Белые сны севера или бархатный песок юга конспект урока изо 2 класс
Урок изобразительного искусства во 2 классе. Тема урока: «Холодные цвета. Рисуем Север»
Урок изобразительного искусства во 2 классе.
Тема урока: «Холодные цвета. Рисуем Север»
Задачи урока:
-Закрепить знания учащихся о холодных цветах.
-Научить пользоваться определенной палитрой для воплощения художественного замысла.
-Учить решать задачи новыми выразительными средствами.
-Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.
-Воспитывать понимание красоты мира.
1. Психолого-педагогический настрой класса (2 мин).
-Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ль в порядке:
Альбомы, кисточки и краски?
— Сядьте правильно. Приведите в порядок свое рабочее место.
2. Повторение и закрепление материала (8 мин).
— Повторим, что мы знаем о цветах. Какие бывают цвета?
— (Цвета бывают теплыми и холодными).
— Назовите холодные цвета.
— (Холодные цвета: синий, зеленый, голубой, бирюзовый, фиолетовый).
— почему мы говорим, что это холодные цвета?
— (Потому что они напоминают снег, лед).
— назовите теплые цвета.
— (Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый).
— Почему мы говорим, что это теплые цвета?
— (Потому что они напоминают огонь, солнце).
3.Сообщение нового материала (7 мин).
Учитель:
— Какие животные живут на севере? ( олени, песцы, собаки, пингвины и белые медведи)
— Как вы думаете, почему эти животные могут жить на севере?
— Потому что у них густая шерсть.
— А лошади могут жить на севере?
— Не могут, так как у них нет густой шерсти.
— Как вы думаете, много ли растений на севере?
— (Я думаю, что на севере мало растений).
— Почему?
— (Потому что там очень холодно и мало солнца).
— Да, на севере мало растений. Они низкие, с корявыми ветками. В основном там растет мох ягель, которым питаются олени.
Показ образцов растений севера или растений напоминающих их.
4.Объяснение задания (5 мин.).
-На севере на небе можно наблюдать северное сияние. Оно похоже на радугу, только больше, ярче и другой формы. От этого зрелища невозможно оторваться.
— Сегодня мы будем рисовать животных и растения севера. Посмотрите, как рисовать оленя, пингвина и белого медведя.
— А теперь вспомним законы перспективы.
— (Близко – крупно. Далеко – мелко).
— Как вы думаете, какой горизонт лучше подойдет для нашей картины?
— Средний горизонт, потому что нужно изобразить северное сияние на небе и много снега на земле.
5.Приемы сенсорного развития детей (5 мин.)
Учащиеся встают с места, собираются в группы по несколько человек, опускают руки в мисочки с кусочками льда и представляют себя на севере.
— Что вы представили?
— (Я представил много снега, на темно-фиолетовом небе северное сияние, вдалеке чум, а на переднем плане олени с нартами.)
— А сейчас, нарисуйте, что вы себе представили. Будем выполнять рисунки в технике монотипия. Возьмем стекло. На нем голубой краской нарисуем кое-где тени на снегу. Не забываем, что линия горизонта проходит посередине. На небе нарисуем цветами радуги северное сияние и темно-фиолетовое небо. Рисуем быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Затем к стеклу приложим лист альбома и пригладим его. После этого осторожно поднимем лист альбома. Получим отпечаток рисунка на стекле. Это и есть монотипия. После высыхания фона приступим к изображению фигур оленей,медведей,пингвинов, людей на переднем плане и чумов на дальнем плане.
6.Самостоятельная работа учащихся(15 мин.)
7.Итог урока(3 мин.)
— Работы закончим на следующем уроке. Дорисуем контуры, когда просохнет краска.
— Устроим выставку.
— Что мы делали на уроке?
— (На уроке мы беседовали, выполняли монотипию).
— Нравятся вам работы?
— Урок окончен. Приведите в порядок свои рабочие места.
«Изображение природы в разных состояниях.»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
Разработка урока изобразительного искусства 2 класс
Учитель изобразительного искусства: Автюшкова Анастасия Владимировна
Тема урока: «Изображение природы в разных состояниях.», 45 мин.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: мультимедиа сопровождение, карточки самооценки, карточки с изображением различных мазков, альбом, кисти разных размеров, гуашь, вода.
Изображение природы в разных состояниях
Дать представление о значении цвета и мазка в передаче настроения.
Показать выразительные возможности цвета и мазка как изобразительного средства.
-дать представление о выразительных возможностях цвета и мазка как изобразительного средства
-обучать умению использовать выразительные возможности цвета и мазка для построения изображения определенного характера, настроения.
-развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока.
-развивать навыки осознанного использования выразительных средств изобразительного искусства для передачи настроения.
-расширять представление учащихся о разнообразии использования выразительных средств изобразительного искусства.
-прививать стремление к получению лучшего результата.
Основное содержание темы, термины, понятия
Понятие “мазок”. Разнообразие мазков в изобразительном искусстве. Изобразительные возможности цвета и мазка. Способы создания изображения при помощи различных мазков. Колористические возможности цвета при передачи настроения в изображении.
Умение изображать настроение в природе живописными материалами.
Знать колористические особенности работы с гуашью.
Умение использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.
Личностные: иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.
Регулятивные: осознание учебной задачи урока; обобщение собственных представлений; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; оценивать коллективный результат и ответственность за свое участие в нем; вступать в речевое общение.
Социальные:ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.
Литература, музыка, окружающий мир.
Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.
Беседа, чтение, слушание, наблюдение, подводящий диалог, игра (1 – “ C лушая звуки музыки”, 2 – “Слушая звуки литературы”, 3 – “Море волнуется”), практическая деятельность, самостоятельная работа.
Карточки с разнообразной цветовой палитрой
Карточки с изображением разных мазков
Урок теоретического и практического исследования
Технологическая карта урока
Форма организации взаимодействия
Формирование компетентностей (УУД)
Организационно-мотивационный с фиксацией затруднения
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.
Проверить готовность учащихся к уроку.
ИГРА (Слайд 2): покажите выражением лица (молча, без звуков), какие у вас возникают ощущения в следующих ситуациях:
-вы получили долгожданный подарок;
-вы получили «двойку»;
-вы должны были пойти на день рождения к другу, но неожиданно заболели;
-скоро начнутся каникулы.
-Почем у вас меняется выражение лица каждый раз?
-Что у вас меняется каждый раз, как вы представляете новую ситуацию?
-Какое настроение вы можете испытывать в разных ситуациях?
(Предположительный ответ: грустное, веселое, тревожное, несчастное, игривое, спокойное)
-Как вы думаете, настроение может переживать только человек?
Отвечают на вопросы, обобщают ответы.
Коммуникативные: слушают друг друга, вступают в речевое общение.
Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в характеристике ситуации.
Цель: мотивация на целеполагание, формировать умение ставить цели,
фиксация индивидуального затруднения.
ИГРА «Слушая звуки музыки» (Слайд 3)
Прослушивается музыкальный отрывок, обсуждение:
-Определите настроение музыки.
-Выберите изображение, соответствующее по вашему мнению данному музыкальному отрывку.
-Как художник передает настроение в изображении моря? (Слайд 4)
ИГРА «Слушая звуки литературы» (Слайд 5)
Зачитывается отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, обсуждается:
-Определите, какое из изображений моря соответствует тексту отрывка?
1. “Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» ”
2. “Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» ”
3. “Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» ”
4. “Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.”
Цель урока: определить художественные средства, с помощью которых художник передает настроение в изображении природы.
Прослушивают музыкальные отрывки, рассматривают изображения.
Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении.
Познавательные: произвольно и осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание; активно слушают одноклассников и учителя.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Открытие нового знания на основе актуализации знаний
Цель: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, систематизация и обобщение знаний, формулирование собственного мнения и его аргументация.
ЗАДАНИЕ 1: подберите палитру для изображения определенного состояния моря:
—Какой можно сделать вывод, каким образом в изображении можно передать настроение?
(Предположительный ответ: цветом, цветовой палитрой)
-Как мы можем получить определенную цветовую палитру для изображения настроения? (Слайд 7)
ЗАДАНИЕ 2: определите состояние моря, изображенного разными по форме мазками (Слайд 8)
—Какой можно сделать вывод, какое еще художественное средство помогает художнику передать настроение в изображении природы?
(Предположительный ответ: формой мазка)
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА (Слайд 9)
Парная работа учащихся с карточками (цветовая палитра)
Формулирование общего вывода по проблеме урока.
Сопоставляют зрительную информацию с уже известным, формулируют выводы, приводят доказательства и аргументы по собственным высказываниям. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы.
Постановка учебной задачи
Цель: показать возможности использования новых знаний и умений.
-Где мы можем использовать новые знания?
-Можем ли мы сегодня с вами изобразить марину? Почему ?
-Как вы думаете, что такое «марина»? Какие похожие слова вы можете назвать? Что они означают ?
-Кого у нас в классе зовут Марина? Что означает это имя?
Жанр изобразительного искусства, в котором основным изображением является море в различных состояниях, называетсямарина. (Слайд 10)
Художников, работающих в жанре «марина», называют маринистами. Один из самых известных художников-маринистов – И.К.Айвазовский; за свою жизнь он выполнил около 6 тысяч пейзажей-марин.
-Какими художниками мы с вами сегодня будем?
Рассматривание изображений. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетическому восприятию произведений искусства.
Познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют отбор существенной информации.
Закрепление изученного в практической работе
(с одновременным проведением физминутки)
Цель: формировать самостоятельность,
развивать у обучающихся нестандартное мышление, обеспечить условия для успешного выполнения работы, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя.
ИГРА «Море волнуется»: прослушать музыкальный отрывок, изобразить движениями настроение, состояние музыки.
ЗАДАНИЕ: изобразить морской пейзаж в определенном состоянии (по выбору).
Индивидуальная практическая работа учащихся.
Слушают музыкальные отрывки, делают выводы (определяют настроение). Передают в движении состояние музыки, настроение.
Изображают морской пейзаж по собственному замыслу с передачей настроения.
Личностные: формируют навыки индивидуальной деятельности, творческой деятельности; проявляют творческую инициативу.
Регулятивные:планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок; построение перспектив дальнейшего обучения.
Оформляется выставка работ учащихся.
ЗАДАНИЕ: давайте развешаем наши работы в разные группы по настроению.
—Чьи работы по замыслу совпали с тем заключением, которое мы сейчас сделали совместно?
-Кому не удалось реализовать свой замысел?
-Какие изобразительные средства помогали вам выполнять изображение в соответствии с замыслом?
Заполняют листы самооценки и взаимооценки, анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно).
Осуществляют взаимный контроль.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: осознают роль искусства в жизни каждого отдельного человека, меру своего участия в искусстве; осуществляют анализ и самооценку личных результатов и достижений.
Социальные: анализируют полученный опыт деятельности и общения.
участвуют в обсуждении результатов работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов.
Белые сны севера или бархатный песок юга 2 класс презентация
Начальные классы
›Презентации›Исследовательская работа уч-ся 2 класса по теме “ПОЧЕМУ, ГДЕ И КОГДА ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МБОУ “Рассветовская СОШ” выполнил: Синеруков Александр РУКОВОДИТЕЛЬ: Ручьёва В.М.
2 слайд
Описание слайда:
ПОЧЕМУ, ГДЕ И КОГДА ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ?
3 слайд
Описание слайда:
Цели моего исследования : 1. Узнать почему возникает северное сияние? 2. Где и когда возникает северное сияние?
4 слайд
Описание слайда:
Содержание: – ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ? – ГДЕ ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ? – КОГДА ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ? – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5 слайд
Описание слайда:
ВВЕДЕНИЕ. Современного человека вряд ли способен удивить такой феномен природы, как северное сияние.. Но наши предки видели в этом феномене природы некую угрозу, опасность для жизни и рассудка человека. И сегодня для жителей полярных стран увидеть северное сияние считается дурным предзнаменованием. Способно ли явление природы, породившее множество мифов народов севера, действительно воздействовать на человека или это всего лишь легенды?
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
В недалёком прошлом неправильные представления относительно причины полярного сияния все еще были обычны среди широкой публики. Например, многие люди на среднем западе Америки полагали, что полярное сияние является отражением солнечного света от полярного льда, упуская из виду бесконечную темноту зимних месяцев в Арктических широтах! Другое романтичное объяснение состояло в том, что свет полярного сияния является результатом столкновений айсбергов в полярных морях.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
2.ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ? Виновато в этом Солнце! В результате солнечных вспышек, к Земле устремляется поток солнечной плазмы (солнечный ветер) состоящий из заряженных частиц высоких энергий. Через один или два дня, этот поток
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
3.ГДЕ ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ? Обычно северное сияние возникает на полюсах Земли, так как магнитные полюса расположены довольно близко к оси вращения планеты. Случается, что на Солнце происходят довольно большие вспышки. Тогда поток солнечной плазмы достигая Земли, вызывает искажение магнитосферы. В следствии этого, северное сияние может наблюдаться в области низких широт России и мира. Бывали случаи наблюдения этого чудесного явления природы и в Москве.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
4. КОГДА ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Особенно часто северные сияния случаются весной и осенью. Пик частотности приходится на периоды, ближайшие к весеннему и осеннему равноденствиями. За этим явлением лучше всего наблюдать с 22 часов, до полуночи, при ясной и морозной погоде. Длительность сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Северные сияния сигнализируют о месте и времени воздействия Космоса на земные процессы. Вызывающее их вторжение заряженных частиц влияет на многие стороны нашей жизни. Все это сказывается на погоде. Из-за дополнительной ионизации в ионосфере начинают течь значительные электрические токи, магнитные поля которых искажают магнитное поле Земли, что прямо влияет на здоровье многих людей. Таким образом, через северные сияния и связанные с ними процессы Космос воздействует на окружающую нас природу и ее обитателей.
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
21 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
22 слайд
Описание слайда:
ПОЧЕМУ, ГДЕ И КОГДА ВОЗНИКАЕТ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ?
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Изобразительное искусство 2 класс. С. Г. Ашикова
_____________ Молдованова И.И.
«_______» __________ 2017г.
Заместитель директора по УВР
____________ Ковальская М.Н.
«_______» __________ 2017г.
Приказом №_____ от ___________
________________ Гавриленко Т.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тейская средняя общеобразовательная школа №3»
по изобразительному искусству
Учитель высшей квалификационной категории
Молдованова Ирина Ильинична
п. Тея 2017-2018 уч.год
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Для реализации данной программы используется учебник Ашиковой С.Г. И зобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред. А.А. Мелик- П ашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: И здательство «Учебная литература»: И здательский дом «Федоров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год »).
Количество часов по программе 34 ч., 1 час в неделю.
Основные задачи курса:
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
— интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
— уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
— ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
— нравственных чувств, этического сознания;
— представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
— ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
— ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 2 класса
— различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
— узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
— различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
— воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
— понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможност ь
— воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
— видеть проявления художественной
культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
— высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих
Азбука искусства. Как говорит искусство?
— использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства
на плоскости в изображениях природы;
— изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
— различать хроматические и ахроматические цвета;
— владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
— выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
— использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;
— моделировать цветок из простейшей базовой формы;
— создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность
— различать и изображать различные
виды линии горизонта;
— подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
— передавать воздушную перспективу
в пейзаже графическими и живописными
— применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема
— соблюдать пропорции человека и
особенности передачи его портрета;
— передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений
средствами рисунка и живописи.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
— видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
— использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
— передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
— осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и
отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность
— передавать настроение в пейзажах;
— соединять различные графические
материалы в одной работе над образом;
— изображать старинные русские города по памяти или представлению;
— создавать узоры народов мира;
— подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
— совмещать работу на плоскости и в объеме.
В предметной линии « Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе на ступени у учащихся будут сформированы:
У обучающегося будут сформированы:
— эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
произведения изобразительного искусства,
включая образы природы Земли;
— образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
— представление о труде художника, его
роли в жизни общества;
— приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран
(рубрика « П риглашение в путешествие»);
— интерес к художественно-творческой деятельности;
— понимание чувств других людей;
— первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
— понимание значения иллюстраций к
литературным произведениям (сказкам),
живописи в мультипликации;
— выражение в собственном творчестве
своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность
— нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
— представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
— интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
— принятия на первоначальном уровне
нравственного содержания произведений
— понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
— первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические
— позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
— принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной
— выполнять действия в устной форме;
— осуществлять контроль своего участия
в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность
— понимать смысл заданий и вопросов,
предложенных в учебнике;
— осуществлять контроль по результату и способу действия;
— выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
— выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия
— расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу
«Знакомство с музеем»);
— ориентироваться в способах решения
— читать простое схематическое изображение;
— различать условные обозначения;
— осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых, сверстников;
— сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного
Обучающийся получит возможность
— осуществлять поиск дополнительной
информации (задания типа «Найдите
на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);
— соотносить различные произведения
по настроению, форме, по некоторым
средствам художественной выразительности;
— соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
— выбирать из нескольких вариантов
выполнения работы приемлемый для себя;
— строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
— использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
— формулировать собственное мнение и
— выполнять работу со сверстниками;
— воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
— договариваться, приходить к общему
Обучающийся получит возможность
— контролировать действия других
участников в процессе коллективной
— понимать содержание вопросов и
— контролировать свои действия в
— проявлять инициативу, участвуя
в создании коллективных художественных работ;
— узнавать мнение друзей или одноклассников;
— вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению,
и выражать свое терпимо и убедительно.
Основные содержательные линии:
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. И скусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Формы организации учебного процесса и их сочетания:
индивидуальная (самостоятельная работа, творческая деятельность);
парная (практикум по работе с природным материалом и др.);
групповой (выполнение проектно-творческих заданий);
Виды контроля по усвоению учебного материала включены в календарно-тематический план.
Содержание учебного курса
Азбука рисования. Знакомство
с новыми графическими материалами
(Рисунок и графика. Штрих. Фон.
Фактура. Воздушная перспектива.
Горный, морской пейзажи)
Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков).
«Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров. Где-то там. » (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).
Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России творческая работа).
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Мир цвета. (Живопись цвета.
Иллюзия пространства. Ахроматические
и хроматические цвета. Противоположные
Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).
Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).
— Овладевать на практике основами цветоведения.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.
Искусство в человеке.
(Знакомство с композицией. Базовые
формы цветов. Детали рисунка. Роспись)
Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.
В мастерской художника: П руд в саду Моне (о творчестве К. Моне).
Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Изображать в объеме цветок способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Человек в искусстве.
(Иллюстрация. Портрет. Ракурсы.
Книжные иллюстрации. Стилизованный
Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.
Впечатление. Выражение: П ортрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете).
Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).
Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа).
Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).
В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов).
Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).
Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. П ушкина. Государственный музей палехского искусства.
Использовать характерные черты внешнего облика, пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.
Передавать характерные черты, внешнего облика
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Раздел программы, количество часов
Основные виды деятельности
Наблюдать цветовые сочетания в природе; Уметь создать образ по представлению;
Азбука рисования. Воздушная
Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);
Место встречи неба и земли
Белые сны севера, или бархатный песок юга
Запад есть запад, восток есть восток
Славный остров Гдетотам
Шум далекий водопада
Золотое кольцо России
Роза ветров (коллективная работа)
Хроматические и ахромотические цвета
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Понимать разницу в изображении природы в разное время суток, в различную по году.
Краски заката и рассвета
Краски на воде. Краски под водой
Красота подводного мира
Искусство в человеке. 7 ч
Базовые формы цветов
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы;
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами;
Продумывать и выстраивать композицию рисунка
И аромат цветов плывет…
Человек в искусстве. 10 ч
Ракурсы, зоны, точки
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;
Видеть и воспринимать красоту орнамента;
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;
Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)
Продумывать и выстраивать композицию рисунка
Маугли: жизнь в лесу (задание для мальчиков). Маугли: встреча с Ситой (задание для девочек)
Книга сказок (коллективная работа)
Знакомство с музеем Наша галерея.
Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства