гипердинамический синдром у детей что это такое
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?
Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?
1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?
Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга.Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.
Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.
При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.
2. Как это выглядит в жизни?
Гиперактивность.
— Какая-то «бестолковая» подвижность.
— Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.
— Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.
— Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.
— Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто
даже опережая возрастные показатели.
— Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,
вставать на ножки, ходить и т. д.
— Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.
— Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги
на ногу или подпрыгивают на месте.
— Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.
Об эмоциональных возможностях.
Гипердинамические дети,как правило:
— Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.
— Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.
— Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.
— Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.
(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая
работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.
А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.
3. Как это выглядит в жизни?
Гипоактивность.
Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже
определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом:
— малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда
стремятся спрятаться в тень,
— у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной
двигательной активности — вялость, заторможенность,
— из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у
гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены
структуры, его обеспечивающие.
До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».
— Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.
— При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные
— К новым людям насторожен и недоверчив.
— Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с
— Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят
диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.
Об эмоциональных возможностях.
— Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,
— Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и
трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех
очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что
«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не
демонстрирует своих чувств и не говорит о них.
Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.
Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой. [/b]
Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.
Консультация для родителей «Азбука безопасности: что такое хорошо и что такое плохо» Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера — доверчивость, открытость, дружелюбие, любознательность — приводят к неприятностям,.
Консультация для родителей «Гидроцефальный синдром глазами психолога» Количество детей,которым ставится диагноз «гидроцефальный синдром»(ГС, растёт с каждым годом. И это проблема, над которой предстоит думать.
Консультация учителя-дефектолога. Синдром дефицита внимания у детей. Правила по взаимодействию с гиперактивным ребенком Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которое.
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна) Программное содержание: Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять ряд последовательных действий. Развивать движения рук под зрительным.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (вторая младшая.
СДВГ: симптомы, диагностика, лечение
Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.
Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Основные симптомы
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.
СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:
Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания
На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:
В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:
Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Лечение
При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.
Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.
Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
Как проявляется синдром у взрослых
У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.
Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.
Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:
Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.
Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.
Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.
Гипердинамический синдром у детей что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит успех в лечении.
Статья:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором наблюдается нарушение процессов внимания, импульсивность и гиперактивность. Как правило, первые симптомы появляются в детском возрасте. Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит успех в лечении. Так, часто удается предотвратить дальнейшее развитие проявлений синдрома и избавиться от его основных признаков еще до подросткового возраста.
Симптомы СДВГ у детей
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут крыться и в упущении воспитания родителями, и генетике, и хронических заболеваний, и тяжелой беременности матери. Однако не зависимо от того, что же спровоцировало появление диагноза СДВГ, проявления, как правило, схожи.
Сам синдром бывает трех видов:
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего диагностируются у детей в возрасте трех-четырех лет или при поступлении в школу. Ниже представлен перечень симптоматики, которая наблюдается в различном возрасте у деток.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей: характерные признаки | |
Возраст | Симтомы |
4 года | Ребенок с СДВГ в 4 года постоянно активный. Он может бегать и прыгать, не преследуя особой цели или участвуя в какой-либо игре. Он плохо реагирует на замечания, может даже проявлять агрессию. Малыш не успокаивается, когда его просят. Также можно заметить рассеянность и невнимательность. cтоит отметить постоянные движения рук или ног, даже когда ребенок сидит. |
5 лет | Практически нет реакции на инструкции. Ребенок с СДВГ в 5 лет отказывается соблюдать правила игры. Также такие дети нередко начинают отвечать на вопросы или замечания раньше, чем взрослый закончит предложение. Игры в основном подвижные. Такой малыш просто не может спокойно сидеть. Он будет постоянно болтать, что-то рассказывать. Его будет сложнее заставить порисовать, разукрасить и т.д. То есть, если у малыша есть СДВГ, то он не будет заинтересован в играх, требующих концентрации и усидчивости. |
6 лет | Ребенок СДВГ в 6 лет будет постоянно разбрасывать игрушки, забывать, куда их положил. Он неаккуратен, его тяжело заставить класть вещи в одно место. Он также неусидчив и невнимателен. В таком возрасте и может также вызвать впечатление невоспитанного. Ведь он проявляет непослушание, может переговариваться с родителями. Малыш может вмешиваться в чужие разговоры, не давать высказаться собеседнику. |
7 лет | С поступлением в школу проявление симптомов может усугубиться. Распознать синдром дефицита внимания в таком возрасте можно по отказу слушаться учителя, или по крайней неусидчивости на уроках. Таким деткам придется повторять дважды, причем не из-за того, что они что-то не поняли, а по причине невнимательности. Синдром дефицита внимания без гиперактивности может проявляться как неспособность концентрации на заданиях. Дети с таким диагнозом не могут длительное время концентрироваться на выполнении поставленной задачи, поэтому часто оставляют ее незаконченной. СДВГ в 7 лет заметно мешает успешному началу учебной деятельности, малыш заметно дольше адаптируется к новой среде. |
8 лет | При СДВГ в 8 лет проявления остаются такими же, однако имеют более болезненный характер для самого ребенка. Ведь находясь в коллективе, он неспособен соответствовать уровню успешности других учеников. При этом стоит отметить сохранность интеллектуальных способностей, соответствующих возрастным нормам. Также могут возникать проблемы в общении со сверстниками на фоне неспособности нормально с ними взаимодействовать. Совместные игры затрудняются, так как малыш часто не хочет играть по установленным правилам, или слишком бурно реагирует на замечание или собственный проигрыш. |
9 лет | Проявление синдрома дефицита внимания носит уже более яркий характер. Успеваемость в школе заметно ниже, нежели у сверстников. Ребенок неспособен организовать собственный труд, поэтому может потребоваться постоянный контроль со стороны родителей. Также он в таком возрасте почти не способен слушать педагога во время урока длительное время. Он будет постоянно отвлекаться на другие раздражители. Как правило, детки с СДВГ в 9 лет не успевают решить задачу в отведенное время, или вовсе ее бросают. |
Однако самостоятельно распознать наличие расстройства достаточно сложно. Как правило, родители впадают в панику и начинают лечение ребенка, который просто плохо воспитан. Чтобы не совершить ошибку, и вовремя определить наличие СДВГ у своего чада, нужно обязательно обратиться к специалисту, который знает нейропсихологию диагноза. Он поможет определиться с тем, что делать, если у ребенка синдром дефицита внимания, и назначить курс лечения.
Постановка диагноза врачом происходит исключительно в соответствии с общепринятыми медицинским сообществом критериями. Так, синдром дефицита внимания по МКБ – 10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) имеет следующие признаки, которые ранее описывались выше:
Так, без ярко выраженного набора симптоматики, постановка диагноза невозможна.
Синдром дефицита внимания: отзывы родителей
Расстройство может проявлять себя по-разному и приносить немало хлопот. Однако синдром не является приговором. Опыт многих мам, чьи детки живут с диагнозом СДВГ, успешно справляются с данной проблемой. Ниже представлены отзывы и советы родителей детей с расстройством.
Особенности воспитания детей СДВГ: опыт родителей | |
Позитивный | Негативный |
Кира |
Мы своего малыша просто обожаем именно за то, что он у нас такой необычный и активный. Другие дети мне кажутся скучными и вяленькими. Поэтому не терзайте своего ребенка, и относитесь к нему с теплом! К тому же, сейчас есть способы коррекции и помощи таким деткам.
Не могу заставить ребенка даже игрушки за собой убрать. Постоянно капризничает, не слушает. Не представляю, как он будет вести себя, когда пойдет в школу.
«…Не вижу ничего такого, чего не можно было бы преодолеть современными методами лечения… Мы сына стараемся воспитывать, при этом без акцента на то, что он какой-то не такой. И всем того советую.»
Сын пошел в прошлом году в школу. Не всегда успевает за программой. Но если контролировать выполнение заданий, то он справляется с ними на отлично даже без помощи. Так что не разделяю паники других родителей. Да, он отличается от других. Но это же не приговор.
Не сдавайтесь! Все получится, если быть последовательным, настойчивым. Плюс, всегда будьте на стороне своего ребенка. Почаще обнимайте, целуйте дочку. Для детей с СДВГ очень важно ваше тепло.
Если вы заметили признаки расстройства, не спешите паниковать. От правильности ваших действий зависит будущее вашего малыша. Обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и следуйте рекомендациям врача. Тогда можно успешно избавиться от большего количества симптомов СДВГ.
Окажите поддержку ребенку. Нужно понимать, что его поведение – это следствие не плохого характера, а заболевание. Поэтому проявите терпение и будьте максимально внимательны к своему чаду. Именно это обеспечит ему успех в выздоровлении и нормальной адаптации к новым условиям в школе или новом коллективе.