипту
Четвертый технологический уклад как он есть. Цифровая трансформация с горцами-майнерами
При этом жить там понравилось. В отличии от Сочи, где народу как в метро в час пик, в Абхазии можно сказать никого нет. При этом всего меньше часа езды.
Есть винные заводы, но во времена СССР они работали на грузинском сырье. После того как абхазы с грузинами разругались, виноград теперь возят из Молдавии. Чего там довозят и чем еще в процессе разбавляют бог его знает, но пить этот компот невозможно)
Мир построенного Коммунизма (образы людей будущего). Какие чувства вызывают такие картины у современника?
За мгновение до посадки
В Парке за 75 параллелью
Самым главным и самым лучшим событием человеческой истории Геннадий Голобоков считал Октябрьскую Революцию и создание СССР – предтечи общества Будущего.
Русь. Россия. Слова короткие,
Но с аккордом созвучных слов
Наплывает, льется потоками
Светлой музыки вечный зов.
С этим зовом вдыхаю зори я,
Пью березы пьянящий сок,
А из желтых страниц истории
Выбираю один листок.
А на той странице истории
Трубной музыкой Октября,
Как могучая оратория,
Загремели вдруг якоря.
Перед солнечными причалами
Еще встретятся горы зла,
Но, шумя парусами алыми,
Новым курсом плывет Земля.
Оккупационная экономика нацисткой Германии
Начальник WiStab Ost Вильгельм Шуберт.
19 февраля 1941 года состоялось совещание высшего руководства нацистской Германии, на котором обсуждалась будущая оккупационная политика Германии на Востоке. На совещании присутствовали Адольф Гитлер, рейхсмаршал Герман Геринг, руководство OKH и OKW. В результате, генералу Георгу Томасу (OKW) было поручено разработать концептуальные основы для «Экономической организации Ost» (Wirtschaftsorganisation Ost). Организационная схема была утверждена Герингом уже 19 марта 1941 года. Главным органом «Экономической организации Ost» был определен «Экономический штаб Ost» (Wirtschaftsstab Ost). Начальником штаба был назначен генерал-лейтенант Люфтваффе Вильгельм Шуберт. Главными отделами штаба являлись отдел сельского хозяйства (La), армии (M) и экономики (W). Общая численность всего персонала организации составляла 18 000 человек гражданских служащих, солдат и офицеров.
В мае 1941 года в директиве экономического штаба “Ost” (WiStab Ost) была обозначена следующая концепция оккупационной политики Рейха на оккупированной территории Советского Союза:
«Россия под большевистской системой вышла из под влияния Европы, таким образом, нарушив европейское равновесие по разделению труда. Наша задача состоит в том, чтобы вернуть Россию в кооперационную европейскую систему, неизбежно разрушив современное экономическое равновесие в рамках СССР. Это ни при каких обстоятельствах не должно является сохранением прежней ситуации, а наоборот – полный отказ от прежней системы и включение экономики России в европейскую систему. Из этого следует неизбежное отмирание промышленности, как и большей части населения на субсидируемых территориях».
Отрывок из директивы WiStab Ost, отдел La от 23.5.1941:
«Из этого следует: выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие – прекращение снабжения всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры – Москву и Петербург…
Из всего этого следует, что немецкая администрация в этой области должна направить все усилия на то, чтобы смягчить последствия, несомненно, способного возникнуть голода и ускорить процесс натурализации. Необходимо стремиться к более интенсивному хозяйственному освоению этих областей в смысле расширения посевных площадей под картофель и другие важные для употребления высокоурожайные культуры. Но голод тем самым не удастся устранить. Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут или будут вынуждены переселиться в Сибирь. Попытки спасти это население от голодной смерти путем отправки туда излишков из черноземной зоны могут быть осуществлены только за счет ухудшения снабжения Европы. Они могут подорвать возможность Германии продержаться в войне и ослабить блокадную стойкость Германии и Европы. По этому вопросу должна быть абсолютная ясность».
Немецкий административный аграрный аппарат эксплуатации и учета.
Отделения и группы сельского хозяйства гражданской и военной администрации курировали целый круг задач. В министерстве Востока (министр Розенберг) имелось 4 отделения: аграрной и экономической политики, отделение учета, производства, управления и организации. В областных комиссариатах имелось только три отделения: учета, производства и персонала. Связующим звеном между населением оккупированных территорий и административными инстанциями являлось так называемое «Центральное торговое общество» (ZO). ZO было основано 27 июня 1941 года и должно было заниматься:
а) закупкой продуктов сельского хозяйства у населения,
б) перепродажей этих товаров в Вермахт и Рейх и в городские учреждения питания,
в) снабжение советского населения промышленными товарами,
г) снабжение продовольствием промышленных предприятий,
д) курирование сельскохозяйственных предприятий и предприятий переработки.
Главный офис ZO Украины имел еще отдел экономических служебных инстанций и деловое отделение имперских комиссаров. Вся эта организация имела огромные масштабы: примерно 500 000 советских рабочих и служащих было задействовано в ее функционировании (показатель на лето 1943 года (немцев/русских): рейхскомиссариат Остланд 725/70496, центральный район 496/14463, Украина 3299/433499). Партнерами ZO являлись немецкие компании аграрного экономического сектора и торговые компании. Уставной капитал ZO составлял 500 000 рейхсмарок (RM). Однако ZO работало не с собственным капиталом, а с кредитом в 300 миллионов RM. В августе 1943 года ZO имело долгов по кредиту в 126 миллионов RM.
Как же осуществлялась деятельность ZO на оккупированных территориях? Следует отметить, что немцы сохранили структуру советской системы заготовительных предприятий (Заготзерно, Заготскот и т.д.). Но на своих условиях. Хождение рубля на захваченных территориях было сохранено, однако имело курс 10 рублей за 1 марку. По нацистской программе деиндустриализации уже к лету 1942 года были уничтожены почти все молочные заводы, зерновые мельницы, были остановлены две трети других предприятий: маслобойни, винокуренные заводы и т.д. Особый акцент был сделан на закрытии предприятий маслобойни, так как планировалось весь урожай масляных культур вывозить в Рейх на переработку и на снабжение Вермахта.
Колхозы или отдельные крестьяне должны были выполнять нормы поставок продуктов, которые были утверждены экономическим штабом «Ост» (WiStab Ost) и министерством Востока. Для видимости речь шла о «закупке». Согласно указаниям упомянутых немецких инстанций, товары стоимостью до 1000 RM должны были оплачиваться не деньгами, а среднесрочными облигациями; если цена товара была выше 1000 RM, то следовало выдавать расписки в получении, которые якобы должны были оплачивать экономические команды. Фактически, крестьяне и колхозы почти ничего не получали за свою работу, за исключением части продуктов, которая разрешалась им к употреблению. В течение всего периода оккупации имелся огромный дефицит любой готовой продукции и промышленных товаров, так как немцы в занятых областях не хотели удовлетворять потребностей населения и допускать производство товаров в существенном объеме. Немцы также не желали решать эту проблему собственным экспортом товаров в оккупированные территории. Последствием этих действий являлась сильнейшая инфляция. Было запрещено проводить оплаты товаров имперской маркой (вплоть до пфеннига).
Ценовая политика складывалась совершенно неблагоприятным образом для производителя аграрной продукции. Например, немецкое Заготсзерно платило производителю всего 25 руб за центнер зерна (ржи). Это при том, что за центнер зерна министерство Востока платило 120 руб, Вермахт – 155 руб, а имперские импортеры даже 180 руб. (все еще ниже имперских цен на 59%). Однако из этих, например, 120 рублей, производитель получал, как указано выше, только 25 рублей, так как 20 руб. получало Заготзерно, 20 руб. платилось за обработку и финансирование розницы, 15 руб. получало управление, например, генеральный комиссар Минска, и 40 руб. получали земельные общества производства (при советской власти – МТС – машинно-тракторная станция).
Разница в цене Вермахта и цене имперских импортеров получалась, прежде всего, из транспортных и складских расходов, а также из так называемых «шлюзовых» прибылей для Рейха. Логичным итогом этой политики, кроме инфляции, явилось процветание черного рынка. Дальнейшие перспективы для восточных территорий вырисовывались в более чем мрачных тонах: уклад жизни на этих территориях превратился бы не просто в аграрный, а в исключительно отсталый характер натурального ведения хозяйства (по типу средневекового).
На схеме показаны оккупированные территории с зонами ответственности.
Дела с дисциплиной платежей Вермахта, ZO и экономических команд шли, мягко выражаясь, неважно. Часто реквизированная продукция оплачивалась экономическими командами или отдельными солдатами Вермахта невнятными расписками без указания сумм и объемов принимаемой продукции, или вообще без расписок. Продукция стоимостью ниже 1000 RM вообще оплачивалась редко. Кроме того, поставки ZO Вермахт оплачивал с опозданием. В апреле 1944 года главный офис ZO в Минске имел оборот 556 258, 00 RM, в то время как требования Вермахта составляли 3 451 909,27 RM. Очень часто ZO не проводило вообще никаких выплат крестьянам. Например, бюро ZO в Орше имело на счетах 2.21 миллиона RM на оплату закупочных цен. Весной 1942 года экономическая инспекция установила, что экономические команды должны были поставщикам «значительные суммы» за поставки осени и зимы 1941 года, примерно две трети от указанной выше суммы в 2.21 миллиона RM. Деньги за поставки не выплачивались потому, что целый ряд функционеров оккупационных администраций считали такую политику контрпродуктивной, что подтверждается армейскими интендантами и генерал-квартирмейстерами:
«Она [ZO] оплачивает поставки учитывая все существенные для ценообразования обстоятельства (место производства, качество, недостатки товара), а также учитывая потребность в деньгах поставщиков исходя из инструкций, по которым производитель должен получать только такое количество денег, которое позволяет ему достичь общего уровня жизни по России».
В этой связи следует упомянуть один характерный документ: в военном журнале (KTB) экономического отдела группы армий (WiKdo) в районе полевой комендатуры Полоцка 15.2.1942 зафиксированы комментарии крестьян по этому поводу: «Большевики имеют небольшое количество денег, но немцы не имеют ничего».
Смысл в поддержке подобной ситуации был в так называемых «шлюзовых прибылях» для Рейха. Шлюзовая прибыль – это пошлина, которая взималась со всех подобных сделок на оккупированных территориях и которая должна была покрывать военные расходы и устранять имперские финансовые долги. В конце июля 1941 года имперский долг вырос до суммы в 116 миллиардов RM и ежемесячно добавлял к этой сумме 4.3 миллиарда RM. Однако, «шлюзовые прибыли» были лишь одним из нескольких источников финансирования долгов: позже, на оккупированных территориях Советского Союза началась продажа промышленных предприятий немецким фирмам и компаниям (приватизация). Однако все это не оправдало высоких ожиданий. Маленькие производства, дешевые для инвестиций, прежде всего в сельском хозяйстве на 17% от цен в Рейхе, по большей части снова стали банкротами из-за «шлюзовых прибылей». Но и шлюзовые прибыли также не смогли обеспечить существенную финансово-экономическую разгрузку. Кроме того, задержки поставок имели место благодаря недовольству крестьян вследствие непредвиденных требований Вермахта по объемам поставок. В 1941 году при уборке урожая имелись особенно большие проблемы. На объемах урожая сказалась холодная весна, на возможностях уборки урожая сказались военные разрушения, недостаток горючего. После захвата БССР, в момент уборки урожая две недели длился полный паралич этого процесса, так как часть крестьян просто разбежалась по лесам, а часть ушла в эвакуацию. Немецкий аграрный управленческий аппарат прибыл на места слишком поздно и в слишком ограниченном количестве, чтобы по немецким стандартам устроить уборку урожая, транспортировку и хранение. Однако, прежде всего, колхозы просто не хотели выполнять утвержденные немцами нормы поставок. Как сообщала одна из полицейских рот на востоке Белоруссии, «колхозы по собственной инициативе отказываются убирать урожай». Однако, благодаря расстрелам во многих местах, почти нигде не было фактов задержки поставок. 16 октября начальник экономического управления Георг Томас резюмировал в своем KTB: «Примерно 60% урожая спасено для нас. Считаю, на следующий год удастся получить для нас также 60% урожая. Окончательная обработка и транспортировка возможна при применении военной силы. Так же насильственный забой скота…».
Генерал Георг Томас, начальник экономического управления OKW.
Сальвадор Альенде и система Киберсин
Сальвадор Альенде Госсенс (исп. Salvador Allende Gossens; 26.06.1908 г. – 11.09. 1973 г.) – государственный и политический деятель, организатор Социалистической партии Чили, 29-й президент Чили. Хотя по убеждениям С.А. был социалистом, а не коммунистом, именно ему принадлежит, пожалуй, наиболее оригинальная попытка построения плановой экономики. О ней я и расскажу далее.
24 октября 1970 г., набрав 36,6% голосов, Альенде выиграл у своего ближайшего соперника лишь 1,3% голосов. Судьбу будущего президента Чили предстояло решить Конгрессу. После того, как он пообещал идти по пути демократии, его поддержала партия христианских демократов.
При правительстве Альенде был проведен ряд экономических реформ. 11 июля 1971 г. парламент единогласно объявил национализацию медных рудников и других природных ресурсов. Также благодаря проведенному в жизнь правительством президента закону об аграрной реформе, значительное количество крестьян получили землю и объединились в кооперативы. Народное правительство осуществляло госконтроль над предприятиями, производящими предметы первой необходимости, заработная плата стала индексироваться с учетом инфляции, правительство заморозило транспортные тарифы и коммунальные платежи и старалось сдерживать цены на самые необходимые для населения товары. Значительное снижение безработицы и существенное повышение заработной платы привело к повышению покупательной способности населения. Правительство Альенде организовывало выплаты пособий и льгот, демократизацию медицинского обслуживания и школ.
Действуя в рамках законности, народное правительство старалось устранить пропасть между государством и народом. Трудовых людей впервые стали слушать в министерствах, рабочие участвовали в управлении предприятиями, несколько рабочих-коммунистов даже стали министрами.
Самым важным проектом Альенде стала попытка создания всеобщей компьютеризированной системы управления экономикой. Ответственным руководителем проекта стал Фернандо Флорес, руководивший государственным ведомством CORFO (Corporation de Fomento de la Produccion — Корпорация организации производства), отвечавшим за национализацию экономики в Чили.
Для реализации проекта Флорес пригласил британского кибернетика Стаффорда Бира. В начале 1960-х годов консультативная фирма Стаффорда Бира SIGMA выполняла работы для чилийской металлургической промышленности и железнодорожного транспорта. В этом проекте был занят и Флорес, который ознакомился с трудами Бира по исследованию операций.
13 июля 1971 года Флорес отправил С.Б. письмо, а через месяц они встретились в Лондоне, где Флорес рассказал подробности планов, осуществляемых правительством Чили. Флорес сообщил С.Б., что из числа своих близких друзей, помощников и бывших студентов создал рабочую группу в CORFO, наделённую государственными полномочиями, и хотел бы, чтобы С.Б. отправился в Чили и руководил деятельностью группы. С.Б. согласился и прибыл в Сантьяго 4 ноября 1971 года. С этого момента началась активная работа группы.
С.Б. использовал свои теоретические наработки, чтобы построить совершенно новую систему управления экономикой. Он отмечал, что организации, особенно правительственные, слишком надолго затягивают бюрократический процесс реализации самых простых намечаемых перемен. События всегда опережают их дела, которые решаются со значительным опозданием. Даже сильно развитые страны мира страдают из-за огромного запаздывания в получении экономических показателей и не менее страдают из-за потери времени на их обработку бюрократами на пути подготовки заключений. Это означает, что большинство экономических решений принимается не в фазе с экономической реальностью.
Человеческий организм обладает колоссальной сложностью, в нем огромное количество нервных окончаний, анализировать все сигналы которых человеческий мозг не в состоянии. Точнее он мог бы анализировать их последовательно, но тогда отвечал бы с большим запаздыванием или же наоборот отвечал бы сразу, но полную чепуху.
С.Б. представил нервную систему в виде пятиуровневой иерархической системы. Все пять систем последовательно размещены на вертикальной командной оси, и они моделируют соматическую нервную систему человека. Низший уровень управления образуют спинномозговые нервы, идущие от рецепторов, которые собирают информацию об окружающем мире. Спинной мозг является 2 уровнем, продолговатый мозг и мост, сгруппированные вместе, представляют 3 уровень. 4 в этой иерархии будет промежуточный мозг с его зрительным бугром и базальными ядрами. 5 уровень – это кора головного мозга.
По аналогии в любой системе управления существуют такие же подсистемы:
Подсистема 2 занимается балансировкой работы отделов (подсистем 1). Она сравнивает подсистемы 1, перераспределяет сырье, требования к объемам производства.
Подсистема 4 аналогична органам чувств и отделам мозга, отвечающим за анализ окружающей среды.
Бир выводит набор индексов, по которым можно определить основные показатели отдела. Если показатели стабильны, то отдел работает автономно, если индексы превышают определенный лимит, то автоматически (а не по прихоти руководителя отдела) сигнал отправляется наверх в высшие системы управления, чтобы они могли своими действиями исправить ситуацию. В крайнем случае, даже система 5 может вмешаться в работу системы 1. Для индексирования и учета работы элементов системы, Бир предложил три базовых индекса: сколько смогли произвести (фактический индекс), сколько могут потенциально произвести (потенциальный индекс) и сколько нужно произвести (индекс возможности), также были разработаны и десятки других дополнительных индексов.
Поскольку как живой организм, так и любая общественная организация, являются автономными жизнеспособными системами, то цель их существования – продлить своё существование. Соответственно, главный критерий успешности системы – выживаемость.
Чтобы быть жизнеспособной система должна реагировать на изменения в окружающей среде мгновенно. Например, если на человека с высоты падает кирпич, ему необходимо мгновенно оценить обстановку и отскочить в сторону. Он не может позволить себе долгого анализа ситуации, или констатации факта, что кирпич уже упал ему на голову. Однако современные системы управления действуют именно так. Именно эту проблему и должна решить система предложенная С.Б.
Итак, было решено, используя эти идеи, ввести кибернетическое управление экономикой Чили. Правительство рассматривалось как жизнеспособная система, в которой систему 5 представляет президент Республики, а система 1 состоит из органов управления, ответственных за выполнение его главных функций: здравоохранения, образования, финансирования, промышленного производства. В промышленности выделились четыре «блока» (отрасли), образующим тяжёлую промышленность, легкую промышленность, промышленность потребительских товаров и материального снабжения. В каждой отрасли экономики (её систему 5 представляет заместитель министра экономики с подчинёнными ему соответствующими комитетами) имеется своя система 1, представленная набором предприятий или фирм. В предприятие входит завод: он делится на цеха, цеха делятся на рабочие участки как социальные единицы, в которые входят отдельные работники, — все они выступают как жизнеспособные системы.
Главная черта этой системы – её рекурсивность. Жизнеспособная система состоит из жизнеспособных систем, которые тоже состоят из жизнеспособных систем и так далее. Системы 3, 4 и 5 нижнего уровня были системой 1 для родительской системы.
Проект получил кодовое название «Киберсин» как сокращение слов «кибернетический синергизм».
Для работы в реальном времени, была необходима сеть связи, простирающаяся на 4,5 тысяч км вдоль всей чилийской территории. Её назвали «Кибернет». Эта система, позволяла каждому предприятию страны, входящему в национальную социально-экономическую систему связываться с компьютером. По замыслу, для такой системы нужны были компьютеры, находящиеся вблизи предприятия, а лучше непосредственно в нём способные обрабатывать любую информацию, важную для руководства предприятия. Но таких компьютеров в Чили не было, и страна не могла себе позволить их приобрести. В Сантьяго были только 2 компьютера: машина 360/50 фирмы IBM и машина 3500 фирмы Burroughs. Рабочая группа решила проблему единственно возможным способом, а именно, путём использования телексной сети, которая уже действовала в стране, и объединения её с сетью связи, работающей в сантиметровом диапазоне. Эта связь на сантиметровых волнах действовала от Арики на севере Чили до Сантьяго и далее до Пуэрто-Монта. Таким образом, план «Кибернет» призывал реквизировать телексную сеть и использовать все средства связи так, чтобы позволить каждому связываться с тем, с кем он захочет, через компьютерную систему в Сантьяго.
Цель «Кибернет», таким образом, сводилась к тому, чтобы предоставить вычислительную мощность рабочим комитетам любого предприятия. Основная идея состояла в том, чтобы важные индексы работы любого предприятия ежедневно направлялись в центральный компьютер, где бы они обрабатывались и проверялись в случае их существенного отклонения. Если в таких данных содержалось что-то, вызывающее тревогу, то такой сигнал подлежал возврату руководителям предприятия, из которого он исходил, для перепроверки.
Для обслуживания компьютеров был создан набор компьютерных программ, необходимых для обеспечения статистической фильтрации на всех уровнях их последующего рассмотрения, получивший название «Киберстрайд». Работы системы «Киберстрайд», основывалась на ручной обработке информации с помощью номограмм для расчёта индексов и визуальных контрольных графиков в качестве фильтров вероятностей, из-за отсутствия необходимой техники.
Следующим составляющим проекта С.Б. была система Чеко (от «чилийская экономика»). Специальная команда разрабатывала модель всей чилийской экономики. К сентябрю 1972 года была готова модель экономики, включая подмодели создания национального дохода, инфляции и международного торгового обмена. Проект Чеко мог бы, основываясь на данных с предприятий в реальном времени, обсчитывать модель экономики Чили и выдавать прогноз на десять лет вперед.
Управление экономикой Чили осуществлялось с помощью ситуационной комнаты. Такая комната была построена в Сантьяго, в здании, в котором раньше помещалось издательство американского журнала Readers Digest. «Комната» представляла собой шестиугольный зал диаметром 10 м. Стены комнаты были переделаны в экраны. На первом экране выводилась движущаяся схема двухметровой высоты в виде шкафа. Передняя часть шкафа представляла собой щит, за которым располагался вращающийся поляроидный диск, создающий эффект движения, а дверь в эту щитовую конструкцию служила экраном. Таким образом, прямоугольники и окружности можно было маркировать изнутри при демонстрации модели, ради которой собрано заседание: все её элементы можно было называть и маркировать базисные уровни состояния экономики, используя три индекса эффективности. Следующие два экрана демонстрировали сигналы неблагополучия в системах 3–4–5, и алгедонические сигналы от подчинённых предприятий. Последняя пара экранов согласно проекту Чеко предназначалась для моделирования. Одну из этих стену занимала мобильная схема экономической модели с подвижными линиями. Она позволяла собравшимся предлагать альтернативы, вводить обратную связь, постулировать новые деловые связи.
Бир специально отмечал, что ситуационная комната предназначена не для какой-то правительственной элиты, а для рабочих комитетов и в перспективе такие комнаты должны были появиться на каждом предприятии.
В рамках проекта «Киберсин», С.Альенде инициировал создание, так называемого «всенародного проекта», направленного на получение правительством обратной связи от каждого гражданина, но не вопросами, требующими пространного ответа, а ответами да/нет, нравится/не нравится. Был разработан специальный прибор, позволяющий каждому гражданину в режиме реального времени реагировать на действия правительства, все данные по народному голосованию также должны были приходить в президентский дворец, что могло бы позволить правительству в онлайн-режиме оценивать реакцию общества на свои действия. Именно для отображения мнения народа, и предназначался шестой экран в ситуационной комнате, но его не успели ввести в действие.
Работа над проектом «Киберсин» шла на фоне огромных экономических трудностей в Чили. Политика Сальвадора Альенде встретила острое противодействие со стороны латифундистов. Как только стали известны результаты выборов 1970 года, крупные скотоводы начали забивать скот. Скотоводческая Ассоциация Огненной Земли до того, как ее гигантские имения были экспроприированы, забила 130 тыс. стельных коров и отправила на скотобойни еще 360 тыс. телок. Другие владельцы скота, чьи имения простирались по границе Чили с Аргентиной, перегнали свои стада в Аргентину. Было подсчитано, что забой овец составил 330 тыс. Аграрная реформа сопровождалась самочинными захватами крестьянами земли бежавших из поместий латифундистов. Национализация бумажной промышленности, наряду с недовольством рабочих этой промышленности, вызвала обвинения Альенде в стремлении установить монополию на печать.
В ходе национализации возникла напряженность в отношениях с США, когда североамериканские фирмы, вложившие большие капиталы в медеплавильную промышленность Чили, отказались принять компенсацию. В результате чилийские корабли груженые медью, подходили к одному европейскому порту за другим, не получая разрешения на разгрузку. Кроме того, США приняли беспрецедентные меры по подрыву экономики Чили, выбросив на мировой рынок часть стратегических запасов молибдена и меди по низким ценам, лишив, таким образом, чилийцев главного источника экспортных доходов. Правительство пыталось диверсифицировать экономику, однако в полной мере эти планы не успели реализоваться. В ноябре 1972 года Чили объявила частичный мораторий на выплату внешнего долга (то есть дефолт), результатом чего стало прекращение кредита и бегство капиталов. Местные предприниматели стали перекачивать свой капитал за границу, свёртывать рабочие места на предприятиях, создавать искусственную нехватку продовольствия в стране.
Недовольство режимом Альенде выражали так называемые «гремио». Так в Чили называли класс мелких предпринимателей, которые контролировали значительную долю торговли, снабжения, транспорта. В октябре 1972 года общенациональная забастовка дальнобойщиков, испуганных национализацией, грозила парализовать страну. В ответ Альенде ввёл чрезвычайное положение и отдал приказ конфисковать неработающие грузовики. Большинство рабочих отказались поддержать забастовку и стали на сторону Альенде, который, в свою очередь, позвал в правительство военных. Командой Киберсин на основе Кибернет были сформированы центры управления по всей стране. Центр получал до 2000 телексов в день, которые фильтровались с помощью специальной программы. Всё это помогло преодолеть забастовку.
Несмотря на эти события, в феврале 1973 «Киберсин» был официально запущен в действие. Примерно 70 процентов социально-промышленной экономики страны было охвачено «Кибернетом».
Помимо экономических трудностей, много проблем было и с самим проектом. Сказывалась уже упомянутая нехватка современного оборудования и квалифицированных кадров. Один из директоров «Киберсин» отмечал тогда, что «с каждым днём все больше людей хотели работать на проекте», но при всём наплыве кадров система до сих пор отказывалась работать надлежащим и своевременным образом. В одном из случаев менеджер цементной фабрики обнаружил, что надвигающаяся нехватка угля может остановить производство на его предприятии, поэтому он отправился на угольную шахту, чтобы лично уладить проблему. Спустя несколько дней от «Киберсин» поступило уведомление, предупреждающее о потенциальной нехватке угля — проблеме, которую он уже решил. Учитывая подобные задержки, фабрики теряли стимул сообщать свои данные.
Некоторые участники проекта описывали процесс заводского моделирования как «откровенно технократический» и «спускаемый сверху». Проект всё больше скатывался в бюрократизацию.
Тем не менее, когда в августе гремио предприняли вторую попытку свержения правительства, организовав новую забастовку водителей, с помощью «Киберсина» этот кризис удалось преодолеть. Были созданы две ситуационные комнаты, присоединённые к сети связи страны через систему «Кибернет». Работала система фильтрации сообщений. Кабинет министров и высшее промышленное руководство получило возможность реагировать на сообщения в реальном времени. В течение этого периода работало от 10 до 30 процентов действующих в обычных условиях грузовиков. Благодаря круглосуточному ими управлению удалось поддержать тот же уровень снабжения страны топливом и продуктами питания, как и до забастовки. Государственные предприятия, играющие стратегическую роль в экономике страны, получали установленную им норму сырья. С.Б. объяснил, что это стало возможным благодаря тому, что транспортные системы повсеместно характеризуются большой избыточностью — стоит только представить себе простаивающие грузовики, железнодорожные вагоны на запасных путях, под разгрузкой и огромные задержки судов в портах. Вся эта избыточность транспортных средств была задействована и подчинена быстро поступающим распоряжениям об их использовании, в том числе за счёт сокращения времени на подготовку к выезду и неэффективного использования рабочего дня.
В марте 1973 года Альенде переизбрался на 2 срок с результатом 43% голосов избирателей. Но к лету 1973 года страна фактически разделилась на два враждующих лагеря — сторонников Альенде и его противников. Правые силы при прямой поддержке США готовились к совершению государственного переворота.
Военный переворот начался в ночь с 10 на 11 сентября 1973 года на кораблях ВМС Чили, участвовавших в совместных с ВМС США манёврах, проходивших у берегов Чили. Несколько сотен матросов и офицеров — сторонников Народного единства — было расстреляно, и трупы их сброшены в море. Ранним утром 11 сентября корабли ВМС обстреляли порт и город Вальпараисо, затем высадили десант и захватили город.
В 6:30 утра мятежники начали операцию по захвату столицы Чили Сантьяго. Были захвачены телецентр и ряд стратегических объектов. Принадлежавшие правым радиостанции передали заявление мятежников о перевороте и создании военной хунты в составе командующего сухопутными силами генерала Аугусто Пиночета и других высокопоставленных военных офицеров.
В 9:10 утра радиостанция «Магальянес» — последняя работавшая станция, поддерживавшая Альенде, — передала в эфир последнее обращение президента к чилийскому народу. Непосредственно в ходе трансляции обращения радиостанция была подвергнута авиабомбардировке, а затем захвачена мятежниками. Все находившиеся в здании радиостанции сотрудники (по разным данным, от 46 до 70 человек) были убиты.
До переворота, 8 сентября Альенде прислал распоряжение разработчикам проекта «Киберсин» перевести ситуационную комнату, находящуюся на улице Санта Мария, внутрь президентского дворца «Ла Монеда». После штурма солдаты мятежников обнаружили «Проект Киберсин», который остался неповрежденным во время переворота. Генералы Пиночета требовали объяснений у ученых. Однако они посчитали предлагаемые системой свободу действий, равноправность обеих сторон и открытость крайне непривлекательными и разрушили ее.
Многие участники проекта были убиты, остальные бежали из Чили. Фернандо Флорес был посажен в тюрьму. В 1976 году организация Amnesty International добилась его освобождения из тюрьмы, и в итоге он оказался в Калифорнии, в Университете Беркли, где стал преподавателем. Спустя годы Флорес вернулся в чилийскую политику и в 2001 году был избран в Сенат. Он создал собственную партию, но о своих левых и технократических взглядах уже не вспоминал.
Стаффорд Бир во время переворота был в Лондоне, где призывал организовать экономическую помощь чилийскому правительству. Покинув очередную такую встречу, с четким намерением вылететь обратно в Сантьяго, он остановился купить газету и увидел заголовок: «Сальвадор Альенде убит».
С.Б. был глубоко потрясён путчем 1973 года и посвятил свои ближайшие после «Киберсина» годы помощи чилийским коллегам в изгнании. Он развёлся с женой, продал свой особняк в Суррее и уединился в укромном загородном доме в валлийской глубинке, где не было даже воды из крана и длительное время не было телефонной линии. Позже один чилийский учёный отмечал, что «Бир приехал в Чили бизнесменом, а уехал оттуда хиппи». В последние годы жизни Бир пробовал воссоздать «Киберсин» в других странах, как социалистических, так и капиталистических — Уругвае, Венесуэле, Канаде, но не нашел понимания у правительств этих стран. Он умер 23 августа 2002 года.
Проект «Киберсин» не был доведён до своего завершения из-за военного переворота, поэтому оценить его эффективность достаточно трудно. На обвинения в нежизнеспособности системы, С.Б. всегда отвечал, что обвинять в нежизнеспособности «Киберсин» это то же самое, что говорить о нежизнеспособности организма человека, которому пуля пробила сердце. Безусловно, у проекта были огромные трудности, и неизвестно удалось ли построить эффективную кибернетическую экономику в Чили, если бы Альенде не свергли. Однако, «Киберсин» показал свою эффективность в отдельных случаях, описанных выше.
Идеи С.Б. взяли на вооружение многие фирмы в капиталистических странах. В наши дни, благодаря развитию технологий, многое, о чём писал С.Б., начинает применяться на практике. С помощью мобильных приложений компании осуществляют обратную связь с клиентами. Например, приложения для вызова такси, такие как «Uber», позволяют компании мгновенно отслеживать мнение клиентов, а значит, и корректировать свои действия. Поисковые системы в интернете, позволяют собирать огромные базы данных о мнении и предпочтениях людей, чтобы заранее рассчитать востребованность своих товаров.
Таким образом, можно утверждать, что идея кибернетического управления в 21 веке, не только не исчезла, но и, с развитием вычислительной техники, стала актуальна как никогда. Возрождённые и обновленные идеи, заложенные в проекте «Киберсин» несомненно, должны стать основой новой плановой экономики в 21 веке.