германские шпильманы кто такие

ШПИЛЬМАНЫ

ШПИ́ЛЬМАНЫ (нем. Spielleute, ед. число Spielmann), средневековые немецкие бродячие актеры, певцы, музыканты. Ш. — творцы и исполнители эпических песен, а также повествовательных и юмористических жанров зарождавшейся бюргерской литературы. Выступали при феодальных дворах и в народной аудитории — на ярмарках, в селах, городах. Расцвет поэзии Ш. — XII в.; с XIII в. Ш. оседают в городах, становясь членами певческих цехов.

Смотреть что такое «ШПИЛЬМАНЫ» в других словарях:

Немецкая литература — I От римских и ранних средневековых писателей мы имеем длинный ряд свидетельств о поэзии германцев до распространения среди них письменности. Тацит (Germ. 2 и след., Hist. II, 22 и др., Ann. I, 65 и др.) говорит о их мифологических; героических и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

жонглёр — а; м. [франц. jongleur] Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов. ◁ Жонглёрский, ая, ое. Ж ое искусство. Ж ая ловкость. * * * жонглёр (франц. jongleur, от лат. joculator шутник), 1) странствующий… … Энциклопедический словарь

Немецкая литература — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 12 декабря 2012. К… … Википедия

ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur от лат. joculator шутник), 1) странствующий комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России скоморохи.2) Цирковой артист, владеющий искусством подбрасывать и… … Большой Энциклопедический словарь

Австрия — (Österreich; позднелат. Austria, от др. нем. Ostarrichi восточная страна) Австрийская Республика (Österreichische Republik). I. Общие сведения А. государство в Центральной Европе. Граничит на С. с ФРГ и Чехословакией, на … Большая советская энциклопедия

Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

Гистрион — (лат. histrio, родительный падеж histrionis) 1) актёр в Древнем Риме. Г. принадлежали большей частью к вольноотпущенникам (только достигшие особенно широкой известности пользовались почётом). Г. составляли труппу, которую возглавлял актёр … Большая советская энциклопедия

Жонглёр — (французское jongleur, от лат. joculator шутник, забавник) 1) странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего средневековья во Франции. Творчество Ж. связано в своих истоках с народными земледельческими обрядами и играми. Ж. выступали… … Большая советская энциклопедия

Импровизация — (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др.… … Большая советская энциклопедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Источник

Шпильман

Понятие «шпильман» означало в Западной Европе в период Средневековья достаточно разнообразные виды деятельности: это были артисты различного жанра, фокусники, жонглёры, шуты, фигляры, чтецы-декламаторы, музыканты и др. Их объединяло то, что вся их деятельность служила цели развлечения. Они находили свою аудиторию как среди простого народа так и в феодальном замке, где присутствие шпильманов стало необходимой принадлежностью пиров, празднеств и прочих увеселительных мероприятий. Основная масса средневековых шпильманов не была оседлой и относилась к бродячим артистам, переходившим с места на место. Шпильманы происходят из различных слоёв общества: из обедневших отпрысков низшей знати, городского населения, изменившего свой социальный статус вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств и материальной нужды, из представителей низшего клира, порвавших с официальной церковью и посвятивших себя ремеслу бродячих артистов. В отличие от бродячих музыкантов оседлые и находящиеся постоянно на службе при дворе знати или городские шпильманы могли снискать определённое общественное признание. Так, некоторые из шпильманов обосновывались при феодальных дворах и становились служилыми людьми, выполнявшими подчас важные поручения феодала, часто сами были персонажами героического эпоса, не только как свидетели событий, но и как активные их участники (как, например, Вербель и Свеммель в «Песни о нибелунгах»).

Их часто называют просто бродячими людьми (нем. fahrende leute), хотя среди странствующих можно встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь издавна преследовала шпильманов. Согласно средневековому судебнику («Саксонское зерцало», VIII–IX вв.), шпильманы, так же как преступники, стоят вне закона (rechtlos). Тот, кто против желания отца становится шпильманом, лишается наследства. Но когда в XII в. к ним присоединились странствующие клирики и из их среды выделились талантливые поэты, имя «шпильман» получило новое значение и вес. Знатные господа охотно берут их на службу, дают им различные посольские поручения. Эпическое искусство шпильманов в противоположность рыцарскому роману оставалось анонимным. Поэт не называет своего имени, значительно сдержаннее в своих оценках, прямо не порицает и не хвалит поступки тех лиц, которые изображены в его произведении. Этому искусству присущ гиперболизм (числа или силы), что особенно впечатляет в сценах массовых битв: от ударов мечей содрогается земля, море стонет, искры столбом летят из шлемов, кольчуг, копья и стрелы сыплются, как хлопья снега, противники наносят друг другу страшные раны, после боя приходится отмывать со стен густую кровь. В «Кудруне» богатырь Вате с такой силой трубит в рог, подавая сигнал к началу сражения, что сдвигаются камни, из которых сложены стены замка. Во второй половине XII века шпильманы создали тип эпических поэм преимущественно авантюрного характера. Их наиболее распространенный сюжет – сватовство и добыча невесты хитростью, с помощью верных слуг («Король Ротер», «Освальд», «Орендель»), путешествия героя в дальние страны («Герцог Эрнст»). Шпильманы охотно вводили в свои произведения сюжеты и мотивы восточных сказок, например о Синдбаде-мореходе. Они привнесли элементы восточной экзотики в рыцарский роман, но и сами испытали его влияние. Средневековый поэт-шпильман окружён слушателями и адресует им свое повествование, нередко прерывая его обращением: «Я хочу вам рассказать.»…

Связанные понятия

Мейстерзи́нгеры (нем. Meistersang, Meistergesang) — (букв. — «мастера-певцы»), от нем. Meister — «мастер», и нем. Singer — «певец») — немецкие поэты-певцы из цеховых ремесленников в XIV—XIX веках. Объединяли представителей из среды среднего и мелкого бюргерства. Называли себя мейстерзингерами в отличие от миннезингеров — «старых мастеров» (alte Meister), носителей куртуазной лирики, творчество которых считали образцом для подражания. Наиболее известные мейстерзингеры: Ганс Сакс, Ганц Фольц, Ганс.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Бергамáска (итал. bergamasca; также варианты написания bergamask, bergomask, bergamesca) – старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI-XVII веков. Название танца естественным образом произошло от названия местности – города Бергамо и одноимённой провинции.

Паспьé (от фр. passe-pied, «вышагивающая ножка» или «маленький шажок») — старинный французский танец, близкий к менуэту, но исполнявшийся в несколько более живом темпе. Танец деревенский, возникший, по всей вероятности, в Нормандии или Северной Бретани. В народном обиходе музыка танца чаще всего исполнялась на волынке или же пелась деревенскими музыкантами, отсюда простота её мелодического рисунка и несложность интервального ряда.

Фацетия (лат. facetia) — шутка, преимущественно небольшой шуточный рассказ, весёлый анекдот, в котором идёт речь о каком-нибудь забавном приключении, смешной выходке, приводятся остроумные ответы и решения различных казусов, подвергаются осмеянию различные недостатки и пороки женщин, простоватых горожан, представителей духовенства и т. д. В ряде случаев такая насмешка переходит в сатиру и обличение. Эти рассказы были объединены в отдельных сборниках, получивших название «фацеций», а на русской почве.

Источник

Значение слова «шпильман»

германские шпильманы кто такие. Смотреть фото германские шпильманы кто такие. Смотреть картинку германские шпильманы кто такие. Картинка про германские шпильманы кто такие. Фото германские шпильманы кто такие

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Их часто называют просто бродячими людьми (fahrende leute), хотя среди странствующих можно встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь издавна преследовала шпильманов. Согласно средневековому судебнику («Саксонское зерцало», VIII–IX вв.), шпильманы, так же как преступники, стоят вне закона (rechtlos). Тот, кто против желания отца становится шпильманом, лишается наследства. Но когда в XII в. к ним присоединились странствующие клирики и из их среды выделились талантливые поэты, имя «шпильман» получило новое значение и вес. Знатные господа охотно берут их на службу, дают им различные посольские поручения. Эпическое искусство шпильманов в противоположность рыцарскому роману оставалось анонимным. Поэт не называет своего имени, значительно сдержаннее в своих оценках, прямо не порицает и не хвалит поступки тех лиц, которые изображены в его произведении. Этому искусству присущ гиперболизм (числа или силы), что особенно впечатляет в сценах массовых битв: от ударов мечей содрогается земля, море стонет, искры столбом летят из шлемов, кольчуг, копья и стрелы сыплются, как хлопья снега, противники наносят друг другу страшные раны, после боя приходится отмывать со стен густую кровь. В «Кудруне» богатырь Вате с такой силой трубит в рог, подавая сигнал к началу сражения, что сдвигаются камни, из которых сложены стены замка. Во второй половине XII века создали тип эпических поэм преимущественно авантюрного характера. Их наиболее распространенный сюжет – сватовство и добыча невесты хитростью, с помощью верных слуг («Король Ротер», «Освальд», «Орендель»), путешествия героя в дальние страны («Герцог Эрнст»). Шпильманы охотно вводили в свои произведения сюжеты и мотивы восточных сказок, например о Синдбаде-мореходе. Они проторили дорогу восточной экзотике в рыцарский роман, но и сами испытали влияние рыцарского романа. Средневековый поэт-шпильман окружен слушателями и адресует им свое повествование, нередко прерывая его обращением: «Я хочу вам рассказать.»… и т. п.

О фамилии Шпильман см. статью Шпильман (фамилия).

ШПИ’ЛЬМАН, а, м. [нем. Spielmann] (истор.). Странствующий певец-музыкант в средневековой Германии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

ШПИЛЬМАН (SPIELMANN ‒ «ИГРАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК»)

Cредневековый бродячий актер в немецкоязычных странах.

Название утвердилось в XII в., до этого были известны как гистрионы (от лат. от лат. histrio — актёр, трагик). Искусство шпильманов зачастую представлял собой «театр одного актера», в котором «уличный забавник» был автором, рассказчиком, музыкантом и танцором, хотя со временем и происходила профессионализация функций уличных исполнителей.

Искусство шпильманов как и других бродячих актеров (французских жонглеров, английских менестрелей, итальянских мимов и др.) восходило к сельским обрядовым играм и античному уличному театру, что обуславливало осуждение церковью.

Шпильманы выступали перед широкой аудиторией, на сельских ярмарках, городских площадях и княжеских дворах и жили на подаяние. Их репертуар был достаточно широкий, но в основном представлял собой переложение старинных преданий и поэм, дополненных разнообразными юмористическими и приключенческими эпизодами, а также современной сатирой. В эпоху Крестовых походов характерно обращение шпильманов к восточным и византийским мотивам, теме путешествий и заморских странствий («Король Ротер», «Герцог Эрнст», «Соломон и Морольф» и др.).

С XIII в. объединяясь в различные «братства», шпильманы постепенно оседают в городах, и в XIV в. переходят в разряд профессиональных городских музыкантов, организованных в цехи и гильдии, сохранившиеся вплоть до XVIII в.

Иллюстрации:

Шаривари. Миниатюра из средневековой рукописи;

Питер Брейгель Битва Масленицы и Поста 1559 г.

Источник

Шпильман

Литература : Schletterer H. M., Geschichte der Spielmannszunft in Prankreich und die Pariser Geigenkцnige, В., 1884; Merkelt P., Das Trommler- und Pfeiferkorps, L., 1924; Klapper J., Die soziale Stellung des Spielmanns in XIII. und XIV. Jahrhundert, «Zeitschrift fьr Volkskunde», 1930, Bd 2, H. Ѕ; Schmidt H., Der Spielmannszug, В., 1934; Salmen W., Der fahrende Musiker im europдischen Mittelalter, Kassel, 1960 (в серии: Die Musik im alten und neuen Europa, Bd 4).

О. Т. Леонтьева.

Полезное

Смотреть что такое «Шпильман» в других словарях:

Шпильман — Шпильман (нем. Spielmann играющий человек) первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия. Название утвердилось во второй половине XII века. Раньше были… … Википедия

ШПИЛЬМАН — (немецкое Spielmann, от spielen играть и Mann человек), в Германии странствующий средневековый комедиант; то же, что гистрион … Современная энциклопедия

ШПИЛЬМАН — ШПИЛЬМАН, шпильмана, муж. (нем. Spielmann) (ист.). Странствующий певец музыкант в средневековой Германии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

шпильман — сущ., кол во синонимов: 4 • актер (53) • музыкант (144) • певец (95) • … Словарь синонимов

Шпильман — (немецкое Spielmann, от spielen играть и Mann человек), в Германии странствующий средневековый комедиант; то же, что гистрион. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Шпильман Р. — Рудольф Шпильман (нем. Rudolf Spielmann, 5 мая 1883, Вена 20 августа 1942, Стокгольм), один из сильнейших мировых шахматистов начала 20 в. Научился играть в шахматы ребенком и слыл вундеркиндом. Был натурой нервной и впечатлительной, что стало… … Википедия

Шпильман — баронесса, балетная танцовщица СПб. сцены, известная под именем Иеллы (Jella); † 28 дек. 1856 г., в Вене. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Шпильман — (нем. Spielmann, от spielen играть и Mann человек) средневековый бродячий актёр музыкант в Германии, Австрии. Родствен Жонглёру во Франции, скомороху (См. Скоморохи) на Руси. Ш. были одновременно поэтами, актёрами, певцами, акробатами,… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *